Что такого особенного в воскресном пении?
Люди любят петь. Но поём ли мы в церкви только потому, что любим петь?
Люди поют. Везде.
В машине. В душе. В хоре. На футбольных стадионах. На днях рождения. На свадьбах и даже похоронах. На рок-концертах. В мюзиклах и опере. Когда светит солнце. Когда идет дождь. Когда штормит. Утром, днем и ночью.
Но когда церковь собирается на утреннюю воскресную службу (или вечернюю субботнюю), наши земные голоса объединяются с небесным хором. И эта песня ни с какой другой не сравнится. Я уже и счет потерял моментам, когда меня особенно трогала возможность присоединить свой голос к чудесному, захватывающему, сильному, вдохновенному и грандиозному хору собравшихся во имя Христа.
Правда, иногда наше звучание – слабое и невыразительное. Не в тон и не в такт. И не очень уж и прекрасное. Что делать в такой ситуации?
Обычная реакция: мы начинаем стараться улучшить качество нашей музыки, искусства или технологии. Но это все не решает наши проблемы автоматически. Музыка может зазвучать лучше, но поклонение при этом ухудшится. О недостатках современного прославления, проблемах прославления в мега-церквях или культуре «звезд поклонения» мы прочитали уже много статей.
В этой статье я не хочу критиковать музыкальные стили или литургические формы. Я, пожалуй, хотел бы подчеркнуть некоторые отличия между людьми, которые собрались попеть, и церковью, которая поет. Хочу просто вспомнить, кто поет, как так получилось, что мы приходим, чтобы вместе петь, и Кому мы поем. Другими словами, я хочу обсудить воскресное пение.
Одна из главных причин, почему общее пение бывает такое «кривое», в доктрине церкви, то есть в экклесиологии, существуют проблемы: либо она «минималистична», либо искажена, либо ее нет вовсе. Мы забываем, что церковь принадлежит Христу, а не нам. В 1 Коринфянам Павел пишет, что Бог уничтожит того, кто уничтожает Его церковь (1 Кор. 3:17). Это очень отрезвляющие слова. Сегодня создается впечатление, что некоторые церкви уничтожаются по чуть-чуть, шаг за шагом, через музыкальных лидеров, которые спутали происходящее в воскресное утро с чем-то еще.
Что такое церковь и чем она не является
Не так давно я решил составить список различий между пением, скажем, на концерте и пением в церкви. Список, разумеется, получился не полным, но я постарался включить в него самые основные области потенциальных «путаниц». В каждом пункте содержится описание от противного, противопоставление того, чем церковное собрание не является, тому, что Бог задумал для церкви.
1. Воскресное собрание – это не группа гностиков, игнорирующих внешнюю физическую, осязаемую среду. Приятная эстетика, умелая подача, не отвлекающая творческая составляющая, хорошая звуковая система, талантливые исполнители и другие практические аспекты могут добавить нашим собраниям значимости и назидательности. Бог использует материальные средства, проявляемые через духовные дары, чтобы совершить Свой замысел для церкви (Деян. 6:1-6, 1Кор. 12:28, Рим. 12:6-8). И хотя Богу они совсем не нужны, Он решил ими воспользоваться.
2. Воскресное собрание – это не хаотически сформировавшаяся группа людей, которые встречаются лишь раз в неделю, и чьи дороги кроме этого никак не пересекаются. Церковь – это тело Христово, это Храм, которые строится сообща, чтобы Бог в нем пребывал (Еф. 1:22-23, Еф. 2:19-22, 1 Пет. 2:4-5).
3. Воскресное собрание – это не однородная, гомогенная группа людей, одевающихся в одном магазине, играющих в одну и ту же компьютерную игру, слушающих одну и ту же музыку, обедающих в одном ресторане. Церковь – явление сверхъестественное, в ней люди из разных слоев общества, культур, у них разные истории, разное происхождение. Все они объединены посредством заместительной смерти Иисуса Христа за наши грехи (Еф. 2:11-16, 1Пет. 2:9-10).
4. Воскресное собрание – это не продюсерский центр, производящий еженедельное шоу со светом, видео и сценой. Церковь – это место, где сокровище Евангелия Христова сияет сквозь глиняные сосуды, где наша уверенность зиждется на демонстрации власти Святого Духа. Его сила проявляется в слабости нашей проповеди, а не в безукоризненности нашего шоу (2Кор. 4:7, 1Кор. 2:3-5).
5. Воскресное богослужение – это не лекция на богословскую тему, не влияющая на их желания и мечты, посредством которой люди утоляют интеллектуальный голод. Эти совместные встречи дают нам возможность радостно восклицать в песне хвалы, переполняющей наши сердца (Пс. 70:23, Кол. 3:16). А Дух Святой тем временем преображает нас в образ Христов, от славы к славе (2Кор. 3:18).
6. Воскресное пение – это не концерт, на котором талантливые исполнители развлекают группу безучастных слушателей. Церковь собирается для назидания и ободрения друг друга, мотивирования друг друга к любви и добрым делам, снаряжения друг друга на служение, к которому каждый призван Богом по-своему (1Кор. 14:12, Евр. 10:24-25, Еф. 4:11-16). Каждая часть Тела Христова, даже самая «непрезентабельная», ценна. Все призваны петь, хотя, конечно, не каждому при этом полагается микрофон (1Кор. 12:14-26, Еф. 5:19).
7. Воскресное богослужение не крутится вокруг наших чувств, мыслей и текущего состояния. Церковь – это уникальные и святые люди, отделенные лишь ради того, чтобы привлечь внимание к величию и благости единственного Бога, избавившего нас от тьмы, выведшего на свет посредством жертвы Христа (1 Пет. 2:9-10). Два таинства, которые нам даны (крещение и причастие), просто и одновременно властно обращают наше внимание на дела и достоинство Бога, а не на нас (Рим. 6:1-4; 1Кор. 11:23-26).
8. Воскресное пение – это не платформа для самореализации в служении или музыкальной карьере. Церковные руководители и музыканты предназначены служить моделью слов Павла: «Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы – рабы ваши для Иисуса» (2Кор. 4:5).
9. Воскресное богослужение – это не бизнес и не предприятие быстрого питания, движимое принципами прагматизма, маркетинга и финансового успеха. Церковь – это Божье поле и Божье здание. Рост требует времени, а Богу интересны те средства, которые мы используем для достижения роста (1Кор. 3:9-11; 1Кор. 3:16-17).
10. Воскресное богослужение – это не место для расширения горизонтов творчества ради достижения новизны. Это – контекст, в котором лидеры ищут пути рассказать Евангелие, которое Они получили от Бога (1Кор. 4:1-2; Гал. 1:6-9). Да, творческий подход помогает рассказывать Евангелие и Божье Слово «свежим языком». Но наши средства не должны затмевать, искажать суть послания или отвлекать от него.
11. Воскресное богослужение – это не арт-галерея, где визуальные средства ценятся больше, чем проповедуемое и провозглашаемое Слово Божье. Церковь строится, поддерживается и растет посредством последовательной и верной проповеди Слова и Евангелия (Пс. 18:7-11; 2Тим. 4:1-2; Рим. 10:17).
12. Воскресное пение – это не театральное действо, в котором актеры произносят слова, смутно напоминающие их реальную жизнь. Когда мы поем, слово Христово пребывает в нас во всей полноте, побуждая нас говорить и делать все во имя Христа и во славу Отца (Кол. 3:12-17).
В послании к Ефесянам 3:10 говорится, что через церковь откроется «начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия». Когда мы полагаемся и ставим во главу угла мирские ценности и правила, ценим культурную «актуальность» превыше всего остального, преследуем собственные предпочтения, никакой Божьей мудрости мы никому не открываем, а лишь обнажаем свою глупость. То, как проходят наши собрания, неразрывным образом связано с нашим богословием.
Всегда будут разные взгляды на то, каким должно быть воскресное пение. Но, в конечном счете, наше пение будет более насыщающим, жизнеполагающим и богопрославляющим, если наши мысли укоренены в Единственном, Который и дал нам новую песню.
Боб Кауфлин / hristiane.ru