Четыре основания
Мы начинаем серию проповедей о четырёх животных, упоминаемых в Откровении и Книге Иезекииля. Я считаю, что лица этих животных символизируют аспекты Церкви и наших личных жизней, поэтому важно поговорить об этом.
Сегодняшняя проповедь называется “Четыре основания”, потому что четыре лица этих четырех животных являются основополагающими для любой Церкви и жизни любого человека. Кроме того, мы поговорим о том, что это не просто основания. Время от времени Бог возводит на этих основаниях, чтобы мы поднимались выше и выше в этих четырех областях.
Начнём с Откровения 4.
“1 После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. 2 И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; 3 и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.”
Яспис и сардис упоминаются в Исходе 28, где говорится, что священник имел наперсник с 12-ю камнями и каждый камень символизировал колена Израилевы. Яспис символизировал колено Рувимово. Рувим был первым сыном патриарха Иакова. Сардис символизировал колено Вениаминово, его последнюю войну. Итак, в Откровении говорится, что Сидящий был подобен яспису и сардису. Иными словами, это был Иисус, потому что Он Первый и Последний.
Поэтому, когда Израиль увидел эти камни, они знали, что Бог говорит о Первом и Последнем. В первой главе, когда Иисус являет Себя Иоанну на острове Патмос, где было написано Откровение, Он говорит, что Он есть Первый и Последний. “Я есмь Альфа и Омега, начало и конец…” Вот, что символизируют яспис и сардис.
Далее говорится, что вокруг престола была радуга. Радуга – это полукруг. В тексте же написано, что она вокруг престола, то есть полный круг. Радуга символизирует Божье обещание благодати. Круг обозначает исполнение данного обещания.
Обратимся к стиху 4.
“4 И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы”.
Большинство теологов считает, что 24 старца символизируют 12 колен Израилевых из Ветхого Завета и 12 Апостолов из Нового Завета.
“5 И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих;”
Чтобы узнать о духах Божиих, можно обратиться к Исайи 11:2-3: “и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела.”
Первый – Дух Господень, седьмой – страх Господень. Вы можете назвать остальные пять сами.
“6 и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. 7 И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. 8 И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет. 9 И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков, 10 тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря: 11 достоин Ты, Господи, принять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено.”
Вспомним 12 камней на наперснике священника, 12 колен Израилевых. Эти 12 камней также являются основанием Небесного Иерусалима.
Мы поговорим о том, что четыре животных олицетворяют основание Церкви и основание наших жизней.
Обратимся к 6 главе Откровения.
1 И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри.
3 И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри.
5 И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.
7 И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри.
Итак, животные умеют говорить. И они говорят: “Иди и смотри, раскрывающееся Откровение Иисуса Христа”.
Я верю, что многие люди упускают кое-что важное об Откровении. Некоторые говорят, что эта книга о конце времён. В этой книге действительно есть стихи о конце времён. Однако в ней также говорится о том, что было до грехопадения, до сотворения земли. На самом деле в Книге Откровение говорится о падении сатаны и трети ангелов. Это не будущее, это прошлое. Здесь также говорится о первом приходе Мессии, о рождении Церкви.
Таким образом, Книга Откровение говорит не только о конце времён, а о намного большем, мы же пренебрегаем ей, говоря, что её невозможно понять. Но мы не сможем понять Откровение, если будем думать, что это Откровение о конце времён. Чтобы понять эту книгу, достаточно взглянуть в её начало. Первые три слова: “Откровение Иисуса Христа…” Откровение 1:1
Здесь не говорится о конце времён.
Здесь сказано, что это Откровение Иисуса Христа.
Если вы будете читать Откровение, проигнорировав тот факт, что это Откровение Иисуса Христа, вы не поймёте сути этой книги.
Четыре основания Церкви
Четыре животных символизируют четыре основания Церкви.
Обратимся к Иезекииль глава 1.
4 И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, 5 а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, – и таков был вид их: облик их был, как у человека;
И в Книге Иезекииля и в Откровении говорится о четырёх животных. Обратите внимание на их лица.
10 Подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех.
