«Пришед в себя…» Часть 2
Когда человек выходит из себя?
Первый пример – когда Иаков убегал от Лавана, своего тестя. Тесть его догнал, искал идолов – не нашел. Написано: «Иаков рассердился, и вступил в спор с Лаваном» (Быт. 31:36). Я хочу вам показать из Писания, что не только такой человек, как отступник, так поступает, но это бывает в повседневной жизни Божиих людей. Сам Бог сказал: «Я Бог Иакова», но и в жизни этого Божиего человека были такие нехорошие ситуации. Мы не должны им подражать, мы ясно должны видеть, где люди ошибались и где Бог предпринимал все усилия, чтобы этих людей вразумить и вернуть в сознание.
Итак, здесь говорится: «Иаков рассердился, и вступил в спор с Лаваном. И начал Иаков говорить, и сказал Лавану: какая вина моя, какой грех мой, что ты преследуешь меня? ты осмотрел у меня все вещи, что нашел ты из всех вещей твоего дома? покажи здесь пред родственниками моими и пред родственниками твоими; пусть они рассудят между нами обоими. Вот, двадцать лет я был у тебя; овцы твои и козы твои не выкидывали; овнов стада твоего я не ел; растерзанного зверем я не приносил к тебе, это был мой убыток; ты с меня взыскивал, днем ли что пропадало, ночью ли пропадало. Я томился днем от жара, а ночью от стужи; и сон мой убегал от глаз моих. Таковы мои двадцать лет в доме твоем. Я служил тебе четырнадцать лет за двух дочерей твоих и шесть лет за скот твой; а ты десять раз переменял награду мою. Если бы не был со мною Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака, ты бы теперь отпустил меня ни с чем. Бог увидел бедствие мое и труд рук моих, и вступился за меня вчера» (Быт. 31:36-42).
Скажите, он правду говорит или нет? Конечно, правду. Но я думаю, что Богу не нравится то, что он говорит. Потому что Бог смотрит не только на слова, которые мы говорим, но на дух, который побуждает нас говорить. Когда друзья Иова пришли к нему и говорили, одному из них он говорит: «Чей дух исходит из тебя?» (Иов. 26:4). Дух Божий побудил тебя это говорить или дух сатанинский побудил тебя говорить такие слова? Твои слова совершенно справедливы, но, обратите внимание, говорить правду – это еще не все. Смотря в каком духе человек говорит эти вещи. И в данном случае, прежде чем он начал говорить, написано: «Иаков рассердился и вступил в спор с Лаваном».
Бог никогда не стоит на стороне рассерженных людей. Когда человек рассердился, этим самым он вышел из себя, а когда он вышел из себя, Бог думает об одном, как этого человека возвратить. И когда человек вышел из себя, смотрите, как он рисует свою жизнь: у него такая несчастная жизнь, столько много бед, трагедий, неудач, скорбей, и во всем этом виноват единственный человек Лаван. «Если бы не ты, у меня все было бы иначе, но во всех бедах виноват ты». Так тут можно понять между строк.
14 Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. 15 Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, 16 ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Иак. 3:14-16
Так и некоторые Христиане, бывает, обидятся и говорят: «Это из-за него, это он виноват. Вот если бы не он, то все было бы иначе!» И Бог очень быстро привел Иакова в себя. Только они попрощались с Лаваном, как к Иакову приходит вестник: «Идет твой брат, Исав, и с ним четыреста вооруженных человек». Иаков очень испугался и смутился: «И сказал Иаков: Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака, Господи, сказавший мне: “возвратись в землю твою, на родину твою, и Я буду благотворить тебе!” Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему; ибо я с посохом моим перешел этот Иордан; а теперь у меня два стана» (Быт. 32:9-10).
Итак, смотрите, как он совсем по-другому посмотрел на свою жизнь. Совсем иначе он только что говорил, что все беды на его голову, все горе, все несчастье; служба, зной, холод, штрафы – все, а тут вдруг говорит: «Господи, да я недостоин всех милостей, я ведь сюда пришел с пустыми руками, с одним посохом. Оказывается, Лаван и не такой уж плохой человек, потому что, хотя я и накопил много стад, но все это размножаться с чего-то началось! От стад Лавана, не от моих стад, ведь у меня не было ни одной головы. И дети мои, двенадцать сыновей и дочь, чьи это дети? Отчасти это и потомство Лавана, потому что он дал мне двух своих дочерей и двух служанок. Не совсем у меня плохая жизнь оказывается! Господь ко мне так много милости являл, а я думал, что я самый несчастный человек!»
И когда человек начинает понимать, что он недостоин всего, то его это приводит в себя. Иаков испугался Исава. Произошла перемена во внешних обстоятельствах. То он чувствовал себя героем, а теперь все геройство прошло. Он понял, что он теперь зависит только от Бога, и если Бог милость не окажет, то он может всего сейчас лишиться. Он очень испугался и подумал, что если Исав нападет и побьет один стан, то другой может спастись, и он своих людей на два стана разделил. Он понял, что Исав может уничтожить все.
