О святости и освящении
Слово «святость» означает духовную и нравственную чистоту, непорочность духа, души и тела, непричастность ко злу.
«Таков и должен быть у нас Первосвященник: святый, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников…» (Евр. 7:26).
«Откровения Твои несомненно верны. Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни» (Пс. 92:5).
«Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец-жизнь вечная» (Рим. 6:22).
«Старайтесь иметь мир со всеми и святость…» (Евр. 12:14).
Процесс приобретения свойств святости называется освящением. Слово «освящение» означает отделение в собственность Богу.
Без Бога освящения быть не может: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5:23). Все люди одинаково негодны, как написано: «Нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны: нет делающего добро, нет ни одного» (Рим. 3:10-12). Однако Бог проявил к людям столь великое милосердие, что даровал чистоту, святость и спасение: «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. 1:30).
Как совершается освящение?
Как совершает Господь освящение и делает святым то, что было нечисто?
1. Отделение. Из Слова Божия мы видим, что в Ветхом Завете освящение начиналось с отделения: «Я Господь, Бог ваш, Который отделил вас от всех народов» (Лев. 20:24); «и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего» (Втор. 7:3). Левиты должны были отделиться от народа Израильского в собственность Господу: «и так отдели левитов от сынов Израилевых, чтобы левиты были Моими» (Числ. 8:14). Сыны Аароновы при освящении должны были отделиться от среды народа Израильского в собственность Господу для совершения священства: «И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне» (Исх. 28:1).
2. Очищение. Отделение – это лишь первая часть освящения. Отделившись, они должны были омыться и очиститься от греха. Для этого они омывались водой, затем приносили чистую и непорочную жертву, возлагали свои руки на голову жертвы, отождествлялись с ней, то есть, соединялись с жертвой воедино, в результате чего грех переходил на жертву, а святость чистого и чистота и непорочность жертвы вменялась жертвоприносителю. После этого жертва, уже имеющая теперь грех, должна подвергнуться огню за этот грех, сердце же того, кто получил святость и чистоту, наполнялось сознанием полного мира с Богом, сознанием полной невинности, чистоты и святости: «Возьми левитов из среды сынов Израилевых, и очисти их. А чтобы очистить их, поступи с ними так: окропи их очистительною водою, и пусть они обреют бритвою все тело свое и вымоют одежды свои, и будут чисты. И пусть возьмут тельца и хлебное приношение к нему, пшеничной муки, смешанной с елеем, и другого тельца возьми в жертву за грех. И приведи левитов пред скинию собрания, и собери все общество сынов Израилевых. И и приведи левитов их пред Господа, и пусть возложат сыны Израилевы руки свои на левитов; Аарон же пусть совершит над левитами посвящение их пред Господом от сынов Израилевых, чтобы отправляли они служение Господу» (Числ. 8:6-11). Этот процесс называется освящением.
«И очистились левиты и омыли одежды свои, и совершил над ними Аарон посвящение их пред Господом, и очистил их Аарон, чтобы сделать их чистыми» (Числ. 8:21).
3. Помазание. После очищения совершается помазание священным елеем. «И облеки Аарона в священные одежды, и помажь его и освяти его, чтобы он был священником Мне. И сынов его…» (Исх. 40:13-14). Эта последовательность полна простоты и премудрости. Если допускались малейшие нарушения этого установленного Богом порядка, то освящение не могло быть достигнуто. Ибо никогда невозможно очистить того, кто не отделен от нечистой среды и, тем более, нельзя помазывать елеем того, кто не очистился. Весь этот порядок имеет сейчас лишь прообразное значение. В Новом Завете Христос не нарушил его, ибо этот порядок установлен Богом.
Освящение в Новом Завете
В Новом Завете необходимо вникнуть как в прообразы, так и в последовательность ветхозаветного освящения, которое совершалось при посвящении священников. Христос заменил святость обрядовую, которая заключалась, в основном, во внешней чистоте, святостью более возвышенной, внутренней, построенной на освящении и обновлении ума и сердца. Для того, чтобы совершалось это более благословенное освящение, Господь даровал и средства беспредельно более драгоценные. Сам Бог приблизился к людям для их освящения. Вместо животных Бог отдал Сына Своего, Спасителя нашего Иисуса Христа, и Его драгоценную святую Кровь: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоан. 1:29); «и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр. 9:12). Вместо священного елея даровал нам Духа Святого: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6:19). Порядок же освящения не изменен Господом. Драгоценными истинами об отделении, очищении и исполнении Духом Святым проникнуто все учение Нового Завета. Как и в Ветхом Завете, освящение начинается: 1. с отделения, 2. очищения, 3. помазания (исполнения Духом Святым).
1. Отделение. Об отделении мы читаем в Новом Завете следующее: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: “вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я прииму вас; и буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель11» (2 Кор. 6:14-18). «…такого человека, который, услышав слова проклятия сего, похвалялся бы в сердце своем, говоря: “я буду счастлив, не смотря на то, что буду ходить по произволу сердца моего”; и пропадет таким образом сытый с голодным. Не простит Господь такому, но тотчас возгорится гнев Господа и ярость Его на такого человека, и падет на него все проклятие завета сего, написанное в сей книге, и изгладит Господь имя его из поднебесной. И отделит его Господь на погибель от всех колен Израилевых, сообразно со всеми проклятиями завета, написанными в сей книге закона» (Втор. 29:19-21). «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк. 14:33). «…отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. Посему, отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу. Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтоб было из чего уделять нуждающемуся. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф. 4:22-31). Отделением Бог хочет отстранить нас от всякого греха, от всего, к чему мы привязаны сердцем, и от самих себя, ибо только после этого возможно очищение.
2. Что говорит Слово Божие об очищении? После оставления греха, после отделения мы еще нечисты – грех на нас: «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 7:1). Но когда мы отделились от греха, тогда уже возможно очищение: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову. Тогда придите, и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли» (Ис. 1:16-19); «…если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Иоан. 1:7); «Послушанием истине чрез Духа очистивши души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца» (1 Петр. 1:22). И только после очищения возможно исполнение Святым Духом, ибо написано: «Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело» (2 Тим. 2:21).
3. Помазание. Когда сердце наше чисто, тогда все более и более мы можем и должны исполняться Духом Святым: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (Еф. 5:18). Когда храм чист от греха, Бог более и более вселяется в нас Духом Святым, как написано: «Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: “вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом”» (2 Кор. 6:16). Он, вселившись в нас и ходя в нас, делает и наше хождение святым. Освящающийся должен все более отстраняться от греха, очищаться и все более наполняться Божией благодатью для святого хождения.
Цель освящения
В заключение о понятии «Об освящении» хочется подчеркнуть, в чем состоит цель освящения. Освящением Бог преследует вполне определённые практические цели: во-первых, Он хочет освободить народ Свой от закона греховного и провести его по пути все возрастающей святости, содержа в состоянии постоянной готовности к восхищению: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще» (Откр. 22:11). Во-вторых, взять народ Свой Себе в полную собственность для употребления на дела святые для славы Своей: «…ибо часть Господа народ Его; Иаков наследственный удел Его» (Втор. 32:9); «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.» (1 Кор. 6:19-20). В день нашего обращения к Господу мы переступили только порог дома Божиего, сделали, хотя и самый важный, но лишь первый шаг на предлежащем пути святого хождения пред Богом. Если чадо Божие, сделав этот шаг, успокаивается на этом и не идет путем дальнейшего освящения, то оно неизбежно грешит и идет к погибели.
