Глава 8
СЛОВА БЛАГОДАТИ
Мы уже говорили с Вами о замечательных делах Иисуса, которые свидетельствовали Его божественность. Мы с Вами уже размышляли о том, что Иисус принес нам полное и совершенное откровение сущности и воли Божьей, Его учения, Его личности. Сегодня наш текст – Евангелие от Луки 4-я глава, 22-й стих. Сегодня мне хочется поговорить о замечательных словах Христа. Вот этот стих. «И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?»
Ранее в этой же 4-й главе Евангелия от Луки мы читаем о том, как Иисус пришел в синагогу, взял свиток пророка Исайи и стал читать 61-ю главу, в которой написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу. Проповедовать лето Господне благоприятное».
Потом Иисус закрыл книгу и отдал ее служителю. Но если Вы откроете 61-ю главу книги Исайи, то увидите, что Иисус прервал чтение в середине фразы. Если бы Он прочитал дальше, то Ему пришлось бы произнести: «день мщения Бога нашего». Почему же Иисус прервал Свое чтение в середине фразы? Почему Он не закончил это предложение? А ответ таков, что Своим первым явлением Он пришел проповедовать лето Господне благоприятное, а не день мщения Бога нашего. Есть две стороны служения Христа: Благодать и Суд. Теперь, благодарение Богу, мы живем в век благодати, когда Бог каждому из нас являет Свою благодать, когда Его руки простерты навстречу каждому, кто готов прийти к Нему. Мы живем в век благодати. Но потом придет день суда. И вот Слова благодати, произнесенные Иисусом. Затем, в будущем, как написано во 2-м послании Фессалоникийцам, в 1-й главе, Христос придет «в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию». Обе части пророчества Исайи исполнятся в свое время. Сейчас это слова благодати, которые потом превратятся в острый меч суда.
В 4-й главе Евангелия от Луки немало говорится о словах Иисуса. 22-й стих говорит: «И дивились словам благодати». Посмотрите на 28-й стих. Там говорится, что от Его слов люди исполнились ярости. 32-й стих говорит: «И дивились учению Его, ибо слово Его было со властию». 36й стих говорит о том, какой была реакция людей, наблюдавших служение Иисуса и слышавших Его учение: «Что это значит, что Он со властью и силой повелевает нечистым духам, и они выходят?» И вот здесь, в 4-й главе Евангелия Луки, мы видим слова благодати, сказанные Иисусом. Это слова Иисуса, пронизывающие сознание. Это слова Иисуса, имеющие огромную силу. Это слова власти, которым повинуются даже демоны.
Слова Иисуса не бывают пустыми. Они всегда имеют действие: иногда успокаивающее, иногда подобное ожогу, иногда ободряющее, иногда опустошающее, иногда Его слова согревают, иногда от них веет прохладой. Но всегда слова Иисуса приносят какой-нибудь плод. Они всегда действенны. Если уж сегодня в основу своей проповеди я положил слова Луки 4:22, то я хочу говорить о словах благодати, сказанных Христом, чтобы сегодня вы ощутили новое биение своего сердца.
Семейная драма
Итак, давайте вместе откроем 8-ю главу Евангелия Иоанна. Наверное, это случилось так. Иоиль, сын Давидов, не доверял своей жене. О них ползли слухи. Соседи говорили ему, что в его отсутствие к жене несколько раз приходил незнакомый мужчина. Конечно же, Иоиль начал обвинять свою жену. Она отрицала свою вину. Она сказала, что соседи все придумали. Единственное, о чем она могла вспомнить, это то, что на днях к ней в дом заходил торговец, но не более того. Но с того времени в их доме поселился холод недоверия, и Иоиль знал, что его супружеская жизнь в опасности, что это было больше, чем обыкновенная игра воображения. Он был уверен в этом, потому что его жена боялась смотреть ему в глаза. Однажды, когда он был на работе, сосед прибежал к нему в лавку со словами: «Скорее, этот Казанова сейчас у тебя в доме».