15 И смотрел я на животных, и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их.
Это важный момент, так как колесо символизирует Святой Дух.
17 Когда они шли, шли на четыре свои стороны; во время шествия не оборачивались.
19 И когда шли животные, шли и колеса подле них; а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колеса.
20 Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух, и колеса поднимались наравне с ними, ибо дух животных был в колесах.
Итак, четыре животных, у каждого из которых по четыре лица: лицо человека, льва, орла и тельца. Орёл символизирует поклонение. Лев символизирует молитву и борьбу. Телец символизирует служение и смирение. Человек символизирует Христа, что значит благодать, милость. Куда бы ни пошёл дух, туда шли и животные. Не оборачиваясь.
Святой Дух ведёт нас, как Церковь, в какую сторону нужно идти, то есть на чём сосредоточиться, например, на благодати. Затем колёса поворачиваются и Дух говорит нам сосредоточиться на поклонении. Затем Дух хочет углубить наше понимание молитвы или смирения.
То же происходит и с каждым человеком. Иногда Бог направляет нас углубиться в молитву, иногда в служение и т.д.
Как это работает для Церкви? Святой Дух ведёт нас. Когда поднимаются колёса, поднимаются и животные. То есть Церковь фокусируется, например, на благодати, потом на молитве, потом на служении, потом на поклонении. И затем, когда мы снова фокусируется на благодати – мы переходим на более высокий уровень, поднимаемся выше. Снова фокусируемся на молитве – и мы уже на более высоком уровне. Мы переходим всё выше и выше.
Заметьте, что одно из четырёх лиц вам ближе. В каждой Церкви есть орлы. Орлы обожают поклонение. Если Церковь устраивает службу, которая будет длиться всю ночь, орлы обязательно придут. Для орла слишком длинных служб просто не существует.
На молитвенное служение обязательно соберутся все львы. Львы готовы молиться ночь напролёт.
Когда Церковь устраивает мероприятия, чтобы помочь матерям-одиночкам, посещает приюты для бездомных и т.п., тельцы всегда протянут руку помощи. Для тельцов главное – служить.
Люди имеют склонность сосредотачиваться на чём-то одном. И здесь следует быть очень аккуратным.
Представьте, человек приходит в Церковь и восхищается, в какой силе проходит служба. Это то, что он искал. Он чувствует, что наконец-то нашёл дом. Он счастлив. Но тут Дух перенаправляет фокус Церкви на служение. Человек приходит в замешательство. Ему кажется, что Церковь сбилась с пути. Затем Дух снова меняет направление. И снова. И когда Дух возвращается к поклонению, человек выдыхает с облегчением: “Слава Богу, Пастор наконец-то вернулся на правильный путь. Наконец-то услышал Бога. Наконец-то проповедует о поклонении.”
Но Дух хочет поднимать нас выше, Он хочет укрепить все четыре основания.
Я не раз видел, как люди приходят в новую Церковь и, если она сосредоточена на том, что они считают правильным, они присоединяются к ней. Но в какой-то момент Дух меняет направление. И люди уходят. Они находят другую, “правильную” Церковь. Через некоторое время Дух меняет направление…
И дело не в том, что поклонение не важно, дело в том, что Дух хочет поднять нас на новый уровень понимания всех четырёх основ.
Таковы четыре основания Церкви.
Четыре основания жизни
Мы будем говорить о четырех основаниях вашей жизни.
Обратимся к Иезекииль 3:12-14.
“12 И поднял меня дух; и я слышал позади себя великий громовой голос: “благословенна слава Господа от места своего!” 13 и также шум крыльев животных, соприкасающихся одно к другому, и стук колес подле них, и звук сильного грома. 14 И дух поднял меня, и взял меня.”
То есть здесь говорится не только об основаниях Церкви, но также об основаниях жизни каждого человека. Если вы не сильны в одной их этих областей, вы можете попросить Бога поднять вас выше.
Некоторые из нас любят поклонение, Божье присутствие. Чувствуют, что Бог дал им хорошее понимание Его благодати. Они служат, помогают. Но им нужно подняться на ступень выше в молитве. Они хотят усилить молитву за семью, за детей. Кто-то хочет усилить молитву за брак, бизнес… Это хорошо, потому что Святой Дух хочет направить вас на этот путь.