Израиль вышел из Египта, крестившись в море (1 Кор. 10:2). Но, уйдя от Египта, он не ушел от своих пороков, ибо от себя уйти невозможно. Это привело к тому, что, хотя Египет ему ничем не угрожал, проявившиеся на пути пороки и грехи погубили многих (1 Кор. 10 гл.). Так и мы, вышедши из мира в день обращения нашего и крестившись во Христа Иисуса, не ушли от своего природного характера, от грехов, которые кажутся нам незначительными. Если мы не будем больше и больше освобождаться от грехов и пороков и не будем одерживать над ними победу, то они обязательно одержат победу над нами и приведут нас к погибели. Господь избрал нас не для того, чтобы мы только назывались святыми, но чтобы мы были святы: «…так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» (Еф. 1:4). Нельзя назвать святым того, кто в день обращения оставил грубые грехи, такие как: пьянство, сквернословие, курение и пр. – и сохранил скупость, зависть, ненависть… Это не святость, если ты не прелюбодействуешь, а смотришь на женщину с вожделением, или не убиваешь, но ненавидишь – это опасная внутренняя болезнь, которая при всяком удобном случае будет пробиваться наверх, превращаясь в поступок (Мф. 5:28; 1 Иоан. 3:15). Вместо очищения и освящения у таковых прибавляется еще один грех – лицемерное благочестие, когда имеют только вид благочестия, а внутри исполнены греха. Мы должны знать, что лицемерные праведники Царствия Небесного не наследуют (Мф. 5:20). Все лицемеры будут там, где будет плачь и скрежет зубов (Мф. 24:51). Господь, даровавший нам все потребное для истинного благочестия (2 Петр. 1:3), повелел нам освящаться не для того, чтобы «подлакировать» себя снаружи, а внутри дать простор для разгула нечистому; дал обилие даров благодати в Сыне Своем не для того, чтобы покрывать и замазывать грех, не искоренив его; но для того, чтобы, преображая изнутри, создавать человека, исполненного внутренней нетленной красоты, человека, который постоянно, взирая на славу Господню, преображается в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа (2 Кор. 3:18), когда постепенно приобретаются «чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2:5), пока прежде исходящая из сердца скупость станет заменяться все возрастающей щедростью, гордость – смирением, ненависть – любовью, пока ходивший прежде собственными своими путями не отдастся в полное распоряжение Всемогущего, предоставив себя «в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения» (Рим. 12:1)
Что уготовано Богом для нашего освящения? Для нашего освящения Богом дарованы: во-первых, Слово Божие (Иоан. 17:17); во-вторых, Господь Иисус Христос (Иоан. 17:19); в-третьих, Дух Святой (1 Петр. 1:2).
Слово Божие
Для того, чтобы освящаться и ходить свято пред Господом Богом, нам, прежде всего, необходимо иметь ясное представление о святости, надо знать, что свято и что не свято. Для этого необходимо, чтобы нас научил святости Тот, Кто Сам свят в наивысшем смысле. Слово Святого Бога и есть то средство, то учение, которое дает нам единственно верное и достаточное понятие о святости. Слово истины с абсолютной точностью и ясностью открывает, что мы из себя представляем, и говорит, каковы мы должны быть через послушание Слову истины.
Заповедь Господа «свята и праведна и добра» (Рим. 7:2), и для того, чтобы быть святым, праведным и добрым, необходимо жить по заповедям Господним, по Его святому Слову. Господь сказал: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано…» (Иис.Н. 1:8). «Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно…» (1 Тим. 4:16). Постоянное стремление к пребыванию в Слове истины и ко все более безукоризненному исполнению Слова Божия в жизни и служении – это и есть путь освящения. Ни один Христианин и ни одна церковь не могут быть святыми, если проводят свою жизнь и служение не по Слову Божиему. Однако, получить из Слова Божия понятие о святости – это еще не освящение. Одно дело знать, и совсем другое – исполнять то, что мы знаем.
