Глава 23
ЗАВТРАК У ОЗЕРА
Откроем свои Библии на 21 главе Иоанна. Читаем с 1 стиха. «После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском (море Галилейском). Море Галилейское семь миль шириной и 13 миль длиной (одна миля = 1,6 км –прим. переводч.). Оно располагается на 600 футов ниже уровня моря (1 фут = 38 см. прим. переводч.) По нашим стандартам, это совсем небольшой водоем, но для любителей Библии – это самое известное озеро в мире. Его воды делают возможным земледелие в Израиле и даже орошают пустыню Негев, делая ее подобной цветущему саду. На берегах этого небольшого озера, называемого морем Галилейским, происходила основная часть земного служения нашего Господа. Снега, тающие на вершине горы Ермонской, пополняют воды верхнего Иордана, а затем нижний Иордан несет воды Галилейского моря в Мертвое море, которое располагается на 1400 футов ниже уровня моря.
Мы обязаны евангелисту Марку тем, что можем прочитать историю о том, как ангел направляет апостолов после воскресения Христа идти в Галилею. Иисус сказал, что Он их там встретит. Евангелие от Иоанна имеет не только пролог, но и эпилог. Первые четырнадцать стихов, записанные в 1-й главе Иоанна, являются основным литературным шедевром истории человечества. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца». Этот пролог из Евангелия от Иоанна становится голосом небес, повествующим нам о воплощении Вечного Сына Божьего.
Но в Евангелии от Иоанна есть также и постскриптум. Он так же уникален, как и пролог. Читая Евангелие об убежденности и вере, каким и является Евангелие Иоанна, мы подходим к 20-й главе, и нам кажется, что здесь весь его смысл. «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». 20-я глава является как бы выводом, когда Фома падает ниц перед воскресшим Христом и оставляет все свои страхи и сомнения со словами: «Господь мой и Бог мой». Теперь он убежден, что Иисус Христос – Сын живого Бога. Итак, цель, ради которой Евангелие было написано, кажется, достигнута, когда мы приходим к пику всего повествования, заключению 20-й главы. Но далее следует еще одна глава – 21-я. Это именно та глава, на которую я больше все го хотел обратить ваше внимание сегодня. Без этой дополнительной главы все мы были бы совершенно беспомощны. 21-я глава является как бы отблеском главы, повествующей о Пасхе. Она переполнена прекрасными сценами и самыми полезными и практическими уроками для нас, какие только можно себе представить.
Петр и друзья
Взгляните в лежащую перед вами Библию и обратите внимание на первую часть этой удивительной главы, стихи с 1 по 13. Я назову этот отрывок «Петр и его шестеро друзей на рыбалке». Когда вы обращаетесь ко Христу, перемена вашего характера не имеет большого значения. Ваши грехи прощены, вы стали членом Божьей семьи, но от этого ваш характер не меняется мгновенно от того, что вы попросили Христа войти в ваше сердце. Петр так и остался тем же импульсивным Петром, и он уже потерял все терпение, ожидая появления Иисуса в Галилее, он желает как-то скоротать время и говорит своим друзьям: «Я иду на рыбалку». А остальные поддерживают его: «Отличная идея!» Итак, семеро мужчин отправляются на рыбалку. Их попытки порыбачить не увенчались успехом. Они опытные рыбаки, знающие это озеро, как свои пять пальцев, но в ту ночь они совершенно ничего не поймали. Утром они совсем обессиленные возвратились с пустыми руками. Но вот в свете восходящего солнца на берегу они видят незнакомца, который обратился к ним: «Вы что-нибудь поймали?» И они вынуждены были признать свое полное поражение. Потом этот незнакомец, стоящий на берегу дает им странное поручение. «Закиньте сети с правой стороны лодки». Они повиновались Ему! Странно, но они не могли поступить иначе. В голосе незнакомца было нечто, что они просто не могли Ему возразить. Они закинули свои сети по правую сторону лодки, и тотчас же их сеть наполнилась рыбой и не прорвалась при таком улове.
