Глава 9
СОФОНИЯ
Когда Бог поет
Софония — девятый среди малых пророков, последний пророк предпленного периода. Эта короткая книга повествует о дне Господнем. В книге Иоиля это название встречается 5 раз. А книга Софонии полностью посвящена этому дню. Так что же такое День Господень? День господень — это день, когда Бог обратится от милости к суду. Особенно для нас, живущих под благодатью, День Господень будет таким, каким его описывает апостол Петр: «Придет же день Господень как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись разрушатся». Иоанн также говорит об этом в Откровении 6:17, где он перечисляет, чему должно быть во время испытаний. «Ибо пришел великий день гнева Его и кто может устоять?» Первые две с половиной главы книги Софонии читаются трудно. Ужасает сам язык. Произносятся великие суды. Я прочитаю два стиха: «Близок великий день Господа, близок и очень поспешает, уже слышен голос дня Господня. Горько возопиет тогда и самый храбрый. День гнева — день сей, день скорби и тесноты, день тьмы и мрака, день облака и мглы». Софония представляет нам Бога в Его гневе, гневе за людей, которые огорчали Дух Святой, и постоянно пользовались Его милостью. Теперь же Софония размышляет о Вавилонском плене, разрушении Иерусалима войсками Навуходоносора, которое произошло в 586 г. до Р.Х. Но как я уже сказал, здесь содержится более глубокое значение. Софония предвидит тот день, когда благодать закончится, когда Бог обратится от милости к суду, как говорится в Откровении.
Кто же был Софония? Он был верным посланником Божиим, который возвестил о том, что Бог недоволен народом. Насколько это известно, Софония был членом царской семьи. Можете называть его принцем Софонией. В первом стихе говорится, что он был правнуком Езекии. Полагаем, что это был царь Езекия. Софония нес служение во времена правления Иосии, молодого царя, который вступил на престол, когда ему было 8 лет. Библия говорит, что он взыскал Господа, когда ему было 16 лет. Если вы не знали Господа, когда вам было 8 лет, прекрасно, если вы познали Его в 10—12 или 16 лет. Иосия взыскал Господа, когда ему было 16 лет. Он начал очищать Иерусалим на 12 году правления, когда ему было 20 лет. В 26 лет он начал реставрацию храма. Вы можете прочитать об этом в 4 царств гл.22, 23.
Ныне время Божие
Немного отклонюсь от темы, чтобы напомнить слова, сказанные апостолом Павлом Тимофею: «Никто да не пренебрегает юностью твоей». (1Тим. 4:12) Иосия в возрасте 16 лет не был слишком молод, чтобы взыскать Господа, в 20 лет он не был слишком молод, чтобы возглавить пробуждение, реформацию своего народа. В 26 лет он не был слишком молод, чтобы направить все усилия на то, чтобы на первое место стала религия и возобновить храмовое служение. Джону Кальвину было 27 лет, когда он закончил свои «Институты христианской веры». Сперджену было всего 25, когда он построил огромную скинию, которая вмещала пять тысяч человек, и куда стремилось великое множество народа. Начните служить Богу сегодня же! Не жди завтра, не жди, когда ты постареешь. На Его жатве есть место. Есть место в Его Церкви. Для тебя есть служение. Здесь, в этой церкви для тебя есть служение, не смотря на твой возраст, твой опыт, твое положение.
Иосия был отмечен за свои усилия обратить народ от отступничества к вере. Но, очевидно, его усилия начать пробуждение не сильно затронули народ. Многие попытки что-то изменить, призывы к пробуждению, казалось, дали осечку, если в сердцах нет этого желания, если народ не обратится к Богу. Всем, несущим руководящее служение, даже пастору, необходимо сознавать, что нам нужно пробуждение и обновление, и что это не произойдет до тех пор, пока народ не скажет: «Да, мы в этом действительно нуждаемся». И сам взыщет Бога.
Во времена Иосин люди также вели безбожный материалистический образ жизни. В 1 главе 5 стихе говорится о тех, которые на кровлях поклоняются воистину небесному. В конце стиха говорится о поклонении Богу небес, Иегове, и Ваалу (языческому божеству, идолу) одновременно. Очень многие люди сегодня служат и Господу и своим богам одновременно. Так было и во дни Софонии. В 1 главе 6 стихе говорится о тех, кто отступил от Господа и не искали Его. В 8 стихе говорится об одевающихся в одежду иноплеменников, т.е. они стремились подражать миру. У них были те же ценности и те же дела, что и у людей этого мира. Печально, когда народ Божий так поступает! В 9 стихе говорится о насилии и обмане. В 12 стихе говорится о людях, сидящих на «дрожжах своих». Это значит, что они так хорошо устроились, что говорят: «Будь добр, не докучай мне этой истиной. Дай мне поспать. Не беспокой меня». Они сидели на «своих дрожжах» и в своих сердцах говорили: «Бог не делает ни добра, ни зла». Другими словами Бог бездействен. Бог ничего не значит. Вам даже не стоит обращать на него внимание, принимать Его в расчет. Бог — пустое место в жизни.
