Почему Бог допускает страдания? Ответы святых и проповедников
Многие люди сейчас страдают от тяжелой болезни. Почему Бог не прекратит распространение вируса или не облегчит течение заболевания? Почему Он вообще попускает нам страдать, болеть и умирать? Эти «вечные» вопросы вновь встают сегодня перед многими из нас. Вот как отвечали на них святые отцы и пастыри разных эпох.
“…То, что нам «ниспослано испытание», нужно правильно понимать. Бог не не пытается проверить, насколько истинна или сильна моя вера или любовь, Он это и так знал. Этого не знал я. Он сажает нас одновременно на скамью подсудимых, место свидетеля и в кресло судьи. Он знал с самого начала, что мой храм — это карточный домик. И единственный способ заставить меня это понять — развалить его”. Клайв Стейплз Льюис, “Боль утраты”.
Святитель Иоанн Златоуст
«Не только в Царстве Небесном назначена награда за добродетель, но и в самом страдании, потому что и потерпеть что-нибудь за истину – величайшая награда.
… Когда Иов был более славным? Тогда ли, когда он открывал свой дом всем приходящим, или когда он, после того как дом обрушился, не произнес ни одного горького слова, но прославил Бога? … Тогда ли, когда пользовался здоровьем тела для защиты обижаемых… и был пристанищем для угнетаемых, или когда видел тело свое… съедаемым червями? … Хотя то всё были добродетели, а это всё – страдания, однако последние показали его более славным, чем первые, потому что они составляли самую трудную часть состязания, требовавшую… большего мужества, более энергичной души, более возвышенного разума и обладания большей любовью к Богу».
Преподобный авва Дорофей
«Душа человека, когда перестанет исполнять грехи… сперва должна потрудиться в подвигах и многих скорбях и так через скорби войти во святой покой: ибо «многими скорбями подобает нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14: 22). Скорби привлекают душе милость Божию, подобно тому как ветры приносят благодатный дождь. Нерадение, беспечность и покой земной расслабляют и рассеивают душу, искушения же, напротив, скрепляют и соединяют с Богом».
Святитель Тихон Задонский
«Видим ныне, христиане, наказывающую нас руку Божию, видим, сколько Отечество наше воздыхает и стонет от кровавой с басурманом войны: многие падают и уязвляются от иноплеменнического оружия; матери и отцы по сыновьям, жены по мужьям, братия по братии падшей или уязвленной плачут; казна истощается и оскудевает, людей становится меньше, словом, все Отечество невзгоду терпит и находится в смущении. Но к бедствию этому другое не меньшее бедствие приложилось: язва моровая усилилась, то там, то в другом месте слышится неблагополучие. Видим все это и воздыхаем, и плачем, терпим наказание.
Но надобно от сердца признать, что в этом наша вина есть и неправда…
Нарушить клятву, данную пред Богом и святым Его Евангелием, считается у нас за шутку. Судебные места, где суд Божий отправляется, торжищем и куплею сделались. Правда и правосудие с престола своего низринуты, и вместо него маммона сидит и голос свой подает. К суду без денег не ходи, ничего не найдешь …
За малое или за ничто почитается обмануть, прельстить, чужое добро похитить, ложе ближнего осквернить, злобу совершать и мстить, ближнего словом уязвить и клеветою очернить или погубить.
Вот наши дела! Вот наше христианство!
Бог нас зовет на покаяние — мы Его не слушаем.
Бог послал к нам Сына Своего спасти нас — мы Его не слушаем.
Он за грехи наши пострадал — мы тому не внимаем и повторяем грехи.
Бог нам не велел обижать, не велел красть, лжесвидетельствовать, не велел чужого желать — мы Его не слушаем.
Бог повелел друг друга любить, друг другу добро творить — мы Его не слушаем.
… Что более остается, как правде Божией в свое дело вступиться? Не чувствуют люди милости Божией, когда Он их милует, — принужден Бог правду Свою явить. Не хотели мы милости Божией к нам познать и так благодарными Ему быть, вот теперь познали правды Божией действие».
***
«И благочестивые люди не без греха, а грех без наказания не бывает, поэтому и благочестивые здесь наказываются Богом, чтобы там не быть наказанными. Об этом апостол говорит: Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (1 Кор. 11:32).
…Благочестивым Бог посылает наказание из любви, а не от гнева. Как отец наказывает чад своих: наказывает их, но не умерщвляет, бьет, но не убивает … И здесь правда Божия показывается, которая и малых грехов не оставляет без наказания, хотя с милостью и человеколюбием соединена».
***
«Пишешь, что видим мы и знаем, что без Промысла Божия ничего не бывает. Откуда же беды и напасти в мире?
