Крещение огнем
У меня есть одна тема, которую мне Господь открыл еще перед праздником Троицы. Это очень сложный вопрос, это не просто проповедь, это вызывает не только меня, но и всех нас на очень прямой и откровенный разговор. Я буду читать слова Иисуса Христа:
«Огонь пришел Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей» (Лк. 12:49-53).
Темой я хотел бы выделить первый прочитанный стих, где говорит Иисус Христос: «Огонь пришел Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» Пророчески говоря наперед о предшествующей миссии Иисуса Христа, Иоанн Креститель в пустыне Иудейской говорил: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11).
На протяжении своего служения, вольно или невольно, мне приходилось с этим вопросом сталкиваться, и когда мне самому не совсем было удобно или приятно на эту тему рассуждать, меня принуждали другие, спрашивая: «Проповедник, скажи, что это и как это понимать?» И, на самом деле, это очень непросто. Это вопрос, касающийся не только теологии, это вопрос, касающийся нашей внутренности. И когда мы затрагиваем то, что нам очень больно – это очень непросто. И я понимал с самого детства своего, с самого обращения к Богу и дальше, что на самом деле это такое благословение, и когда в 14 лет – не совсем рано и не совсем поздно – Господь крестил меня Святым Духом, это была такая радость, такая радость – мы молились чуть ли не до полночи. А после – это было 23 марта 1971 года – и когда только начинались каникулы весенние – вечером мы, дети, собирались одни и молились. Какой я был загоревшийся, огненный человек. Я не представлял молитвы, чтобы не сорвать голос. У меня голос с детства был неплохой, но как мы молились в те времена, когда хозяева говорили: «Слушайте, не кричите сильно, окна двойные, и так слышно далеко». И в Минске когда я проповедовал, мне кое-кто говорил: «Коля, за два квартала слышно в частном секторе, как ты спокойно говоришь, это не совсем нормально». Я помню, когда меня братья старшие, вразумляя, говорили: «Коля, исполниться Святым Духом – это не значит так кричать, чтобы сорвать голос. Можно молиться, можно исполняться Святым Духом – и необязательно срывать голос». Я умом с ними соглашался, и все же на практике это у меня никак не получалось. Глядишь – и не досмотрел, глядишь – и увлекся, и опять сорвал голос.
И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого и говорили слово Божие с дерзновением. Деян.4:31
Я не пытаюсь навязывать какие-то свои идеи и свои соображения, но о чем это говорит? Это говорит о том, что мы люди и мы думаем, что вот мы входим в поток Божией благодати, огонь, Божий огонь, касается нас, мы здесь на высоте, мы можем даже посмотреть свысока на других, кто так этих чувств не испытывает, этой благодати не переживает. После уже – годы прошли – и это прикосновение Божие мне стало более знакомо. Я боюсь сказать, что я все понимаю. Я трепещу пред Господом. Если Апостол Павел на закате своей жизни и служения говорил, нисколько не стыдясь пред новообращенными: «Я стремлюсь познать Его» (Фил. 3:8-14), как будто до этого мало что знал. Но он стремился и стремился. Я стремлюсь познать Его. И на протяжении собрания, рассуждая над этим откровением Божиего слова, слушая псалмы, свидетельства, мне не совсем удобно было сидеть перед вами на виду и время от времени утирать свои слезы. Я понимаю, что нахожусь на том месте, где так низко опущена рука Господня. И когда я пытаюсь немножко подняться или на цыпочки встать, она еще ниже опускается. И когда я еще громче или больше что-то пытаюсь заявить или же возрадоваться, эмоциям своим дать волю – она еще ниже опускается. Я понял: Бог смиренным дает благодать. Я понял – здесь только надо единственное – упасть на колени пред Его величием.
