Страстная неделя
Не дайте себе прожить это время расслабленно
Страстная неделя – время особенное. Эти дни нельзя прожить расслабленно, прожить так, как будто Христос не распинался ради нашего спасения.
К сожалению, многие стремятся к тому, чтобы взять от жизни всё, забывая о главном. Отвергая Христа, не отзываясь на крестную Божественную любовь, люди лишают себя благодатной радости и смысла жизни. Человек, верующий во Христа, выигрывает жизнь вечную, если он прав, и не проигрывает ничего, если он ошибается; человек неверующий не выигрывает ничего, если он прав, и проигрывает вечную жизнь, если он заблуждается.
Иоанн Златоуст верно заметил, что: «Не столько огорчают Бога содеянные нами грехи, сколько наше нежелание перемениться».
В дни Страстной недели каждый, кто хочет быть верным учеником Христа, должен сделать всё возможное, чтобы отречься от греховных желаний, поставить молитвенное общение с Богом выше всего.
Не требовать любви к себе, не причинять боль ближнему, а лучше потерпеть ради Христа и постараться прожить эти Великие дни так, чтобы содержанием нашей жизни стало подлинное служение Богу и ближнему.
Важно не просто вспомнить о страданиях Спасителя, а молитвенно сострадать, сораспяться со Христом. Дай Бог всем нам силы сберечь и приумножить всё светлое, что дано по благодати нам, и победить грех, который удаляет нас от Христа Спасителя.
Дни Страстной недели
Страстная неделя – неделя, предшествующая Пасхе или Воскресению Христову.
Это время, когда мы вспоминаем о страданиях и смерти Иисуса Христа. Страстная неделя – это не время для радостных торжеств, таких как Вербное Воскресение и Пасха. В эти дни мы должны вспоминать о страданиях, унижениях и смерти, которые являются частью Страстной недели.
Особую важность имеет контраст между Воскресением – обещанием обновления – жизнью и смертью – концом. Только пройдя дорогой теней и мрака Страстной недели и Страстной Пятницы, только поняв весь ужас греха и его последствий, воплощённых в смерти Иисуса Христа на кресте, только созерцая конец и отчаяние, которое ученики почувствовали в Великую Субботу – тогда только мы можем действительно понять и почувствовать свет и надежду Воскресного Утра!
Осознав простую истину, что началу предшествует конец, многие люди смогут примерить её на собственную жизнь и духовный путь.
Поэтому все богослужения являют собой мощное провозглашение преобразующей силы Евангелия и влияния Господа на жизнь людей, предоставляя людям возможность испытать данную истину.
Страстной неделей считается вся неделя между Вербным Воскресеньем и Великой Субботой.
Вербное Воскресенье
Этот Праздник посвящён торжественному въезду в Иерусалим Иисуса Христа, где народ, пришедший в город на Пасху, встречает Его, махая пальмовыми ветвями и провозглашая Его Царём и Мессией.
Евангелия говорят нам о том, что Иисус въехал в город верхом на осле, исполнив пророчество Захарии 9:9, и подобный поступок подчеркнул смирение провозглашённого Им Царства. Ирония заключается в том, что народ, принявший Его как нового Царя Давида (Марк 11:10), спустя 5 дней жаждал Его казни. Это отрезвляющее напоминание о том, что человек своеволен, и он желает Господа до тех пор, пока Господь ему не мешает.
Великий вторник
В Великий вторник мы вспоминаем, как Христос пришёл в Иерусалимский храм и в последний раз проповедовал перед народом, обличал книжников и фарисеев, беседовал и говорил притчами: о дани кесарю, о воскресении мёртвых, о Страшном суде, о десяти девах и о талантах.
Фарисеи готовили Иисусу ловушку, желая либо получить повод донести на него римским властям, либо опорочить его в глазах иудеев. Они спросили: «Как Тебе кажется? Позволительно ли давать подать кесарю или нет?» (Ин. 8, 49) Стоило Христу ответить «да», и фарисеи обвинили бы его в поддержке римских властей, ответ «нет» мог стать предлогом объявить Иисуса мятежником.
Но Христос велел показать им римский денарий и спросил, что они на нём видят. На монете был изображён император, и фарисеи отвечали, что это кесарь. Ответ Христа мы хорошо знаем: «Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22, 21).
