Распространение христианства в Тамбовской области
Распространение христианства применительно к нашей Тамбовской области понятие достаточно широкое. Я бы отметил здесь два этапа:
Первый этап. Расселение «носителей» христианства, т. е. славян, в бассейнах рек Цна, Польной и Лесной Воронеж, Ворона
Одним из первых жителей Тамбовского края стали мордовские племена, поселения которых известны уже с VI в. После падения Хазарского каганата в причерноморские степи вторглись половцы. Постоянные набеги кочевников вынудили отходить мордву в бассейн реки Мокши под защиту лесов.
Первые славяне появились в наших краях видимо около X в. Но активное освоение началось со второй половины XII в. выходцами из Рязани. Они расселились в, бассейне рек Верхний Дон, Воронеж, Матыра, Цна и ее притоков Нару — Тамбов, Липовица, Кариан.
Русские люди, живущие в этих поселениях по берегам рек, были христианами. Об этом свидетельствуют многочисленные находки предметов христианского быта такие как: фрагмент энколпиона с изображением св. Елена, металлический образок, нательные кресты. О жизни христиан на Тамбовской земле в XIII в. свидетельствуют христианские захоронения, найденные при раскопках Никольского городища.
В этот и последующие периоды времени наши земли были пограничными, во-первых, для двух русских княжеств Рязанского и Черниговского, а во-вторых, со степными кочевыми народами половцами затем татарами. Сложно сказать сейчас насколько христиански просвещенной была в наших краях та часть русских людей, которая жила в этих многочисленных поселениях. Находки свидетельствуют о христианстве проживающих в этих местах славян лишь косвенно. Никаких предметов христианского быта найдено не было, а вот языческих амулетов, так называемых астрагалов нашли предостаточно. Во всяком случае, удаленность от религиозных центров могла сказываться в целом на уровне христианской жизни русских поселенцев и даже можно предположить, что часть из них находилась под влиянием языческой мордвы.
Расселение славян в Тамбовских пределах было прервано монголо-татарским нашествием. В XIV — начале XV в. начались массовые набеги татарских орд, территория некогда населенная русскими людьми стала приходить в запустение, так как, спасаясь от набегов татар люди, покидали насиженные места и уходили все дальше на север.
Второй этап. Активное миссионерство среди племен мордвы и татар в XVI — XVIII вв.
Начиная с XVI в. русские люди стали заново осваивать территории в бассейне р. Цны. И первопоселенцами в этих лесных местах стали монахи. Известно, что в Шацком уезде Свято-Никольский Чернеев мужского монастырь был основан старцем Матфеем в лесу на Мамышевой поляне в 1573 г. В этот год старец Матфей обратился с челобитной к царю Ивану Грозному с просьбой о наделении обители землей и о защите ее от враждебных татар.
Несколько позже было основано еще несколько монастырей и все они вели миссионерскую работу, просвещая языческую мордву. Сам старец Матфей крестил 20 мордовских семей.
Наиболее яркой фигурой XVII в. был архиепископ рязанский Мисаил, который прославился как яркий проповедник христианства среди мордвы. О лично посещал мордовские деревни, рассказывал о Христианской вере и крестил почти 4000 человек. В 1656 г. он отправился в свою последнюю миссионерскую поездку в Шацкий уезд. Несмотря на предупреждение, что его поджидают несколько сотен вооруженных язычников, святитель двинулся вперед из села Конобеево в деревню Янбирную (ныне Шацкий район Рязанской области). Апостольская проповедь была заглушена грубой мордовской бранью, свистом пуль и стрел. Одна из стрел выпущенная мордвином Горечишкой, пронзила левую руку и сердце архиепископа. Случилось это 14 апреля 1656 г. Мисаил стал первым мучеником тамбовской земли пострадавшим за веру во Христа.
Реалии XVII в. были таковы, что наши земли все больше втягивалось в сферу интересов молодого Русского государства. Тамбовская земля стала важным стратегическим рубежом на юго-востоке Русского царства и как следствие этого появление таких укрепленных городов как Тамбов и Козлов. К этому времени фактически на территории Тамбовщины проживало три народа: мордва, русские и татары. И поэтому теперь уже остро стоял вопрос о христианизации и мордвы и татар. Теперь это уже была не частная инициатива, а государственная задача.
Конечно же, нельзя сказать, что вся мордва была крещена в одночасье, процесс этот затянулся вплоть до XVIII в., но в целом можно констатировать, что протекал он мирно и успешно. Сложнее было с татарами. Миссионерская деятельность поначалу принесла некоторые успехи: по документам того времени мы знаем, что существовали целые деревни крещеной мордвы, были крещены знатные мордовские роды (Чолокаевы, Енгалычевы, Мансуровы и др.), однако затем эти усилия были ослаблены, так как изменилась политика государства в этом вопросе, да и само татарское население в тамбовских пределах составляло незначительное меньшинство (оно фактически было локализовано в Елатомском, Спасском и Шацком уездах).
К середине XVII в. Тамбовская земля от реки Воронеж до реки Цны покрыта сетью христианских поселений в каждом из которых есть приходской храм. При каждой церкви был участок земли, и видимо уже тогда стали появляться священнические династии, так как обучением своих детей духовенство занималось само и потому при выборе кандидата в священство предпочтение отдавалось именно детям духовенства.
Из курса лекций по истории Тамбовской епархии, прочитанный в Тамбовской духовной семинарии в 2003-2006 гг. преподавателем О.Ю. Лёвиным
© tambovdoc.ru