О Езекии
Часть 2. Езекия и царь Ассирийский
И что дальше говорится: «И встали священники и левиты, и благословили народ; и услышан был голос их, и взошла молитва их в святое жилище Его на небеса» (2 Пар. 30:27). «В четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахирим, царь Ассирийский, против всех укрепленных городов Иуды, и взял их» (4 Цар. 18:13). Подумайте внимательно над этим: человек тринадцать лет изо всех сил старался восстановить в Иудее почтение к Богу, и это ему удалось. Но после этого вдруг, после таких дел и верности приходит Сеннахирим в Иудею, и что? Захватил все укрепленные города и осадил город Иерусалим. Кажется, за что же Бог так поступил с Езекией? Ведь он так старался, так любил Бога, так служил, так уповал на Него. В этом есть и для нас прообраз.
Вы знаете, что Сеннахирим, царь Ассирийский, это был сын того царя, которому Ахаз, отец Езекии, отдавал дань и нанимал его для помощи себе. И, конечно, это нравилось Ассирийскому царю, что царь Иудейский давал ему деньги. А как мы прочитали вначале, что как только царь Езекия воцарился, то он сразу отделился от царя Ассирийского, перестал платить ему дань.
Сеннахирим ждал год, два, три, тринадцать лет ждал, и терпение у него кончилось. Вы знаете, это прообраз диавола. Может быть, наши отцы были верующие, но в любом случае, хоть мы и в верующей семье родились, мы были грешниками. Вы согласны с этим? Любой ребенок, рождающийся даже в самой хорошей христианской семье, рождается грешником. Он должен прийти к покаянию сам лично. И в любом случае, если у него отец и мать верующие, и бабушка, и прабабушка, все равно его предки были язычниками и служили диаволу тысячелетиями. Тысячелетия в нашей крови, в наших предках было поклонение диаволу, служение бесам, служение идолам, разная нечистота, непотребство. Как Павел говорит: «Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить» (Еф. 5:12). И это диаволу нравилось, что наши предки тысячелетиями служили ему. И вдруг родились их дети и стали служить Богу – это великое чудо.
Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, 6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Исх. 20:5-6
Смотрите, как Езекия усердно старался. Это не просто Христианин, который, может быть, пришел из мира, покаялся, принял водное крещение и успокоился. Нет. Езекия – это символ Христианина, который действительно от всей души обратился к Богу, от всего сердца. Делал все, что мог, для Бога.
Вот вы пришли к Богу и стараетесь для Него, служите Ему, любите Его, ревнуете о Нем, усердствуете о Нем, и вот что-то вам уже удалось сделать для Господа, и вы радуетесь. И вдруг неожиданно враг приходит и осаждает вас; говорится, что он осадил город Иерусалим и все города отторгнул себе.
Езекия поначалу даже не понял, насколько это бедственно. Он начал еще какие-то меры предпринимать, хорошие меры, конечно: «Когда Езекия увидел, что пришел Сеннахирим с намерением воевать против Иерусалима, тогда решил с князьями своими и с военными людьми своими засыпать источники воды, которые вне города; и те помогли ему. И собралось множество народа, и засыпали все источники и поток, протекавший по стране, говоря: да не найдут цари Ассирийские, пришедши сюда, много воды. И ободрился он, и восстановил всю обрушившуюся стену, и поднял ее до башни, и извне построил другую стену, и укрепил Милло в городе Давидовом, и наготовил множество оружия и щитов. И поставил военачальников над народом, и собрал их к себе на площадь у городских ворот, и говорил к сердцу их, и сказал: будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя Ассирийского и всего множества, которое с ним; потому что с нами более, нежели с ним: с ним мышца плотская, а с нами Господь, Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться на бранях наших. И подкрепился народ словами Езекии, царя Иудейского» (2 Пар. 32:2-8).
Вот такие мероприятия он произвел, и, казалось бы, все хорошо. Но это Сеннахирима, царя Ассирийского, не испугало. Езекия понял, что то, что он сделал: водопроводы, засыпал источники, вдохновил военных людей – этого недостаточно. Еще что-то пришлось сделать. К сожалению, он вот так сделал еще. Я вам скажу, тоже было колебание, потому что нет совершенных людей: «И послал Езекия, царь Иудейский, к царю Ассирийскому, в Лахис, сказать: виновен я; отойди от меня; что наложишь на меня, я внесу. И наложил царь Ассирийский на Езекию, царя Иудейского, триста талантов серебра и тридцать талантов золота. И отдал Езекия все серебро, какое нашлось в доме Господнем и в сокровищницах дома царского. В то время снял Езекия золото с дверей дома Господня и с дверных столбов, которые позолотил Езекия, царь Иудейский, и отдал его царю Ассирийскому» (4 Цар. 18:14-16). Какая трагедия! Этот человек, который, заступив на царство, позолотил ворота, теперь снял эту позолоту с ворот и отдал царю Ассирийскому.