Это очень обширная тема, у меня есть подборка многих текстов Священного Писания. Если возможно, на некоторые я обращу внимание. Я также хочу поделиться некоторыми личными переживаниями из моей жизни, из жизни моих родителей и родственников. Для меня это дополнительное убедительное свидетельство – быть под рукою Божией, быть на месте, на которое обращено внимание Самого Бога. Это очень ответственно и очень непросто. Мы имеем дело с Богом святым, Который нелицеприятно смотрит на действия каждого человека. У Него нет Своих любимчиков, Он в святости и справедливости, даже иногда в строгости смотрит очень внимательно на наши взаимоотношения, на наше служение. Нам хотелось бы только лишь представлять благословение, когда мы громко восклицаем: «Аллилуйя!» когда мы чуть ли не подпрыгиваем, и переживания такие восторженные, радостные. Я не хочу сказать, что это не прикосновение Бога, но это только часть того, что относится к действию Святого Духа. Не надо укрывать от действия Святого Духа какие-то части. В тот день, когда Господь Духом Святым касался отдельных людей, там было действие Его могущества, Его присутствия, Его силы и славы, там было действие не тихое, там было действие славное, там было присутствие огня.
И подумал я: не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и – не мог. Иер. 20:9
И первое место, на которое я хочу обратить внимание – это призвание человека Божия Моисея. Он пас овец в пустыне у тестя своего Иофора. Это было то место, на котором его Бог нашел и направил вначале. И то место, где Бог ему открывается:
«И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3:2-5).
И это было трудно передать, какое переживание у Моисея, трудно сказать, как он восклицал. Во всяком случае, он был исполнен трепета и страха перед явлением и откровением великим, как Бог ему открывался. Ему многое-что было непонятно, он Богу задавал вопросы, и Бог ему отвечал.
Впоследствии Бог больше и больше приближал его к Себе. Он доверился Богу, он послушал Бога и последовал Его призыву, но это еще далеко, далеко не все. Впоследствии мы видим то славное действие живого Бога – я уже опускаю некоторые даже немаловажные объекты судьбы этого человека и служения его – и один такой момент, когда Господь дал это великое знамение для народа, который вышел из Египта. Господь многими чудесами, знамениями, силами это доказал перед Египтянами, показал это для Евреев. Они видели присутствие Бога, и это было днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном. Это было явное, видимое присутствие Самого Бога, и в то же самое время эти люди, которых Бог вел, они так свыкались с теми обстоятельствами, как будто это было обыкновенное облако, как будто бы это было стечение обстоятельств и просто случайно они здесь оказались, в этой пустыне и просто так, случайно они питаются каждый день этой пищей. Вдруг, случайно они находят воду, они не болеют, и обувь их не снашивается, и одежда их не ветшает. Это так просто – они позволяли себе многие вольнодумства и многое, чего Бог не хотел. Конечно, все это было не случайно и это было проблемой и бедой для многих. Они просто не понимали, с каким Богом они имеют дело. Я не говорю только историю, это напрямую относится к Церкви. Мы посмотрим еще некоторые новозаветные истории, где было то же самое действие этого же Божиего огня. Далее, мы видим, как Бог на этой огненной горе Синае дает Свои заповеди, Свой завет этому народу. И когда Господь все устраивает и Моисей по Слову Божию все делает, то было сказано о том, чтобы они принесли жертвоприношение.
«И вошли Моисей и Аарон в скинию собрания, и вышли, и благословили народ. И явилась слава Господня всему народу; и вышел огонь от Господа и сжег на жертвеннике всесожжение и тук; и видел весь народ, и воскликнул от радости, и пал на лице свое» (Лев. 9:23-24).
Это великая слава Божия в пустыне явилась, это не просто такое зрелище сенсационное, но там эти люди трепетали, они пали на свое лице.
Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: “кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени?” Ис. 33:14
Следующая, десятая глава начинается такими словами (потрясающее, можно сказать, событие, и какой контраст):
«Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; И вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним. И сказал Моисей Аарону: вот о чем говорил Господь, когда сказал: в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь. Аарон молчал» (Лев. 10:1-3).
Это было переживание. Это было на том месте, где Господь присутствует. Там было присутствие славы Божией, присутствие силы Божией. Дорогие братья и сестры, эту тему, эту проповедь Дух Святой дает сегодня проповедникам по всем концам земли. Я не пытаюсь подражать кому-то, я говорю искренно, перед Богом.