Иоиль крикнул одному из своих подмастерьев следовать за ним. И все трое, выскочив из лавки, бросились бегом по улице. Когда они прибежали к дому Иоиля, у ворот к дереву был привязан чей-то мул. Трое мужчин ворвались в дом без стука. Дверь спальни была закрыта. Иоиль распахнул ее и увидел свою жену в объятиях любовника. В Библии это было описано так: «Женщина была взята в прелюбодеянии». Перепуганный мужчина, схватив свою одежду, убежал прочь. Жена Иоиля замерла в углу, в то время как муж кричал на нее, называя ее потаскухой и лгуньей. В гневе он говорит: «Слушай, женщина, Синедрион говорит так!» Он хватает ее за руку, и они выходят на улицу, направляясь к храму. По дороге к ним присоединяются соседи, и всякий, кому известно, что произошло, берет в руку камень, чтобы быть готовым побить виновную. Случай прелюбодеяния налицо, виновная должна умереть, побитая камнями, если муж выдвигает обвинение и имеются свидетели.
Женщину тащат, а не ведут. Она кричит и сопротивляется. Вокруг царит хаос. Лают собаки, толпятся люди. К толпе присоединяются ротозеи. Кто-то задает вопросы. Кто-то отпускает замечания. Они устраивают на улице целое представление. И вот они приходят к храму, и вся эта беспорядочная толпа наталкивается на Иисуса, Его учеников, окруженных книжниками и фарисеями. И вот удобный момент для фарисеев, чтобы уловить Его: «Моисей сказал побивать таких камнями. А что ты скажешь?» Это, несомненно, «вопрос на засыпку». Если Иисус скажет: «Побейте ее камнями», то Он предаст Свое учение о благодати и прощении, а если Он скажет, что ее надо отпустить, то это будет нарушением святого Божьего закона. Вот опозоренный муж. Вот соседи, каждый из которых держит в руках камень. Вот толпа свидетелей и зевак, собравшаяся вокруг. А вот на земле, сжавшаяся в комок, растрепанная женщина: виновная, уничтоженная, ставшая скорее жертвой греха, чем виновной в нем. Кто может судить об этом? А теперь оторвите свой взгляд от женщины, толпы, фарисеев и разгневанного мужа. Взгляните теперь на Иисуса. Он быстро овладел ситуацией. Ничто не могло привести Его в замешательство, потому что Он был хозяином всякой ситуации. И тогда, и теперь Он Хозяин всякой ситуации. Не стараясь драматизировать события, Иисус говорит: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень». Затем, также спокойно, Иисус, наклонившись, стал писать перстом на земле. Я думаю, что все собравшиеся старались заглянуть друг другу через плечо, чтобы увидеть, что же Иисус писал на земле. Иисус продолжал писать, а бушевавшая толпа вдруг странно замолчала. Один за другим от старших до младших, эти люди, оставив камни, незаметно уходили, и вскоре никого не осталось.
Лишь тогда Иисус, встав, посмотрел на жалко выглядевшую женщину и голосом, подобным восходящему солнцу и каплям сотового меда, сказал: «Женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?» Она пришед в себя, оглядывается в растерянности и говорит: «Никто». Затем, мгновение помедлив, добавляет: «Господи!» Я думаю, в ее голосе было что-то особенное, и слово «Господи», обращенное к Иисусу, было произнесено ею с особой теплотой. Иисус нежно сказал: «И Я не осуждаю тебя. Иди и не греши больше».
Пожалуйста, не думайте, что Иисус просто пожалел женщину. Он не пожалел ее. Она сделала грех. Но Он также и не осудил ее. Он сделал чтото намного лучшее. Он простил ее, дал ей новое начало, новую жизнь. Несомненно, это были самые прекрасные слова, которые она когда-либо слышала. Слова благодати! Слова, которые помогли ей оставить позади свое прошлое и начать новую жизнь. Благодарение Богу, что мы можем оставить свое прошлое позади, когда Он прощает нас. Я хотел бы посоветовать всем, кто ищет помощи душепопечителей, кто копается в своем прошлом, перебирает его в памяти, оставить все это позади, чтобы кровь Иисуса покрыла его, и забыть об этом. Примите Божье прощение. Простите сами себя. И с этого момента живите совершенно новой жизнью, которую дарит вам Бог. Нам не говорится о том, как дальше складывалась жизнь этой супружеской пары. Но мне это интересно. Сохранился ли их брак? Иисус простил ее, но смог ли муж быть достаточно великодушным, чтобы сделать то же? А если он все же простил ее и они продолжали жить в том же доме, то как к ней относились после этого соседи? Об этом нам не говорится. Но нам говорится о том, что сделал Иисус. Он дал ей новое начало. Это возможно и для вас. Иисус открыл чистую страницу ее жизни. «И Я не осуждаю тебя». Он не пришел, чтобы судить мир. Он пришел, чтобы мир был спасен через Него.