Что такое ворота Божиего дома? Это место, где человек входит в Божие присутствие, потому что Божий дом – это Его собственность. Это собственность Бога. Он говорит: «Дом Отца Моего». Когда родители отыскали Иисуса: «Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49). Это место, святое место, принадлежало Богу. И когда люди входили в храм, они входили воротами, и ворота – это место, где человек входит в Божие присутствие, и оно было позолоченное. Почему? Потому что войти в Божие присутствие можно только через веру, и золото – это символ веры.
Смотрите, когда диавол приходит к вам, после того как вы много старались, много служили Богу, много трудились для Него, он вдруг атакует вас, его первая задача – похитить вашу веру, чтобы вы поколебались и подумали: «Я так старался для Бога, я так служил, так молился, так ревновал, так ожидал, что все будет хорошо, – почему так происходит?» У человека начинают опускаться руки. Езекия отдал золото царю Ассирийскому. Но я благодарю Бога, что Бог такой легкой ценой не позволил ему отделаться.
О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа… 1 Петр. 1:6-7
Езекия думал, что вот сейчас отдам золото, и все, война окончится. Но дело этим не закончилось. Царь Ассирийский взял золото и послал людей к стене Иерусалима: «И сказал им Рабсак: скажите Езекии: так говорит царь великий, царь Ассирийский: что это за упование, на которое ты уповаешь? Ты говорил только пустые слова: для войны нужны совет и сила. Ныне же на кого ты уповаешь, что отложился от меня? Вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломанную, которая, если кто опрется на нее, войдет ему в руку и проколет ее. Таков фараон, царь Египетский, для всех уповающих на него. А если вы скажете мне: “На Господа Бога нашего мы уповаем”, то на того ли, которого высоты и жертвенники отменил Езекия, и сказал Иуде и Иерусалиму: “Пред сим только жертвенником поклоняйтесь в Иерусалиме?” Итак вступи в союз с господином моим, царем Ассирийским: я дам тебе две тысячи коней, можешь ли достать себе всадников на них? Как тебе одолеть и одного вождя из малейших слуг господина моего? И уповаешь на Египет ради колесниц и коней? Притом же разве я без воли Господней пошел на место сие, чтобы разорить его? Господь сказал мне: «пойди на землю сию и разори ее» (4 Цар. 18:19-25).
Итак, видите, когда Христианин оказывается в такой обстановке, то диавол начинает его атаковать, и говорит: «На что ты уповаешь? Ты же видишь, что Бог допустил это. Если бы Бог признавал твою ревность, твое желание, твое стремление, то Он бы этого не допустил. Значит, напрасно ты уповал на Бога. Значит, напрасно ты на Него надеялся. Вот Бог тебя и подвел. Вступи лучше со мной в союз. Разве тебе плохо жилось, когда ты служил мне?»
«И сказал Елиаким, сын Хелкиин, и Севна, и Иоах Рабсаку: говори рабам твоим по-арамейски, потому что понимаем мы, а не говори с нами по-иудейски вслух народа, который на стене. И сказал им Рабсак: разве только к господину твоему и к тебе послал меня господин мой сказать сии слова? Нет, также и к людям, которые сидят на стене, чтобы есть помет свой и пить мочу свою с вами» (4 Цар. 18:26-27). Они обрадовались, эти слуги царя Ассирийского, раз их просят говорить на другом языке, значит уже поколебались немножко, значит мы уже близко к цели, еще немножко, и люди дрогнут. Действительно, вы знаете, что на войне самое главное – это не сила оружия, а сила духа.
