Самооценка
Сегодня мы поговорим о самооценке. Неправда, что человеку свойственно всегда оценивать себя и все свое выше настоящей цены. Нередки случаи, когда юноши или девицы занижают свои достоинства. Как в завышении, так и в занижении своего состояния принимает участие враг человеческих душ – сатана. От правильной самооценки очень много зависит, поэтому необходимо иметь тесный контакт с Богом: «… потому что Бог больше сердца нашего и знает все» (1 Иоан. 3:20). Значит, мы можем ошибаться или, лучше сказать, часто ошибаемся.
Давид, обращаясь к Богу, сказал: «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои, и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Пс. 138:23-24). Авессалом взвешивал свои волосы – это уже, кажется, вершина достоинства, но он имел гордое сердце. Господь взвесил Валтасара и нашел его очень легким. Написано: «Господь взвешивает души» (Пр. 16:2). Господь испытывает нас каждое мгновение и нас призывает к тому же: «Испытаем и исследуем пути свои, и обратимся к Господу» (Плач. 3:40). И еще: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте» (2 Кор. 13:5). На самом деле очень трудно поставить себе низкую оценку. Плотское «Я» никак не соглашается с минусами.
Как-то раз в наш дом приехал один брат из Финляндии. За беседой он взял в руки дневник моего сына-второклашки и стал смотреть оценки. Я заметил, как лицо брата не выражало восторга и радости, хотя в дневнике были одни пятерки. Напротив, на лице его была гримаса недоумения и растерянности: как это мы решили показать ему дневник сына, да к тому же с улыбкой показываем ему каждую пятерку. Но вскоре все встало на свои места – мы узнали, что в финских школах существует десятибалльная система, и пятерка по их шкале считается нашей двойкой, вот и все. Брат успокоился, погладил сына по головке, и мы продолжили беседу.
Что я хочу сказать этим примером? Мы живем в мире, в котором своя шкала морали, свои нормы поведения и отношений – свои весы и гири. Нам, как детям Божиим, открыта истина и высота Божиих стандартов. И нам не следует успокаивать себя тем, что мы Христиане, и что являемся «отличниками» среди «двоечников». Это очень хорошо, когда свет во тьме светит, и тьма не объемлет его. Очень хорошо, когда мы имеем доброе свидетельство от внешних. Но Господь измеряет Своих детей не шкалой ценностей этого мира, а Своим Словом, и вот тут- то нам важно не оказаться «двоечниками» и «второгодниками». Написано: «Во свете Твоем, мы видим свет» (Пс. 35:10). И здесь уже другие нормы, другие оценки. Здесь уже самый отличный становится негодным. Достаточно вспомнить пророка Исаию, увидевшего Господа Саваофа, Чье присутствие обличило его, и он сказал: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6:5). А вот оценка Божия «отличников» Израилевых: «Лучший из них – как терн, и справедливый – хуже колючей изгороди…» (Мих.7:4). Но это ни в коем случае не говорит о том, что в Израиле не было честных и справедливых, искренних и верных сынов. Все зависит от нас, на какие оценки мы претендуем, то есть по какой шкале измеряем себя: по шкале мира этого или по шкале Царствия Божия. Быть светом во свете – это удел совершенных. «Пятерки» этого мира есть «двойки» в очах Божиих.
Однажды на одном их молодежных собраний в нашей церкви я предложил каждому поставить себе оценку по пятибалльной системе за предмет «послушание Богу». Видно было, как молодежь была озадачена. С одной стороны, ставить себе двойку не хотелось, а с другой, совесть не позволяла завысить себе оценку. Нас было человек двадцать, и 90% из нас оказались «двоечниками». Себе я поставил «3 – », надеясь, что если и завысил свою оценку, то не на много. А что вы поставите себе?
Ниже я предлагаю вам поставить себе оценки по духовным предметам:
1. Послушание _________ 5. Милосердие __________
2. Смирение _________ 6. Воздержание _________
3. Кротость _________ 7. Верность ____________
4. Терпение _________ 8. Честность ___________
Желаю всем вам быть светом не только во тьме, но и во свете.
Брат Яша (г. С-Петербург)
Для размышления
Дорогие друзья, предлагаем вам поразмышлять над значением слов: щедрость, расточительность, скупость, бережливость.
Какие из вышеперечисленных качеств положительные, а какие отрицательные?
Порой нелегко найти грань, за которой скупость прикрывается бережливостью, а расточительность щедростью. Так в чем же отличие между двумя похожими внешне, но разными по сути состояниями? «Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет» (Пр. 11:24). «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9:6). «Нерадивый в работе своей – брат расточителю» (Пр. 18:9).
Интересное: