Глава 10
АГГЕЙ. «Я с вами»
Аггей — один из трех пророков, пророчествоваших в послепленный период. Мы читаем Аггея 2:19, вторую часть стиха. Бог говорит: «От сего дня Я благословлю вас». Сегодня мы поразмышляем над этими словами. Этот стих для нашего служения. Этот стих для каждого служения, которое несет наша церковь: радио, телевидение, христианское служение, евангелизации, Воскресные школы, молодежное служение, летние лагеря, женское служение, служение среди одиноких, этническое служение и т.д. И сегодня это слово звучит для нас, как обещание. Бог говорит: «От сего дня Я благословлю вас».
Нам очень мало известно об Аггее. Лишь то, о чем упоминается как об «Аггее-пророке», который вполне сознавал, что является представителем Божьим. 25 раз на протяжении 38 стихов говорится о том, что он говорит от лица Бога. «Говорит Господь», эти слова звучат как припев. Это была искренняя проповедь. Когда проповедуется Слово Божие, в нем есть сила. Бесполезно просто выражать идеи. Аггей был представителем Бога. Это краткое пророчество, записанное в 38 стихах, сегодня не может быть для нас еще более актуальным. Потому что эта короткая книга, как вы сейчас убедитесь, упрекает нас в самоуверенности и эгоизме, и призывает к истинным идеалам и учит нас, как обрести благословение Божье.
Голос Аггея звучит через века: «Обратите сердца ваши на пути ваши» (1:5), «Я с вами» (1:13), «Ободритесь!» (2:4) «От сего дня я благословлю вас» (2:19) Задачей Аггея было ободрить людей, чтобы они продолжили труд Господень — восстановили Иерусалимский храм. Он возвещает нам о четырех вещах. Время строить. (1:4) Слава Будущего будет больше славы прошлого. (2:9) От сего дня я благословлю вас. (2:19) Я поколеблю небо и землю. Это говорит о том, что все в руках Божиих и ни одно оружие не будет успешным против Него. Бог больше всех наших врагов.
Мир во времена Аггея
После такого вступления, давайте возвратимся назад и посмотрим, что происходило во времена Аггея. 520 г. до Р.Х. Это был второй год правления Дария, царя Персии. В 586 г. до Р.Х. Иерусалим был уничтожен армией Навуходоносора. Затем последовали долгие годы Вавилонского плена, предсказанные Иеремией. В 536 г. до Р.Х. царь Кир разрешил Евреям вернуться из плена для восстановления своего храма. На это откликнулись почти 50 тысяч евреев под предводительством Зоро- вавеля — правителя и Иисуса первосвященника. Конечно, в Вавилоне остались десятки, сотни тысяч евреев, у которых не хватило мужества или желания полностью посвятить себя на труд Господень. Но 50 тыс. евреев откликнулись. Им пришлось преодолеть трудный путь из долины Евфрата к горам Иудеи. Когда они пришли в Иерусалим, то увидели, что он в руинах и зарослях бурьяна. Они расчистили обломки и восстановили жертвенник и начали приносить жертвы в храме. Через несколько месяцев они заложили фундамент для строительства. Но затем началось сопротивление, в основном со стороны самаритян, и работа была остановлена. Потом, в течение 15 или 16 лет народ пренебрегал домом Господним, отдавая все свое время и внимание своим заботам: сеяли, копили деньги, возделывали землю, строили себе дома, заботились о своих благах, стремясь материально обогатиться. Они забыли о своем назначении. Они должны были восстановить храм. Спад, повлекший за собой 15 лет бездействия, после чего на сцене появляется Аггей в 520 г. до Р.Х. Вскоре к нему присоединился его младший друг — Захария.
У этих людей было предназначение. Это предназначение было — изменять. Их не устраивало настоящее, и их целью было изменить мир. Они хотели пробудить народ от духовной спячки. Они хотели вдохновить народ поставить труд для Бога на первое место. Они хотели, чтобы в жизни людей служение Богу стояло на первом месте. Они хотели, чтобы эгоизм людей превратился в желание жить для Бога. Это прекрасная цель. И я уверен, что каждый истинный проповедник Слова Божия, слушающий голос Неба, говорит сегодня: «Господь, сделай меня Аггеем. Господь, помоги мне вдохновить верующих в нашей стране, стать могущественной армией, несущей весть Евангелия, чтобы изменить всю страну, весь мир». Книга Аггея описывает эти события. В начале своей проповеди Аггей говорит: «Время делать работу Божью. Время строить Его церковь». И затем он раскрывает народу причину того, что они разочарованы, опустошены и не имеют благословения. Они преследуют свои цели, вместо того, чтобы заботиться о Господнем. Они творили свою волю, вместо того, чтобы творить волю Божью. В результате они потеряли благословение Господне. Когда мы ищем Бога, мы чтим Его. Переставая Его искать, мы перестаем почитать Его, отдавая Ему половину своего сердца или какую-то его часть, вместо того, чтобы отдать Ему все сердце целиком. Тогда мы просто не можем принять тех благословений, которые Он желает послать на нас. 21 сентября (как выяснили ученые), в 520 г. до Р.Х. в жизни Иерусалима и тех, кто вернулся из плена, взошла новая заря. Эти люди были верными людьми. Пожертвовав собой, они оставили Вавилон. Многие их друзья не смирились, но они сделали это. Они были верными людьми. Они были на верном месте, в Иерусалиме, где Бог явил Свое святое имя. Они желали нести труд Божий. Незадолго до того Ездра повествует нам о том, что они сделали приношения — они отдали 61 тыс. золотых драхм, это 5 млн. долларов в сегодняшней валюте. Также они пожертвовали 5 тыс. серебряных мин — это еще полмиллиона по нынешнему курсу и еще они дали 100 священнических одежд. Итак, это были верные люди, находящиеся на верном месте, несущие верный труд и делающие это по верным причинам. Они желали угодить Богу. Я уверен, что это на 99,9% относится к вам. Вы верные люди, пришедшие на верное место, по верной причине, чтобы нести верный труд. Но как среди тех, кому проповедовал Аггей, так и среди сегодняшней аудитории есть одно «но».
Озабоченные люди
В те времена, народ настолько был занят своими делами, что им было некогда выполнять труд Божий. Они так беспокоились о своих благах, о своем благополучии, что совсем забыли, что жизнь дана им для того, чтобы делать угодное Богу, делать Его дело и для царствия Его. Они не пренебрегали трудом Господним, просто были более заинтересованы в своих целях, больше заботились о себе. То же самое происходит и сегодня среди христиан. В то время, когда кто-нибудь спрашивал людей: «Почему вы не строите дом Господень?» Они отвечали: «Не время строить дом Господень». Я знаю, чего они ждали. Я знаю, чего ждут многие люди сегодня, вместо того, чтобы полностью, всем сердцем приступить к труду Господнему и спасать души и возвещать Евангелие всему миру. Люди говорили, что они не строят дом Господний, потому что не время строить его. Аггей сказал: «Да. Это время делать работу Божию. Строить дом Господень». Я не знаю, какие оправдания они находили тогда. «Вначале я должен выплатить кредит, а потом буду платить десятину. Я так занят. Моя работа отнимает столько времени. Я буду трудиться для Бога, когда выйду на пенсию». Может быть, кто-то говорил: «Знаете, мы уже долгие годы молимся о пробуждении, а оно так и не наступило. Когда это пробуждение наступит, тогда я и буду трудиться для Господа». Может, они говорили: «У меня не хватает времени». Может быть: «У меня не хватает денег». У дьявола уйма различных причин, кажущихся очень уважительными, для того чтобы не принимать участия в труде и не быть полностью задействованным в жизни церкви Божией.
Наверное, были такие, кто говорил: «Вокруг столько лицемеров. Вот когда церковь очистится и не будет этого лицемерия, я буду участвовать в жизни церкви». И снова я повторяю: как много уважительных причин, чтобы не отдавать десятину, не преподавать в Воскресной школе, не петь в хоре, не свидетельствовать другим о Христе, не молиться ежедневно о распространении Царства Божия на миссионерские поля во всем мире. Почему ты не трудишься? Не время строить дом Господень? А Аггей говорит: «Самое время. День клонится к вечеру». Это день, когда у тебя есть возможность. Это наше обращение к нынешнему поколению, если мы все-таки желаем потрудиться для Бога. Если мы желаем приобретать души. Если мы хотим учить детей Слову Божьему. Скажите, когда еще этим заниматься? После того, как они вырастут, испробуют все в жизни и станут преступниками? Хотите ждать, пока все это не случится с ними или лучше начать это сейчас? Люди говорили: «Аггей, не время строить дом Господень». Аггей отвечал: «Самое время, вы, люди, живущие в своих украшенных домах». Я не знаю, как лучше выразить это на современном языке. Думаю, что Аггей говорил о «деятельных» людях, которые имели дома, но думали, что они заслуживают большего. Они отправлялись за город, покупали землю и собирались строить огромный роскошный дом с бассейном на заднем дворе и с выгоном для пони. Аггей говорит: «Вы стремитесь жить в ваших украшенных домах, но не стремитесь к дому Божьему». Хорошая проповедь, не так ли? Аггей, вдруг появившись на сцене, говорит: «Обратите сердца на пути ваши». (1:50) Он говорит: «Вы стремитесь преуспеть в этом мире, но это не удовлетворит вас. Вы удивляетесь, почему вы не получаете прибыли и больших урожаев со своих полей? Но вы лишились Божьего благословения. Дело в том, что вы не почтили Бога, и поэтому Бог не может почтить вас». Итак, Аггей призывает их возвратиться.
Ответ
Замечательно, что народ слушал. Разве не прекрасно было бы, если бы в наш город приехал бы проповедник, слушая которого, люди бы говорили: «Это Слово Божье. Это истина Божья. Нам нужно изменить свою жизнь. Нам нужно трудиться для Бога и для Его Царства». Аггей проповедовал и народ слушал. Написано, что они послушались. В 12 стихе говорится, что народ убоялся. В 14 стихе говорится, что Господь возбудил дух Зоровавеля. В 13 стихе говорится: «Я с вами!» Несомненно, Бог всегда с нами, когда мы повинуемся Ему и боимся Его, когда Бог возбуждает наши сердца, чтобы делать Его работу так, как Он хочет.
И вот в 24 день шестого месяца они начали строительство храма. Пятьдесят тысяч людей сказали: «Мы с тобой Зоровавель. Мы с тобой
Иисус. Мы хотим служить Богу. Но спустя 26 дней некоторые стали говорить: «Это не так, как раньше. Храм, который мы строим, так мал. Он не сравнится со славой Соломонова храма. Если бы мы жили раньше!» Старики всегда вспоминают о добром старом времени. «О, как полыхал огонь! Как мы трепетали в присутствии Божьем в краткие утренние часы! Вам стоило быть тогда, когда Уотсон Аргью был пастором Кэлвэри Тэмпл. Это было старое доброе время. Как далеко оно теперь от нас!»
Слышали ли вы подобное? Такое случилось, когда Аггей проповедовал. И вот Аггей говорит: «Подождите, подождите! Слава этого храма превзойдет славу храма Соломонова!» Я прочитаю Аггея 2:9: «Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф. И на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф». Мне нравится эта проповедь. Аггей говорит: «Постойте!» Бог не истощил Свою силу в 40-е года. Бог всемогущ и сегодня. Он послал пробуждение в дни Моуди. Бог почтил Билли Сандэя. Но сегодня Бог может сделать для нас еще большие дела, чем тогда, когда бы то ни было. Стоя перед народом Аггей говорил: «Грядущая слава превзойдет славу прошлого. Не грустите о добром старом времени. Лучше доверьте Богу свое настоящее и прошлое. Бог совершит великие дела в наше время и для нашего поколения».
Божье обетование
Я хочу, чтобы вы сохранили этот стих в своем сердце: «От сего дня Я благословлю вас». Вот что сказал Бог через Аггея, многие века назад, народу, который должен был делать дело Божье. Они говорили, что поставят служение Богу на первое место в своей жизни. Ничто не сможет помешать нам, отдавать наше время, наши таланты и наше естество на служение Богу. Важно только, чтобы мы всегда несли труд Господень, созидая Его Царство, и видеть, как славится имя Иисуса Христа.
«От сего дня Я благословлю вас». Запомни это, учитель Воскресной школы. Храни это в сердце и верь Богу. От сего дня Бог хочет благословить тебя, если ты посвятишь себя служению. Член хора, запомни это. От этого дня Бог хочет благословить тебя, твою церковь и твое служение. Бог говорит: «Я благословлю тебя!»
Г.Г. Барбер