Как делать предложение?
Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого (1 Иоан. 2:13)
На одной из братских бесед был затронут вопрос о том, как должно в Церкви Христовой молодому, а может быть, и не молодому брату делать предложение сестре вступить в брак. Конкретно об этом не написано в Новом Завете. В Ветхом же Завете оставлены истории брачных союзов, которые могут помочь нам отыскать более верный путь, правильный подход к данному вопросу. И хотя ни Иисус Христос, ни Апостолы не оставили определенной формы, как делать предложение, оглашения, проводить церемонию брака, то есть хода бракосочетания, нам необходимо обосновать и то, и другое, насколько это возможно, Писанием и здравым смыслом. Если кто-то скажет, что у каждого свой здравый смысл, то хочется привести один лишь пример, чтобы каждый читающий мог рассуждать, насколько это здраво. Не буду говорить о разных формах предложения, дружбы и дальнейшей судьбе некоторых, дабы не расстраивать вас. Но когда брат учит плавать сестру, то это трудно назвать здравым смыслом, такая форма общения недопустима и должна быть осуждаема.
Нас окружают разные церкви, с разной культурой, я имею в виду иностранцев. Не однажды мне приходилось говорить о тех обычаях, которые существуют в наших церквах. Часто иностранцы широко открывали свои глаза, недоумевая, как можно вступить в брак с человеком, которого почти не знаешь, а иногда с тем, которого видишь в первый раз. Модным на Западе считается обручение или оглашение, которое производится за несколько лет до брака. В предбрачное же время молодые, как принято понимать, дружат, больше узнают друг друга. Слово «узнают» недалеко отстоит от подобного слова, только с другой приставкой. Как и слово «рассуждение» от «осуждения». И, насколько мне известно, в некоторых западных церквах это становится правилом, а не исключением, достойным наказания. На что мы ориентируемся: на свободу плоти или на целомудрие духа? Кому мы доверяем: своим глазам, а может быть, и рукам, или Богу? На что мы надеемся: на свой интеллект и опыт или на волю Божию? Все, кроме Бога, могут подвести.
И чтобы избежать разочарований, необходимо молодому брату свое предложение открыть пресвитеру церкви. Кто, как не пастырь, проявит заботу и внимание. Он не останется равнодушным, но отнесется с любовью к данному вопросу. Он и наставит, и вникнет, и предаст это дело Богу. В беседе с молодым братом одним из вопросов может быть: «Не обещал ли кому из сестер, что возьмешь замуж за себя?» Справедливый ли это вопрос? Конечно.
Давайте представим молодую сестру, которая чувствует особое к себе расположение брата. Он проповедник, проявляет ревность к делу Божию, и внешне пригож, и мудрость видна. И вот наступает момент, когда брат затрагивает тему о дружбе, о браке, но это как-то не конкретно, а в общем. Сестра не знает, что ей думать и что делать. Предложение не сделано, и душа в ожидании. Я бы назвал такое положение сестры «на приколе». Как корабль, который стоит у пристани, привязан толстым канатом, так и сестра не может иметь свободу, будучи привязана словами брата. Таких «кораблей», стоящих «на приколе», у некоторых ветренников бывает не один и не два. И если в церкви не ведется работа по воспитанию молодежи, особенно братьев, то расстройств будет немало. Безнаказанность умножает грех. Вольнодумие – распутство. Превосходство – оскорбление. Никому не позволено в Церкви Христовой производить беспорядок. Никто не имеет права вести себя, как вздумается, и диктовать свои условия.
Счастье для девицы – стоять под венцом
Редко, но случается, что сестры делают предложение братьям. В основном это преимущество остается за братьями. И если девица дала согласие, то это радость для всех родных и друзей, да и среди неверующих, узнавших об этом, бывает радость. Но, к сожалению, случается, когда радость омрачается отказом юноши, сделавшего предложение. Безусловно, каждый конкретный случай исследуется, разбирается, и виновный наказывается. Не от мудрости делать предложение сестре, а потом идти на попятную. Для сестры это позор и унижение, и неизвестно, захочет ли кто-то сделать предложение ей снова. В некоторых церквах виновного брата берут на замечание и не позволяют вступать в брак до тех пор, пока сестра, от которой он отказался, не выйдет замуж. Такой подход к данному вопросу заставляет братьев очень серьезно относиться к выбору и к предложению, а не развлекаться и не разбивать сердца сестер. В церквах нашего братства не принято самостоятельно делать предложение сестре ни в письме, ни по телефону и т. п. Предложение должно делаться посредством служителя.
