Притча о фарисее и мытаре. Луки 18:9-14
В Луки 18:9-14 Иисус “9 Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: 10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. 11 Фарисей, став, молился сам в себе так: “Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: 12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю”. 13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: “Боже! будь милостив ко мне грешнику!” 14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.”
Эта притча говорит нам о том, каким должно быть наше внутреннее состояние и отношение к себе, когда мы молимся. Мы видим двух совершенно разных людей. Фарисея, который верил в собственную праведность, вместо того чтобы признать, что он нуждается в Божьей праведности. Он также считал себя выше других. Цель этой притчи – показать нам, что мы должны проверить себя, чтобы убедиться, что у нас нет ложных убеждений и установок. В Библии приводится множество примеров, дабы мы могли уберечь себя и искоренить подобное поведение, если необходимо. В том числе от фарисейского высокомерия.
Христос осуждает гордость, с которой мы верим в нашу собственную праведность и смотрим на других сверху вниз. Всякий гордец, который превозносится над другими, идёт против Божьей воли. Путь к Божьей милости лежит через отказ от эгоизма и веру в Его милость. Смиренное отношение и искреннее раскаяние, которое мы находим в мытаре, – вот какую молитву Бог вознаграждает.
Два человека пришли помолиться. Отношение, проявленное в их молитвах, показало разницу между этими двумя людьми. Цель притчи: побудить нас исследовать наше собственное отношение во время молитвы.
1. Давайте посмотрим, как наш Господь изображает фарисея и мытаря в данной притче.
В Луки 18:9-10 говорится: “9 Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: 10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.”
Лука умалчивает об остальных. Разумеется, там были такие же, как фарисей, в толпе их, вероятно, было много.
Фарисей и мытарь обладали разными характерами, разным пониманием веры, по-разному видели себя и анализировали себя. Они оба пришли к Богу, но с разным отношением. Их профессии были совершенно разными, их по-разному воспринимало общество.
Предполагалось, что фарисей – религиозный человек, которого вполне естественно увидеть молящимся в храме. Чего не скажешь о мытарях, которые в глазах общества были нечестными людьми, предающими соотечественников. Первый высоко ценил себя за соблюдение закона, второй пришёл, чтобы просить о пощаде, чтобы покаяться за то, что был сборщиком налогов, многие из которых незаконно использовали свою должность в собственных интересах, используя других ради собственной выгоды. Таким образом, их роль в жизни общества также изображена совершенно по-разному.
Фарисей изображён как не очень хороший человек, мытарь – как очень плохой. Таким образом, они оба одинаковые грешники. Фарисей знал закон, но ему не доставало смирения, чтобы соблюдать его. Мытарь не претендовал на знание закона и не соблюдал его.
Фарисей изображал праведность, которой не обладал, претендовал на благочестие, которого не отображалось в его характере. Мытарь отрицал Бога и потому не повиновался Ему в своих действиях. Фарисей был религиозным лицемером, мытарь – мирянином, жившим вне Бога.
Они оба идут в один и тот же храм, чтобы помолиться. Оба заглядывают в свои сердца и размышляют о поступках. Их молитвы – результат индивидуального самоанализа. Молитвы показывают, как они судят о себе. Фарисей видит себя хорошим, праведным, законопослушным человеком. Мытарь – ужасным грешником.
2. Сначала давайте рассмотрим отношение и молитву фарисея.
Фарисей с гордостью вошёл в храм. Он стоял поодаль от толпы верующих, думая о собственной святости, о том, что он лучше всех них. Гордость держала его отдельно от остальных. Его молитва была полна самовосхваления и самолюбования. Обратите внимание, как часто он использует местоимение “я”. Он не осознаёт благодать, которую получает от Бога. Он полная противоположность раскаявшемуся и смиренному человеку. Именно раскаяние и смирение делают наши молитвы услышанными.
Фарисей сконцентрировался на том, чтобы оправдать себя перед Богом. Потому он говорил лишь о том, насколько он лучше других: “Фарисей, став, молился сам в себе так: “Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь…” (Луки 18:11). Это показывает нам насколько он отдалился от Бога, насколько сердце, задуманное полниться любовью и состраданием к другим, забыло о своём предназначении.
В Иоанна 8:44 осуждающее отношение фарисеев заставило Иисуса сказать: “44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.” Многие из них не желали слышать правду. Вот почему их действия всегда были направлены против Иисуса. Очевидно, они были под влиянием дьявола, а не Бога Отца.
Это предупреждение и для нас. Когда мы не прислушиваемся к истине Слова Божьего, искуситель, отец лжи, может легко обмануть нас, ввести в заблуждение или повлиять на нас. Итак, на примере фарисея мы можем понять, каким образом дьявол подкрадывается к нам и пытается повлиять на нашу жизнь.
Он с гордостью смотрел на других, не чувствуя ни любви, ни милости, которую Бог чувствует к потерянным грешникам. Павел, который когда-то был фарисеем фарисеев, признавал себя самым большим грешником. Однако этот фарисей заявляет Богу, что он чист от всех форм зла: он не такой какой как “грабители”, то есть чиновники, несправедливо принуждающие угнетённых людей больше, чем следует. Он не был несправедлив, как те, кто несправедливо относятся к другим. Он не такой как прелюбодеи, которые нарушают закон в глубочайшем смысле. Вероятно, он не был виновен ни в одном из этих грехов. Но он был повинен в убеждённости в собственной праведности и в том, что не желал Божьей милости погибшим грешникам.
“Или как этот мытарь”, – говорит он. То есть фарисей презирал мытаря и видел его виновным во многих грехах. Потому он считал себя намного лучше. Подобное отношение идёт вразрез с повелением Иисуса идти и научить других.
Он выпячивает тёмную сторону мытаря, чтобы преподнести Богу собственные добродетели в более выгодном свете. Фарисей оправдал себя перед Богом, основываясь на том, что соблюдает закон. Он не благодарил Бога за восполнение нужд и не исповедовал грехи. Он не говорил о своей зависимости от Бога и не чувствовал смирения.
Прежде чем Павел получил откровение о Христе, он считал, что может добиться праведности делами. После того, как Павел принял Христа, он принял божественную праведность по вере (Фил. 3:4-9). Он осознал, что ему совершенно нечем гордиться. В Гал. 6:14 Он сказал: “А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира”.
Тор Квист
перевод Алёны Гальцевой
Часть 2