Вы знаете, у нас в стране во время войны был такой диктор Левитан, у него такой голос громовой, торжественный, уверенный, и Гитлер так ненавидел его, потому что этот человек вдохновлял войска и тыл своими короткими речами. Люди, уставшие на поле боя, измотанные, слыша этот голос, вдохновлялись на новые подвиги. Это просто даже по-человечески: честь и дух нуждаются в поддержке. И именно только голос этого человека так много значил. Никто больше не обладал таким голосом. И немцы хотели распространять разные слухи, что они уже победили, что у них то-то и то-то захвачено, но как только русские находили свою волну и слышали голос этого русского диктора, то они снова вдохновлялись.
Враг всегда желает сломить дух войска, поэтому мало того, что они окружили, они решили говорить такое, чтобы разрушить полностью веру и упование этих людей. И они обрадовались, что слуги царя Езекии говорят: «Не разговаривайте с ними на нашем языке, говорите только по-арамейски». – «Ага, значит мы уже близко к победе. Еще будем говорить уверенней». И Рабсак говорит: «А что вы едите свой помет и пьете свою мочу, это что, хорошо? Смотрите, что я вам могу дать». И он говорит: «Так говорит царь: пусть не обольщает вас Езекия, ибо он не может вас спасти от руки моей; и пусть не обнадеживает вас Езекия Господом, говоря: “спасет нас Господь и не будет город сей отдан в руки царя Ассирийского”. Не слушайте Езекии. Ибо так говорит царь Ассирийский: примиритесь со мною и выйдите ко мне, и пусть каждый ест плоды виноградной лозы своей и смоковницы своей, и пусть каждый пьет воду из своего колодезя, пока я не приду и не возьму вас в землю такую же, как и ваша земля, в землю хлеба и вина, в землю плодов и виноградников, в землю масличных дерев и меда, и будете жить, и не умрете. Не слушайте же Езекии, который обольщает вас, говоря: “Господь спасет нас”» (4 Цар. 18:29-32).
Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире. 1 Петр. 5:8-9
Итак, видите, это тактика диавола. Он говорит им: «А зачем вам есть свой помет и пить свою мочу? Зачем вам? Я же вам не враг. Выйдите ко мне, помиритесь со мной, будете есть свои плоды, свой виноград, свой хлеб, свое масло, а потом я переселю вас в другую землю. Там нисколько не хуже, хорошо будет, зачем вам так упираться?» И это работа диавола. Он и сегодня Христианину скажет: «Ну, смотри, вот ты служишь Богу, что тебе дал твой Бог?» Это он не скажет вам на собрании, конечно, потому что на собрании Слово Божие проповедуется и ваша вера возрастает, а сомнения удаляются. Но когда наступает трудный час, как Павел говорит: «День злый», в который нужно, все преодолевши, устоять, тогда диавол атакует со всех сторон. И он скажет: «Ну, что же тебе дал твой Бог? Ты Ему служил, а Он тебе что?» И он начинает припоминать все самое мрачное в вашей жизни. Он самое ужасное сказал: «Вы едите свой помет и пьете свою мочу. Вот что дало вам упование на Бога. А если примиритесь со мной, то у вас все будет хорошо».
И сегодня есть люди, которые иногда верят диаволу. Они думают: «Да зачем я верю? Моя жизнь – только скорбь и страдание. А в мире и повеселиться можно, и то можно, и другое – на самом деле, не так уж и плохо. А здесь только нельзя, и нельзя, и нельзя. И что в конечном итоге?» Это работа диавола, он желает так действовать, чтобы сломить дух человека.
Что произошло с Езекией, когда он это услышал: «Когда услышал это царь Езекия, то разодрал одежды свои, и покрылся вретищем, и пошел в дом Господень. И послал Елиакима, начальника дворца, и Севну писца, и старших священников, покрытых вретищами, к Исаии пророку, сыну Амосову» (4 Цар. 19:1-2). Езекия до сих пор действовал самостоятельно, и Бог был с ним. Он уверенно действовал, он собирал священников и левитов, собирал народ и начальников, производил разные работы. Теперь он понял, что сам он ничего сделать уже не может, потому что враг почти сломил дух народа. Что остается делать? Он пошел в дом Господень во вретище, в разодранной одежде, а слуг своих послал к Исаии, сыну Амосову: «И они сказали ему: так говорит Езекия: день скорби и наказания и посрамления день сей; ибо дошли младенцы до отверстия утробы матерней, а силы нет родить» (4 Цар. 19:3).