Таким образом, на этих четырёх основаниях должна строиться как Церковь, так и ваша собственная жизнь. В серии этих проповедей мы разберём каждое из оснований и заглянем, на каком этапе развития стоит каждый из нас. Увидим, может ли Церковь, каждый из нас, подняться выше в молитве, поклонении, смирении – служить другим, милости – стать добрее к другим, лучше понять милость, обрести более глубокое понимание, как прощать себя. Подняться выше.
Мне исполнилось 59 лет, 40 из них я хожу с Богом. За 40 лет хождения с Богом четыре основания стали для меня предупреждающими сигналами. Если человек не смиренен, он может упасть. В Притчах говорится, что гордость предшествует гибели, а надменность предшествует падению. Когда я вижу, что в жизни человека нет смирения, я понимаю, что человек может упасть. Когда я вижу законничество, но не вижу милости, я знаю, что человек может упасть. Если человек не молится, не поклоняется Богу, он может упасть.
За эти сорок лет я узнал и углубляю своё понимание об этих четырёх основаниях. Я вижу их в жизнях других людей, но я также должен оберегать их в собственной. Я должен нести ответственность за себя.
Бывали времена, когда я пел, но не восхвалял Бога. Можно сказать, я просто терпел. Я думал о чём-то другом, не о Боге. И однажды Бог мне даже сказал это во время службы, я просто почувствовал это в своём сердце: “Что ты делаешь? Я здесь, но ты смотришь не на Меня.”
Я вспоминаю одного своего близкого друга. Это было 25 лет назад. Он не любил службы. Это было заметно. Во время службы он посматривал на часы, временами он поднимал руки, но только потому что другие поднимали и он не хотел выделяться. Он закрывал глаза, но он не поклонялся Богу. Однажды я сказал ему об этом, спросил, почему Он не проникается Божьим присутствием. И он ответил, что он просто не такой человек, у него другой характер. Но, знаете, однажды мы пошли с ним на футбольный матч. И он преобразился. Вдруг тот же самый человек поклонялся с большим рвением. Он хлопал, он восклицал, он танцевал. Он поднимал руки. А мне говорил, что он просто не такой человек.
Однажды он ушёл от своей семьи. Совершил прелюбодеяние. Бросил жену. Женился снова. Развёлся. Женился ещё раз. Не знаю, что с ним сейчас, но последний раз я слышал о нём, когда он женился в 4-й или 5-й раз. Почему так вышло? Он не имел прочного основания. Он не понимал, что когда Бог являет Себя, единственное, что ты можешь делать, это поклоняться Ему.
Итак, таковы четыре основания Церкви и жизни каждого человека.
Поговорим о первом из них.
Основание благодати.
Я много проповедую о благодати. И я стараюсь включить её в каждое послание. Потому что сила греха – закон. 1 Кор. 15:56: “Жало же смерти – грех; а сила греха – закон”. Это очень сильный стих. Он требует долгих размышлений. Сила греха – закон. Другими словами, если я проповедую вам закон, значит грех имеет силу над вами, грех становится сильнее и сильнее. Чем больше я говорю не делать что-то, тем сильнее становится грех. Вы спросите, что может преодолеть грех? Ответ: любовь.
Видите ли, я верен своей жене не потому, что когда-то давно я стоял перед Пастором и давал обет, но потому, что я люблю её.
Любовь превосходит любое обязательство, которое я взял на себя на словах. Потому я много проповедую о благодати.
Почему человек символизирует благодать? Потому что человек олицетворяет Христа, через которого пришла благодать. В одном Евангелии от Матфея Иисус 30 раз назвал Себя Сыном Человеческим. Он первый дал Себе это имя. Потому что Он Бог, Который стал человеком. Если сосчитать, в Евангелиях Иисус называет Себя Сыном Человеческим 82 раза.
