Матери Ветхого и Нового Завета
Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке её. Пр. 31:62
Благодарение Господу нашему Иисусу Христу, что мы имеем возможность быть в общении друг с другом, если не всегда лицом к лицу, то через письмо, которое можно поместить в интернете, и за это благодарность Богу. Я всех искренне приветствую милосердием Бога нашего, Которого милость превознеслась над судом, и по Его изволению мы стоим перед Ним, Им же оправданные и возлюбленные Им.
Сегодня мое сердце расположено поразмыслить, насколько я могу, о некоторых женах Ветхого и Нового Завета. Их имена оставлены на страницах Писания нам в пример в чем-то очень добром, а также открываются и те стороны, когда допускались ошибки в их жизни. Библия – особенно драгоценна тем, что в ней говорится истина о каждом человеке, записанном на ее страницах: как хорошее, достойное подражания, так и отрицательное, чему не следует подражать.
Я хочу немного сказать о Ревекке, жене Исаака, сына Авраамова. Подробно не буду останавливаться на ее жизни, когда она впервые упоминается в Библии, о ее добродетели, о ее согласии стать женой Исаака. Но в ее жизни наступил один очень ответственный период, когда дети выросли и их нужно было благословить. Исаак, как отец не мог обойти первенца, чтобы не благословить его первым, а Ревекка знала определение Господне об Иакове и не могла остаться равнодушной. Часто возникает вопрос: почему Иаков, а не Исав, и, вникая в жизнь и желание ее сыновей, можно видеть, что Исава благословить было невозможно. Стремления этого молодого человека были в том, чтобы только теперь, в настоящее время, угождать своим прихотям. По этой причине он совсем просто продает свое первородство, он способен был видеть только временное, только сегодняшнее. Подумаем, что произошло бы в будущем, если бы получил благословение человек, желающий угождать только своим прихотям. Потомство Исава в будущем не имело чувства братского сострадания к потомству Иакова, а радовалось, когда Израиль терпел наказание. Потомство Исава не имело будущего, и сегодня память об этом народе исчезла из поднебесной. Иаков был совсем иной человек, его цель жизни была не теперешнее угождение своим желаниям – он верил в будущее. Обетования Бога Аврааму и его отцу Исааку, видно, были ему известны: я понимаю, что он желал, чтобы они принадлежали ему. Это была цель его жизни, тогда как брат его об этом не думал. Ради этих обетований он мог оставить уют отцовского дома и только с посохом в руках пойти в неизвестный путь.
22 Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа. 23 Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему. Быт. 25:22-23
Я понимаю: кто, как не мать, может знать своих детей. Ревекка их знала очень хорошо, поэтому она оставалась на стороне того, кто имеет будущее. Иногда приходится слышать осуждение Иакова, что он поступил несправедливо с братом, и осуждение Ревекки, что она содействовала Иакову таким путем получить благословение отца. Я лично не осуждаю и не оправдываю, но вижу, что они имели определенную цель. Ревекка видела эту цель в Иакове, поэтому была на его стороне, и даже готова была взять на себя его проклятие – это слова не легкомысленной женщины, она знала последствия этого проклятия. Когда мы читаем это место Писания, то чувствуется тот трепет ее души, когда Исаак произнес: «Голос Иакова», – но не узнал его, и в этом была воля Божия, чтобы руки благословения Исаака легли на голову Иакова. Я понимаю, что Бог не допустил, чтобы Исаак узнал того, кого он благословил. Читая дальше, можно увидеть, что Исаак был согласен с тем, что благословил Иакова. Итак, Ревекка имела определенную цель для сына своего Иакова.
17 Она сказала ему: господин мой царь! ты клялся рабе твоей Господом Богом твоим: “сын твой Соломон будет царствовать после меня и он сядет на престоле моем”. 3 Цар. 1:17
Следующая женщина Ветхого Завета, которой мне расположилось коснуться – это Вирсавия, бывшая жена Урии, потом ставшая женою Давида, царя Израильского. Всей ее жизни не буду касаться, а только того, что она имела определенную цель, чтобы обещание Давида о сыне ее Соломоне было исполнено. Она, как мать, смотрящая в будущее, позаботилась о том, чтобы ее сын Соломон сел на престоле Израильском после Давида, отца его, и это ее желание исполнилось, и видно, что Бог благоволил к этому ее желанию.