Доведу ли Я до родов, и не дам родить? говорит Господь. Или, давая силу родить, заключу ли утробу? говорит Бог твой. Ис. 66:9
Я думаю, что евреи – это очень умные люди, просто Бог одарил их. Не случайно ведь и Христос говорит, сравнивая скорбь Апостолов со скорбью женщины в родах. Он говорит: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Иоан. 16:21). Видимо, страдания женщины в родах – это такие страдания, которым даже Бог сострадает, потому что это наказание, которое Еве от начала определено, и Бог сострадает женщинам в этом.
И вот Езекия, понимая это разумом, он почувствовал себя, как бы женщина в родах. Причем, какая женщина? У которой начались схватки, и плод продвинулся к самому отверстию, чтобы вот-вот выйти из чрева матери. И на этом силы все иссякли, и что хочешь дальше, то и делай: хоть умирай, хоть кричи – непонятно, что дальше делать.
В такую духовную ситуацию попал Езекия. Как бы до сих пор он так старался, так служил, так стремился, молился, уповал, действовал, и все силы иссякли, и в результате полный крах: Иудея разорена, Иерусалим в окружении, люди уже голодают, враг насмехается и дух войска уже сломлен. Вот в таком состоянии он пришел к Богу в молитве и к пророку Исаии. И что дальше? «Может быть услышит Господь, Бог твой, все слова Рабсака, которого послал царь Ассирийский, господин его, хулить Бога живого и поносить словами, какие слышал Господь, Бог твой. Принеси же молитву об оставшихся, которые находятся еще в живых. И пришли слуги царя Езекии к Исаии, и сказал им Исаия: так скажите господину вашему: так говорит Господь: не бойся слов, которые ты слышал, которыми поносили Меня слуги царя Ассирийского. Вот, Я пошлю в него дух, и он услышит весть, и возвратится в землю свою, и Я поражу его мечем в земле его» (4 Цар. 19:4-7). Вот такой ответ принесли слуги царя Езекии.
Смотрите, враг на этом не успокоился. Здесь действительно говорится, что слова пророка Исаии исполнились, что Рабсак возвратился, потому что услышал слух, что война идет, и отступил от Иерусалима. Но когда враг от Иерусалима отступал, он Езекии послал письмо. Мало того, что они вслух говорили, теперь он послал это в письменной форме: «Так скажите Езекии царю Иудейскому: пусть не обманывает тебя Бог твой, на которого ты уповаешь, думая: “не будет отдан Иерусалим в руки царя Ассирийского”» (4 Цар. 19:10).
Если до сих пор царь Ассирийский всегда на Езекию ссылался: «Пусть не обманывает вас Езекия, пусть не обольщает вас Езекия». То теперь царь понял, что народ уже не надеется на Езекию и не уповает на Езекию. Остался единственный человек, который уповает на Бога, и что нужно ему сказать? Что Бог твой тебя обманывает, не верь Ему и не надейся на Него. Это работа сатаны. Вы знаете, что когда уже никто не может человеку помочь, никто не может поддержать, ему не к кому обратиться, и он в своей уединенной комнате обращается к Богу, и получает помощь и поддержку, то в это время враг видит, что этот человек действительно тверд в уповании, и он начинает посылать ему такие мысли, письмо – это, я бы сказал, такие мысли. Сатана посылает отчетливые мысли: «И что ты молишься, на что ты надеешься, и что ты ждешь?» Но все обстоятельства от Бога, и когда такие обстоятельства допускает Господь, Он хочет видеть в людях именно упование на Него, потому что никто из уповающих на Него не погибнет. В каких бы обстоятельствах мы ни оказались, упование поможет выйти победителями из этих обстоятельств.
Посему, (возлюбленные), препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. 1 Петра 1:13
Итак, мы рассуждаем о Езекии, этот человек попал в такие обстоятельства. Он сохранял упование до конца, и теперь он видит это письмо. В этом письме говорится: «Пусть Бог тебя не обманывает». Смотрите, что начал делать Езекия. Он мог разорвать это письмо на мелкие кусочки, он мог его скомкать и бросить в мусорную корзину, он мог бы взять это письмо и бросить в огонь. Но он не сделал ни то, ни другое, ни третье. А что он сделал с этим письмом?
«И взял Езекия письмо из руки послов, и прочитал его, и пошел в дом Господень, и развернул его Езекия пред лицем Господним, и молился Езекия пред лицем Господним, и говорил: Господи, Боже Израилев, сидящий на херувимах! Ты один Бог всех царств земли, Ты сотворил небо и землю. Приклони, Господи, ухо Твое, и услышь; открой, Господи, очи Твои и воззри и услышь слова Сеннахирима, который послал поносить Бога живого! Правда, о, Господи, цари Ассирийские разорили народы и земли их, и побросали богов их в огонь; но это не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень; потому и истребили их. И ныне, Господи, Боже наш, спаси нас от руки его, и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один» (4 Цар. 19:14-19).