Отказать или дать согласие? Как узнать Божью волю?
В основном, сестры уже отметили в своем сердце, что если тот или иной брат сделает им предложение, то ему следует отказать или дать согласие. Правда, когда дело принимает практический, а не теоретический характер, то сестре уже не до мечтаний и фантазий – здесь решается ее судьба. Служитель, зная о желании юноши, о его намерении и о конкретной кандидатуре, ищет встречи с сестрой, и прежде, чем сделать предложение, узнает о намерении этой сестры вступить в брак. Если от самого начала сестра открывает свое желание остаться так, то есть безбрачной, независимо от кандидатуры брата, то ей не следует и открывать имени брата, который хотел сделать предложение. Но если сестра желает выйти замуж, то служитель объявляет ей имя брата. Девица вправе сделать отказ или дать согласие тотчас, но в основном сестры просят дать им время для молитвы и познания воли Божией. Надо сказать, что сроки на обдумывание предложения не должны быть длительными. Например, Ревекка дала согласие стать женой Исаака в тот же день, как узнала от раба Авраамова о сем деле.
Возможно, кто-то захочет познавать волю Божию в течение нескольких месяцев, но не будет ли это временем ожидания еще одного предложения? Трудно назвать конкретные сроки, отпущенные для ответа, но думаю, что сестре, которая в Господе, хватит и трех дней для искания лица Божия, для поста и молитвы. В нашей поместной церкви, как правило, срок ограничивается одной неделей. И моя супруга назначила мне срок в одну неделю. Правда, потом, уже после некоторого срока совместной жизни, сказала, что надо было сразу дать согласие.
Итак, девица узнала волю Божию, она согласна выйти замуж за брата, сделавшего ей предложение. О своем согласии она сообщает пресвитеру, и потом брат делает предложение сестре в присутствии пастыря. Девица дает устное согласие, и на членском или общем собрании делается оглашение молодых. Церковь молится за них и желает им Божиего благословения. После оглашения в церкви, молодые подают заявление в ЗАГС и готовятся к бракосочетанию.
Наверно, некоторые читатели заметили, что я ничего не сказал о родителях молодых. Конечно, это немаловажная сторона дела. Те, кто родили и воспитали, вправе знать и принимать участие и в рассуждении, и в молитве, и в посте. Хотя назвать это обязательным условием нельзя. Равно, как и обязать молодых открыть свое дело родителям, мы не вправе. Это их выбор и их право. Но разумно, когда и брат, и сестра о своем выборе советуются с родителями, которые более опытны в духовной жизни, и могут открыть своим детям те или иные стороны брака. У советующихся – мудрость.
Но что делать, если родители против брака, а девица согласна?
Хорошо, когда это согласие обретено еще до объявления в церкви. Это согласие достигается путем молитвы и рассуждения. Пастырь должен выслушать мнение родителей, и если мнения окажутся вескими и убедительными, то ему следует увещевать сестру послушать родителей. Причин для несогласия у родителей может быть много. Одна из них – место жительства, другая – учеба в каком-нибудь учебном заведении, третья – материальная сторона и т.п. Но я считаю, что это не основательные причины. Главным препятствием может быть духовное состояние брата, сделавшего предложение, или сестры, которой сделали предложение. Если за ними замечены проявления плоти: гордость, надмение, напыщенность, грубость, шутливость и т. д. Но и это, если брат и сестра являются членами церкви и не находятся на замечании, не является настоящим препятствием для брака. Правда, им следует прислушаться к замечаниям родителей и еще раз все взвесить.
И все-таки родители-христиане должны дать согласие и благословение, если молодые имеют одинаковые понятия по учению Иисуса Христа и желают быть вместе. Если они одинаково понимают вопрос водного крещения, во имя Отца, Сына и Святого Духа, крещения Духом Святым со знамением иных языков и не поддерживают лжехаризматическое движение. Конечно, это не единственные точки соприкосновения, но их можно назвать основными, и если они не совпадают, то это является существенным препятствием для брака. Поэтому, дорогая молодежь, пусть вашими избранниками и избранницами будут соответствующие вам молодые люди, как и Бог сотворил для Адама помощницу, соответственную ему.