Об одной женщине, но уже Нового Завета, мне также хочется порассуждать, это о матери учеников Иисуса Христа, сынов Зеведеевых, Иакова и Иоанна. Евангелист Матфей открывает ее нам как просящую Иисуса о сыновьях своих. Ее желание было, чтобы сыновья ее сели по правую и левую сторону Его, когда Он примет Царство. Она видела Иисуса царем над Израилем и заблаговременно хотела иметь в этом уверенность, и ее просьба гласила: «Скажи, Господи, теперь, что мои сыновья сядут у тебя в Царстве по правую и левую сторону». В ответе Иисуса я не нахожу осуждение желания этой матери. Хотя они многое и не могли разуметь тогда, но как подлинные Израильтяне ожидали восстановления царства в Иерусалиме и всей земле Израилевой. Говоря этой матери и ее сыновьям, Иисус задал очень важные вопросы. Отвечая Иисусу на эти вопросы, они, не совсем понимая, могли сказать, что могут пить чашу, которую Он будет пить, и креститься крещением, которым Он крестится. Десять других огорчились на Иакова и Иоанна. Иисус, подозвав их, открыл истину о том, что князья господствуют над народами и вельможи властвуют ими, но между вами да не будет так. Кто хочет быть большим (Иисус не запретил этого желания, только сказал условие, какое нужно выполнить), пусть будет всем слугою, и кто хочет быть первым, будь для всех братьев рабом. Можно быть в числе первых и в числе больших, но вопрос: какое место в Царстве – усмотрит Бог по нашему служению ближним.
20 Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего -то прося у Него. 21 Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. Мф. 20:20-21
Касаясь немного желаний этих Библейских жен, мы можем видеть, что каждая из них имела определенную цель, к которой стремилась, иногда допуская ошибки, не всегда понимая, как правильно должно поступать, чтобы получить желаемое, но они к этому стремились, жертвуя для этого очень многим. Иногда это были разлуки, в другое время угроза для жизни, а может, как матери Иакова, плакать у гроба своего сына, которого убил Ирод мечом. Мать этих сыновей не могла в то время думать, что одному из них так скоро нужно будет выпить чашу, которую будет пить Иисус. Целью этих жен была забота о благословении своих сыновей, они видели будущее своих сыновей, о себе думали меньше.
Дорогие сестры, будущее благословение ваших детей так много зависит от вас, особенно когда имеем целью предать их Господу, когда желаем их видеть работниками в винограднике Господнем. Для того чтобы они были достойными учениками Иисуса, их нужно учить сему, и одним из первых учителей является мать ребенка, даже еще до его рождения, когда он еще находится под вашим сердцем, в него вселяется все то, что есть в вашем сердце. Пусть он чувствует, что вы его любите; после рождения он тоже учится у вас. Когда смотрим на воцарившихся царей Иудейских, то видим, что у многих упоминается, кто была его матерь. У благочестивой матери дети подобны ей. Правильное воспитание в раннем детстве дает очень добрые плоды, которые потом не вянут и до старости.
Я приведу еще один Библейский пример. Это мать Моисея, вождя народа Израильского. Увидев, что дитя прекрасно, она хранила его. Когда не могла больше хранить, положила его в корзинку и поставила в тростнике у берега, куда вышла дочь фараона, которая сжалилась над ребенком.
24 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, 25 и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, 26 и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние. Евр. 11:24-26
Дальше Бог усмотрел так, что его вскормила его матерь, потом отвела к дочери фараона. Посмотрим на Моисея, который получил от матери чудесное наследство: живя в доме фараона, он остался евреем, живя в довольстве, будучи научен всей мудрости Египетской, рабы-евреи остались его братьями. Сердце этого человека было с ними у тех печей, где обжигался кирпич, оно чувствовало страдания своего народа. Он, придя в возраст, свободно оставил Египет с его сокровищами, избрав страдание с народом Божиим, поношение Христово было его богатством. Он мог видеть воздаяние Господне после всех этих страданий. Взирая на этого мужа Божия, можно сказать: чудесный это человек, – и еще хочу сказать: не менее чудесная его мать, вскормившая своего сына. Несколько лет школы Иохаведы дали Моисею во сто крат больше благодати, чем десятки лет изучения мудрости Египта. Какие мысли терзали ее душу, когда она отвела сына и отдала его дочери фараона, а в свой дом возвращалась одна – нам можно только предположить.
Дорогие сестры, пусть и в вас будет цель воспитать своих детей любить Господа, чтобы их место было вместе с Иисусом на Его престоле, пусть не приходит мысль, что, воспитывая детей, мы мало служим Богу. Благословение Богом ваших детей – это благословение ваше. Будьте довольны тем служением, которое вам дано, то, что вам вверено. Будьте Евангельскими женами, и Бог будет с вами, награда Его с Ним, воздаяние от Него не замедлит. Да благословит вас Господь Бог наш, да обогатит вас познанием истины Его, да святится имя Его в вас.
Брат Костя ( Молодечно, Беларусь)