РАСТЕНИЯ БИБЛИИ: Папирус

РАСТЕНИЯ БИБЛИИ: Папирус

Один из видов тростника, а точнее, многолетнее водное растение из семейства осоковых, которое имеет трёхгранные безлистные стебли, верхушка которых заканчивается на трёх-, редко на шестиметровой высоте пучком узких длинных стебельков, наподобие раскидистой метёлки.

Родиной папируса считают озёра и реки севера Африканского континента. В частности, Египта и Судана, где тростник в изобилии рос на берегах Нила, образуя почти непроходимые заросли. Сегодня в Нижнем Египте он практически не встречается, хотя на Белом Ниле и в Судане его ещё можно встретить. В наши дни папирус по- прежнему растёт и в некоторых районах Израиля: в особенности, в северной части Галилейской равнины, вокруг озёр и болот долины Хула.

В библейские времена из стеблей этого растения изготавливали ткани и обувь, корзины и мебель, плели верёвки и циновки, которые употребляли как строительный материал. А из стеблей, связанных пучками разной величины, строили лодки и небольшие суда. Поэтому в Библии мы можем прочесть о послах, которых посылали по морю «в папировых суднах» (Ис. 18:2). Видимо, по этой же причине из папируса (заметим, не из простого тростника) была изготовлена корзина, в которой дочь фараона нашла Моисея (Исх. 2:3). Да, именно из папируса, потому что в некоторых местах Писания его переводят просто как тростник. Однако еврейский текст делает акцент на разницу с этим растением, обозначая его словом «гоме». Поэтому, если в Писании мы пожелаем папирус отличить от простого тростника, то сможем найти его и в следующих стихах: «Поднимается ли тростник без влаги? растет ли камыш без воды?» (Иов. 8:11); «И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля – в источники вод; в жилище шакалов, где они покоятся, будет место для тростника и камыша» (Ис. 35:7).

Папирус, а точнее молодые стебли и корневища, которые содержали большое количество крахмала, иногда употребляли в пищу, о чём упоминает Геродот. Их ели сырыми, варёными или жареными. Но, скорее всего, это была самая лучшая трава для скота в заболоченных местах. Это типично египетская картина, которая встречается на настенных росписях гробниц с соответствующими разъяснительными надписями.

Однако наибольшую известность папирусу принесла возможность изготовления из него бумаги, которую, как и само растение, стали называть папирусом. И поныне на многих языках мира бумага произносится словом «рарт> или производным от него.

Технология изготовления бумаги была достаточно проста. Из свежих стеблей папируса извлекали сердцевину, резали её на полосы и вымачивали некоторое время в воде. После этого полоски клали на ровную деревянную основу таким образом, чтобы они плотно прилегали одна к другой. Затем на первый ряд поперечно клали второй, обрызгивая водой, и оба слоя сдавливали при помощи специального пресса. Благодаря клейкому веществу, содержащемуся в сердцевине папируса, полоски прочно склеивались между собой, образуя тонкий эластичный лист, который сушили на солнце, полировали, а затем резали на листы необходимого размера.

Папирус как материал для письма получил широкое распространение не только на Ближнем Востоке, но и в странах Средиземноморья. От первых веков христианской эры вплоть до VIII века писали почти исключительно на папирусе.

Да, на нём писали, но о съедении книг пророками в прямом смысле слова, о чём говорят некоторые авторы, и речи быть не может. Хотя, как мы видим, папирус здесь даже очень подходит, цитирую: «Обретены слова Твои, и я съел их; и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего; ибо имя Твое наречено на мне, Господи, Боже Саваоф» (Иер. 15:16); «И сказал мне: сын человеческий! съешь, что перед тобою, съешь этот свиток, и иди, говори дому Израилеву» (Иез. 3:1); «И голос, который я слышал с неба, опять стал говорить со мною и сказал: пойди,

возьми раскрытую книжку из руки Ангела, стоящего на море и на земле. И я пошел к Ангелу и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед. И взял я книжку из руки Ангела и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем» (Откр.Ю:8). О съедении Слова мы, Христиане, слышим довольно часто. Но мы понимаем, что здесь заложен только духовный смысл. То есть Слово надо кушать сердцем, от которого будет насыщаться вся внутренность наша. Слышим ли, видим ли мы его, кушаем ли мы его в видении свитком – разницы нет.

Подготовил брат Владислав (г. Даугавпилс, Латвия)


Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
0
Будем рады узнать ваше мнение.x