Те, которые с Ним. Часть 1
Я хочу обратиться к месту Священного Писания, к книге Откровения: «И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровию святых и кровию свидетелей Иисусовых, и, видя ее, дивился удивлением великим… Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится. Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, недолго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмый, и из числа семи, и пойдет в погибель. И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю; они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званные и избранные и верные» (Откр. 17:1-14).
Тема моей проповеди: «Те, которые с Ним». Я не собираюсь проповедовать об этой жене, которая тут была показана, хотя прочитал для того, чтобы мы поняли, что мы находимся сегодня не в раю, не в прохладе дня. Даже там сатана смог обольстить первых людей, которые были невинны. Но мы сегодня находимся в таком месте, где диавол ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить. Есть только один способ для победы – это быть с Ним, и тема моя: «Те, которые с Ним». С Ним – это с Христом. Те, которые с Ним – это званные, избранные и верные.
Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире. 1 Петр. 5:8-9
И мы обратимся к Священному Писанию, там есть одна история, которая очень хорошо иллюстрирует эту истину: те, которые с Ним, суть званные, избранные и верные. Это Ветхий Завет, книга Судей, история про Гедеона. Вы знаете, что во времена Ветхого Завета врагами Божиего народа были окружающие языческие народы, утопающие в идолопоклонстве разврате и других пороках, а Божий народ жил по закону Моисееву, и ему требовалось давать отпор этим захватчикам, которые часто приходили, чтобы завладеть наследием Божиим. Мы, конечно же, с вами имеем брань не против плоти и крови, но мы сегодня имеем также участие в духовной войне. И наше оружие – это не пистолеты или пулеметы, наше оружие – это даже и не клевета, и не ложь, то, что используют какие-то люди, но наше оружие – это Божия истина, наше оружие – это Божие дело, Божия надежда, Божия праведность и Божий мир, наше оружие – это усиленная молитва.
Я хотел бы напомнить вам об этих людях, это как бы прообраз того, о чем я хотел сказать: «Между тем все Мадианитяне и Амаликитяне и жители востока собрались вместе, перешли реку и стали станом на долине Изреельской» (Суд. 6:33). То есть множество народа, объединившиеся нации, пошли против небольшого государства Евреев, чтобы уничтожить их, захватить в плен и поработить. Но здесь говорится, что: «И Дух Господень объял Гедеона; он вострубил трубою, и созвано было племя Авиезерово идти за ним. И послал послов по всему колену Манассиину, и оно вызвалось идти за ним; также послал послов к Асиру, Завулону и Неффалиму, и сии пришли навстречу им» (Суд. 6:34-35). Здесь мы прочитали, что много людей пошло за Гедеоном. По какой причине? Потому что его объял Дух Господень, и он вострубил трубою.
И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их… Откр. 20:8-9
Вы знаете, что когда Иисус Христос ходил по земле, Он был объят Духом Святым, и Он говорил Свои прекрасные проповеди и наставления, и совершал чудеса и исцеления, и люди шли за Ним в великом множестве. Они шли за Ним, но Он говорил им: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут» (Лк. 13:24), потому что много званных, но мало избранных. Много людей хотели идти слушать и видеть то, что творил Иисус Христос, но среди них избранных было не так много. Мало таких было.
23 Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: 24 подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Лк. 13:23-24
Бог позвал многих людей, людей, объятых Духом Святым и говорящих по всему миру проповеди на всех континентах, очень много. Объятые Духом Святым, они трубят трубой Господней, чтобы всякий слышащий мог быть не только званным, но и быть избранным. Мы дальше будем читать, что говорит Господь Гедеону: «И сказал Господь Гедеону: народа с тобою слишком много, не могу Я предать Мадианитян в руки их, чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказал: “моя рука спасла меня”. Итак провозгласи вслух народа и скажи: “кто боязлив и робок, тот пусть возвратится и пойдет назад с горы Галаада”. И возвратилось народа двадцать две тысячи, а десять тысяч осталось» (Суд. 7:2-3).