И вы знаете, когда человек приходит в себя, он говорит это слово, которое произносили Иаков и блудный сын. Они оба произнесли: «недостоин». Видите ли, когда человек возмущен, когда он ропщет, когда он завидует, когда он обижается, то этого не происходит по одной причине: он вышел из себя, чего-то ему кажется мало, чем-то он недоволен, за что-то он неблагодарен, чем-то он возмущен, чему-то он завидует. Когда он приходит в себя, то понимает, что он даже этого недостоин.
Давид говорит: «Когда взираю я на небеса Твои, – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс. 8:4-5). А если мы посмотрим на Христа, то кто мы такие, что Сын Божий ради нас приходил на землю, ради нас, недостойных людей, полных грехов, лукавства, всякой мерзости, разврата, нечистых мыслей, чувств. Он пришел – чистый и святой Божий Сын, умирал за нас на кресте, взял на Себя всю нашу вину, безропотно отдал Себя на истязание, чтобы нам открыться. Он видел всю нашу жизнь, Он наблюдал за нами, Он видел наше рождение еще от чрева матери, Он видел все наши года, как мы блуждали в этом мире, прилагая грех ко греху, но Он открылся нам, Он позвал нас. Когда мы вошли в Его дом, нам было здесь так хорошо, так сладко, так радостно! Мы обо всем забыли, и это была первая любовь. Мы за все были готовы благодарить Бога, все отдать Ему, как Павел говорит: «Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне» (Гал. 4:15). Но наступает время, когда человек начинает выходить из себя, и это беда.
3 Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание? Пс. 143:3
Я прочитаю еще одну историю, которая говорит, как один человек вышел из себя. И это был великий человек в Израиле, это был человек, о котором Давид сказал: «Не муж ли ты, и кто равен тебе в Израиле?» (1 Цар. 26:15). Вы знаете, что Авенир был братом Саула. Он был достойнейшим начальником, потому что под его предводительством много побед было одержано. Давид понимал, что лучшего военачальника, чем Авенир, в Израиле не найти. И даже тогда, когда Саул уже умер и Давид начал царствовать, десять колен Израилевых держались Авенира. Это говорит о том, что у Авенира был большой авторитет, и этот авторитет не был куплен деньгами, а был жизнью подтвержден.
И вот однажды, здесь говорится, что он вошел к наложнице брата своего умершего, к Рицпе. А Иевосфей, сын Саула, говорит: «Зачем ты вошел к наложнице отца моего?» «Авенир же сильно разгневался на слова Иевосфея, и сказал: Разве я – собачья голова? Я против Иуды оказал ныне милость дому Саула, отца твоего, братьям его и друзьям его, и не предал тебя в руки Давида, а ты взыскиваешь ныне на мне грех из-за женщины. То и то пусть сделает Бог Авениру, и еще больше сделает ему! Как клялся Господь Давиду, так и сделаю ему: отниму царство от дома Саулова, и поставлю престол Давида над Израилем и над Иудою, от Дана до Вирсавии» (2 Цар. 3:7-10).
Видите, когда человек вышел из себя, превознес себя в своих очах, он говорит: «Разве я собачья голова? Бог сказал Давиду, что Он отдаст ему, а я это сделаю, все колена соберу и отдам Давиду, что Бог ему обещал». Но Богу не нравится эта гордость. Вы знаете, что если Бог обещал отдать, то Он и отдает. Но смотрите, слова «собачья голова», они сыграли роковую роль в его жизни.
Когда через несколько дней Давид шел за гробом этого прекрасного и великого человека, он плакал и говорил: «Смертию ли подлого умирать Авениру? Руки твои не были связаны, и ноги твои не в оковах, и ты пал, как падают от разбойников. И весь народ стал еще более плакать над ним» (2 Цар. 3:33-34). Слова: «смертью ли подлого умирать Авениру» что обозначают? Что он умер именно смертью подлого человека. Неужели Авенир достоин такой смерти? Но он сам себя приговорил словами: «Разве я собачья голова?»
Иногда Христианин именно так говорит: «А что ты меня сравниваешь? А что ты мне говоришь? Ты про меня такое?» Это Богу не нравится. Когда Давид вышел навстречу Саулу, когда тот за ним гонялся, и что он ему сказал? «Против кого вышел царь Израильский? За кем ты гоняешься? За мертвым псом, за одною блохою» (1 Цар. 24:15). Когда у человека добрый порыв, то он готов сказать: «Я – мертвый пес, я – блоха», но как только его гордость заденут, то он говорит совсем другое: «Что, разве я – собачья голова?» И Бог это видел, и это не проходит бесследно. Очень страшно выходить из себя. В данном случае он вышел из себя из-за гордости.
3 По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. Рим. 12:3
Давид, о котором я сейчас начал говорить, он тоже однажды вышел из себя. Бог сказал ему: «Я помазал тебя в царя над Израилем, и Я избавил тебя от руки Саула, и дал тебе дом господина твоего и жен господина твоего на лоно твое, и дал тебе дом Израилев и Иудин, и, если этого мало, прибавил бы тебе еще больше: зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его?» (2 Цар. 12:7-9). И чтобы Давид пришел в себя, Бог послал ему Нафана. Давид согрешил, он вышел из себя. Он как бы не был доволен своими женами, и ему хотелось еще лучшую жену.
Нафан рассказал ему притчу: «В одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный. У богатого было очень много мелкого и крупного скота; а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую, и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь. И пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить обед для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему. Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это. И за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания. И сказал Нафан Давиду: ты – тот человек» (2 Цар. 12:1-7).
Давид сначала не понимал, что это про него речь. Если бы понимал, он не сказал бы так. Но видите, так бывает: человек выйдет из себя и не замечает своего состояния. Хотя у Давида свежесть пропала, он истомился, он искал Бога и нигде не находил, ему было так тяжело, кости его обветшали от вседневного стенания, но в себя он придти не мог, пока Нафан не показал ему картину. Когда он вынес приговор себе, он понял, как ужасно он поступил.
10 Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, 11 ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится. Лк. 14:10-11
Я говорю сегодня о том, что Бог больше всего ценит, чтобы человек был в сознании. И это сознание не просто должно быть человеческое, а Божественное, потому что мы приняли не духа мира, а Духа от Бога, и Дух от Бога бодрствует над тем, чтобы в нас пребывало сознание Христа, чтобы мы никогда не потеряли этого прекрасного качества, как воздержание, и в других переводах, как обладание собой или самообладание. Человек должен обладать собой. Когда человек не может обладать собой и предается своим чувствам, какие бы они ни были, он выходит из себя. И когда он выходит из себя, он может наделать много глупостей.
Богу ничего не жалко, лишь бы только привести человека в сознание, потому что человек, который пришел в себя – это спасенный человек. И когда в церкви пребывают люди, потерявшие сознание, Бог подобен отцу, который смотрит на дорогу и ждет, когда же сын мой вернется? Когда в церкви возвращается сознание какому-то человеку, то он говорит: «Господи, я обижался, а не больше ли Ты мне простил, чем этот человек мне причинил боль, не больше ли я причинил Тебе боли? О, Господи, Ты мне дал вечное царство, могу ли я чему-то завидовать?! Прости, что я завидовал», и так далее. Когда у человека открываются глаза, тогда он говорит: «Господи! О, прости меня, недостоин я всех милостей и благодеяний Твоих!» Но до тех пор, пока человек вне себя, он будет роптать, недовольствовать, возмущаться: «Господи, а это за что? Почему Ты это допустил? Почему у тех лучше, чем у меня? Почему у меня такая судьба?» Вы знаете, все это слова человека, вышедшего из себя. И Богу еще придется что- то допустить, чтоб человек пришел в себя.
Пока сын был мертв, разве отец помогал ему, разве посылочку ему оформил или бандерольку, хоть письмо, хоть денежек каких-то послал ему? Нет. Он для него был мертв. Когда сын пришел в себя и раскаялся, отец сказал: «Дайте ему все лучшее. Теперь я вижу, что мой сын со мной, и все мое принадлежит ему. А до сих пор он был потерянный для меня».
16 Тогда забудешь горе: как о воде протекшей, будешь вспоминать о нем. 17 И яснее полдня пойдет жизнь твоя; просветлеешь, как утро. 18 И будешь спокоен, ибо есть надежда; ты огражден, и можешь спать безопасно. Иов. 11:16-18
Я хочу сегодня сказать, может быть, и вы ходите в церковь, но вы потеряли всякую радость, всякий мир, всякое довольство по какой-то причине, возможно, вы где-то вышли из себя и потеряли сознание: теперь вы недовольны, у вас утратилась радость, вам не за что благодарить Бога, вам кажется, что другие живут лучше, а у вас все хуже и хуже это признак, что вы действительно потеряли сознание.
И если вы покаетесь и скажете: «Господи, возврати мне сознание. Я хочу снова иметь благодарное сердце, то сердце, которое любило Тебя, благодарило Тебя за все, которое радо было следовать за Тобою везде». Тогда вы снова ощутите, как это прекрасно – быть в доме Отца.
Еще вчера блудный сын ночевал вместе со свиньями, еще вчера от него пахло навозом, еще вчера он был голоден, еще вчера будущее было мрачным, а сегодня – дом, наполненный огнями, улыбка отца, друзей, родных, накрытый стол, лучшая одежда, дорогой перстень. «Я снова вижу, как это прекрасно – быть в доме отца. А еще вчера я думал, что моя жизнь ужасней всех на земле». Все заключалось в том, что нужно было придти в себя.
Я уверен, что рано или поздно, но Господь займется каждым из нас. И кто сегодня еще без сознания, и кто сегодня еще живет в ропоте, в обиде, в недовольстве, в зависти, в раздражении, – придет день, и он прозреет. Он падет и скажет: «Господи, прости меня! Я был похож на блудного сына. Да, я не уходил из церкви, я не был среди свиней, но в душе моей я чувствовал себя точно так же скверно, как блудный сын. Как же Ты терпел меня так долго, как же Ты прощал меня много, как же Ты оберегал меня и призывал к покаянию? Я благодарю Тебя, я ничего не достоин!» Давайте об этом помолимся.
Брат Коля (г. Пермь)