Их поражение превратилось в удивительную победу, когда они повиновались словам странника галилеянина. Это постоянно происходит в жизни каждого человека. Как широка была лодка? Далеко ли от поражения до успеха? Совсем нет, если ты повинуешься Христу, если ты предашь все в Его руки. Иоанн толкнул Петра и сказал: «Это Господь!» И Петр, обрадовавшись, повязывает поверх себя одежду и прыгает в воду. Они были недалеко от берега. Они были на мелководье, и он поспешил к Иисусу. Когда вы обнаруживаете, что Иисус недалеко от вас, то у вас есть право обрадоваться. Каждый человек вправе обрадоваться, встретив Христа. Когда Петр добрался до берега, то он увидел, что Иисус (а это Он и был) развел костер, в котором потрескивал древесный уголь, и для семи измученных учеников была уже приготовлена печеная рыба. Иисусу не нуж- на была пойманная ими рыба. Он Господь славы. Он Творец. Он повелевает природой, как и всем остальным. Своими руками, на которых видны раны от гвоздей, воскресший, прославленный Христос готовит пищу для семи изнуренных, разочарованных учеников, желая им послужить. О, какой кладезь алмазов находится здесь, в первой части 21-й главы Евангелия от Иоанна. Искушение оставить высшее призвание, чтобы вернуться к привычному делу. Петр думает, не вернуться ли ему к своему прежнему делу и не оставить ли желание завоевать мир для Христа. Это искушение знакомо каждому – и вам и мне! Несомненно, с этим же искушением столкнулся и Авраам, как говорится в 11 главе послания Евреям, он мог бы вернуться в Ур Халдейский. Конечно же, эта мысль посещала его. Он тоже был человеком. Когда Петр отправился на рыбалку, существовала опасность того, что он может оставить свое высокое призвание. Друг мой, не делай этого! Не делай! В Иисусе Христе секрет победы и успеха. Просто продолжай двигаться вперед! Иисус допустил, чтобы ученики потерпели неудачу в ту ночь. Иногда Бог допускает в нашей жизни неудачи, чтобы мы больше на учились нуждаться в Нем.
Именно, когда мы слабы – мы сильны! А когда мы считаем себя сильными – это время нашей самой большой немощи. Бог вначале допустил неудачу Моисея. Сорок лет Моисей учился быть успешным человеком, а следующие 40 лет, будучи в пустыне, он узнавал, что такое поражение. Лишь только после этого урока Бог мог действовать через него. Петру, как и всем остальным, необходимо было знать, что в этом деле – ловить человеков – как и в ловле рыбы, мы ничего не можем сделать без Христа. В христианском служении мы ничего не можем сделать без Христа. В 15-й главе Иоанна есть такие слова Иисуса: «Без Меня не можете делать ничего». Иногда мы читаем, что эти слова означают: «Без Меня вы можете делать слишком мало». Это не так! Там написано: «Без Меня вы не можете делать (абсолютно) ничего». Ничего толкового! Ничего постоянного! Ничего заслуживающего внимания! Вы не можете делать абсолютно ничего в духовном мире, без содействия святого Духа и присутствия живого Христа. Когда они повиновались Ему, пришел успех. Просто повинуйся Ему. Просто делай то, что он хочет от тебя и неудача в твоем браке, в твоей семье обратится в успех.
Я хочу подольше остановиться на этом удивительном отрывке. Иисус, за спиной Которого стоит крест, Иисус, восставший их гроба, прославленный Иисус в бессмертном теле. Иисус поднимает свои пронзенные гвоздями руки и помогает усталым ученикам. Так ли вы представляете себе истинное лидерство? Так ли вы представляете себе идею первенства и власти? Иисус сказал: «Кто хочет быть первым, будь всем слугой». В Царстве Божьем величина вашей значимости определяется вашей способностью смиряться и служить другим.