Слова благодати
Оставшееся время сегодня мне бы хотелось вместе с вами прочитать записанные в Евангелии слова благодати, сказанные Иисусом. Иисус читал из 61 главы книги пророка Исайи, где написано, что Он будет проповедовать лето Господне благоприятное, исцелять сокрушенных сердцем. Есть ли сегодня вокруг нас сокрушенные сердцем? В этом стихе говорится, что Иисус пришел проповедовать пленным освобождение. Есть ли среди вас пленники какой-то привычки или порока? Он пришел, чтобы возвестить вам свободу. Он желает отпустить измученных на свободу. Он пришел, чтобы проповедовать лето Господне благоприятное. И оно наступило! «Ныне день спасения»! Это слова благодати Христа.
У меня есть Новый завет, в котором слова Христа выделены красным цветом, он очень удобный, и я использую его для повседневного чтения. После упоминания о словах благодати в Евангелии от Луки 4:22, я смотрю дальше до конца главы и потом 5, 6 и 7 главы, и выбираю слова Иисуса, записанные в этом отрывке Писания.
Здесь я нахожу немало слов благодати.
Я хочу поделиться этими словами с вами. В 5 главе Евангелия от Луки говорится, что ученики были расстроены. Они трудились всю ночь, но ничего не поймали. Они падали от усталости, у них ломило все тело. Иисус сказал им: «Отойдите на глубину и закиньте сеть». Вначале они воспротивились, а потом сказали: «По слову Твоему закинем сети». И, конечно же, закинув сети, они поймали множество рыбы. Они не знали, как справиться с таким множеством. Но Иисус сказал им: «Не бойтесь, отныне будете ловить человеков». Слова благодати звучат для людей, потерявших надежду, говорят им о том, что их ждет прекрасное будущее, что у Бога есть замечательный план для их жизни. План, который станет благословением для всего мира. Слова благодати! Есть ли среди вас люди, потерявшие надежду? Люди, сокрушенные сердцем? «Не бойтесь, – говорит Иисус, – Я приготовил для вас прекрасное будущее».
Теперь давайте вместе откроем 13 стих 5-й главы Евангелия от Луки. Был человек больной проказой, который пришел к Иисусу и сказал: «Если хочешь, можешь меня очистить». Вот человек, который верит в силу, а не в любовь. В мире много таких людей. Они верят, что Бог может разрешить их нужду, но они не уверены, что Бог достаточно их любит для того, чтобы услышать их молитву и послать просимое. Наверное, этому человеку пришлось пережить немало разочарования, и поэтому он утратил веру в человеческое участие. И вот, этот человек приходит к Иисусу со словами: «Если хочешь, можешь меня очистить». Иисус сказал: «Хочу, очистись!» Слова благодати для нечистого. Есть ли среди вас кто-то нечистый? У Иисуса есть для вас слова благодати.
Откроем вместе Евангелие от Луки 5:20. Человек расслабленный, парализованный, был принесен друзьями к Иисусу, и спущен через отверстие в кровле дома. Иисус сказал: «Прощаются тебе грехи твои». А затем Он сказал парализованному: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой». Это слова благодати, прозвучавшие для грешника, который находился в безнадежной ситуации! Есть ли сегодня среди вас такие люди?
Теперь давайте обратимся к Евангелию от Луки 5:32. Иисус сказал: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Иисус особенное внимание уделяет тем, кто терпит поражение в искушении и грехе. Кто-то говорит: «Я не хожу в церковь. У меня нет с ними ничего общего». Друг мой, если ты потомок падшего Адама, то ты относишься как раз к тем людям. Бог с радостью примет тебя. Двери церкви для вас открыты. Иисус пришел ради вас. Он сказал: « Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».
Далее в Евангелии Луки 6:5 говорится: «Сын Человеческий есть также Господин и субботы». Эти слова благодати навеки освобождают нас от рабства обрядам! Откройте Евангелие Луки 6:10. Вот человек с иссохшей рукой, стоящий в храме.
Иисус сказал ему: «Протяни руку твою». Слова благодати, способные превратить безнадежность в свободу и новые возможности.
