Что такое хорошо и что такое плохо
Слава Богу за это собрание, где Господь говорит к нашим сердцам. И как брат говорил, что мы не животные, мы чем-то отличаемся от животных. Брат говорил о любви, но еще мы можем сказать о разуме, о том, что человек есть сотворенное по образу и подобию Божию здравомыслящее существо. Я хочу об одном вопросе порассуждать, я ехал в собрание и размышлял, наверно это основополагающий вопрос в жизни человека: что есть хорошо и что плохо?
Люди на этот вопрос отвечают совершенно по-разному. И я вспомнил одно место в Священном Писании, я не буду подробно читать, но в книге Судей много раз встречается одно слово, и она заканчивается именно этим словом, именно этим стихом: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. 21:25). Хорошее состояние? Слава Богу, некоторые сестры говорят, что хорошее. Я скажу, что это ужасное состояние. Потому что если каждый будет делать то, что ему кажется справедливым, а почему-то замечено, что в жизни людям справедливым кажется порой совершенно противоположное, то мир придет в полный хаос. И когда подобное состояние было в народе Израильском, мы читаем, что там происходило. Каждый делал то, что ему казалось справедливым. Не хватило жен для едва уцелевшего и едва оставшегося в живых колена Вениаминова – что делать? Узнали, что там хороводы водят Силомские девицы, посоветовали им пойти туда, схватить себе жену, а мы, говорят, за вас заступимся. Такие слова сказаны: «И когда придут отцы их, или братья их с жалобою к нам, мы скажем им: простите нас за них, ибо мы не взяли для каждого из них жены на войне, и вы не дали им; теперь вы виновны» (Суд. 21:22). Ну, как бы сказать, сами виноваты, что так получилось.
13 И снисшел Ты на гору Синай и говорил с ними с неба, и дал им суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые. Неем. 9:13
Когда люди делают то, что им кажется справедливым, то это всегда приводит к печальным последствиям. И Писание нам открывает, Иисус Христос в Своем учении открывает, что же такое хорошо и что такое плохо. Христос перед Своей смертью, когда был на суде у Пилата, сказал: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Иоан. 18:37). Пилат Ему на это сказал: «Что есть истина9» И на этот вопрос, я думаю, очень важно ответить и нам. Христианский ответ заключается в том, что есть все-таки абсолютная истина.
Есть сегодня в мире люди, и это очень модное и популярное мировоззрение, которые говорят, что нет абсолютной истины. И в вопросах, например, этики, морали, именно в этом вопросе: «что такое хорошо и что такое плохо», они придерживаются такого учения, которое называется «релятивизм», то есть относительность. И они оправдывают в каждой конкретной ситуации поступки человека. Допустим, в зависимости от ситуации они говорят, что можно поступить так, а можно иначе, – и то и другое будет хорошо. Но, Бог конкретно называет вещи своими именами и говорит, что вот это – хорошо, а вот это – плохо.
И вот сегодня Бог ограничил нас какими-то заповедями. И это только лишь на наше благо. Во времена Судей в народе Израильском забыли заповеди Божии, они свою справедливость выставили на передний план, и когда у каждого человека была своя справедливость, то это приводило к ужасным последствиям.
Бог дал нам разум, и разум – это не есть просто продукт деятельности головного мозга, это есть данное Богом, сообразно с Его естеством, сообразно с Его характером, – Он наделил каждого человека разумом. И мы способны размышлять. И вот я подумал, Господи, а обо всем ли я могу думать? И нашел ответ в Библии, в Новом Завете, где сказано: «Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною» (Еф. 6:14). Это – всеоружие Христианина. Какие чресла мы должны препоясать? Есть такие верующие, которые понимают это буквально, и на служение братья одевают рубашки длиннополые такие, знаете, национальные, и препоясывают поясом, и бороды отращивают, и говорят, что необходимо иметь образ Божий для того, чтобы тебя допустили до участия в служении. Если ты образ Божий не имеешь, побрился, например, то тебя не допустят. Или вот этой одежды соответствующей нет, и пояс не препоясал. Но мы понимаем, что препоясать нужно чресла ума нашего.
8 и есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей, который я предлагаю вам сегодня?
Еще прочитаю: «Препоясавши чресла ума вашего» (1 Петр. 1:13). Это значит, что нам не позволено Богом думать о чем мы хотим. Это значит, что есть определенный пояс, граница, в пределах которого нам позволено размышлять, а за пределы заходить… Но это ведь не слова и не дела, мы скажем, это ведь только мысли. Но Бог нам не позволил заходить за эти пределы. «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства» (Рим. 1:28). Люди доходят до ужасных состояний, когда они не заботятся иметь Бога в разуме, то есть если они не хотят ограничить свой разум Божественными истинами, Божественными заповедями.
В мышлении есть, наверно, два способа. Один – это конкретные мысли в конкретный момент нашей жизни, а другой – это весь, в целом, образ нашего мышления. И я думаю, образ мыслей (есть в Библии такое понятие – образ мыслей праведников), он тоже должен быть ограничен и очерчен определенным Божиим порядком. Нам не позволено мыслить, как попало, или принимать образ мыслей этого мира – есть мирские люди, которые вот так размышляют, которые на те или другие вещи вот так смотрят, на третьи вещи – вот так, и они это навязывают, они это диктуют, – сегодня идет очень сильная пропаганда мирского образа мыслей. Наверно, больше на молодых людей это направлено – всевозможная реклама, всевозможные средства массовой информации, в интернете что мы можем почерпнуть или в телевидении, кто смотрит, – все направлено на то, чтобы навязать людям образ мыслей этого мира. Что-то сегодня модно, что-то сегодня популярно, и человек, который эту информацию принимает, он не может иначе мыслить, он образ мыслей этот воспринимает. И впоследствии он уже не может мыслить по-другому, у него появляется превратный ум, и он не способен заповеди Божии, то, что предлагает нам Бог, Святое Писание, истолковывать и применять в жизни правильно, адекватно, так, как Бог заповедал нам.
О таких людях сказано, что они однажды примут антихриста «того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи» (2 Фес. 2:9-11). Эти люди будут верить лжи. Почему они будут верить лжи? Потому что они не полюбили пояс истины для своего спасения, они не полюбили истину.
И вот я хочу сказать, что истина абсолютная, она есть. И она оставлена для нас, во-первых, на страницах Священного Писания, и, во-вторых, все творение Божие, то, что мы можем созерцать, что мы можем наблюдать открытым сердцем пред Господом, оно говорит нам о всемогуществе, о вечной силе, о Божестве нашего Творца. О Его замыслах для человечества, о Его планах – творение нам об этом говорит. И когда мы это наблюдаем, то Бог хочет, чтобы мы полюбили, в первую очередь, конечно, полюбили Слово Божие. Потому что здесь все конкретно и ясно написано, на все вопросы мы можем найти ответы и, более того, происходит некоторый процесс, когда мы читаем Библию, невидимый для наших глаз, мы этого даже не понимаем. И этот процесс заключается в том, что, когда мы читаем, образ наших мыслей начинает складываться так, как говорит нам Священное Писание. Мы начинаем думать по-Божиему, мы начинаем размышлять так, как Бог размышляет, принимая Его природу, принимая Его характер и Его мысли, мы становимся похожи на Иисуса Христа. И вот в этом, наверно, и есть замысел Божий. И чем больше человек читает Библию, тем больше он похож на своего Спасителя, о Котором она свидетельствует и о Котором она повествует. Пусть Бог нам поможет, чтобы мы не позволяли своим мыслям блуждать, не позволяли заходить им куда-то далеко, в сферы, которые нам совершенно не приличны и которые нам не нужны или для нас бесполезны, потому что это есть территория диавола, территория врага.
23 И сказал Моисей Господу: не может народ взойти на гору Синай, потому что Ты предостерег нас, сказав: проведи черту вокруг горы и освяти ее. Исх. 19:23
Давид сказал в конце своих дней, что «межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие мое приятно для меня» (Пс. 15:6). Межи – это границы. Давид ставил себе четкую границу, за исключением редких случаев, когда он решил свою межу немножко расширить. Ему захотелось что-то еще прибавить к тому, что Бог ему дал. И наверно, и в нашей жизни, когда мы сами пытаемся себе что-то добавить, туда куда-то зайти, что нам не принадлежит, мы видим поражение, мы видим крах, мы видим неустройство и падение в нашей жизни. Бог дал нам все для того, чтобы мы жили и были благочестивыми, все потребное для жизни и благочестия. И не надо нам замахиваться на что-то, нам не принадлежащее. В еще одном месте Павел говорил, что «я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе» (2 Кор. 11:2-3). Простота во Христе – это то, что нам нужно. Когда мы начинаем высокомудрствовать, умствовать и считать себя выше кого-то, думать, что кому-то это нельзя, а я уже достиг такого состояния, что я в меру это применю, употреблю, сделаю, подумаю, взойду, посмотрю, ну, и мне это как бы не повредит. А потом мы видим, в конечном итоге, что все-таки повредило. И мы видим, что то, что Бог нам определил – это есть самое лучшее, самое прекрасное. Наша цель – это спасение, и этой целью мы объединены в одну семью, в Христову Церковь, и пусть Бог поможет нам вместе, сообща, помогая друг другу, молясь друг за друга, достичь этой конечной цели – спасения наших душ и наших близких. Пусть Бог благословит нас, пусть Он поможет нам, хвала Ему вовеки. Аминь.
Примечание: Был описан такой случай в одной книге. У детского садика решили убрать забор, чтобы дети чувствовали себя свободнее. Но после изчезновения забора дети почувствовали себя неуютно и стали жаться в середину площадки, опасаясь отойти к краю. Тогда как раньше они беспрепятственно играли на всей территории, четко видя ее границы и зная, что сюда не заедет машина или не забежит собака. Каждому человеку необходима эта граница и те, которые отвергают любые правила и считают себя свободными, на самом деле мучаются из-за нравственной неопределенности.
Брат Рустем (г. С-Петербург)