Ответ: от Бога посылаются беды и напасти на нас, но и в этом удивительная благость показывается:
1) Бог через слово Свое всех призывает к покаянию… но, когда люди не обращаются и не творят покаяния, Он посылает на них напасти, чтобы ими подвиглись к покаянию и взыскали Его. Видишь и здесь благость Божию. Бог, не желая нашей погибели, посылает на нас напасти: наказывает нас здесь, но не умерщвляет, исправляет, чтобы спаслись, а не погубляет…
2) Те, которые напастями не исправляются, уже в злобе своей погибают. Так Фараон неоднократно был наказан, но не исправился, а ожесточился и погиб.
3) …В благополучии человек, поскольку слаб, удобно с пути доброго совращается. Поэтому и они наказываются, чтобы лучшими стать. Ибо как дерево, чем более очищается, тем более плодов приносит, так добрый христианин, чем более наказывается, тем лучшие плоды добродетелей творит. Об этом говорит Господь: Всякую у Меня ветвь, приносящую плод, очищает (Отец), чтобы более принесла плода (Ин. 15: 2).
4) Благочестивые души горести в мире вкушают, чтобы не забыть отечества своего небесного и чтобы не почитать мир за отечество свое, но туда мысли свои возводить и стремиться, где нет напастей, бед, болезни и воздыхания.
Рассуждай об этом и в напастях лобызай, прославляй и величай благость Божию».
Преподобный Амвросий Оптинский
«Святые были, как и мы, грешные люди, но покаялись и, принявшись за дело спасения, не оглядывались назад, как жена Лотова… За то и подгоняют нас розгами и бичом, то есть скорбями да неприятностями, чтобы не оглядывались».
***
«Немного таких людей, которые терпят скорби и гонения за одну благочестивую жизнь, по сказанному апостолом: «Вси, хотящии благочестно жити, гоними будут». Все же остальные терпят скорби и болезни для очищения прежних грехов или для смирения горделивого мудрования и для получения спасения».
***
«Главное средство ко спасению – претерпевание многоразличных скорбей, кому какие пригодны»
***
«Одно остается нам, немощным и грешным: искренно каяться в своих слабостях и немощах душевных, нелицемерно смиряться перед Богом и людьми и безропотно и терпеливо переносить посылаемые нам за грехи различные скорби и болезни – и таким образом несомненно можем получить милость Божию»
Святитель Николай Сербский
«Скорбь, которую Господь попускает претерпеть, лучше счастья, которое мы созидаем для себя. Своим верным Господь всегда вовремя посылает испытание. Это – голос друга, который в полночь будит спящего: пожар!»
***
«Мессия рода человеческого вынес клевету, злобу, заговор, оплевания, заушения, поругание, бичевание… осуждение с разбойниками, распятие на кресте, крестные муки, мучительную смерть, погребение. Не отверг Он переполненную чашу страданий, не снял с главы Своей терновый венец, тяжкого креста не сложил с рамен Своих. Так повенчал Он веру православную со страданием и любовь с жертвой».
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
«Дожили мы… до таких времен, что только скорби и болезни еще ходатайствуют о нашем спасении. Так полюби же свою претрудную жизнь и не на окружающее веселье и достаток в жизни смотри, но на Крест Христа Спасителя впереди».
***
«Настало время такое, когда надо каждой скорби в ножки поклониться и руку ее облобызать. Ведь только скорби и ходатайствуют о нашем спасении. Да думаю я, что и во все времена спасение наше на кресте соделывается. Так что, слава Богу, скорби извествуют, что идем мы путем спасения».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
«Не бойся борьбы и не бегай ее; где нет борьбы, там нет и добродетели, где нет искушения верности и любви, там неизвестно, есть ли верность и любовь ко Господу. Вера, упование и любовь наши познаются в противностях, т.е в трудных и тяжких обстоятельствах внешних или внутренних: в болезнях, в скорбях, в лишениях».
***
«Все скорби, мучения, лишения, болезни допускаются Богом для того, чтобы изгнать обольщающий грех и насадить истинную добродетель в сердцах, чтобы дать опытное познание о лживости, наглости, безумии, тиранстве и смертоносности греха и внушить омерзение к нему и опытное познание о истине, кротости, мудрости, кротком господстве над сердцами человеческими и животворности добродетели. Поэтому буду терпеть все скорби великодушно, с благодарностью ко Господу, Врачу душ наших, Спасителю нашему человеколюбивейшему».
Митрополит Сурожский Антоний
«В трудностях куётся характер. Лишь в страдании можем мы научиться терпению, выдержке, мужеству. Перед лицом страдания других людей мы можем достичь той глубины веры или самоотвержения, какой иначе достичь бы не смогли. Не взбунтоваться, не запротестовать, а вырасти в гармонии с путями Божиими…
Вспомните Распятие: Матерь Божия стояла у Креста и не произнесла ни слова в защиту Своего умирающего Божественного Сына. Она не обвиняла тех, кто Его осудил, не восставала против тех, кто с любопытством или безразлично окружал Крест. Она не проронила ни слова. Она принимала смерть Своего Сына с той же совершенной верой и открытой покорностью, с какими Она приняла Его воплощение. Это касается всех, кто стоит рядом со страданием, – всех нас».
https://foma.ru/