Соборное послание святого Апостола Иакова
Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир. Иак. 3:17-18
Автором этого послания древнейшие церковные историки признают одного из братьев Господних – того, который после Пятидесятницы был во главе Иерусалимской церкви (Гал. 2:9) и являлся одним из трех столпов Церкви Христовой. По времени составления его послание считается первым из дошедших до нас Апостольских посланий и относится приблизительно к 50 г. по Р.Х.
То, что сообщают историки о жизни Апостола Иакова, о его пламенном служении Евангелию, находит полное отражение в его словах к Церкви Христовой из представителей двенадцати колен Израиля, находящихся в рассеянии, то есть вне Иерусалима и по другим странам. По преданию, Иаков закончил жизнь мученически, будучи побитым камнями, как Стефан.
Цель послания – призыв к живому проявлению веры в жизни. Апостол указывает на необходимость стремления к нравственному совершенству и говорит, что бездейственная, мертвая вера не может ждать помощи свыше в житейских невзгодах, бессильна претворить каменное человеческое сердце в любящее Бога и братьев, бессильна победить собственные греховные навыки – например, обуздать язык (3:3-12). Истинно верующий виден людям из его поступков. Этой истине Иаков посвящает значительную часть своего послания. На первый взгляд, его рассуждение вступает в противоречие с учением Апостола Павла об оправдании верою. Но в данном случае Апостол Павел имеет в виду спасительную веру, которая определяет вечную жизнь Христианина. Иаков же говорит о том, что истинно верующий человек не может не показать веру свою в делах своих. Это подтверждает и Апостол Павел, говоря, чтобы мы переходили от веры в веру. «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?» (2:22-23). Вера, выраженная в делах, является совершенной.
Далее, Апостол Иаков затрагивает очень глубокую тему о малом члене – языке, который на самом деле недвижим, если дух человека не приведет его в действие. К этому Иаков прилагает два примера из обыкновенной жизни: удила для коня и руль для корабля. В зависимости от состояния духа язык будет избирать те или иные слова.
Подготовил брат Андрей (г. С-Петербург).