Наша страна сегодня
Кажется, что Иерусалим во дни Софонии очень походил на нашу страну сегодня. Софония, видя настоящее положение людей, говорит о том, как Бог смотрит на их грехи. Бог не может быть снисходителен ко греху. Грех не казался людям ужасным ни во времена Софонии, ни в наши дни. Но Богу противен грех. В своей проповеди Софония говорит своему поколению: «Близок день Господень!» (1:14) «Близок и очень поспешает». Прочтите 1 главу Софонии. Поразмышляйте над ней. Вы узнаете, как Бог смотрит на лицемерие и духовное безразличие, а также как Бог скорбел, когда народ отвергал Его, живя беспечно и безбожно.
В 18 стихе говорится: «Ни серебро, ни золото не может спасти их в день гнева Господа». Это страшные слова! Софония напоминает своему поколению, как Бог смотрит на их отступничество, на их безбожную жизнь. И что он говорит им? Прочитаем 2:11: «Исследуйте себя внимательно». Прекрасно, когда народ Божий собирается и говорит: «Давайте помолимся. Ты помолись за меня, а я помолюсь за тебя. Нужно изменить нашу жизнь и жизнь всего общества».
Софония говорит: «Исследуйте себя внимательно». И затем во 2 главе 3 стихом он продолжает: «Взыщите Господа все смиренные земли, взыщите правду. Взыщите смиренномудрие. Может быть, вы укроетесь в день гнева Господня». Софония передает народу слова Бога. Затем он говорит, что им нужно делать теперь, когда день Господень близок и очень поспешает. Грех не может остаться ненаказанным.
Бог любит миловать
Переходим к 3 главе книги Софонии. Мы видим, что Бог действительно любит миловать. Гнев чужд Ему. То, что было истинно тогда, истинно и сейчас. Бог не хочет, чтобы кто погиб. Бог хочет благословить, Он хочет оживить, Бог хочет пробудить. Он хочет обновить. Он хочет явить народу свои милости. Бог не радуется смерти грешника. Бог не радуется, когда Ему приходится наказывать свой народ. В 3 главе Софонии становится ясным, что последнее слово Бога — не суд, а милость.
В 3:1—7 говорится о том, что происходило тогда. Князья, судьи, пророки, священники, все попирали закон (4 стих). В пятом стихе говорится, что беззаконник не знают стыда.
Я не знаю, как часто вы включаете телевизор поздно вечером. Это очень рискованно. Это источник многих нечистот. Когда я читаю пятый стих, о том, что беззаконник не знает стыда, это напоминает мне о том, что мы сегодня видим с экранов телевизоров. Беззаконники не знают стыда. Они не краснеют. Они не имеют достаточно знаний, чтобы стыдиться всей нечистоты, безнравственности, насилия, которое изливается на публику.
И вот, когда поколение Софонии достигло этого (как наша страна достигает этого), у Бога просто нет другого выхода, как излить свой гнев на народ. Что же остается Богу делать, когда Он обращается к людям в любви, а они пренебрегают этим. Что Богу остается делать, когда Он предлагает людям свет, а они отвергают его. Предпочитая ходить во тьме? Что Богу остается делать, когда он возлюбил нас до смерти крестной, а мы все равно отворачиваемся от Него?
Обратите внимание на 7 стих 3 главы: «Я говорил: «Бойся только Меня, принимая наставление». Бог ждал ответа. Бог надеялся, что народ обратится от неповиновения и смягчится Его милостями. Бог говорил: «Бойся только Меня. Принимай наставление». Далее говорится: «А они прилежно старались испортить все своими действиями».
Что же делать Богу
Что же остается делать Богу, когда народ творит такие дела? Ничего другого, как только излить свой гнев. Когда вы принадлежите к поколению, которое отделяет от Божьего суда лишь один шаг, что вы должны делать? Здесь дается ответ: «Итак, ждите Меня, говорит Господь». Другими словами пришло время людям понять, что происходит, пришло время прочитать знамения времен, увидеть безбожие этого общества и беспечность даже среди так называемых «религиозных» людей, время воззвать к Господу. Взыскать Его лица. Чтобы Он обратился от гнева к милости. Время молиться, для знающих, как это делать. Время осознать, что грядет суд Божий, если только мы не обратимся и не воззовем к Богу.
