Вникай в себя и в учение
Я хотел бы прочитать вначале один стих Священного Писания: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4:16). Апостол Павел дает это наставление Тимофею, с которым был давно знаком, которому поручал ответственную часть служения, который уже чему-то научился. Надеюсь, он был не только крещен Святым Духом, но имел дарования от Господа, и все же такое поручение, на первый взгляд, кажется слишком примитивное. Но это ответственное поручение. Вникай в себя и в учение – не только на собрании, не только когда ты слышишь проповедь, но занимайся этим постоянно. В Иисуса Навина 1:8 сказано : «Да не отходит сия книга закона от уст твоих». Говорят, очень важно и хорошо Божие Слово читать вслух. Я с этим полностью согласен, но еще хотел бы что-то в дополнение сказать. Молодым людям как-то неудобно, и как-то боязно, и как-то стыдно говорить Слово Божие вслух, чтобы кто-то не сказал: «Вот, такой святой!» Но когда мы говорим вслух? Написано: «От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34). Когда мы переполнены этим словом, когда мы в него вникаем, когда мы выучиваем его наизусть, когда мы об этом думаем. А думаем мы о том, что нас тревожит, чему мы радуемся. Это очень важно и по этому можно судить, кто мы есть на самом деле.
Далее я хочу прочитать целый ряд текстов. «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2 Кор. 13:5). И перед хлебопреломлением мы это часто слышим: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор. 11:28). Это очень ответственно – испытывать себя, самого себя исследовать. «Ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все. Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» (1 Иоан. 3:20-22).
2 И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он – как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, 3 и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде. Мал. 3:2-3
Это очень важный фактор – испытывать самих себя и находить основание, опору для веры нашей. И когда это основание есть, надо сказать, это то, что вполне достаточно для нас. Господь Иисус Христос сказал: «Если имеете веру как с горчичное зерно…» Это очень маленькое зерно, но это чуть-чуть больше, чем ничего, так ведь? И если что-то есть, значит, на это можно рассчитывать, на это можно положиться. Но если сказать, что у меня ничего нет, может быть там и есть какой-нибудь затерянный рубль, если постараться и поискать, то, оказывается, это неплохое стартовое начало. Пусть это немного, но это что-то. И как раз вот это надо искать. То основание, на которое нам можно было бы положиться и довериться Господу.
Я еще прочитаю: «Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф. 5:10-11). «Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5:17). Мы разумные твари, нам от Бога дан такой дар – здравый рассудок и право свободного выбора. Мы можем анализировать ситуации, мы можем делать выбор. И надо сказать, что это большая привилегия, которую предоставляет нам Бог. Бог с нами считается, как с личностями, Бог вникает во все наши дела, мы небезразличны для Бога. И в то же самое время Бог считается с тем, что мы избираем. И конечно, это очень ценно в Божиих глазах, когда мы избираем Божию волю. Когда мы испытываем то, что благоугодно Богу. Итак, да испытывает себя человек. Это очень серьезно. «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2).
Нам Бог что-то хочет сказать и на протяжении всей нашей жизни Он ищет этого подходящего, удобного момента, чтобы нам открыть Свою волю и открыть Свое слово. И кто-то, бывает, восхищается и восторгается, когда вразумительный сон от Господа получает или Слово раскрывает ему глаза. Так или иначе, я соглашаюсь, что действительно это очень хорошо, когда Господь таким образом касается сердца. Но бывает это не похвально. Бывает, что в течение всего светового дня Бог не может достучаться до сердца и рассудка человека и только лишь в ночное время, когда он успокаивается, Бог может с ним начать Свой разговор. Жаль, что так мы бываем заняты и недоступны в течение дня. Но как раз в это время, когда мы в здравом рассудке, нам надо работать над самими собою и вникать в самих себя. Испытывайте самих себя, самих себя исследуйте, в вере ли вы. Вникай в себя и в учение, занимайся этим постоянно. И не сообразуйтесь с веком сим. Мы не можем говорить что-то о воле Божией, размышляя с позиции людей этого века. У них свои ценности, у них свои приоритеты. Ценности мира отличаются от ценностей Христианина, и это всем людям известно. Это известно людям этого мира, это и верующим людям известно, не надо здесь откровения свыше. Это так понятно, это так ясно.