Я трепещу, говоря об этом. Не совсем хочется об этом говорить, но как проповедник Евангелия я должен сказать это. Это правда Божия. И это пробуждение последнего времени: как оно будет, дорогие, мы очень смутно себе представляем. Я не думаю, что это возможно в таких спокойных обстоятельствах, где мы сидим на таких удобных стульях, в таких удобных помещениях, сытые и одетые, и мы хотим – сидим, хотим – пойдем погуляем. Я не думаю, что это будет так, как мы захочем. А это будет так, как определит Господь. И очень сложно наперед загадывать, в каком положении и в каком состоянии мы можем вдруг тогда оказаться.
Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог. И отвечал весь народ и сказал: хорошо. 3 Цар. 18:24
Есть еще дополнительные, можно сказать, сведения. Это из жизни огненного пророка – пророка Илии, помните, когда Господь ему является на Хориве и одно из знамений, где Господь проходил пред ним – это было знамение огня. Просто на том месте Господь ему сказал, чтобы Илия обратил внимание на знамение – веяние тихого ветра, но там Господь являлся и в бурном ветре, там Господь являлся и в огне. И впоследствии, помните, когда этот человек, Божий человек, когда он находился на горе Кармил и он призывал имя Божие. Да, вот-вот, это хотелось бы нам видеть, когда Господь наши молитвы слышит и когда Господь отвечает Своим славным действием. И там эта жертва, она политая водой даже, она воспламенилась огнем с неба. Господь сказал, что Я на этом месте, и Господь явил Свою славу, свои знамения Своим присутствием, Своим прикосновением к этой жертве. Впоследствии мы можем заметить, когда надменный человек, после отца своего Ахава, – Озия, он посылает одного пятидесятника с войском, другого, для того, чтобы взять этого пророка, Божиего человека. И те обращаются с таким призывом: «Человек Божий, сойди сюда, царь зовет тебя». Понятное дело – сойди сюда – не просто, а они повелевают. И когда Илия говорит: «Если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба и попалит тебя и твой пятидесяток» (4 Цар. 1:10). И это так и произошло: два этих пятидесятка, они были истреблены Божиим огнем. Эти люди поняли и впоследствии другие люди поняли, что они имеют дело с Богом святым, с Богом великим и славным. Помните, когда Бог – это уже сказано у пророка Исаии – говорит Своему народу наперед: «Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя» (Ис. 43:2).
В нашей жизни бывают обстоятельства, когда нас может окружать не только Божий огонь. На земле мы идем, и здесь столько много зла. Если б мы только видели, сколько злых умыслов врага диавола, и все же везде, где мы находимся, под защитой Божьих рук мы будем в надежной охране. Помнили об этом слове, видимо, мужи Божии Седрах, Мисах и Авденаго. Они помнили об этом и верили этому Богу. Помнил об этом Даниил, когда он открывал свои окна в сторону Иерусалима. И помните, когда Седрах, Мисах и Авденаго были брошены в огненную печь – я уже не читаю эти тексты Священного Писания, которые многое сказали бы, если даже просто процитировать их. Я надеюсь, что вы читаете Библию. Там явилась слава Божия, и там явилась сила Божия. Хотим мы этого, или не хотим, все же с огнем, Божиим огнем, придется когда-то встретиться. Если здесь мы так планируем и так направляем свои пути и свои старания направляем, как говорит Апостол Павел, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, чтобы избежать соприкосновения с этими острыми углами, мы это чувствуем, мы это как бы предвидим наперед и стараемся как- то обойти это. Я не призываю к тому, чтобы мы шли на конфликты, чтобы мы были людьми придирчивыми и бескомпромиссными. Везде допускаются разумные компромиссы, но это не значит, что мы должны отступать от Слова Божия. Наши взаимоотношения друг с другом, с другими людьми – они должны быть разумными, и Святое Писание призывает нас, чтобы мы были в мире со всеми людьми. Это не значит, что мы должны быть огненными спорщиками и добиваться чего-то своего. И в то же самое время нам надо помнить, что если даже такие обстоятельства нас окружают, где кажется – вот это огненная печь, все же и в этой печи есть для нас Божия помощь и Божия защита. Этих людей, надеющихся на Господа, Бог хранил и Бог защитил.
Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов… Гал. 6:12
Я вспоминаю некоторые ситуации и свидетельства из жизни близких мне людей, из личной жизни, где приходилось соприкасаться с действием этого огня. Это было в тридцатые годы, когда только мои дедушки, бабушки обратились к Богу, и на то время было такое свидетельство. Мне просто довелось родиться в том доме, где это славное и чудное знамение явилось, где эта сила Божия во время собрания, во время пламенной молитвы сошла на народ Божий и где окружающие люди, неверующие люди, которые вечером уже шли с работы, они брали ведра, они бежали, потому что там горел дом. Такое бедствие в деревне, и когда они прибежали и подошли близко, во двор вошли, посмотрели – вроде бы не горит. Отошли чуть дальше – горит, возвращались, и так вся деревня сбежалась. На то время к этим верующим относились с большим презрением, и были соответственные диспуты со священником у евангелистов, благовестников – это было очень непростое время. И все же тогда Бог дал увидеть, что здесь не просто какие-то сектанты, в основном из Америки были эти Евангелисты, в основном белорусы. Но когда они проповедовали в той местности, когда это стало известно, то к ним стали относиться с некоторым уважением. Началась вторая мировая война, и уже во времена бомбежки, во времена таких сложных обстоятельств (партизаны немало вреда причиняли и немцы), Бог давал откровения, Бог водил, предупреждал, и эти неверующие, они хорошо знали, что не только в этом погребе, не только в этом доме, но на территории этого двора и огорода бомбы не падают, снаряды не рвутся. И люди просто сбегались, просто бежали туда в этой ситуации, и тут бы больше смиряться и больше бы благодарить Бога. Я не знаю, как обстоятельства были внутри, но дальше были очень непростые еще обстоятельства. Не великий триумф, не великие пьедесталы – моего папу ожидали сталинские лагеря за Воркутой, за полярным кругом только лишь за то, что отказался взять оружие. А мама всего лишь только за то, что в воскресный день не вышла на работу, была отправлена в немецкий плен. После чего, пройдя через некоторые лагеря, она оказалась в Освенциме, и там, заболевши тифом, при призыве: кто больной, сделайте несколько шагов вперед, она в отчаянном положении говорит: «Все равно умирать, может быть чем- нибудь помогут». Что она в то время в подростковом возрасте могла понимать, что там кто-то поможет. Как впоследствии переводчица-полька ей сказала: «Вон там помогают», указав на дымящиеся трубы крематория. Она ее за спиной шефа толкнула назад в строй, потом подошла и несколько слов дала в пояснение и сказала: «Крепись и держись, как можешь, не спеши еще туда».
Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится. Пс. 90:5-7
И дальше Бог дал милость все это пережить, голодную смерть, и не только это. После, как будто эти пленные были виноваты, что их не русские освободили, а англичане, и на протяжении долгих лет считались английскими шпионами и под особым надзором КГБ находились. Это надо было пережить. Это не простой огонь. С одной стороны, было столько Божиих милостей, где Бог выводил и спасал от смерти. Папа говорил, что целыми эшелонами прибывающие заключенные из Прибалтики, из Волыни – они умирали от заразных болезней и от непростых условий. Говорил: «Я не был самым крепким, я не знаю, почему я выжил». Это надо было перейти. Впоследствии я наблюдаю в своей жизни, я уже сказал об обращении и крещении Святым Духом. Я помню еще один такой эпизод, во время нашего бракосочетания я молился: «Господи, я не прошу у Тебя богатства, я не прошу у Тебя чего-то особенного, великого, я прошу Тебя: будь Ты с нами и веди Ты нас в Своих руках!» Я не понимал до конца в то время, что я просил, и что значит – оказаться под Божией рукой. Есть такая поговорка у людей: попал под руку. Родители могут говорить о детях: «Ах, попал под руку». Они могут иногда приложить эту руку и очень строго и щедро так уделить и потом даже и сожалеть об этом. Господня рука, с одной стороны, крепкая рука, но она – милостивая рука, и попасть под Божию руку – это не только блаженные восклицания. Это некоторые переживания.
И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут. Лк. 12:48
И я помню еще одно откровение и хочу поделиться, где Господь мне сказал: «Думаешь пройти подальше, взять побольше? Не получится. Потеряешь все сразу же, что имеешь». Я думал: это так просто, у всех получается, молодая семья, надо поехать на заработки. В то время люди говорили, что даже и откровение на то имели. Я говорю: «Господи, почему другим можно, а мне – так строго – нельзя?» Я не мог это объяснить другим, и я понимал, что для меня это аргумент от Бога. И с этим соглашался, я не оспаривал это, я не говорил, что какой-то пророк что-то там такое сказал, я понимал: это слово от Господа. Я устроился на такую работу, чтобы мне быть на всех собраниях, чтобы мне иметь выходные субботу, воскресенье, чтобы мне можно было отпроситься, если надо, на похороны, где-то участвовать в служениях. Я не был служителем, в то время я был молодым участником собрания, проповедовал, играл в духовом оркестре – в общем-то, все вполне достаточно, как мне казалось, гладко и хорошо шло. И наступает дальше такое обстоятельство – у нас родился первый сын, потом у нас родился второй сын, и через месяц мы его похоронили. Мне было очень сложно проповедовать, несколько месяцев я вообще не проповедовал. Я не знал вообще, что говорить людям, я понимал: это прикосновение Божией руки, это действие Божиего огня. Помню, один из братьев-служителей подошел ко мне и говорит: «Коля, не опускай так низко голову, Господь хочет воспользоваться тобою». Мне очень сложно было согласиться с ним на тот момент, потому что мне внутри казалось – у меня так пусто, и то, что имелось, какая-то надежда теплилась – ничего не осталось.
И все же, преодолев все свои чувства, я его послушал. Что я мог, я начал употреблять и что-то делать во имя Господа, во славу Господа. И после вдруг так события развернулись, меня избирают на диаконское служение в числе еще и других братьев, дальше – определенная часть служения, уже более ответственная, уже с определенными нагрузками. Кому-то со стороны кажется: служителя – это начальство, люди, особо привилегированные. Так со стороны кажется, и мне не раз приходилось слышать едкие насмешки и упреки: «Хорошо тебе говорить, когда у тебя все родственники верующие, когда у тебя дети твои с тобою и они верующие, а вот у меня – очень непросто». Один Господь знает, как все это переживается и как давать советы, молиться – непросто.
И дальше наступают сложные обстоятельства в нашей семье. Моей жене Лиле довелось перенести 4 кесарева сечения, и когда после четвертого, в 1990 году, кесарева, родился младший сын, то через какое-то время, неделю с небольшим, оказывается, что у нее очень сложные процессы. Ее перевели срочно в другую клинику, и там уже доцент мне объясняет, что, в общем-то, мы ничего не гарантируем, мы ничего здесь не знаем и не можем, потому что этот процесс распространяется очень быстро, смерть может наступить в любое мгновение, но мы попытаемся еще раз оперировать, что-то делать. Я понимал, что тут судьба не только моя, не только моей жены, моих детей и это огонь. Мы молились, я благодарен брату Володе Таратуте, который в тот же день ко мне приехал домой, нашел меня. Вместе помолились, и просто он, положивши руку на плечи мои, сказал: «Коля, не отчаивайся, все будет хорошо». Это не были просто слова добрые, я благодарен Богу, это был ответ от Господа. Я понимал, что этот служитель не говорит просто слова. Он имел от Господа что-то сказать, и я благодарен церкви, которая молилась, и Господь явил милость.
