О попечении

О попечении

Благодарение нашему Господу, что мы снова встретились по милости Божией. Господь простирает руку милости Своей к каждой душе, хочет нас ободрить, хочет нас вдохновить, чтобы светильники наши не угасали.

Недавно брат говорил в собрании о десяти девах, о том, что пяти неразумным не хватило масла, и приводил примеры из Писания, чего нам порой не хватает: мудрости, веры, забот о ком-то, и один стих был прочитан. И я стал думать об этом стихе. У меня возник в сердце такой вопрос: «Господи, когда я вижу падение, неважно, в моей жизни, в жизни другого человека, или даже не один человек падает, или все разваливается в каком-то деле – кто в этом виноват? Виноват ли сам человек, который упал, или кто другой виноват?» И вот стих, который брат прочитал: «При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует» (Пр. 11:14). При недостатке попечения падает народ, и я стал размышлять о семье. В семье есть родители, попечители, и есть дети. И бывает так, что дети делают ошибки, грехи, что-то проявляется в них нехорошее, плотское, и они поступают не так, как хотели бы видеть родители и как хотел бы видеть Господь. И вот вопрос: кто виноват в том, что дети падают?

2 Но епископ должен быть непорочен, … 4 хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; 5 ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? 1 Тим. 3:2, 4-5

Можно на примере земледелия еще рассуждать: для того, чтобы хорошо все выросло, необходимо трудиться. Но кто-то скажет: а что трудиться, если Бог дождя не пошлет? Хоть сажай, хоть копай, хоть что делай – ничего не вырастет, потому что нет дождя. Бог не дает дождь, Бог заключил небо. Но если так рассуждать, то тогда можно опустить руки и ничего не делать. И если Бог не благоволит, что же я буду делать? Но если говорить о воспитании детей, то Бог благоволит, чтобы они выросли воспитанными, чтобы они выросли Христианами, чтобы они пополнили Царство Божие и принесли плод для Господа. Это значит, что с моей стороны я должен сделать все необходимое для того, чтобы эти цветы, маленькие росточки выросли и превратились в полные колосья, которые бы принесли много пшеницы для нашего Господа. Это моя задача, когда я вижу, что в ребенке что-то не так, где-то он стал запинаться, что-то у него происходит, он падает, и другой ребенок тоже. Можно, как Аарон в ответ на вопрос Моисея: «Что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий?» ответить: «Да не возгорается гнев господина моего, ты знаешь этот народ, что он буйный» (Исх. 32:21-22). Господи, Ты знаешь, что этот ребенок буйный, поэтому он так и поступает. Он такой крикливый, шумливый, такой раздражительный, вспыльчивый и можно так оправдаться пред Господом. Но принял ли Господь оправдание Аарона?

И меня такая мысль посетила: Господи, а если бы Аарон вместо того, чтобы вынимать эти серьги из ушей, собирать золото и выливать тельца, сказал бы слово от Господа: «Народ жестоковыйный, что вы делаете? Не успел Моисей отойти, только несколько дней побыл на горе, как уже развратились и хотите возвратиться в Египет». И сказал бы слово от Господа, ободрял, вразумлял, увещавал и наставлял бы их. Упал бы на лицо свое и плакал, и молился бы пред Господом за этот народ. Я думаю, все было бы по-другому. Значит, здесь Аарон проявил недостаток попечения, и народ Израильский начал падать. Они стали отступать от Господа и грешить.

17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно. Евр. 13:17

И в нашей жизни – я опять возвращаюсь к семье – очень чудесно и прекрасно, когда родители «вкладывают» в своих детей. Они молятся, постятся, заботятся, возделывают эту землю. И так прекрасно, так чудесно все происходит в замысле Божием, если мы оказываемся на своих местах. Бог посылает Свои дожди, Бог посылает время благоприятное, Бог посылает все необходимое для того, чтобы семья созидалась. Бог посылает все необходимое для того, чтобы церковь созидалась, чтобы общество созидалось. Но вопрос в том, кто мы? И сегодня уже братья упоминали о том, что нам приятнее, наверное, когда нам служат, когда нам уступают, когда нам что-то делают. А вот в положении попечителя не всегда хочется быть.

Есть такой возраст в детстве, когда ребенок хочет самостоятельности. Он хочет сбросить с себя всякие оковы, всякий гнет, всех этих попечителей: «Как я устал уже от этих постоянных наставлений, моралей», и так далее. «Оставьте меня в покое, я сам буду строить свою жизнь». Это происходит периодически: в самом маленьком возрасте, когда ребенок хочет сам шапку надеть, ботинки зашнуровать, еще что-то сделать, и у него это так плохо получается. И потом в более старшем переходном возрасте, когда уже юноша или девица – они пытаются добиться какой-то свободы. Но человек еще не понимает, что значит остаться без попечения.

Мы, люди, живем во плоти, и у нас есть какие-то слабости. И временами, когда тучи надвигаются и когда трудно, хочется, чтобы нашелся такой человек, который бы позаботился, который проявил бы попечение, заботу. И вы знаете, чем выше Бог поставляет человека, тем меньше у него остается попечителей. Тем больше он должен осознавать свою полнейшую ничтожность и зависимость от самого главного Попечителя, Который есть Господь Иисус Христос. Он обо всех нас заботится, Он печется, Он все делает чудно и прекрасно в нашей жизни. И пусть Божия забота и Божие попечение будет у нас на сердце, чтобы мы помнили этот стих, что при недостатке попечения падает народ.