Вот такое чудесное упование, когда, кажется, все уже. Недавно еще такое чувство было, что дошел ребенок до утробы матери, а сил нет родить, и вдруг новое упование пришло, новая сила, новая надежда. А почему? Потому что в книге пророка Исаии говорится: «Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе; поднимут крылья, как орлы, потекут, и не устанут, пойдут, и не утомятся» (Ис. 40:30-31).
Еще недавно Езекия чувствовал, что как бы роды застопорились, а теперь он пришел с этим письмом и показывает его: «Господи, посмотри, что враг мне написал тут». И это пример для Христианина. Когда враг атакует вас такими мыслями удручающими, то некоторые начинают с ними бороться, начинают забивать их или еще что-то. Не надо так делать, вы не сможете их победить. Вам нужно это рассказать Богу: «Господи, враг вот какие мысли мне посылает. Мне не нужны такие мысли, я знаю, что это неправда, я уповаю на Тебя, я верю Тебе. В Твоем Слове так не написано, как враг мне в мыслях посылает. Помоги мне, я хочу Твои иметь мысли: святые, чистые, мысли веры и жизни, потому что помышления духовные – жизнь и мир». Слава Богу! Мы не должны бороться сами, мы не сможем победить это.
Какая была бы польза Езекии, если бы он, прочитав это письмо, скомкал, разорвал или сжег. Все равно текст уже прочитан. Вы знаете, если диаволу удалось хотя бы раз вам мысль пропустить через сознание, то сколько бы вы с этой мыслью ни боролись, она уже очень ясно сидит в вашем сознании. Единственное и верное – это придти и открыть Богу. Сказать: «Господи, вот какая мысль мне пришла, но я ее не хочу принимать. Я на Тебя уповаю, на Твою милость и благодать».
Обратите внимание, если первый раз Езекия сам посылал послов к пророку Исаии, и Исаия отсылал ответ очень короткий, всего лишь два стишка он занимает, этот ответ Господень, то в данном случае уже не Езекия послал послов, а Исаия. «И послал Исаия, сын Амосов, к Езекии сказать: так говорит Господь, Бог Израилев: то, о чем ты молился Мне против Сеннахирима, царя Ассирийского, Я услышал. Вот слово, которое изрек Господь о нем: презрит тебя, посмеется над тобою девствующая дочь Сиона; вслед тебя покачает головою дочь Иерусалима…» (4 Цар. 19:20-21).
Это такое чудесное пророчество, которое занимает много места, и я не буду читать вам все. Господь здесь говорит этому царю: «За твою дерзость против Меня и за то, что надмение твое дошло до ушей Моих, Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои в рот твой, и возвращу тебя назад тою же дорогою, которою пришел ты. И уцелевшее в доме Иудином, оставшееся пустит опять корень внизу и принесет плод вверху; ибо из Иерусалима произойдет остаток, и спасенное от горы Сиона. Ревность Господа Саваофа сделает сие. Посему так говорит Господь о царе Ассирийском: не войдет он в сей город, и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала. Тою же дорогою, которою пришел, возвратится, и в город сей не войдет, говорит Господь. Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего» (4 Цар. 19:28-34).
Что же случилось в ту ночь? «И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень, и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые. И отправился, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии. И когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, то Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо него» (4 Цар. 19:35-37).
И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Откр. 12:10
Вот такая кончина этого человека, который так высоко превозносился, который столько много горечи и досады доставил человеку, уповающему на Бога. Вы знаете, что и в нашей жизни есть один враг, который старается над нами превозноситься, воевать, унижать, атаковать, но Писание говорит, что у него тоже есть конец. Как у этого царя, который много возвышался, а в конечном итоге его дети поразили его. Также и враг, который против нас воюет, Павел написал в послании: «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре» (Рим. 16:20). Это Божие обетование. Сколько бы сатана ни воевал, ни клеветал, ни превозносился, ни искушал – конец придет, и этот конец уже скоро. «Ибо еще немного, очень немного, и Грядущий приидет и не умедлит. Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя» (Евр. 10:37-38).
Часть 3