Посмотрите, здесь было тридцать две тысячи, которые были позваны человеком, объятым Духом Святым, но когда было объявлено, что кто боязлив и робок, то двадцать две тысячи вернулось назад. Две третьих вернулось назад. В книге Откровения, которая обращена к победившим, к побежденным есть такие слова: «Боязливых и неверных», – и дальше идет перечисление. Список возглавляют именно эти люди – боязливые, которые с радостью уверовали. Они с радостью пошли за Богом, они радовались, молились, плакали, пели, умилялись, но наступили такие обстоятельства, когда испытывалась их вера.
Вы знаете, что вера и страх несовместимы. Когда Христос обращался к некоторым людям, он говорил: «Не бойся, только веруй», потому что страх уничтожает веру, а вера побеждает страх. Итак, боязливых участь в озере, горящем огнем и серой. Кто такие боязливые люди-это те, которые не сохранили свою веру. Это те люди, в которых вера где-то была потеряна, и когда пришло испытание, они один на один оказались, и без веры в этом испытании, исполнившись страха, ушли назад.
Итак, осталось десять тысяч, и Господь говорит Гедеону: «Все еще много народа; веди их к воде, там Я выберу их тебе. О ком Я скажу: “пусть идет с тобою”, тот и пусть идет с тобою; а о ком скажу тебе: “не должен идти с тобою”, тот пусть и не идет» (Суд. 7:4). Я не буду перечитывать это все, вы и сами знаете, что тех, которые были избраны, оказалось триста человек. Это много или мало от тридцати двух тысяч? Это меньше одного процента, потому что один процент от тридцати двух тысяч – это триста двадцать человек, а осталось только триста человек – это меньше одного процента от такого количества оказалось избранных и верных.
Это очень хороший и впечатляющий пример, хотя здесь даже математика нам помогает. Если мы посчитаем, сколько нас здесь сот человек, и возьмем этот процент, то остается очень мало, правда? Два или три человека – очень мало, и очень трудно попасть в это число, правда? Я-то думаю, что большинство нас пройдет беспрепятственно, но Писание говорит: «Подвизайтесь войти». Я не хочу вас испугать и разочаровать, что из здесь сидящих только двое или трое пройдут, я не хочу вам так сказать, но я хочу ободрить вас и вдохновить, чтобы вы прилагали все старание. Как говорит Павел: «…забывая заднее и простираясь вперед» (Фил. 3:13). «…и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа» (Фил. 3:8). Он говорит: «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа: ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12:10). Посмотрите, какие сильные фразы этого человека, который все почитает за сор ради Христа Иисуса. Павел говорит: «И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:26-27).
9 И пошел Давид сам и шестьсот мужей, бывших с ним; и пришли к потоку Восор и усталые остановились там. 10 И преследовал Давид сам и четыреста человек; двести же человек остановились, потому что были не в силах перейти поток Восорский. 1 Цар. 30:9-10
Я не хочу сказать, что эти математические законы сегодня действуют, я говорю, что сегодня время Нового Завета, и Господь, конечно же, желает, чтобы каждый из нас был не только званным, но и избранным и верным. Писание учит нас тому, чтобы мы утверждали свое звание и избрание и чтобы мы никогда не преткнулись.
Я хотел бы вас спросить: как вы думаете, какой же главный критерий, что Бог выбрал именно этих триста человек? Вот я всегда читал и не особенно задумывался, а сегодня хотел бы с вами задуматься. Чем таким особенным эти люди отличались, на ваш взгляд? То, что они пили по-особенному – это в духовном понимании не было главным, Бог усматривал что-то в сердце их.
Я нашел простую истину: первое, чтобы быть с Ним, нужно быть внимательным и исполнительным. Вот эти люди меня удивили, когда я читал, что они были очень внимательными и исполнительными людьми. Находясь на служении в церкви Божией, я увидел, что больше всего церковь страдает, больше всего служители переживают, больше всего семьи страдают, больше всего отдельные люди страдают именно по этим двум причинам: недостает внимательности и недостает исполнительности. Кажется, что может быть проще: внимательно выслушать и сделать так, как нужно. Но, оказывается, даже на первом шаге у человека недостает внимания.