Когда я вижу падение в каком-то участке моей жизни, а этот участок доверен мне Господом: позаботиться, посещать, молиться, чтобы я что-то сделал для исправления. И если я вижу там падение, вижу неустройство, то не дай мне Бог винить кого-то и говорить, что они такие жестоковыйные, такие необузданные. Я сам виноват. Помните, мудрый Соломон «проходил мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась» (Пр. 24:30-31). Почему? Потому что этот человек не имел попечения о своем уделе, не заботился, у него наступило полное разрушение, полный хаос. Да не будет так в нашей духовной жизни, да не будет так на нашем участке, там, где Бог поставил нас сторожами, там, где Бог поставил нас блюстителями, попечителями, там, где Бог поставил нас, чтобы мы заботились и прилагали старание. Дай нам Бог сил и усердия!

И в Новом Завете тоже есть такой пример, я хотел бы его привести, как было чудесно в первой церкви. Вы помните, что после проповеди Петра покаялось три тысячи человек, потом пять тысяч человек – великое множество уверовавших. И Писание нам так и говорит: множество уверовавших. И представьте себе, восемь тысяч человек как минимум, и нужно было о них позаботиться.

Нужно было кому-то этот виноградник взращивать, наставлять, увещевать, во все проблемы вникать, о которых люди рассказывают. Как, бывает, у людей, которые приближаются к Господу, у них есть столько вопросов. И кто-то должен был отвечать на эти вопросы. И там было двенадцать Апостолов, было еще несколько учеников, и Слово Божие говорит так: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» (Деян. 4:32).

1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: 2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. Гал. 4:1-2

Представьте себе, какая превосходная картина, чудесная картина – множество уверовавших, все это множество имеет одно сердце и одну душу. То, к чему мы сегодня стремимся. У нас нет такого множества, нас поменьше, но мы стремимся. С Божией помощью мы достигаем какой-то степени единства. Но вот здесь для нас показан такой образец, который был достигнут при помощи Господа, когда Дух Святой сошел в день Пятидесятницы, когда Церковь исполнилась Духа Святого, и здесь написано: «одно сердце и одна душа». И далее Писание нам раскрывает благодаря чему, в частности, это происходило: «Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их» (Деян. 4:33). Этот дождь Бог послал на землю и Апостолы, Его ученики, те первые, которых Он избрал, получили великую силу и они свидетельствовали. Есть такое понятие – Апостольская благодать, великая благодать.

Может быть, кто-то скажет, что для Апостолов это было и не так трудно – такое множество уверовавших обслужить, позаботиться, побеседовать и так далее. Но все-таки, если учесть, что Апостолов было двенадцать, а уверовавших – восемь тысяч, простая арифметика приводит нас к такому результату, что им надо было очень и очень стараться. И вы знаете, наступил момент, когда Церковь ощутила некоторый недостаток попечения. «В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию» (Деян. 6:1-5), и избрали семь диаконов. Учеников было множество, и они еще умножились, и тогда началось некоторое падение. В чем это падение выразилось? Оно выразилось в том, что ропот возник в сердце. Уже не хорошее состояние, не духовное состояние. Апостолы старались всеми силами Церковь созидать, и молиться, и наставлять, но они почувствовали, что все-таки не хватает у них сил. И устройство Божие здесь пришло: избрали семь человек изведанных, исполненных Духа Святого, поставили на служение – пещись о столах, а Апостолы пребывали в слове и в учении. И опять мы видим чудесное благословение Божие – созидание Церкви Христовой.

И сегодня на этих примерах мы хотели бы научиться, я хотел бы увидеть ту ниву, увидеть то поле, на котором Бог определил мне трудиться, молиться Господу и просить, чтобы Он посылал Свой дождь, Свою благодать. И в то же время прилагать все силы и все старания, чтобы народ, доверенный мне Господом, в первую очередь это мои дети, чтобы они не падали, чтобы они возрастали в благодати Божией, укреплялись, духовно росли и могли принести плод для Царствия Божия. Пусть наше поле не окажется похожим на поле человека ленивого и скудоумного. Не к скудоумию Бог призывает нас сегодня, не к лени призывает, но призывает нас быть богатыми в Господе, исполненными плодов праведности, милосердия, исполненными силы Духа Святого, чтобы церковь Божия не испытывала падения, не испытывала недостаток. Чтобы не было ни одного неухоженного участка, даже самые отдаленные уголки, даже самое, на первый взгляд, второстепенное, все было благоухающим, все было цветущим, и только тогда мы сможем быть живыми свидетелями и светом для этого мира.

Если люди мира сего увидят какие-то изъяны, дефекты и недостатки, они не захотят быть верующими. А если они увидят, что это Божие устройство и благословение, зависящее от каждого из нас, то они скажут: «Объясните нам, мы хотим, чтобы у нас так же было. Что нам делать, мужи братия, чтобы нам спастись?» Пусть Бог нас всех благословит, пусть Его имя прославится. Аминь.

Брат Рустем (г. С-Петербург)


Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments
0
Будем рады узнать ваше мнение.x