Кого приглашать на бракосочетание?
В церквах нашего братства принято прежде бракосочетания в церкви регистрировать свой брак в загсе, что не противоречит Евангельскому учению. Правда, мы встречаем и исключения, когда, ввиду некоторых обстоятельств, молодым преподавали брак до регистрации, с условием скорого оформления соответствующих документов.
В теперешнее время мы имеем возможность арендовать большие залы, приглашать многих гостей, тогда как в прошлые времена, времена нелегкие, братья и сестры молились о том, чтобы Бог помог провести бракосочетание так, чтобы оно не было прервано и нарушено приходом незванных гостей. Жених и невеста определяют сами, кого им пригласить на праздничный обед, тогда как на бракосочетание приглашается вся церковь. Например, в некоторых церквах на обед приглашают поименно, а в других – всю церковь. Лично мне нравится, когда не делят на званных и избранных, как я слышал однажды ропот одной не приглашенной на обед сестры: «Мы званные, а они избранные». Не надо роптать, но и отделяться не стоит. Пусть на столе не будет так обильно, но зато вся церковь порадуется о женихе и невесте.
Наряд невесты
По-моему, невеста всегда желала быть в белом платье, но думаю, что были условия, в которых иметь белое платье было просто невозможно, но тем не менее Господь благословлял молодых. К сожалению, бывают случаи, когда невесты больше заняты приготовлением свадебного платья, фаты, прически и т. п., чем очищением своего сердца. Что касается фаты, то и сегодня есть церкви, в которых фату не употребляют, а покрывают голову невесты белым шарфом или платком. Так как Писание не освещает, в каком головном уборе должна быть невеста, эта сторона вопроса о брачной одежде является предметом рассуждения поместных служителей. Белое платье символизирует чистоту и непорочность, но оно не является условием, делающим человека непорочным. Порок, прикрытый белым платьем, не скроется, а человек будет наказуем.
Как известно, многие сестры обратились к Господу, будучи в мире, то есть проводя мирской образ жизни. Придя к Иисусу, они приобрели благодать и прощение своих грехов, и если они не были до уверования в браке, то при бракосочетании им позволяется иметь белое платье. Если же они остались вдовами, то брачный наряд будет неуместным. Разведенной же следует молиться о своем супруге и ожидать его обращения и восстановления семьи.
Хочется призвать сестер к скромности и целомудрию. Нам не следует догонять мир, мы должны убегать от него подальше, от его вкусов и фасонов. Очень нелепо выглядит наряд невесты, от которого отводят взгляд благочестивые люди. И как невеста будет просить благословения на всю дальнейшую семейную жизнь с непокрытой головой? Разве головное украшение является покрывалом? А завивки, которые позволяет себе невеста в этот особенный день, а тени, а тушь и подобные мази – разве для приобретения благодати? Конечно, нет! Думаю, что пресвитеру, совершающему бракосочетание, приятно увидеть молодых в подобающем виде, он и дерзновение иметь будет, и нареканию не подвергнется.
И если молодые почитают служителя, то постараются сделать все, чтобы ему было не стыдно за членов церкви. Правда, бывают случаи, когда пастырь интересуется, каков наряд невесты, некоторые даже хотят его увидеть, чтобы сделать замечания; и то и другое можно осуществить, но будет ли это обоюдным доверием и пониманием? Не лучше ли отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего, и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
Думаю, что не стоит описывать саму церемонию или ход бракосочетания, здесь могут возникнуть различные оттенки. Но о главных деталях хочется все-таки сказать. Здраво, когда невеста и жених возносят молитвы, а также когда молятся родители-христиане. Наверно, будет прилично, чтобы невеста стояла справа от жениха с тем, чтобы служитель, благословляя молодых, возложил свою правую руку на голову жениха, а левую – на голову невесты.
Дорогая молодежь! Готовясь к браку, ищите Божиего лица и Его славы.
Христианский журнал “Утренник”, №70
Другие статьи автора: