Имея пропитание и одежду, будем довольны тем
Я хотел бы предложить некоторое рассуждение сегодня для нас, исходя из благодарности одного из наших братьев. Этот брат недавно на собрании выразил благодарность Господу, он сказал: «Слава Богу! Могло быть хуже в его жизни». Что-то у него произошло, а он благодарил Бога за то, что могло бы быть хуже. Видно плохо что-то произошло, но слава Богу, потому что могло бы быть еще и хуже. Я несколько ему возразил, и сказал, что ведь могло бы быть и лучше. Вот об этом я и хотел предложить сегодня рассуждения: как мы живем? О чем мы мыслим? Что мы говорим: могло бы быть хуже или могло бы быть лучше? Какие стандарты у нас, какие цели, какие высоты мы преследуем? Потому что Бог желает, чтобы в нашей жизни было получше. Но есть у нас еще и противник диавол, который подходит к нам и говорит: «А могло бы быть лучше». Да, с одной стороны Бог говорит: «Могло бы быть лучше», с другой стороны диавол говорит: «Могло бы быть лучше». Бог говорит: «Могло бы быть хуже, и лукавый говорит: «Могло бы быть хуже». Как нам разобраться, о чем они говорят? Давайте прислушаемся к слову Господнему.
Мы состоим из двух основных частей: тело и дух. Если говорить о жизни в теле, и о том, что мы имеем, касаясь тела нашего по плоти, за это нам надо благодарить Господа. Слава Богу! «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим. 6:8). Евангельское учение говорит о довольстве, о благодарном сердце. Удаляя ропот, недовольство, мы воздаем славу Господу. Когда-то Иов сказал: «Да будет имя Господне благословенно! Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге» (Иов 1:21-22). Живем ли мы так? Хотя тело наше не покрыто проказой, слава Богу, наши одежда не разорвана, у нас есть кров над головой, у нас есть родственники, а он все это потерял, но тем не менее, он сказал: «Да будет имя Господне благословенно!» Знаете, что он мог бы сказать? Иов мог сказать: «Могло бы быть хуже», если можно бы еще быть хуже ему. Кажется, что хуже некуда.
Мы тоже, живя во плоти, имея пропитание и одежду, и кров, имея что-то, ну не мало мы имеем, слава Богу, к нам приходят мысли, что плохо, худо, дальше некуда. Но как только Бог замечает такие мысли у человека, что ему плохо, что он недоволен, Бог хочет научить человека быть благочестивым и довольным, и тогда Господь индивидуально с каждым занимается. Господь занимается и занимается, и тогда человек вспоминает, что ведь было-то не так-то плохо. Было же ведь и хорошо, Господи, как было хорошо, а теперь как плохо. Господь отпускает такого человека, возвращает его в прежнюю форму. Если для примера взять в весовой категории кг семьдесят, а человек думает, как бы ему килограмм девяносто иметь. Тогда Господь ему килограмм пятьдесят дал, и ему так худо стало, Господь ему возвращает опять семьдесят и спрашивает: «Ну как, доволен?» – «Да, доволен, больше ничего не надо». Слава Господу!
«Имея пропитание и одежду, будем довольны тем». Лукавый в этом моменте всегда нам будет шептать, что могло бы быть лучше в твоей жизни, что вот ты работаешь, зарабатываешь, хорошо ты работаешь, хорошо ты зарабатываешь. И он неприменет обязательно подойти и шепнуть, что могло бы быть в твоей жизни и получше. Бог никогда не скажет так. Бог просто приложит, если надо. Помните, Господь Давиду сказал: «А если бы этого было мало, то Я приложил бы тебе». А человек сам прикладывает, потому что впадает в искушение. Лукавый шепчет ему: «А могло бы быть лучше», и человек ищет, а как бы сделать так, чтобы было получше. Почему бы в данном случае не поблагодарить Бога, и не сказать: «Слава Тебе Господи за то, что у меня есть работа, зарплата, есть одежда, пропитание, и так далее. Ведь могло бы быть в моей жизни хуже». Посмотрел и увидел, что люди хуже меня живут, да они вот этого не имеют, что я имею.
Когда-то много лет назад ко мне на производстве подошел человек, и зная что я христианин, стал говорить: «А что ты имеешь? Машину имеешь?» Тогда у меня не было автомобиля, и я сказал: «Нет, не имею». – «А дачу имеешь?» – «Нет не имею», тогда у меня не было дачи. «Ну, так а что ты имеешь?» Я говорю, что я имею Бога. Он говорит: «Ну что это, Бога имеешь?». Тогда я ему ответил: «Я имею все что мне необходимо. Если бы нужен был мне автомобиль, или самолет, Бог мог бы мне дать, а раз мне Бог этого не дает, значит мне автомобиль не нужен, дача мне не нужна». Когда мы живем с такими мыслями, то мы имеем благодарное сердце. Слава Богу, я имею то, что мне Бог дает. А если Он захочет дать больше, то я не против. Теперь я имею автомобиль, дачу, но не в этом ценность и радость. Я благодарю Бога за благодарное сердце, которое Он дарует нам, братья и сестры.
Итак, в отношении нашей плоти, в отношении телесного богатства, или достатка, мы должны быть благодарны, и сравнивать себя не с теми, кто лучше нас живет, а с теми, кто хуже в материальном положении нас живет, и чтобы мы всегда благодарили Бога и говорили: «Господи, а мы могли бы жить хуже». Но есть духовная сторона, где Бог говорит как могло бы быть в твоей жизни. Бог всегда нам скажет, что в нашей жизни могло бы быть лучше. Сколько я пролил слез, только Бог знает, сколько Бог мне говорил в сердце, касаясь лично меня, сколько я пролил слез от тех слов, которые звучали в моем сердце, где Бог меня обличал: «Сколько Я мог бы и Хотел бы тебя благословить, но ты не в том состоянии». Я горько-горько плакал и плачу, я еще плачу, когда Бог говорил: «Я мог бы тебе дать больше». Бог хочет дать больше.
В моей жизни и в твоей, брат и сестра могло бы быть лучше, но диавол всегда скажет тебе: «О, ты не плохой христианин. Посмотри, ты хороший, могло бы быть хуже в твоей жизни. Да, ты упал, но мог бы еще хуже упасть, не переживай. Да, у тебя нет любви ко всем, но могло бы быть еще хуже». Господь в такой момент всегда нас будет останавливать, и говорить: «Да, у тебя нет любви, но могло бы быть лучше. Стремись к лучшему». Бог хочет в наше сердце поселить такое желание: стремиться к лучшему. Как написано: «Но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город» (Евр. 11:16).
Мы иногда ценности путаем. В материальном отношении мы говорим: «Могло бы быть лучше», и прилагаем все старание, работаем, работаем, а в духовном: «Могло бы быть хуже, а так вообще-то и не плохо. Я мог бы быть холодным, а я хоть теплый, все-таки это не холодный». Но теплое состояние – это ужасное состояние. Лучше быть горячим. Поэтому в свете этого рассуждения нам надо порассуждать: насколько наше сердце благодарное Господу, насколько мы прославляем нашего Спасителя.
Я хотел бы посмотреть на одну женщину, язычницу, она вошла в родословную Господа нашего Спасителя Иисуса Христа, это Моавитянка Руфь. Через нее мы видим, пришло большое благословение, она родила Овида. И вот род Фаресов: Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза; Вооз родил Овида; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида» (Руфь 4:18–22). От Давида родился Христос наш спаситель.
Вот эта женщина Моавитянка в глазах даже Ноемини, этой приятной женщины, была ничтожно мала. Она была очень ничтожна мала. Ноеминь не брала ее в расчет, будьте уверены. Когда Ноеминь возвратилась на поля Вифлиемские, то она возвратилась вместе с Руфью, со своей невесткой. А когда она уходила, то она уходила с мужем и двумя сыновьями. Оба сына умерли, и муж ее Елимелех умер, а две невестки остались Орфа и Руфь. Одна из них отстала, Орфа, а Руфь возвращается вместе с Ноеминью.
И вот что говорит Ноеминь: «Я вышла отсюда с достатком, а возвратил меня Господь с пустыми руками; зачем называть меня Ноеминью, когда Господь заставил меня страдать, и Вседержитель послал мне несчастье?» (Руфь 1:21). Она была приятная – Ноеминь, а теперь она говорит, чтобы называли ее горькою, то есть Марою. А почему? «Да потому, что у меня было так много, был достаток, два сына, муж, они умерли и я возвратилась и у меня ничего нет, я такая несчастная. Могло быть лучше в моей жизни». Да, это на нас похоже, мы тоже чего-то теряем, по плоти, теряем, теряем, и говорим: «О, как горько».
Как Иона, вы помните, Господь произрастил растение, и была тень над его головой, он возрадовался от этому растению. Но червь подточил корень этого растения, растение увяло, и солнце палило голову Ионы до такой степени, что он просил себе смерти. Мы похожи на Иону, мы похожи на Ноеминь, которая называет себя Марою. Мы не берем в расчет то, что было у Ноемини, она пришла с Руфью. Да благословит нас Господь.
Здесь далее написана встреча Руфи и Вооза, в будущем они поженятся, родится сын, как мы слышали. Но здесь написано так: «Переночуй эту ночь; завтра же, если он примет тебя, то хорошо, пусть примет; а если он не захочет принять тебя, то я приму; жив Господь! Спи до утра. И спала она у ног его до утра и встала прежде, нежели могли они распознать друг друга. И сказал Вооз: пусть не знают, что женщина приходила на гумно. И сказал ей: подай верхнюю одежду, которая на тебе, подержи ее. Она держала, и он отмерил ей шесть мер ячменя, и положил на нее, и пошел в город. А Руфь пришла к свекрови своей. Та сказала ей: что, дочь моя? Она пересказала ей все, что сделал ей человек тот. И сказала ей: эти шесть мер ячменя он дал мне и сказал мне: не ходи к свекрови своей с пустыми руками» (Руфь 3:13–17). И так далее…
Благодарение Богу, что Бог, увидев смирение этой женщины, язычницы, определил ей великое Божие благословение. Здесь мы читаем, что через Вооза было отмерено шесть мер ячменя. Шесть мер – это не так много, но и не так мало. Если взять тысячу рублей за одну меру, и сосчитать, то здесь получится шесть тысяч рублей. Но это я предлагаю, может быть, на западе бы предлагали другую валюту: шесть тысяч евро, шесть тысяч долларов. О, они бы восклицали, какое великое благословение. Может быть, у нас нет такого восклицания, когда мы переводим это на рубли, но Бог отмеряет нам благословение. Вопрос в том, как мы принимаем Божие благословение. Он сказал: «Не ходи с пустыми руками». И Бог нам что-то дал, мы приняли это. Что мы говорим Богу? Могло бы быть хуже – это правильное мышление, но когда мы говорим: «Могло бы быть лучше», когда Вооз, небесный Вооз нам дает нечто в нашей жизни, и мы смотрим на Божие благословение и говорим: «О, Господи, что Ты дал мне? Могло бы быть лучше, неужели у Тебя лучшего нет?» У Бога есть лучше, в другой раз, для другого человека. Но то, что у нас и для нас – это надо принять с благодарностью. Это то, что касается телесного нашего достатка, благодарение Господу.
Бог хочет нас духовно благословлять, чтобы мы алкали, и жаждали правды, и никогда бы не сказали: «О, могло бы быть хуже». Чтобы всегда мы переживали Божие благословение, говоря: «А могло бы быть лучше в моей жизни».