Глава 1
ОТ ДВОРЦА ДО ЯСЛЕЙ
В Библии немало говорится о воплощении Сына Божьего. В Евангелии от Иоанна в 1 главе говорится:
«В начале было Слово, и Слово было у Бога и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца».
Эти замечательные первые 14 стихов Евангелия от Иоанна открывают для нас прошлое и говорят нам о том, что рожденный в Вифлееме был Словом, Словом Вечным. Он был с Богом от вечности. Откроем 2-ю главу послания Филиппийцам: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижив Себя Самого, приняв образ раба, смирил Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной». Прочитаем 1-ю главу послания Евреям: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, которого поставил наследником всего, чрез которого и веки сотворил». Теперь прочитаем Галатам 2-ю главу 4-й стих: «Когда же настала полнота времени, Бог послал Сына Своего». Как мы говорили, не ангела, не пророка, но Своего Сына, рожденного женщиной, ставшего подзаконным, чтобы искупить тех, которые под клятвой закона, который они нарушили.
Мы с вами говорили о Евангелии от Матфея, которое было написано для евреев и в котором говорится о том, как Иосиф узнает о предстоящем рождении Иисуса. Матфей описывает Иисуса как Царя, Царя Иудейского, Сына Давидова, долгожданного Мессию, приход Которого был предсказан древними Иудейскими Писаниями. Мы видим, что Матфей приводит родословие Иисуса от Давида до Авраама, от которого пошел весь еврейский народ. Мы читаем рассказ Матфея о мудрецах – царственных особах, которые принесли дары Рожденному с Небес и лежащему в Вифлеемских яслях.
Прекрасное повествование Луки
Вместе с вами мне бы хотелось обратиться к Евангелию от Луки и послушать, что же говорит возлюбленный врач о первом Рождестве, когда родился наш Господь Иисус Христос. Лука писал свое Евангелие для язычников. Он описывал Иисуса как Сына Человеческого. В повествовании Луки есть так много замечательных деталей, которые касаются сердец людей разных возрастов из разных народов. Лука хотел показать нам, что Иисус – Спаситель всего мира. Поэтому он приводит родословие Иисуса до Адама, от которого родились все мы. Он повествует об ангелах и о пастухах, свитых пеленах и яслях. Лука был врачом. Он много раз принимал роды. Ему все это было хорошо знакомо.
Неудивительно, что именно врач Лука приводит подробности истории рождения. Он рассказывает о том, как ангел Гавриил явился Марии, а также о том, как она вместе с Елисаветой старалась держаться подальше от любопытных глаз и острых языков назаретских сплетниц. Он рассказывает о переписи населения, которая привела Иосифа и Марию в их родной город Вифлеем, чтобы исполнилось слово, произнесенное древним пророком Михеем. Именно Лука рассказывает нам о переполненной гостинице, о хлеве и яслях, превращенных в детскую кроватку.
Лука хотел показать нам,что Иисус – Спаситель всего мира.
Лука рассказывает о пастухах. Несомненно, они были особенными людьми. Они заботились о стадах, принадлежавших Иерусалимскому храму. Из этих стад ежедневно отбирали ягнят для жертвоприношения. Жизнь этих людей была тесно связана с принесением жертвы за человеческий грех. Они так много знали о ягнятах, и неудивительно, что они услышали послание Божьего Агнца. Теперь нам становится намного яснее, почему именно эти люди первыми узнали о том, что Агнец Божий, который берет на себя грехи мира, стал исполнением пророчества.
Кто знает, сколько времени эти простые пастухи проводили, размышляя над древними Писаниями? Кто знает, насколько они были знакомы с Божьим планом? Чаще всего Бог открывает Свои тайны простым людям, имеющим детскую веру. Возможно, они понимали все намного лучше, чем книжники, фарисеи и священники. Возможно, они понимали, что их агнцы были прообразом того небесного Агнца, Который придет с Небес и навсегда разрешит проблему человеческого греха.
Интересно, размышляли ли они над словами, которые Авраам сказал в ответ Исааку? Помните, как Исаак спросил: «Отец, вот дрова, вот огонь, но где же агнец для жертвоприношения?» Авраам ответил: «Сын мой, Бог усмотрит себе Агнца для жертвоприношения». Интересно, размышляли ли пастухи о важности этих слов, охраняя ночью стада? «Бог усмотрит себе Агнца для жертвоприношения».
На мой взгляд, стоит отметить, что, хотя Лука был ученым и медиком, он все равно верил в непорочное зачатие. Он как никто другой, знал, как на свет появляются дети. Но, кроме этого, Лука знал, что этот ребенок был не похож на других. Он был особенным. Лука легко принимал учение о непорочном зачатии.
Верить в чудеса не антинаучно! Всякий верующий в Бога должен верить в чудеса. «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти». Лука в это особенно верил.
Ангел-посланник
Давайте прочитаем 2-ю главу Евангелия от Луки. Здесь Лука говорит нам об ангеле-благовестнике. Ангел сказал пастухам: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям!» Обратите внимание на эти три фразы: «великая радость», «всем людям» и «Сей есть Христос Господь». Ангел и сам Лука хотели обратить наше внимание на природу этого Евангелия. Это благая весть. Это не стон уныния.