Необходимо помнить, что повеление об освящении дано Господом с учетом тех конкретных условий, в которых живет народ Божий. Эти условия чрезвычайно трудные, и выполнение повелений Господних совершенно невозможно без Его помощи. Откуда приходят эти трудности для народа Божия? «Я передал им слово Твое, и мир возненавидел их…» (Иоан. 17:14). Истинные дети Божии во все века живут в условиях меньшинства. Большинство же людей идут против истины. Путь, которым идет народ Божий, узок и тернист. Христос сказал: «Если Меня гнали, будут гнать и вас…»(Иоан. 15:20), «Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10:20-22),«… вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и пред правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства пред ними» (Мр. 13:9). Один из подвижников на этом пути сказал: «Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» (1 Кор. 4:11-13). Вот те условия, в которых необходимо не только не пасть ниже, но освящаться более и более. Эти тяжелые обстоятельства не будут окружать только тех, кто опустился до уровня мира, кто сдружился с миром, но и все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, все, кто хочет идти путем освящения, будут гонимы и должны быть к этому готовы (2 Тим. 3:12).
Для освящения в условиях, где, помимо этих суровых обстоятельств, постоянно заявляют о себе и внутренние искушения, необходимы силы, которые были бы неизмеримо больше тех сил, которые осаждают нас, ибо в этих трудных условиях нужно иметь «усердную любовь друг ко другу», «носить бремена друг друга», «в почтительности друг друга предупреждать». В этих условиях надо приносить святые плоды и быть благоуханием Христовым на всяком месте. Для этого необходимы силы Того, Кто сильнее мира (Иоан. 16:33). «Ибо Царство Божие не в слове, а в силе» (1 Кор. 4:20), и без силы свыше ни о каком освящении не может быть и речи. «Сила у Бога» (Пс. 61:12). Без силы Божией исполнение Слова Его невозможно.
Господь Иисус Христос
Все, что необходимо для нашего освящения, полностью находится только во Христе Иисусе. Поэтому Апостол Павел сказал, что Христос «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. 1:30). «…дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18).
Без Христа освящение невозможно. Он сказал: «…ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоан. 15:5). Для того и пришел Христос, чтобы освятить нас (Иоан. 17:19). «…освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» (Евр. 10:10). Во Христе обитает вся полнота Божества, и мы имеем полноту в Нем (Кол. 2:9-10). Чтобы исполняться полнотой Божией, необходимо иметь тесное общение со Христом, не с частью Его обетований и силы, а с Ним Самим, ибо в Нем Самом находится все потребное для жизни и благочестия. Вселившись в сердце наше, Он Сам производит «и хотение и действие по Своему благоволению» (Фил. 2:13). Он изменяет все наше существо, Сам изображается в нас, и все больше и больше освящает нас, руководя жизнью нашей. Когда прежняя жизнь наша будет ветшать и отмирать, жизнь Иисуса откроется во всей Своей силе, святости и красоте, и мы можем сказать: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). «А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим. 8:10). Прекрасен Христианин, когда в нем Христос, ибо Он «прекраснее сынов человеческих» (Пс. 44:3).
Дух Святой
Все, что мы имеем во Христе, становится в действительности нашим не иначе, как через действие Духа Святого. Дух Святой, наполняя наше сердце, делает Христа нашим достоянием, и это единственный путь обретения Христа. «Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему…» (Иоан. 14:26), «Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Иоан. 16:14). Исполниться Духом Святым – это и есть все более и более обретать Христа со всеми Его сокровищами. Чем больше мы выполняем повеления Божии, исполняемся Духом Святым, тем обильнее обретаем познание и силу для святой жизни, тем больше в нас изображается Христос и тем меньше остается места для нашего «я». Действием Святого Духа в нас обретаются «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2:5). Таким образом, в освящении Дух Святой, воздействуя на наш дух, производит плод: «Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23).
Итак, в Слове Божием мы имеем все указания от Господа относительно того, какой должна быть святость, что и как нужно совершать в освящении нашем, какими средствами и силами. Во Христе Иисусе мы имеем освящение Кровью Его и через это Его силу и получаем все небесные сокровища, необходимые для дальнейшего освящения.
Брат Павел Романчик