Восстановленные христиане
Хочется снова вместе с вами взглянуть на 21 главу Евангелия Иоанна с 14 по 17 стих. Я озаглавил этот отрывок «Восстановление пораженных христиан». Петр выронил мяч. Он потерпел неудачу. Петр трижды отрекся от Христа. У Петра были все основания считать, что его лидерство закончилось, что Христос никогда больше не станет ему доверять. Конечно же, с этой поры он был учеником второго сорта. Конечно же, тот, кто отрекся от Христа три раза, никак не мог больше быть лидером. И вот Иисус, когда ученики были все вместе, обратился к Петру: «Петр, я хочу тебя спросить. Любишь ли ты Меня более, чем они?» Больше чем эти шестеро остальных. Было время, когда ты говорил: «Даже если все оставят тебя, то я не оставлю никогда. Иисус, ты можешь положиться на меня. Я останусь с Тобой, даже если с Тобой не останется никто. Я умру вместе с Тобой». Петр, любишь ли ты все еще Меня более, чем они?
Иисус употребляет совершенное слово «агапе», выражающее все на 100%. Но Петр усвоил преподанный ему урок. Он научился смирению. Петр употребляет слово «филео», несущее примерно 60% смысла, говоря: «Да, Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя». Иисус говорит ему: «Паси овец моих». Иисус спросил во второй раз: «Любишь ли ты Меня, Петр?» Он снова использует 100%-е слово «агапе». И снова Петр отвечает Ему этим 60%-м словом: «Ты знаешь, Господи, что я люблю Тебя». Иисус ответил: «Паси овец Моих». И в третий раз спросил его (ведь Петр три раза отрекся от Иисуса). Итак, теперь трижды Петр должен был перед всеми признать свое поражение и подтвердить свою любовь. В третий раз сам Иисус использует это 60%-е слово: «Любишь ли ты Меня, Петр?» Петру было тяжело отвечать на повторяющийся вопрос Иисуса. Ему было так неудобно! И он сказал: «Ты знаешь, все, Господи, я научился не полагаться на себя. Ты знаешь мое сердце лучше, чем я сам. Было время, когда я так вознесся, но, Господи, Ты все знаешь. Ты знаешь, что я искренне по-настоящему тебя люблю». Иисус сказал: «Хорошо, Петр, паси агнцев Моих». Восстановление пораженных христиан! Есть ли у Иисуса время для трижды согрешивших? Как же Христос может действовать через человека, потерпевшего неудачу? Вам приходилось ли когда-нибудь замечать собственную немощь? Научились ли вы на своем горьком опыте, что действительно верны слова поэта:
«Так часто я блуждаю, мне известно это,
Часто удаляюсь от Господа, которого люблю,
Вот мое сердце, Господь, прими его и храни,
Сохрани его для небесного дома».
Шептал ли тебе когда-нибудь дьявол, что изза твоей немощи и преткновений ты больше не можешь быть каналом Божьего благословения. Если такое случалось, то снова и снова перечитай 21-ю главу Евангелия Иоанна, чтобы больше узнать о том, что основа для того, чтобы Бог действовал через тебя – это твоя любовь к Иисусу. Это превыше всех талантов, даров, и всего прочего. Самое основное требование – это любовь к Иисусу. Также запомните, что когда Христос восстанавливает, Он делает это полностью, а не наполовину. Он полностью поднимает нас.