31 Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми. 32 Отвергающий наставление нерадеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум. Пр. 15:31-32
Писание говорит: «Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть» (Евр 2:1). Сейчас я хочу сказать немного для школьников, хотя это не является частью моей проповеди, но, может быть, это им пригодится. Когда я учился в школе, и мне было тринадцать лет, меня Бог крестил Святым Духом. Как вы думаете, отразилось это на моей учебе или нет? Да. Положительно или отрицательно? Положительно.
Вы знаете, что школьники – народ очень разнообразный. Есть болтливые, они готовы весь урок проговорить. Учитель будет им делать замечания, а они все равно, помолчат немного и опять начинают. Есть любознательные, они внимательно слушают все, что говорят. Есть мечтательные, они смотрят в окно и наблюдают за небом, за дорогой, за идущими людьми, за деревьями, за листочками, за ветром, за облаками – за чем угодно, но они совсем далеко от урока. Есть еще разные категории, о которых я не буду говорить, а есть просто ветреные люди. Они ни о чем не думают, никуда не смотрят, никого не слушают. Они сами себе на уме. Просто какие-то удивительные личности.
Дело в том, что успех в учебе этих людей напрямую зависит от их внимания. Даже я бы сказал, зависит больше, чем от их таланта. Потому что школьная программа не рассчитана на гениев, она рассчитана на нормального ребенка, но беда многих в том, что им не хватает элементарного внимания слушать учителя.
И когда меня Бог крестил Святым Духом, Дух Божий стал обличать меня, что я на уроке невнимательно слушаю учителя. Я стал внимательно слушать учителей, и я обнаружил, что учиться оказывается так легко. Я начинал в первом классе с отличника, а к седьмому классу у меня была большая часть четверок, чем пятерок, даже проскальзывали тройки. Учителя меня позорили и говорили: «Как тебе, Коля, нестыдно, ты мог бы быть отличником!» Когда меня Бог крестил Святым Духом, естественно, стало легко. Когда я слушаю учителя, я, приходя домой, могу даже не читать учебник, потому что Бог дал память хорошую в этом возрасте.
Второе, что нужно – это быть исполнительным. То, что учитель задал, в дневнике это написано. Нужно придти домой, посмотреть, что задано, открыть учебники и выучить. Это все, этого достаточно для того, чтобы снова стать отличником. Через год я снова стал отличником и оставался им до конца школы. Почему? Потому что Дух Святой пришел в мое сердце, и Он научил меня быть внимательным и исполнительным.
Если Бог учит даже школьника в земной школе быть внимательным к учителям и исполнительным, тем более Дух Святой учит нас, придя в дом Божий, быть особенно внимательными к слышанному и исполнительными.
Итак, эти люди были внимательны и исполнительны. Когда Гедеон собрал их, это было ночью, «и разделил триста человек на три отряда, и дал в руки всем им трубы и пустые кувшины, и в кувшины – светильники. И сказал им: смотрите на меня и делайте то же. Вот, я подойду к стану, и что буду делать, то и вы делайте. Когда я и находящиеся со мною затрубим трубою, трубите и вы трубами вашими вокруг всего стана и кричите: “Меч Господа и Гедеона!” И подошел Гедеон и сто человек с ним к стану, в начале средней стражи, и разбудили стражей, и затрубили трубами, и разбили кувшины которые были в руках их. И затрубили все три отряда трубами, и разбили кувшины, и держали в левой руке своей светильники, а в правой руке трубы, и трубили, и кричали: “Меч Господа и Гедеона!” И стоял всякий на своем месте вокруг стана; и стали бегать во всем стане, и кричали, и обратились в бегство. Между тем как триста человек трубили трубами, обратил Господь меч одного на другого во всем стане, и бежало ополчение до Бефшитты к Царере, до предела Авелмехолы, близ Табафы» (Суд 7:16-22). Господь дал им великую победу.