Проходит буквально несколько времени, и не стало папы. Это тоже непросто пережить, когда я вдруг это очень хорошо почувствовал, что не стало тех ходатайственных, покровительственных молитв. И пройдя эти некоторые испытания, так складываются обстоятельства, что мне нужно было принять решение и согласиться на то, чтобы принять служение пресвитера. Это очень непросто, это отдельная история, но это – огонь. Это, может быть, кому-то так кажется – начальство, но это то место, на которое обращены очи Божии, и это – огонь. И, принявши это служение, я увидел целый ряд ситуаций, когда в этом огне очень непросто. И насколько важно, и насколько необходимо, все движения и все действия чтобы были правильные, и координация, и все поступки точные, и, конечно, братья-сотрудники в этом могут понять, в этом могут согласиться. Бывают такие ситуации, когда кажется: «Господи, что уже здесь сказать больше и что делать дальше – я уже совсем ничего не знаю и мои действия ограничены. Помоги и пойди вперед Ты». Конечно, я понимаю, это очень жестко. Это иногда так случается, я видел, когда Господь вперед шел. Я этому не очень сильно радуюсь.
Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех слышавших это. Деян. 5:5
Великое дело, когда тебя слушают, великое дело, когда принимают взыскания церкви, это великая милость. Большое несчастье, когда тебя не слушают, пренебрегают, большое несчастье, когда такое противление. Мы видим это на примерах Израильского народа, мы видим это на примерах современной церкви. Это было в первоапостольской церкви, когда явились им разделяющиеся языки, как бы огненные. Это не были лишь блаженные восклицания, но им самим надо было перейти через этот огонь. И помните, уже в пятой главе этой же книги – Деяния Апостолов, – соприкасаются с действием этого же огня, подобно Надаву и Авиуду, Анания и Сапфира. Как это неприятно, какое это чрезвычайное событие, но мы имеем дело с таким Богом. Как неприятно, когда у нас дома конфликт, когда у нас дома непонимание. Христос говорит: «Не думайте, что Я пришел мир принести, я пришел принести огонь» (Лк. 12:49,51). И действие этого огня распространится на окружающих, нам это будет не совсем приятно и наши благие намерения, наши все благие настроения, они вмиг могут быть развеяны, уничтожены и в прах развеяться. Кому-то кажется, что если я за других молюсь, у меня должно все просто получаться. Поверьте, это не так просто. Иногда бывает, что у меня есть на сердце, в моей тайной молитве (это лишь только к примеру) такие слова: «Господи, очень прошу Тебя, Дух Святой, побуди кого-нибудь сейчас, чтобы он вспомнил меня хоть в нескольких словах в своей молитве». И все же я верю, что это – служение Господу, что это – следование за Ним.
Очень легко идти, когда хорошая асфальтная или тротуарная дорожка, и когда эта дорожка ровная, и когда хорошая погода – очень хорошо идти, в светлое время суток очень хорошо идти. Очень непросто идти там, где никакой дороги нет, где столько много опасностей, препятствий – очень сложно идти. И все же, дорога в небо – это через такие препятствия и через такие опасности. Я хотел бы сказать, дорогие братья и сестры, наши молитвы продолжаются к Богу, я верю, что Бог обязательно вмешается и даст Свои ответы.
Я вспоминаю одну старицу, которая много раз ко мне подходила с исповеданием, она уже в вечность ушла. И один раз, в очередной раз, когда она подошла и говорит: «Брат Коля, сколько раз я подходить к тебе буду, стыдно мне уже тебе что-то говорить. Помолись сегодня за меня так, чтобы больше я к тебе никогда не подходила, чтобы больше эти испытания и трудности у меня уже никогда не случались». Я говорю: «Слушай, сестра, хочешь ли ты помолиться, чтобы сегодня ты перешла к Господу?» – «О, нет, об этом не молись, этому еще не пришло время. Моя матушка прожила за 90, а мне еще это не исполнилось (ей уже было под 80), и мне еще жить да жить». Конечно, время пришло, и эта встреча наступила. Нам так хочется, чтобы было все так легко и так просто.
Поверьте, дорогие братья и сестры, если мы сейчас избегаем прямого контакта с Божиим Духом, хотим мы этого или не хотим, нам все равно придется с Богом встретиться. И благо нам, когда мы здесь, на земле, проходим через эти огненные печи, огненные испытания. Это очень неприятно, но это для нас нужно. Бог не хочет над нами повеличаться, но это нужно. Написано: «Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор. 3:13-15). Я бы не хотел, чтобы так обстояло дело с моим спасением. Конечно, в первую очередь это относится к служителям, и кто какие старания полагает и кто что вкладывает в свое служение, в свой труд, но сказано: каждого дело обнаружится. И все это будет проверено, все это будет испытано в огне. И, несмотря на все это, нас призывает Святое Писание: « В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите» (Рим. 12:11). Это очень непросто – иметь дело с таким Богом, служить Богу, когда такие обстоятельства, когда такое внимание на нас.
