Суламита

СУЛАМИТА

Но единственная – она, голубица моя, чистая моя. Песн. П. 6:9


Прежде, чем мы начнем подробно рассматривать Книгу «Песни Песней», нам будет также интересно и назидательно взглянуть на общую картину, как бы послушать мелодию этой книги, а потом уже останавливаться на отдельных, если так можно выразиться, аккордах. Как, иногда, случается нам выйти на прекрасную летнюю поляну и восхищаться нетронутой красотой и потом уже рассматривать каждый цветок, преклоняя свои колена, и наклоняясь лицом до земли. Только таким образом, смиряясь, открываются нам Божии истины. Да поможет и нам Господь увидеть все узоры и краски, обонять все ароматы, исходящие от книги «Песни Песней» (Соломона).

Как известно, Соломон изрек три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять (3Цар. 4:32). И в книге, о которой мы говорим, собраны наилучшие песни Соломона, т.е. песни из всех песней, которые он написал – наилучшие. Число «тысяча» может быть и действительным числом песен, составленных Соломоном, а также это число может быть просто числом, обозначающим множество. И то и другое мнение не затмевает того великого количества написанных Соломоном песен.


Скажи мне, ты, которого любит душа моя: где пасёшь ты? где отдыхаешь в полдень? к чему мне быть скиталицею возле стад товарищей твоих? П.П. 1:6


Далее, число «пять» указывает нам на малое количество лучших песен, наилучших из всех Соломоновых песен. Это не стихи только, но стихи с мелодиями, разные слова, но на одну мелодию, мелодию любви. В этих мелодиях звучат грустные и веселые ноты, а слова заставляют задумываться о любви нашего лучшего Друга – Иисуса Христа, Который «написал самую лучшую песню», написал Своей Кровью в наших сердцах о любви. Кому же царь Соломон адресует свои наилучшие песни? Кто является объектом внимания и любви? Скорее всего, это не вымышленный герой, а живущая по соседству, вблизи молодая девушка, на которую обратил свое внимание Соломон. Об имени этой девушки спорить не надо, оно известно – это Суламита (П. Песн. 7:1), но кто же эта девушка с таким прекрасным именем? А может быть это ее новое имя? Автор делает попытку узнать, кто же эта таинственная Суламита, которая, кстати, тоже составила, если хотите, «пять» песен для своего возлюбленного. Эти песни исходят из глубины ее любящего сердца, они полны ласки и нежности, в них звучат также ноты грусти и печали, ревности и любви.

Но обратимся к одному месту Священного Писания. «Когда царь Давид состарелся, вошел в преклонные лета, то покрывали его одеждами, но не мог он согреться. И сказали ему слуги его: пусть поищут для господина нашего царя молодую девицу, чтоб она предстояла царю, и ходила за ним, и лежала с ним, – и будет тепло господину нашему царю. И искали красивой девицы во всех пределах Израильских, и нашли Ависагу Сунамитянку, и привели ее к царю. Девица была очень красива, и ходила она за царем, и прислуживала ему; но царь не познал ее» (3 Цар. 1: 1–4). Как известно, у царя Давида было несколько жен, от которых родились дети. Была Ависага Сунамитянка женой Давида? Это спорный вопрос. Автор склоняется к тому, чтобы считать ее женой, от которой у Давида не было детей. Здесь уместно вспомнить случай, произошедший с Адонией, братом Соломона. Как мы помним, Адония был очень красив, он родился после Авессалома; Адония, возгордившись, говорил: «Я буду царем», но это его желание не осуществилось, так как царь Давид поклялся, что Соломон, сын Вирсавии, будет царем после него. Однако, как видно, Адония не успокоился в своих намерениях стать царем и хотел лукавством взойти на престол. Лукавство же Адонии заключалось в том, что он просил у Соломона руки Ависаги Сунамитянки, чтобы посредством ее все-таки создать себе мнение, что он царь, так как Ависага была, видимо, царской женою. Это понял Соломон, и Адония был убит. Какова же дальнейшая судьба Ависаги Сунамитянки. Об этом можно только догадываться.

Вся книга проникнута нечеловеческой чистотой во взаимоотношениях между юношей и девицей, которую не познал… (царь Давид – от автора). Прекраснейшая из всех девиц названа Суламитой, что означает «мирная».