8 ибо Сын Человеческий есть господин и субботы. Матфея 12:8
13 Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Матфея 16:13
27 ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его. Матфея 16:27
11 Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Матфея 18:11
28 так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. Матфея 20:28
2 вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие. Матфея 26:2
Итак, Иисус есть Сын Человеческий. Почему Он олицетворяет благодать? Иоанна 1:17: “17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.”
Я хочу задать один важный вопрос. Насколько вы милостивы к самому себе? Проявляете ли вы милость к самому себе? Когда вы были спасены, вы обрели Божью милость. Но имеете ли вы её спустя годы? Бог всё также милует вас за ваши ошибки после того, как вы были спасены. Павел, путешествуя в Коринф, прибыл в Эфес (Деяния 19) и говорил “приняли ли вы Святаго Духа, уверовав?” Это хороший вопрос. Я размышлял о нём. На его примере можно задать следующий: “Приняли ли вы милость, уверовав?” Иными словами, представьте, кто-то рассказал вам об Евангелии и сказал, что все ваши грехи могут быть прощены. И вы, скорее всего, заплакали и подумали, что это невозможно, ведь вы плохой человек. Но вам ответили, что Иисус умер за ваши грехи и искупил их. И на вас будто снизошёл свет, и вы приняли Божью милость. Но принимаете ли вы милость Божию с тех пор как уверовали? Принимаете ли вы милость за свои ошибки? Не только за то, что вы сделали до уверования, но и после?
Вы можете проверить себя при помощи маленького теста. Проигрываете ли вы свои ошибки снова и снова у себя в голове? Провал на работе. Испорченные отношения. Неудавшийся брак. Неудачное решение. Несбывшаяся мечта.
Принимаете ли вы милость сейчас?
Поделюсь историей. Когда мы основали эту Церковь, дела шли в гору. И сатана начал нападать на меня. Мне было чуть больше 20 и я испытывал большие трудности в браке. Сатана начал увещевать меня: “Как ты можешь быть Пастором, как ты можешь направлять людей, когда твой брак терпит крах?” Мной овладевал жгучий стыд. Сатана нападал сильнее и сильнее. И я решил поделиться своими переживаниями с другими Пасторами. Они посоветовали мне обратиться за помощью и спросили, есть ли у меня кто-нибудь на примете. Я подумал о своём старом друге Томми, который был Пастором в другой Церкви. Я чувствовал, что он может помочь мне и решил, когда будет возможность, поговорю с ним. На следующее утро я зашёл в офис, и мой ассистент сказал, что мне звонил человек, который представился моим близким другом по имени Томми. Он сказал, что не хочет меня беспокоить, но у него для меня есть слово от Бога. Представляете? Я позвонил Томми, мы встретились, и он начал передавать мне послание. И затем он сказал: “Я не знаю, о чём речь, Роберт, я просто передаю то, что Бог сказал мне: “Но провал, который постиг тебя после уверования, искуплен Христом так же, как и те, что случились до твоего спасения. Ты должен простить себя.”
И я принял милость как христианин.
Мы принимаем милость, когда приходим ко Христу, но мы также нуждаемся в милости сегодня. И это одно из оснований, на котором вы можете построить свою жизнь.
Если в прошлом вы совершили ошибку, мысли о которой не дают вам покоя, обратитесь к Господу, скажите: “Я прошу Тебя, прости меня за эту ошибку. Я был не прав. Я согрешил. И я прошу Тебя, прости меня. Я принимаю Твою милость сегодня.”
И пусть со дня вашего спасения прошло время. А, быть может, кто-то из вас не простил себя за ошибки, которые вы совершили ещё до уверования. Но вы можете доверить их Христу.
Я хочу помолиться за вас.
Боже, я молюсь за каждого, кто видит это, где бы вы ни были, за каждый дом, каждый город, каждую страну, за всех людей. Я молю Святой Дух, чтобы каждый из нас принял Божью милость таким образом и в такой мере, которые Ты дал нам. Я молю Господа, чтобы ошибки нашего прошлого больше не имели над нами власти. Господи, мы принимаем Твоё прощение, Твою любовь, Твою милость и благодать. Во Имя Иисуса Христа. Аминь.
Пастор Р. М.
пер. Алёны Гальцевой