Верить в чудеса не антинаучно! Всякий верующий в Бога должен верить в чудеса.
Это весть избавления и любви Божьей. Сегодня многие счи тают, что Евангелие Иисуса Христа – это печальный от звук трагедии. Я твердо верю, что Слово, доверенное Церкви, – это Благая весть, несущая всем великую радость. Вы не сможете испытать радость и обрести смысл жизни до тех пор, пока не встретитесь с Иисусом и не примете Его Евангелие. Поэтому Ангел желал, чтобы мы поняли суть Евангелия. Это Благая Весть, несущая радость. Ангел желал, чтобы пастухи и все мы знали, что Бог совершит через Своего Сына, Которого Он послал в мир. Это Благая Весть для всех людей. А самое главное – для Вас! Даже если вы слышите проповедь только с экрана телевизора и не были в церкви уже четверть века! Но теперь в канун Рождества и вы обращаетесь к Библии. Я хочу, чтобы вы знали, что Иисус пришел для вас! Он умер за вас. Он любит вас. Это слово для всех людей, а не только для особо привилегированных. Это слово принадлежит всему миру. Такова сущность Евангелия – Благая Весть, которая принадлежит всем людям.
Вы не сможете испытать радость и обрести смысл жизни до тех пор, пока не встретитесь с Иисусом и не примете Его Евангелие.
Кроме этого, ангел позаботился о том, чтобы все правильно поняли Пришедшего с Небес. Он сказал: «Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь».
Чарльз Веслей писал: «Бог пришел во плоти… Пришел Человек, чтобы жить среди людей… Иисус – Эммануил». Это удивительная истина. Огромная и величественная.
Верните Рождество
Недавно я снова услышал слова, которые я прочитал в газете, о том, что Рождество надо вернуть детям. Я не думаю, что кто-нибудь забирал у детей Рождество, а следовательно, не нужно им его возвращать. Вы просто взгляните в их сияющие глаза накануне этого праздника, и вы поймете, что они не нуждаются в этом. Они все понимают! Возможно, мы должны вернуть Рождество ученым. Нужно вернуть Рождество политикам. Нужно вернуть Рождество школьным учителям и всей системе образования. Нужно вернуть Рождество церковным кафедрам нашей страны, которая пренебрегла чудом пришедшего во плоти Бога и которая не считает Его могущим дать ответы на все наши вопросы. Давайте вернем Рождество ученым и исследователям. Им необходимо напомнить эту великую истину о том, что Бог так возлюбил мир, что отдал Своего единородного Сына.
Обращаясь к пастухам, ангел дал им знак: «И вот вам знак. Вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях». Вероятно, что пастухи могли отправиться в Вифлеем и расспрашивать всех о младенце. И, конечно, люди могли их направить не в ту семью и не к тому младенцу.
Но ошибки быть не могло. Мы не можем склоняться у лжеалтаря. Мы не должны следовать за лжеучителем. Наше восприятие не должно быть искажено, когда мы говорим о том, кто является Спасителем мира и кто понес грех человечества. Поэтому ангел повелел пастухам искать младенца, завернутого в пелены и положенного в ясли. Это был ОН. Ищите младенца, лежащего в яслях! Здесь не могло быть ошибки. Миллионы людей сегодня молятся у лжеалтарей, поклоняются лжебогам и доверяются лжепомощникам.
Иисус, и только Он, может дать ответы на вопросы нашего сердца. Бог дал пастухам точный знак. Хотите ли Вы узнать, кто такой Христос? Он не Махараджи, не Мохаммед, не Будда и не Великий Дух исконной религии североамериканцев.
Хотите ли Вы знать, Кто является посредником между Богом и человеком? Это Тот, Кто рожден от Девы. Он Тот, о приходе Которого возвестили ангелы. Он Тот, кто ходил по этой земле, исцеляя больных и освобождая одержимых. Он – Христос, творящий чудеса. Он Тот, Кто был распят, пригвожден ко кресту. Он тот, Кто в третий день воскрес в силе и могуществе. Есть верные знаки, по которым вы можете узнать Иисуса Господа, Спасителя мира. Он Тот, Кто есть Путь и Истина и Жизнь, и никто не приходит к Отцу, как только через Него. Он взошел на высоты. Он послал Дух Святой. Он созидает Свою Церковь. Иисус – мой Господь! Нет Ему подобного! Исследуйте Писания. И вы не ошибетесь, не обманетесь. Эти знаки точно указывают на Христа, Спасителя мира, Спасителя твоей души.
Пелены
Ясли и пелены. Считается, что новорожденного ребенка обычно не заворачивают в пелены. Считается, что пеленами свивают тело, которое готовят к погребению. Возможно, Иосиф и Мария не ожидали, что Иисус родится так скоро, поэтому они были не совсем готовы к этому, и поэтому им пришлось воспользоваться тем, что было у них под рукой, чтобы спеленать ребенка. Но в этом был символизм пророчества, что рожденный в Вифлееме был рожден не на жизнь, а на смерть. Следующий раз тело Иисуса было обвито пеленами, когда Его сняли со креста и положили в гроб. Иисус родился, чтобы умереть. Умереть за меня и за тебя. Рождество не имеет смысла для Вас, если вы не придаете значения Пасхе.