Последние стихи книги Софонии нежны, как материнская любовь. Некоторые критики говорят, что последние стихи книги Софонии не могут быть написаны тем же человеком, который написал властные и непримиримые слова в первых двух главах. В 1 и 2 главах содержатся самые «пронизывающие» слова о суде во всем Ветхом завете. А завершается 3 глава прекраснейшей песней любви всего Ветхого Завета. Совместимо ли это? Противопоставляется ли Божий гнев Божьей любви? Или это лишь 2 стороны одной медали? Я хочу сказать, что Бог ненавидит и наказывает грех, чтобы подчеркнуть то, что Он любит грешника.
Нельзя любить детей, не имея ненависти к абортам. Нельзя быть «за» супружескую жизнь, и не быть «против» супружеской неверности. Нельзя быть за чистоту и не быть против грязи. Бог не может быть за нас, не будучи твердо и непреклонно против грехов, которые губят нас. Всякий пастырь знает, что для того, чтобы урожай был богатым, нужно удалять сорняки. Всякому врачу известно, что для того, чтобы человек жил, необходимо удалить злокачественную опухоль. Нетрудно понять, что для того, чтобы защитить общество от эпидемии нужно уничтожить вирус. Все это понятно. Но людям трудно понять, что Бог должен уничтожить грех, в гневе испепелить его, если наш мир должен стать раем.
Я не могу любить людей, не имея ненависти к раку. Я не могу любить людей, не имея ненависти к алкоголю. Если Бог любит меня, Он должен ненавидеть моего врага, а моим врагом является грех. Он должен осудить грех, который губит меня. Некоторым трудно дается книга Откровение. Они читают о чашах Божьего гнева. Они читают об опустошении мира и Божьих судах во дни антихриста. Они говорят: «Как любящий Бог может делать это?» Я верю, что в Вечности оглянувшись на все, поймем, что осуждение греха в нашем мире, гонения во дни антихриста — все это проявление любви Божьей. Бог должен очистить этот мир от греха, который наполняет его и загрязняет, и приготовить этот мир к тому, чтобы он был Царством Бога и его Сына Иисуса Христа, где праведность покроет землю, как воды покрывают море. Этот мир не может быть чист, если грех не осужден и не уничтожен. И любовь Божья к нам измеряется Божьей ненавистью ко греху. Наказывая грех, Бог проявляет Свою любовь к людям, потому что грех наш противник. Грех ведет к вечной погибели. Божьи наказания — проявление Его милости.
Несколько дней назад меня взволновал рассказ одного из руководителей лагеря для мальчиков, о том, что в лагере был один мальчик из не очень благополучной семьи (иногда мы встречаемся с такими детьми — они просто неуправляемы). Этот мальчик никого не слушал. Он никому не подчинялся, и поэтому его постоянно «вразумляли», и он постоянно в наказание чистил на кухне картошку. К концу недели он стал исправляться. В последний вечер на закрытии лагерной смены, когда каждый, бросая палку в огонь, свидетельствовал о том, что Бог сделал для него за прошедшую неделю, к всеобщему удивлению, этот мальчик, взяв палку и бросив ее в костер, сказал: «Я хочу поблагодарить вас, ребята, и вас, наставники, за то, какой урок вы мне преподали на прошлой неделе. Меня не учили этому дома, Бог учит нас, потому что любит нас. Бог ненавидит грех в нашем обществе, в нашей жизни, в мире, потому что любит нас».
Когда Бог поет
В конце книги, в 3 главе звучит песнь Бога. Один проповедник говорил. Что последние стихи Софонии напоминают такую картину, будто дитя взбирается на колени к отцу, и отец в умилении поет, от избытка этой чистой радости общения с любимым чадом. Вот так заканчивается книга Софонии. Бог желает, чтобы между Ним и вами были подобные отношения. Он радуется о вас, а вы радуетесь о Нем. Книга Софонии выразительнее всех других книг Библии говорит о Божьей ненависти к греху. Но в конце этой коротенькой книги написаны самые нежные слова во всей Библии, когда Бог поет от чистой радости Своего сердца, потому что есть народ, который возлюбил Его и отозвался на Его призыв.
О, если бы мы всегда любили Его и отвечали Ему!
Молитва:
«Благодарим Тебя, Господь, за то, что Ты возлюбил нас, возлюбил так, что можешь наказывать нас, и бьешь нас, когда мы уклоняемся от пути. Дай нам мудрости всякий раз возвращаться к Тебе от чистого сердца. Благодарим, что Ты любишь детей Твоих, которые любят Тебя. Помоги каждому любить Тебя и каждую минуту своей жизни знать, что Ты склоняешься к нам в нежной любви. Аминь».