Когда мы не сообразуемся с этим веком, но преобразуемся обновлением ума нашего, чтобы познавать, что есть воля Божия, благая угодная и совершенная. И очень непросто, оказывается, самих себя исследовать. Проще бывает вникать в учение, но и это непростая задача. И часто бывает современные Христиане со второго пункта начинают. Они вникают в учение. Они поступают в теологические институты, они, может быть, углубленно изучают Библию. Я не против этого, это как раз очень хорошо и очень важно. И я помню, на одном из занятий в институте нам говорили: «Наша цель – научить вас, чтобы вы могли рассуждать и мыслить над тем, что написано, чтобы вы не смотрели на Библию как на книгу истории или как на простую религиозную литературу, но чтобы вы могли мыслить, рассуждать над этим. И многие в настоящее время имеют ученые степени, и они очень хорошо знают богословие и сопутствующие науки. Но это еще далеко не все, на что обращает внимание Апостол Павел.
16 Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя. 1 Тим. 4:16
В послании к Евреям написано: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр. 4:12,13). Божие слово – оно живое слово и действенное слово. Вы заметили, я со второго пункта тоже начал читать. Очень важно начинать и обращать свое внимание на общение с Божиим Словом. И когда мы чтим его, когда мы с молитвой просим Божиего откровения и Божиего благословения, Господь благословит это слово. И это слово поможет нам увидеть самих себя. Мы иногда сами себя без Божиего Слова, без откровения свыше начинаем испытывать и исследовать.
Мне приходилось слышать рассказы многих, которые уверовали уже, но были преступниками и сидели в тюремных заключениях. Зайдите в тюрьму и спросите у любого осужденного, виновен ли он? И большая часть из них сразу же скажет, не задумываясь, что они здесь случайно и они совсем невиновны. И что люди необъективно их дело разбирали и несправедливо обвинили. Есть исключения, судьи действительно бывают несправедливы, обвиняют несправедливо, но все люди с пристрастием смотрят на самих себя и по-своему, своеобразно оценивают ситуацию. Ну, и иллюстрацией к этому так называемому «испытанию» можно взять Псалом 35: «Нечестие беззаконного говорит в сердце моем: нет страха Божия пред глазами его, ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его; слова уст его – неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро; на ложе своем замышляет беззаконие, становится на путь недобрый, не гнушается злом» (Пс.35:2-5). Действительно, у людей есть склонность, чтобы как-то лукаво, с пристрастием, необъективно ситуацию объяснить.
10 Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; 11 потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею. 12 Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания. Пр. 8:10-12
Я вспоминаю свою молодость: в начале 80-х годов я поступил на работу и мы работали в Минске в доме печати. Там было много всевозможной литературы, мы работали на окладах и у нас было много времени. В то время был большой дефицит художественной литературы, некоторые хотели иметь ее, чтобы читать, а некоторые – чтобы на книжной полке поставить, мода такая была, наверно помните, старшее поколение. И сотрудники мои тоже читали все ежедневные газеты, пока не перечитают, не пересмотрят, к работе не приступают. Они читают газеты, книги, ну а я – Новый Завет читаю и читаю. Я только на работу поступил, они смотрят, общаются, присматриваются ко мне, а потом говорят: «Коля, вроде бы ты не глупый, но послушай, сколько можно одну и ту же книгу читать и читать, ты что, только сюда приходишь читать?» – «Нет, я и дома читаю». – «Слушай, зачем? Сколько можно? Ты голову имеешь? Ты с ума сойдешь, сколько можно одну и ту же книгу читать и читать?» Я ответил: «Позвольте, я не просто читаю, я исследую». Сразу поняли. Бригадир, старый коммунист, говорит: «Не приставайте к человеку. Верит, – пусть верит, кто будет приставать, будет иметь дело со мной». Такой был разговор, но неверующему человеку этого просто не понять, что значит иметь жажду к исследованию Священного Писания. Я нисколько не жалею об этом, что я ради Слова Божиего, можно сказать, многое что променял, многое что не имел и этого вполне достаточно было в моей жизни тогда и в настоящее время, чтобы иметь сокровище неветшающее. Это Божия охрана, это Божия сила, это Божия премудрость, это Божие водительство. У нас не было таких больших проблем, болезней с детьми. Мы молились Богу, благодарили Бога. Конечно, проблемы, они встречались, и сейчас они есть, но я видел, что на все есть Божие определение. Какое великое счастье, когда мы ложимся и встаем с этим Словом, когда мы им питаемся, когда мы им дышим, когда мы исповедуем надежду на него! Когда мы уверены, что Бог слышит наши молитвы, потому что мы вникаем в самих себя, испытываем самих себя, и находим основание веры нашей и эту веру исповедуем, провозглашаем ее вслух. Это то великое и очень ценное, что нам предоставляет Господь, когда мы вникаем в Божие Слово.
И другая, ответственная сторона: без Духа Святого мы не можем вникнуть в самих себя. Один из великих мыслителей древности, Сократ, в свое время сказал такое крылатое изречение мудрости: «Познай самого себя». Узнать самого себя, кажется, кто лучше меня знает меня? Нет никого, и даже в Библии написано: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер. 17:9).