Вот почему меня так восхищает «Мессия» Генделя. Произведение начинается с прекрасных ветхозаветных пророчеств, а затем следует величественная музыка вместе со словами Писания, которые повествуют о рождении Христа. Далее говорится о том, что Он был презрен и умален, муж скорбей, изведавший болезни. Бог возложил на Него грехи всех нас. Затем мы следуем к Голгофе. Вам никогда не понять значения Рождества, пока вы не поймете, что Тот, Кто родился в Вифлееме, именно так начал Свой путь к Голгофскому Кресту, на котором совершилось искупление человечества.
Пелены. Ясли. Вот вам знак… Мне кажется, что ясли говорят нам о многом. Во-первых, они говорят о Его унижении. «Он, будучи богат, обнищал ради нас, чтобы мы обогатились его нищетой». Мы так часто слышим эту чудесную историю, что, возможно, мы просто привыкли к ней, и она стала для нас чем-то обыденным. В это Рождество мне бы хотелось прочитать эту историю так, как будто мы читаем ее впервые. Слушать ее так, как будто слышите в первый раз. Просто задумайтесь о том, что Творец всего, Господь славы, Которому поклоняются ангелы, Всемогущий Бог, сошел с небес в человеческом теле, которое ожидало своего рождения в материнской утробе девы Марии. Из вечности Он шагнул во время. Он променял поклонение ангелов на земное уничижение. Он оставил Свой Царский престол для того, чтобы лежать в хлеву в кормушке для скота. Не удивительно, что поэт написал: «Это унижение принесло нам искупление». Он не родился во дворце среди шелка и бархата. Он не родился в палате, где все было стерильно. Эти ясли говорят мне о том, что Он проделал весь путь к бедности и уничижению. Он смирил себя. Вы говорите:
«У меня нет дома». У Иисуса тоже. Вы говорите: «У меня вообще ничего нет». Когда Он умер на кресте, солдаты бросали жребий о Его одежде. Иисус был нищим, униженным, презренным всеми людьми. Эти ясли говорят мне о Его великом унижении.
Во-вторых, ясли говорят мне о том, что Он был доступен для всех. Прийти к Нему мог каждый. Его не окружали стражи в ливреях, которые бы стояли у входа и не пропускали к Нему тех, кто желал увидеть Его. Не было там и строгой медсестры, которая ворчала: «Никаких посещений, кроме мужа и бабушки ребенка». Прийти к Нему Мог каждый. Двери были открыты для всех. Конюхи и простые уличные ребятишки могли прийти к Нему. К Нему могли прийти пастухи. К Нему могли прийти мудрецы. Не нужно было покупать билет. Не требовалось особое разрешение, чтобы увидеть Его. Не нужно было одевать стерильный халат и тщательно у входа мыть руки с дезинфицирующим мылом. Прийти к Нему мог каждый без исключения.
Я часто с радостью об этом думаю. «Всякий, кто жаждет, иди к Нему, и пей воду жизни даром».
«Всякий жаждущий, иди и пей,
С источника воды живой,
Кто верит в Сына, кто любит Сына,
Всю твою жизнь Он обновит».
Эти ясли говорят мне о том, что к Нему мог прийти каждый. Дверь открыта для всех.
В-третьих, ясли говорят мне о перемене. Этот убогий хлев стал местом поклонения для многих поколений людей, потому что в нем родился Иисус. Везде, куда приходит Иисус, жизнь меняется. Он меняет сердце, он меняет взгляды. Самое обычное место начинает светиться небесным светом, когда туда приходит Иисус. Ясли говорят мне о переменах.
И, наконец, ясли говорят мне о чрезмерных заботах. Я часто думаю о хозяине гостиницы. Не думаю, что он был очень злым человеком. Он просто был очень занятым. У него было слишком много вопросов, о которых нужно было позаботиться. Было много гостей. И поэтому, погрязнув в делах, он не заметил самого главного события в жизни.
Мне кажется, что многие из нас очень похожи на него. Мы так заняты подготовкой к Рождеству, что совсем забываем поклониться Тому, чье рождение мы празднуем. Мы так поглощены зарабатыванием денег и заботой о семье, что совсем не находим времени для нашей души, для чтения Библии, посещения Церкви. Наверное, это самое главное из того, что я хотел бы сказать вам сегодня. Просто, будучи поглощены многими вещами, давайте не будем забывать о Христе. Мы не должны жить без Него, мы не осмелимся умереть без Него. Сегодня Иисус стоит у двери твоего сердца. Есть ли у тебя для Него место? Впустишь ли ты Его?
«Вдруг явилось воинство небесное, с тьмами ангелов, славящее Бога и взывающее: На земле мир, в человеках благоволение». Луки 2:13–14
Г. Г. Барбер “Иисус – Господь!”