Праведность Божья открылась нам. Римлянам 3:21-26
Часть 1
Сегодня мы читаем Римлянам 3:21-28. Однако, прежде чем мы перейдем к этому отрывку, важно вспомнить, о чём в целом говорится в Послании к Римлянам.
Эта книга посвящена благой вести о том, что Бог спасает через веру в Иисуса Христа. Мы узнаём об этом в Римлянам 1:17, где Апостол Павел пишет: “праведный верою жив будет”. Для Павла это было чрезвычайно важным и волнующим откровением: мы оправданы верой.
Что значит быть оправданным верой? Это значит, что тем, кто верует в Иисуса Христа, Бог предлагает бесплатный дар, благодаря которому люди могут быть спасены и примирены с Богом. Всякий, кто уверует, будет прощён за свои грехи. Вы можете быть абсолютно уверены, что будете спасены, потому что спасение не от человека, а от Бога.
Но вера в Христа даёт куда больше. Верующие облачены в праведность Христа и являются праведными в Божьих глазах. Вы становитесь праведным, и это даёт вам право быть в святом и праведном присутствии Бога. Павел очень рад получить это откровение от Бога.
Итак, теперь давайте прочтём наш отрывок:
“21 Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, 22 правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, 23 потому что все согрешили и лишены славы Божией, 24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, 25 которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, 26 во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.” Римлянам 3:21-26
1. В Римлянам 3:21-22 говорится: “21 Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, 22 правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия…” Пророки Ветхого Завета предсказывали приход Иисуса. После того как Иисус был распят и воскрес, нам открылся новый путь к спасению: спасение по вере в Христа “независимо от закона”.
В римлянам 3:21 говорится о законе, который Бог дал Моисею для Израильского народа. Но израильский народ был не в состоянии соблюдать его. Они снова и снова терпели неудачу. Это происходило потому, что люди не способны жить по закону при помощи собственных усилий. Люди не могут жить по закону и на этом основании претендовать на Божьи благословения. Они потерпят полное поражение.
Что касается всей человеческой расы, Бог не оставил Себя без свидетеля. В Римлянам 1:20 говорится: “Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны”.
Павел также утверждает в Римлянам 2:14:15: “14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: 15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую”. Итак, закон совести написан на сердце каждого человека.
Тот факт, что закон совести написан в наших сердцах, подразумевает моральную ответственность отличать добро ото зла. Совесть имеет божественное происхождение, но степень, в которой человек прислушивается к ней, для каждого своя. Однако совесть слаба, а её голос звучит в падшем мире. Потому как бы человек не старался, он не способен жить безгрешной жизнью.
Потому человеческие усилия, будь то по закону Израиля или совести, написанной в наших сердцах, не способны удовлетворить Бога. Это подводит нас к тому, что говорится в Римлянам 3:23: “потому что все согрешили и лишены славы Божией”. Таким образом, требовалось решение, как спасти людей от греха.
Людям нужен был способ приблизиться к Богу, который не будет зависеть от их собственных усилий. И Бог создал этот путь через веру в Иисуса Христа. В Римлянам 3:22 написано, что Бог обеспечил правду Божию через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих.
Апостол Павел подчеркивает, что “ныне” дана “правда Божия”. Евреи пытались создать праведность, соблюдая закон. Другие пытались удовлетворить Бога, живя правильной жизнью. Но Павел показал, что все это напрасно. “Ныне” же открылся новый путь. По вере в Христа наши грехи прощены, а мы облачены в Божью праведность. Нам также дан Святой Дух, чтобы помочь жить праведной жизнью.
В Римлянам 3:20 Бог говорит: “20 потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех”. Так почему же Бог дал нам закон? Очевидно, что закон был дан не для того, чтобы спасти нас, потому что люди не способны ни соблюдать его, ни оправдаться им. Однако закон был дан нам для того, чтобы мы имели знание о грехе.
Таким образом, утверждение “независимо от закона” в стихе 21 не означает, что закон не имеет более значения и не применим. Через закон мы осознаём грех. Он также даёт нам осознание того, что нам никогда не достичь спасения собственными силами, или деяниями, или правильностью, или моралью. Мы не можем сделать ничего, чтобы спасти себя. Потому закон всё ещё служит своей цели. Только Иисус способен спасти нас, потому что Он полностью соблюдал закон от нашего имени.
Итак, закон был дан, чтобы мы осознавали, насколько мы грешны. Цель закона – показать нам, что мы отчаянно нуждаемся в Спасителе. Это великая цель закона. И по милости Божьей Иисус пришёл в мир, чтобы спасти нас. Он один способен избавить нас от греха и спасти навеки. Вот почему люди не могут полагаться на собственную правильность и не иметь нужды в Христе и Его крови.
До прихода Иисуса путь спасения был неясен. Но ныне через Христа пришло откровение. Почему это настолько важно? Потому что через Христа Бог прощает грех и облачает верующих в Его праведность. Мы обретаем в Нём радость.
2. Иисус спасает нас от Божьего гнева. В Римлянам 1:18 говорится: “Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою”. Поскольку Бог свят и праведен во всех отношениях, Богу противны все формы греха. Вот почему гнев Божий должен излиться на все грехи, не покрытые кровью Иисуса.
К примеру, Бог прогневался в Эдемском саду. Адам и Ева были созданы совершенными и наслаждались жизнью и общением с Богом в раю. Но они поддались дьяволу-искусителю и ослушались Бога. И Бог сказал им, что с ними случится из-за греха. Они были изгнаны из райского сада. Это самое трагичное проявление Божьего гнева, которое когда-либо случалось, потому что именно поэтому всякий человек был рождён во грехе.
Итак, нам открылся Божий гнев. Вспомним также благочестивого мужа Моисея. Поскольку Моисей ударил по скале вместо того, чтобы обратиться к ней, как повелел Господь (Числа 20:8-12), он ослушался Бога. В результате чего ему было позволено лишь увидеть обетованную землю, но запрещено войти в неё (Второзаконие 32:52). Таким образом, Бог показал, что грех имеет последствия. Вот почему Иисус должен был быть наказан за наш грех. Но когда люди отказываются слушать Бога, решают жить без Него, отвергают Его Слово и упорствуют во зле, тогда Бог предаёт таких людей их греховным путям. И мы видим что выходит из того, что люди живут во грехе без Бога.
Жертва Иисуса покрывает Божий гнев, искупляя грехи верующих. Вот почему Апостол Павел так рад, так счастлив Евангелию. Почему? Потому что гнев Божий уже не прольётся на спасённого, что облачён в Божью праведность.
Это подчёркивается словами “но ныне”, которые означают великий поворотный момент истории человечества, – пришествие Божьего Сына. Во времена Ветхого завета люди с нетерпением ждали пришествия Мессии. Ныне оно свершилось.
Теперь Апостол Павел может сказать нам, что Бог открыл этот новый путь через рождение Божьего Сына: Его жизнь и служение, Его смерть, воскресение и вознесение на небеса. Пришествие Христа делает возможным спасение по вере в Него. Это также сделало возможным Святому Духу излиться на верующих в день Пятидесятницы. Всё это произошло благодаря Божьей силе.
Тор Квист
перевод Алёны Гальцевой