Когда Бог восстанавливает равновесие
Откроем Луки 6:20, где записаны заповеди блаженства и Нагорная проповедь. «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть царствие Божье. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь». Слова благодати, которыми Бог восполняет всякую нужду. Однажды Бог восстановит равновесие. Доверьтесь Ему, он восстановит справедливость, когда придет время. Вы сможете довериться Ему. Утрите ваши слезы. Он вознаградит вас. Он даст вам награду!
“Слова благодати, которыми Бог восполняет всякую нужду. Однажды Бог восстановит равновесие”.
Теперь давайте посмотрим Луки 7:13. Маленький городок Наин. Иисус со Своими учениками, приближаясь к нему, сталкивается с похоронной процессией, выходящей из городских ворот. Умер сын вдовы. Бедная женщина с плачем идет за гробом своего сына, и Иисус обращается к ней: «Не плачь». Слова благодати, несущие утешение скорбящему сердцу. Есть ли среди вас те, кто потерял недавно близкого человека? Иисус может сказать слово утешения вашему сердцу, потому что Он победил смерть и все силы ада. Он есть воскресение и жизнь. Эти слова благодати, сказанные Иисусом, звучат сегодня для тех, чье сердце скорбит от недавно пережитого горя.
“Иисус может сказать слово утешения вашему сердцу, потому что Он победил смерть и все силы ада”.
А теперь давайте прочитаем Луки 7:22. Иоанн Креститель был в темнице, и его терзали глубокие сомнения. Все складывалось совсем не так, как он ожидал. И поэтому он посылает к Иисусу учеников, чтобы спросить: «Ты ли Христос или ожидать нам другого?» Иисус дает им ответ: «Пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали». Иисус может дать уверенность сомневающимся! Терзали ли вас когда-либо мрачные сомнения? Приходилось ли вам когда-нибудь быть в университетской аудитории, где преподаватель спорил со Словом Божьим и говорил о несостоятельности христианства. Желали ли вы в тот момент знать больше о христианстве, чтобы быть в состоянии защитить свою веру? Приводило ли это в замешательство ваш разум? Христос имеет сострадание к тем, кто терзается сомнениями. У него есть время для вас. Просто доверьтесь Ему.
Наконец, обратимся к Евангелию Луки 7:44. К Иисусу пришла женщина, которая была великой грешницей, говорит нам Библия. Она пришла с алавастровым сосудом. Она пришла, чтобы омыть ноги Иисуса слезами и отереть их своими волосами. Люди говорили: «Это великая грешница. Если бы Иисус был пророк, то Он знал бы это и не позволил бы ей прикасаться к Нему». Но Иисус сказал ей: «Вера твоя спасла тебя. Иди с миром». Есть ли среди вас великие грешники? У Иисуса есть для вас слова благодати. Слова прощения, слова мира.
Слова благодати, сказанные Христом. Вспомните, что Иисус сказал о блудном сыне, как Отец простирал свои руки, ожидая его, как он устроил пир, для которого заколол откормленного теленка. Слова благодати Иисуса звучат для тех, кто блуждает в чужой стране. Помните, что Иисус говорил об одной пропавшей овце, в то время как девяносто девять других находились в своем хлеву. О том, как пастух не прекращал поисков до тех пор, пока не нашел ее. Вспомните, что Иисус говорил о человеке, который был до полусмерти избит разбойниками и брошен на дороге, и как добрый Самарянин подобрал его и восполнил все расходы. Слова благодати! Вспомните, что Иисус говорил о мытаре, пришедшем в храм помолиться, и о том, как он пошел в дом свой оправданным после своей краткой молитвы: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику!»
Слова благодати! Слова благодати!
В заключение своей проповеди мне хочется прочитать мое любимое стихотворение Фредерика Фабера:
Для грешника открыты двери,
Равно как и для праведного.
У Спасителя есть милость,
Есть исцеление в Его крови.
Благодати хватило на миллионы
Миров, таких же огромных как этот,
Есть место для творения
В прекрасном небесном доме.
Любовь Божья огромней,
Чем может вместить человеческий разум.
Сердце Вечного полно доброты.
Есть искупление в пролитой крови.
Среди Его скорбей
Есть радость для всех.
Скорбящие души, придите ко Христу.
Обратитесь без сомненья,
С твердой верой примите
Его Великую нежность.
Если бы наша любовь была доверчивой,
Наша жизнь была бы подобна солнечному сиянию,
Мы бы полюбили Его и Его слово
В присутствии Господа.
Г. Г. Барбер “Иисус – Господь!”