Самсон как прообраз Христа
Кто из нас не знаком с героем Библии Самсоном? Бог наделил этого человека великой силой, которая скрывалась в его семи косах и при необходимости проявлялась для освобождения Израильтян. О Самсоне можно говорить очень много. И хотя в его жизни были ошибки и падения, но он все-таки остался на страницах Библии как положительный герой. Сам Апостол Павел, вспоминая о героях веры, среди прочих имен, таких как Давид, Гедеон, Иеффай, Барак, Самуил, называет имя Самсон.
Чем же привлекателен этот Библейский персонаж? Одной из сторон его судьбы является то, что он напоминает нам об Иисусе Христе. И более того, можно уверенно сказать, что он, в отдельных случаях, прообраз Иисуса Христа. И действительно, между Самсоном и Господом так много общего: зачатие Господа было чудесным, а разве не чудо то, что неплодная зачала по слову Божию? Да, и в том, и в другом случае было явление Ангелов, несущих весть о зачатии и рождении:
«И явился Ангел Господень жене и сказал ей: вот, ты неплодна и не рождаешь; но зачнешь, и родишь сына» (Суд. 13:3). «И родила жена сына, и нарекла имя ему: Самсон. И рос младенец, и благословлял его Господь. И начал Дух Господень действовать в нем в стане Дановом, между Цорою и Естаолом» (Суд. 13:24-25).
«И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк. 1:30-31). «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк. 2:52).
Далее, Иисус Христос сказал о Себе, что Он Назорей: «Я отвечал: кто Ты, Господи? Он сказал мне: Я Иисус Назорей, Которого ты гонишь» (Деян. 22:8), и Самсон говорит о себе то же: «И он открыл ей все сердце свое, и сказал ей: бритва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди» (Суд 16:17). Искусные богословы могли бы отыскать еще что-то общее между Сыном Божиим и судьей Израиля Самсоном, но мы рассмотрим только кончину жизни обоих.
Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его. До исполнения дней, на которые он посвятил себя в назорей Господу, свят он; должен растить волосы на голове своей. Числ. 6:5
Как известно, Самсон вел освободительную войну с захватчиками Филистимлянами и при жизни своей перебил их немало. Однако при смерти свой Самсон ценою своей жизни погубил большее число Филистимлян, чем при жизни, да и пять владетелей Филистимских погибли также.
Во дни жизни Своей Иисус Христос совершал великие чудеса и знамения: Он прощал грехи и исцелял больных, изгонял бесов и воскрешал мертвых. Но Господь был распят, и люди думали, что с Его смертью все и закончится. Но это было далеко не так. Во-первых, смерть Спасителя лишила силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавила тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству. Во-вторых, Своей смертью Господь открыл верующим во имя Его свободный вход в вечную славу Своего Отца, к престолу благодати. Завеса в храме раздралась надвое посередине (Мф. 27:51), тем самым обнажив сокровищницу Божиих даров, даров Святого Духа. В-третьих, благодаря смерти и воскресению Господа Иисуса Христа, рожденная Церковь продолжила труд и служение Иисуса Христа, неся благую весть даже до края земли, исцеляя больных и изгоняя бесов. Как при смерти Самсона было больше погибших Филистимлян, чем при его жизни, так и через смерть Иисуса Христа совершается большее избавление рода человеческого. Иисус Христос сказал: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Иоан. 14:12).
Смерть Самсона была добровольной в пользу народа Божиего. Иисус Христос отдал жизнь добровольно, сказав: «Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Иоан. 18:10). Самсон не стал спасать себя, он не стал разрывать медные цепи, которыми был скован, и не стал поражать Филистимлян, хотя, безусловно, он мог это сделать. Иисус Христос, конечно, мог сойти со креста, но если бы Он сошел с него, то, возможно, кто-то и уверовал бы в Него, но тогда последующие роды лишены были бы спасительной благодати. Самсон искупил себя своею смертию. Иисус Христос Своею смертию искупил весь род человеческий.
Издали явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение. Иер. 31:3
Но главное сходство обоих спасителей мы видим в том, что они умерли с распростертыми руками. Распростертые руки говорят об открытом сердце, о желании обнять, о любви. Возможно, эта деталь ускользала от нашего взора, но давайте прочитаем: «И когда развеселилось сердце их, сказали: позовите Самсона, пусть он позабавит нас. И призвали Самсона из дома узников, и он забавлял их, и поставили его между столбами. И сказал Самсон отроку, который водил его за руку: подведи меня, чтобы ощупать мне столбы, на которых утвержден дом, и прислониться к ним. Дом же был полон мужчин и женщин; там были все владельцы Филистимские, и на кровле было до трех тысяч мужчин и женщин, смотревших на забавляющего их Самсона. И воззвал Самсон к Господу и сказал: Господи Боже! вспомни меня и укрепи меня только теперь, о Боже! чтобы мне в один раз отмстить Филистимлянам за два глаза мои. И сдвинул Самсон с места два средних столба, на которых утвержден был дом, упершись в них, в один правою рукою своею, а в другой левою. И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся всею силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей» (Суд. 16:25-30). Таким образом или действием Самсон пророчествовал о спасении рода человеческого, которое совершится через распятие Господа Иисуса Христа. И последнее: в обоих случаях спасение было достелено ценою собственной жизни.
Брат Яша