О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные. П.П. 1:14


Её возлюбленный известен всем, всему миру, он прекраснее всех юношей, он бел и румян, его ласки лучше вина, и зовут его Соломон, что значит «сын мира». Книга «Песни Песней» являет собой прекрасную картину Божией премудрости, так как здесь собраны поэтические обороты, заставляющие читателей восхищаться сочными мазками кисти Божией. Например, Соломон называет прекрасной свою возлюбленную тринадцать раз и прекраснейшей три раза. Говоря о ланитах и ногах Суламиты, Соломон утверждает, что они прекрасны. Как же Суламита оценивает своего жениха? Только один раз она говорит: «О, ты прекрасен, возлюбленный мой» (П.Песн. 1: 15). Но тем не менее она называет его «Возлюбленный». И это слово употребляет двадцать три раза, сравнивая его с мирровым пучком, с кистью кипера, с яблоней, с молодым оленем и т.д. А Соломон называет Суламиту возлюбленной тринадцать раз, сравнивая ее с лилией, луною, солнцем, зарею и т.д. Автор отмечает, что все отношения, пожелания и признания в любви этой молодой пары совершаются на фоне виноградника, в винограднике. Слово «виноградник» в книге «Песни Песней» встречается четырнадцать раз, а слово «вино» – восемь. В этой книге говорится также и о виноградной лозе, намекая читателю на «истинную виноградную лозу». В книге оба возлюбленных желают описать красоту друг друга и не скупятся на сравнения, которые ярко подчеркивают те или иные достоинства обоих. Перед читателем возникает прекрасный прообраз Христа и Церкви. Плотские умы читателей увидят здесь лишь плотские отношения, они будут противиться тому, чтобы считать книгу «Песни Песней» Богодухновенной, но наше непризнание не лишит эту книгу той ценности и того откровения, которое Бог запечатлел в ней. «Все Писание Богодухновенно», – заявляет Апостол Павел. Да поможет и нам Господь за внешней аллегорией плотских отношений увидеть суть близости Христа с человеческой душой. Христос и сегодня лобызает и обнимает Свою невесту, которой суждено войти на брачный пир Своего Возлюбленного.


Ибо я ревную о вас ревностью Божиею, потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. 2 Кор. 11:2


А теперь мы начинаем подробное исследование книги «Песни Песней». Надеюсь, что перед нами будут открываться глубокие Божественные истины, лежащие под покровом прекраснейших песен двух возлюбленных. Да повеют на нас, читающих, ароматы не земных цветов, а цветов из будущего века, ароматы Святого Духа. Да поможет нам Господь заглянуть за завесы Соломоновы, которые и сами по себе прекрасны, но еще прекраснее тот, кто находится за ними – это сам Соломон. В книге «Песни Песней», впрочем, как и в каждой книге Ветхого Завета, мы можем встречаться с героями, которые своим поведением, характером, делами, очень ярко открывают нам Того, которому суждено было воплотиться, и, уже в Новом Завете, прийти и показать всему миру не тень, не образ, а Самого Себя – Божиего Сына.

Итак, перед нами восемь, я бы сказал, коротких глав. Почему коротких, спросите вы? Есть напитки, которые хочется пить и пить. Хочется, чтобы они не заканчивались, настолько они приятны. Суламита говорит, что вино услаждает, подкрепляет (П.Песн. 2:5, 7:10), но несмотря на все достоинства этого вина, ласки Соломона лучше. Слово ласка обозначает отношение к любимому человеку с нежностью, с почтением. Как мать нежно обращается с младенцем, так и Соломон ласкает свою возлюбленную. Будем помнить, что Иисус Христос, наш небесный жених, проявляет Свою ласку к каждому из нас. Он нежно касается наших сердец, нашего духа. Его прикосновения приводят нас к забвению всех мирских утех и развлечений, Его ласки лучше вина (П.Песн. 1:1). Имя Его сравнивается с разлитым миром или миррой. Мирра – сильно благоухающая смола миррового дерева, растущего в Аравии и Эфиопии. Она употреблялась для священного елея (Исх. 30:23), для притирания и курения (Есф. 2:12, П.Песн. 4:6, 5:5,13). Слово мирра в книге «Песни Песней» употребляется девять раз, и один раз мы встречаем слово «мироварник» (П.Песн. 3:6). Это немалое количество мест, говорящих о мирре и других ароматах, таких как нард, аир и корица, фимиам и шафран, позволяют нам почувствовать благоухание, исходящее из сада, принадлежащего Соломону. О Суламите же сказано, что она – жительница садов (П.Песн. 8:13) и если она благоухает, то это только потому, что она находится в саду Соломона, и вся ее одежда пропитана его ароматами: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание – это девять плодов духа (Гал. 5:22–23).

Искусный составитель мастей назван мироварником, он прекрасно знает количество, пропорции, одним словом, рецепт благовоний, которые могут привлечь Суламиту. Суламита, в свою очередь, привлекает своего возлюбленного не только ароматами, но и взглядом очей, и кудрями, и ожерельем на шее, а также множеством достоинств, на которые Соломон не может не обратить внимания.


Пленила ты сердце мое, сестра моя, невеста; пленила ты сердце мое одним взглядом очей твоих, одним ожерельем на шее твоей. П.П. 4:9


Перед нами возникает чудесный прообраз Господа Иисуса Христа, чье имя, как разлитое мирро. Его аромат распространяется вот уже две тысячи лет, достигая отдаленных уголков Вселенной и привлекая души в небесный дом. «…Царь ввел меня в чертоги Свои…», говорит Суламита. «Я черна, я смугла», – продолжает она, – «солнце опалило меня, но я красива, как шатры Кидарские, как завесы Соломоновы». Соломон заметил редкую красоту Суламиты. В свое время царь Артаксеркс искал себе достойную жену, и среди всех девиц он увидел Есфирь, которая привлекла его своим воспитанием, скромностью и смирением. Ниже Соломон скажет: «Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа; но единственная – она, голубица моя, чистая моя…» (Песн. П. 6:8–9). Три раза Соломон называет свою возлюбленную голубицей, и два раза говорит, что глаза ее голубиные. Голубь или голубица символизируют собой мир, простоту, кротость. Ной выпустил из ковчега голубя, который принес весть об окончании бедствия; голубей приносили в жертву Господу (лк. 2:24), (Быт. 8:11) и, наконец, Дух Святой в телесном виде, как голубь, нисшел на Иисуса, выходящего из вод крещения. Христос призывает нас быть простыми, как голуби (Мф. 10:16).


Дщери Иерусалимские! черна я, но красива, как шатры Кидарские, как завесы Соломоновы. П. П. 1:4


Итак, Суламита опалена солнцем, лучи достигали ее и сделали привлекательною для Соломона. В наше время многие девушки и женщины не хотят быть с белой, бледной кожей, и поэтому им приходится обнажаться и выставлять свое тело напоказ всему миру. Последствия от такого загара бывают плачевными: солнечный удар – хорошая плата за похоть. Но Суламита обретает расположение Соломона. Солнце Божией правды, лучи исцеления сделали свое благотворное действие: она привлекательна своею миловидностью (Песн. П. 7:7), она не желает быть скиталицею возле стад товарищей Соломона. Далее, по всей видимости, у Соломона была одна колесница, которую ему подарил фараон, либо она была приобретена им за деньги, но эта колесница была замечательна еще и тем, что в нее была впряжена прекрасная кобылица. Конечно, у Соломона было множество и колесниц и коней [«И все цари на земле… подносили ему (Соломону)…коней…И набрал Соломон колесниц и всадников; у него было тысяча четыреста колесниц и двенадцать тысяч всадников. Коней же Соломону приводили из Египта и из Кувы; царские купцы покупали их из Кувы за деньги Колесница из Египта получаема и доставляема была за шестьсот сиклей серебра, а конь за сто пятьдесят» (3 Цар. 10: 24–29), но особого внимания Соломона была удостоена кобылица, запряженная в фараонову колесницу. Чем же отличалась эта кобылица от других коней? Может быть, ожерельями или золотыми подвесками с серебряными блестками? Но, вероятно, ожерелья и подвески являлись наградой и украшением со стороны Соломона за послушание и верность. Наверное, Соломон испытывал удовлетворение и наслаждение, управляя колесницей. Апостол Иаков говорит в своем послании: “Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их…” (Иак.3:3). Соломон сравнивает Суламиту с кобылицей. Это не унижение, а напротив, возвышение возлюбленной невесты. Это и напоминание, что за верность и послушание Церковь Господа Иисуса Христа будет награждена. Да будет и каждый из нас готов ответить на зов нашего Господа. Суламита также спешит ответить сравнением на сравнение, она желает описать как можно ярче, кем является для нее возлюбленный: «Мирровый пучек – возлюбленный мой у меня; у грудей моих пребывает» (Песн. П. 1:12).

Мы знаем и можем испытать, что некоторые запахи связаны с какими-то конкретными воспоминаниями, например, запах соснового леса всегда возвращает кого-то в детство, возможно, к какому-то определенному событию. Иногда проходят десятки лет, но как только мы чувствуем какой-то запах, то тотчас перед нами появляется забытый образ… Суламита не желает думать о другом, она не желает обонять чуждые запахи. У грудей Суламиты находится пучек благовонной мирры, он источает аромат и всегда напоминает ей о Соломоне. У грудей – это значит у сердца, а для нас – в сердце, как сказал Господь: “вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом” (2 Кор. 6:16). И еще, Суламита продолжает: «Как кисть кипера (благовоние), возлюбленный мой у меня в виноградниках Енгедских».

Часть 2 ⇒


Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
0
Будем рады узнать ваше мнение.x