Страшно впасть в руки Бога живого! Евр. 10:31
Иоанн был человек особенный, не такой, как мы. Это был любимый ученик Иисуса Христа, и во время Его жизни в физическом теле он мог приблизиться к Иисусу и задать вопрос такой, на который не решались другие Апостолы. Помните, даже на последней вечере, когда он спрашивал, и другие боялись и не решались это переспросить. Иоанн на это решался, и все же наступил такой момент в жизни Иоанна, где, находясь на острове Патмосе, он находится там за свидетельство Иисуса, он там – труженик Иисуса, он выполняет Его волю, и ему явился прославленный Иисус. Я только лишь один штрих напомню из того, что сказано: «Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Откр. 1:14,17-18). Он положил на меня десницу Свою, Он сказал мне: не бойся. Его глаза, как пламень огненный, Он знает все, Он видит все. Я еще читаю: «Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огонь поядающий» (Евр. 12:28-29). Мы дело имеем с таким Богом, мы служим Ему не потому, что это наша профессия, не потому, что мы в этом направлении продвигаемся или же развиваемся, мы служим потому, что Он достиг нас. Написано: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал» (Иоан. 15:16). С таким Богом мы имеем дело не только тогда, когда является Его могущество, Его сила, и мы видим славу Его, но и тогда, когда Он прикасается к нам, когда мы попадаем под руку Его, и в это время нам не надо возвышаться над другими, не надо подниматься на цыпочки, нам надо упасть на колени и в смирении сказать: «Господи, я ничто».
Я вижу пробуждение последнего времени, где Бог не даст славы человеку, где не будет величаться гордое человеческое «я», где нужно будет трепещущее сердце пред величием присутствия Святого Бога, Который есть огонь поядающий. Бог хочет увидеть наше практическое пребывание в Его Святом Духе. Не наше старание и достижение – показать плод Духа, это совместное содействие Святого Духа и нашего всего старания. Когда мы это делаем, мы увидим что-то в своей жизни. Я вспоминаю еще свидетельство одного известного, благословенного Богом служителя, когда он говорит: «Я приложил все старание, передо мной была большая река, и я приложил все старание, чтобы оказаться на другом берегу, мне надо было быть там, в собрании, и разогнался, и прыгнул – и оказался на другом берегу». Это объяснить невозможно, как раз этого Бог ожидает. Может быть, если это не от Бога желание, кто-то может так оказаться, как Йонги Чо описывает: некоторые оказались в этом море Японском и были в реке бушующей, а потом в море унесены они. Но когда мы понимаем голос Божий, влечение Святого Духа и знаем, что мы прилагаем старание, чтобы выполнить Божию волю, то Господь будет с нами, мы будем под защитой Его рук, мы будем видеть славу Божию и силу Божию.
Да явится и в нашей жизни Божия слава и Божия сила. Хорошо здесь свидетельства слышать тех, которые через этот огонь уже перешли. А тогда, когда им было очень сложно, трудно было поднять глаза в небо, трудно было ожидать чего-то, когда казалось – никакого просвета. И все же, когда смиряемся мы, когда трепещем мы пред величием Бога, тогда Бог начинает действовать. Вы помните, прикосновение Божие, исполнение Святым Духом – это не только тогда, когда мы в блаженном настроении и восклицания произносим, но и тогда, когда мы смиренно плачем, когда мы опускаем руки, не зная, а что же дальше. Тогда Господь поведет дальше, как раз этого момента Он ждет от нас, нашей преданности, нашего доверия и послушания, когда мы перестанем сопротивляться и вполне доверимся Ему. Его имя пусть будет прославлено и в этот час. Аминь.
Брат Коля (г. Минск, Беларусь)