Дорогие братья и сестры, человеческое сердце, оно изворотливое и очень испорченное. И в то же самое время человек доброе может сделать с помощью Святого Духа и что-то может увидеть. До того, пока Дух Святой не касается, мы, кажется, этого и не замечали, мы, кажется, этого и не понимали, мы считали, что все нормально, что все вполне пристойно и мы нормальные, законопослушные граждане и неплохие в общем-то люди. Но когда Святой Дух касается, вдруг что-то происходит, глаза открываются на невидимое и мы видим самих себя, что внутри нас есть. Как раз к этому призывает нас Святое Писание, чтобы мы в самих себя вникали. И когда мы становимся на молитву, написано: «Непрестанно молитесь», то вникаем сами в себя в нашей молитвенной комнате. Когда мы смотрим на себя в свете Божиего Слова, когда мы просим: «Испытай меня, Боже, не на опасном ли я пути? Мне кажется, я прав, мне кажется, у меня все хорошо, но Господи, что Ты скажешь, что Ты откроешь?» Когда мы этим занимаемся постоянно, когда мы самих себя исследуем и испытываем, то сможем увидеть некоторое основание.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. 1 Кор. 2:11
Дорогая молодежь, вы говорите так негромко и так стесненно, что я здесь в большом собрании, а дома нас совсем немного. Не сгущайте краски, скажите просто и откровенно, во имя Господа Иисуса Христа. Господь сказал Гедеону: этого вполне достаточно – той силы, которая в руке твоей. И с этой силою иди, и ты поразишь Мадианитян, как одного человека. Гедеон прятался и пшеницу выбивал в точиле. Это совсем непригодное для этого место, это не то помещение, это не те условия, но это просто маскировка, чтобы никто не догадался. Обстоятельства вынуждали его так делать, и тут Господь говорит: «Ты иди, именно ты иди». Испытывающий себя, смотрящий в глаза Иисусу, имеющий веру в сердце своем, имеющий основание для своей ноги – ты можешь сказать с уверенностью, что у тебя все получится. Диавол говорит, что у тебя никогда ничего не получится, но хочу сказать, что у тебя многое что получится, когда будет с тобою Господь, когда пойдет впереди Господь. Этого вполне достаточно, Ему не нужны громкие титулы, Ему не нужно великое имя, Ему не нужны большие общества, для Него достаточно веры и верности посвященного сердца. Этого вполне достаточно, чтобы вся слава была приписываема Богу Единому, чтобы Его имя было благословенно. Это так просто и это так важно.
6 И сказал Ионафан слуге оруженосцу своему: ступай, перейдем к отряду этих необрезанных; может быть, Господь поможет нам, ибо для Господа нетрудно спасти чрез многих, или немногих. 1 Цар. 14:6
Да будет благословенно имя нашего Господа, когда мы молимся в нашей утренней молитве. Я надеюсь, вы об этом помните, у вас об этом говорили. Может быть, даст Бог и дальше сделать другие шаги веры. Может быть, мы выйдем вперед, и Господь будет с нами. Не будем на этом останавливаться, будем помнить, что за нашими шагами зорко смотрит наш противник. Будем помнить, что не все у нас будет так, как на гладкой, коврами устланной дорожке. Не все так прекрасно будет, но Господь будет с нами, и Он подаст Свою помощь, Он подаст Свою защиту, Он поможет нам при условии, если мы будем искренни и перед людьми, и перед нашим Господом. Да будет благословенно Его имя, будем открыты для Божиего Слова, будем открыты для Духа Святого, будем открыты друг для друга. Это проблема больших городов, это проблема тех, которые приходят и уходят. Они говорят: «Мы прихожане, мы приходим и уходим». Они просят и говорят: «Не надо к нам в гости», или «Не тревожь меня, не копай мою внутренность. Все, что вы видите, этого достаточно, а то, где я работаю, где учусь, чем занимаюсь – это не ваше дело». Это неоткрытое сердце, это не то, что хочет видеть Господь от нас. Господь хочет простоты и искренности, Господь хочет, чтобы мы были открыты друг для друга, открыты для Его Слова, открыты для Его Святого Духа. И когда мы увидим основание веры нашей, то сможем сказать: «Господи, то, что могли, мы сделали, а остальное сделай Ты». Тогда мы увидим действие Господа, увидим Идущего впереди нас. Мы это явно увидим, это в интересах Его Царства. Господь прославится, Его имя будет благословенно. Аминь.
Брат Коля (г. Минск, Беларусь)