17 Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. Фил. 3:17
Первое, с чего все начиналось: требовалась большая внимательность. Я иногда говорю что-то человеку, даже элементарное: где, например, нам встретиться, где мы будем гостей встречать, на какой остановке, где выходить. Потом я обнаруживаю, что находятся люди, которые, слушая меня (я не знаю, о чем они думают), называют совсем другую остановку, они говорят, что будут встречать совсем не те люди, о которых я им говорил, и потом большие неприятности могут возникать. Это, к сожалению, повторяется периодически. Я снова и снова обнаруживаю, что Христианам даже в элементарном не достает внимательности, как сказал Господь Иеремии: «Если ты с пешими бежал, и они утомили тебя, как же тебе состязаться с конями?» (Иер. 12:5).
Дорогие друзья, если мы даже в элементарных земных вопросах невнимательно слушаем папу или маму, учителя или учительницу, пресвитера, брата или сестру, то как же мы можем быть внимательными к Богу, Которого мы не видим? Почему и говорится, что нужно быть особенно внимательным к слышанному. Если я невнимательно слушаю брата или отца и мать, которых вижу, то как я могу внимательно слушать Бога, Которого не вижу? Почему Бог и говорит снова, снова и снова: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» (Откр. 2:7), потому что многие люди попадут в число неизбранных только лишь потому, что они невнимательно слушали. Это большая беда.
Я иногда обнаруживаю, что люди встречали не там, люди разошлись, люди уехали обратно. И мне, как человеку, который ответственен за это, так больно, что это всего лишь невнимательность одного человека привела к неприятностям и разочарованиям. Вы знаете, как печально будет в тот день, когда явится Христос на облаке, как будет печально тем, которые тоже рассчитывали быть с Ним, которые тоже рассчитывали быть званными, избранными и верными, но оказывается, что какая-то невнимательность, какое-то упущение, какая-то неисполнительность лишили их этого почетного права. И лишили не на одно собрание, не на какое-то радостное мероприятие, но лишили вечного общения с Богом Отцом, и Сыном Его Иисусом Христом, и Церковью – Невестой Христа. Поэтому Апостолы так стучались в сердца, напоминая о том, как необходимо внимательно слушать голос живого Бога.
23 Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: 24 он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. 25 Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии. Иак. 1:23-25
Итак, эти люди были внимательны. От них требовалось очень внимательно слушать Гедеона, потому что, если бы они слушали невнимательно, то потом уже ничего не повернешь. Потом уже требовалось запомнить этим трем отрядам, которые стояли и ловили каждое слово: куда нужно идти, как должны встать, что должно быть в левой руке, что должно быть в правой руке, какая очередность действий. Когда мы читаем, то это кажется как бы все просто, но поймите, это они не репетировали, им нужно было сейчас же идти в ночь, вокруг были враги и была тьма. Если бы они допустили невнимательность, я думаю, что там бы был великий переполох. Кто-то бы разбил кувшин, а кто-то бы стал кричать, а кто-то еще что-то другое начал делать… но они были очень внимательны. Это обеспечило их исполнительность.
Человек, который слушает невнимательно, он не может быть исполнительным. Но человек, который внимательно слушает, ему гораздо легче исполнить услышанное, нужно только смирение и послушание. Если я внимательно слушал и все понял, от меня требуется только смириться и послушаться.
Итак, эти три отряда взяли трубы, взяли пустые кувшины и в кувшины светильники и услышали, что сказал Гедеон: «Смотрите на меня, что буду делать я, то делайте и вы». Нужно было идти в темноте и внимательно всматриваться во тьму, потому что, когда они увидят то, что начал делать Гедеон, они должны повторять это же сами. То есть они должны быть бодрствующие, они должны быть начеку.
19 И сказал я знатнейшим и начальствующим и прочему народу: работа велика и обширна, и мы рассеяны по стене и отдалены друг от друга; 20 поэтому, откуда услышите вы звук трубы, в то место собирайтесь к нам: Бог наш будет сражаться за нас. Неем. 4:19-20
Итак, эти люди имели великую победу. Почему?
Брат Коля (г. Пермь)
Часть 2. Как победить в духовной борьбе