Смотреть на Иисуса
Давайте перейдем с вами к третьей части этой замечательной главы – стихам с 18 по 22. Этот уникальный Божий план для каждого человека. Петр желал своей смертью прославить Бога. Иоанн желал прославить Бога своей жизнью. Иисус говорит: «Петр, Иоанн, смотрите на Меня. Не идите друг за другом. Идите лучше за Мной». Какое важное наставление дано нам здесь! Как легко нам бывает смотреть на других людей, на служителей, на разные церкви, на все, что угодно! Но здесь есть важное слово Иисуса: «Следуй за Мной». Потом Петру было предсказано, что он умрет, будет распят, он поворачивается к Иоанну: «А что этот человек?» Он заплатит такую же цену? Он понесет такое же бремя, как и я? Обратите внимание, что мог сказать Иисус, выражаясь современным языком: «Это совершенно тебя не касается, Петр. То, как Я поступлю с другим человеком, только Мое дело. Ты просто следуй за Мной. Так будет лучше и Мне и тебе. Смотри на Меня. И если Я пожелаю, чтобы Иоанн жил до тех пор, пока Я приду, то что тебе до этого? У Меня есть особенный план для каждого человека. Для каждого Я приготовил свой путь. Для каждого – свое служение. К каждому из Своих учеников Я имею индивидуальный подход». Затем по ранней церкви прошел слух, что Иисус сказал Иоанну, что тот не умрет, а останется жить до вознесения церкви. Иисус сказал Петру: «Если он пребудет до того, пока Я приду, то что тебе до того? Ты следуй за Мной». В тот день там было семеро хороших людей. Все они были учениками Христа. Все они были столпами христианской церкви. Человечество было более обязано этим ученикам, более чем кому бы то ни было из живущих на протяжении всей истории церкви. И все-таки один или двое из этих учеников не слышали того, что Иисус говорил. Когда люди невнимательно слушают, потом возникают слухи. Слухи возникают и тогда, когда люди говорят, не думая. Итак, в ранней церкви прошел слух, что Иоанн будет жить до вознесения. Слухи рождаются интересным образом. Они рождаются от того, что самые замечательные и добрые люди просто невнимательно что-то выслушали, а затем получилась этакая полуправда, которую они передали дальше. Они очень искренни и честны, они совсем не заметили, что из этого вышло. Но они недостаточно внимательно слушали для того, чтобы услышать все так, как оно есть на самом деле. Они так и не переспросили, чтобы еще раз услышать все правильно.
Мир, полный книг
В заключение своей проповеди я хочу обратиться к последней части 21-й главы Евангелия Иоанна. Я сам удивляюсь тому, что старался охватить в своей проповеди целую главу. В заключение говорится об Иисусе так: «Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг». Удивительная гипербола! Она говорит, что дела Иисуса неисчислимы! Друзья! В мире звучало много миллионов проповедей о Христе, и еще столько же еще будет звучать. Да и после того, как мы многие десятки тысяч лет пробудем в вечности, мы все еще будем узнавать новое и новое о великолепии нашего Спасителя. Если бы о Нем были написаны все книги, которые могли бы быть написаны и сказано все, что только может быть сказано, то и целый мир не смог бы вместить этих книг. Давайте представим себе, что мы собираемся написать хотя бы некоторые книги о Христе, как написано в 21-й главе Иоанна. Давайте напишем книгу о том, что Он всезнающ. Ему было известно все об учениках, когда они были на озере, все об их неудачах и разочарованиях. Он всеведущ! Он знает тебя! Он наблюдает за тобой и тогда, когда ты совершенно об этом не думаешь! Итак, мы напишем о том, что Христос всеведущ. Можно также написать о Его предусмотрительности. Иисус готовит завтрак, подает хлеб и рыбу, кормит голодных. Это было бы хорошей темой для книги. Затем давайте напишем книгу о силе Его творения. Ему не были нужны эти 153 рыбины, которые поймали ученики на озере. Он – Господь славы. Он великий Творец. Он уже приготовил хлеб и рыбу еще до того, как Петр добрался до берега. Мы будем говорить о силе его творения.
Мы поговорим о Его сострадании. Мы напишем книгу о том, что Он – слуга, который пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы самому послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
Я думаю, что стоит написать о том, как Христос использует людей. О том, как Он принимает нищих, недостойных, трижды согрешивших, и благословляет их, и наделяет их силой, и делает их ревностными служителями для распространения пределов Божьего Царства.
Стоит также написать о том, что Бог имеет свой план для жизни каждого человека. Как прекрасно и уникально Его общение с каждым из людей!
Возможно, следует написать книгу о том, как все библиотеки мира не смогли бы вместить тех книг, которые можно было бы написать о Его делах, которые Он совершил прежде Своего воплощения. Его вечных делах, которые Он совершил прежде, чем пришел на эту землю. Делах Его искупления, его небесной славе, небесном триумфе.
О, сколько книг могло бы быть написано о Христе! Он неистощим. Он – прекрасный Спаситель. Он – наш чудесный Господь. Исайя писал: «Имя Ему наречется Чудный». Он сам – величайшее чудо из всех чудес, наш Господь! Он достоин нашей славы и хвалы и чести. Он достоин, чтобы мы любили Его. Иисус достоин нашей любви!
Г.Г. Барбер “Иисус – Господь”