Великая среда
В среду вспоминают два события: предательство Господа Иисуса Иудой Искариотом (он продал своего учителя за 30 сребреников) и Евангельская история о грешнице, возлившей миро на голову Иисуса. Вечером предыдущего дня во время ужина в доме Симона Прокажённого некая женщина подошла к Иисусу и полила ему голову драгоценным миром. Ученики были раздосадованы, но Иисус сказал им, что благодаря ей он готов к погребению.
В Великую среду на вечерней службе совершается таинство Исповеди. Священнослужители отмечают, что для прихожан вечер среды — это особая возможность исповедоваться более подробно, чем в обычные дни, и призывают ею воспользоваться.
Чистый Четверг
В последний день перед арестом Иисуса произошёл целый ряд событий. Включая Тайную вечерю, которая, вероятно, была пасхальной трапезой – Иисус с учениками праздновали еврейскую Пасху; Причастие, Предательство Иуды и Молитву Христа в Гефсиманском саду, пока ученики спали.
В течение последних нескольких дней Иисус и Его ученики путешествовали из Галилеи в Иерусалим. На залитых солнцем склонах Галилеи Иисус пользовался популярностью, народ был дружелюбен по отношению к Нему, и будущее казалось безоблачным. И даже в Иерусалиме Он был принят крайне радушно.
Но тьма поползла по городу, толпа начала сторониться человека, который говорил об обязательствах и долге слуги. И нечто зловещее слышалось в бормотании саддукеев и фарисеев, для которых будущее, провозглашённое Иисусом, было серьёзной угрозой.
И когда Иисус и ученики собрались вместе разделить трапезу, они уже стояли в тени креста.
Поздно ночью, после трапезы, когда Иисус вместе с учениками молился в Гефсиманском саду, Его арестовали и привели в дом первосвященника Каиафы. Он умер в пятницу.
Согласно Евангелию от Иоанна, Иисус и Его ученики вкушали последнюю трапезу перед Его арестом. После Иисус омыл ноги ученикам, показывая тем самым необходимость смирения и готовность служить людям. Ночью после ужина они вышли в Гефсиманский сад, и Иисус учил Своих учеников «новой» заповеди, которая в сущности была не совсем новой (Иоанн 13:34-35): «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».
Страстная Пятница
В этот день мы вспоминаем арест Иисуса, суд, распятие и страдания, смерть и погребение. Страстная Пятница – это не праздничный день, но день скорби о смерти Иисуса и грешности мира.
Схваченный Иисус Христос предстал перед Синедрионом — высшим религиозным и судебным органом древней Иудеи. Всего за шесть дней до этого, в субботу, Христос совершил чудо воскрешения праведного Лазаря, после чего иудейские начальники утвердились в решении убить Иисуса. Однако Синедрион не мог казнить его, это могли сделать лишь римские солдаты по приказу управлявшего Иудеей в те времена прокуратора Понтия Пилата.
Понтий Пилат не считал Иисуса виновным: «Я не нахожу никакой вины в этом человеке». Он предлагал отпустить Иисуса по случаю праздника иудейской Пасхи, но толпа требовала освободить не Христа, а преступника Варавву.
Пилат был вынужден утвердить приговор Синедриона, предав Христа позорной казни через распятие. В знак того, что он не причастен к смерти праведника, он велел подать воду и умыл руки перед толпой, кричавшей: «Кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27, 25).
Иисуса сначала бичевали, потом над ним издевались римские солдаты, а затем заставили нести крест на Голгофу, где распяли Его на кресте. Рядом с ним были распяты на крестах два разбойника. В Евангелиях говорится, что стражники насмехались над Иисусом, говоря, что если он Царь Иудейский, то пусть спасёт себя, а затем стали делить Его одежды. «Отче! прости им, ибо не знают, что делают», — говорил Христос о своих мучителях.
Тайный ученик Христа Иосиф Аримафейский выпросил у Пилата тело Иисуса, снял с креста, покрыл плащаницей и положил в собственной новой гробнице.
Великая Суббота
На седьмой день недели тело Иисуса пребывало во Гробе.
Великая Суббота традиционно считается днём размышлений и ожидания, временем плача, в ожидании радости, которая придёт вместе с воскресным утром.
Отличное обобщение! Многое освежилось в памяти. Теперь каждый день будет легче вспоминать, что именно происходило сегодня, а что завтра. Страстная неделя – действительно важная предпасхальная неделя. Спасибо!