Радуйтесь с радующимися. Часть 1
Дорогие братья и сестры, скажем: «Слава Господу!» за эту возможность быть вместе в собрании, радоваться в присутствии Господа нашего Иисуса Христа – это великая радость и великое счастье.
Я буду читать очень известное место: послание к Римлянам двенадцатая глава. Эту главу многие Христиане знают наизусть, я хотел бы выделить только один стих и порассуждать над этим текстом: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12:15). Если посмотреть поверхностно, то все это очень просто, но с другой стороны – это очень не просто. В самой структуре человека Богом заложена доброта. Бог все доброе, все самое наилучшее желает видеть в поведении и характере каждого человека.
17 Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. Пр. 24:17
Родители могут посмотреть и наблюдать за своими детьми, как это будет не просто выглядеть, если, скажем, в семье пятеро детей и одному или двоим прийти и дать, например, конфетку, а другим ничего не дать. По той причине, что у кого-то вдруг появился какой-то гостинец, другие сразу же станут несчастными, они просто будут плакать, потому что кто-то из их братьев и сестер радуется. Конечно, получивший гостинец, если он хорошо воспитан, то может поделиться со своими братиками и сестричками, и сразу отношения между ними будут поправлены и налажены, а если не так? То получится беда. Бывает так, да? И вы сами знаете, как надо разумно поступить, чтобы все было тихо, все были довольны и все было хорошо.
Хочу еще пример привести. Иисус Христос доступными примерами пользовался и объяснял. Здесь в собрании есть много многодетных семей и вам такие ситуации известны. Бывает и такое, что кто-то в семье виновен и заслуживает наказания, и это наказание грядет. Все очень напряжены. Папа приходит и разбирается, забирает провинившегося ребенка в отдельную комнату, и слышен плач… и все остальные тоже плачут. Бывает такое? Бывает, и это нормально. Бывает иначе, бывает, что кто-то говорит: «Ага, он и меня обижал, так ему и надо, и надо еще больше ему!» Бывает такое? Это примеры из жизни детей. Мы, взрослые, бываем чем-то похожи на этих маленьких детей. Не зря в Святом Писании на таком высоком уровне поднимается этот вопрос. И надо сказать, что это проблема и нашего времени.
Я слышал свидетельство двух старцев. Была такая ситуация, что один из них, скажем, первый, заболел. Второй его посещает и говорит: «Брат, тебе надо исповедоваться и покаяться – это не нормально, что ты болеешь, это наказание Божие». Первый брат молчаливо и терпеливо молится, ожидает милости от Господа и выздоравливает. Через короткое время меняется ситуация, и теперь второй брат оказывается в таком положении. Этот первый брат пришел его навестить и не успел еще рот открыть, как больной брат ему говорит: «Брат, видишь, вот как Бог и меня испытывает?» Ничего не скажешь, правда? И у этого брата уже и слов никаких нет, только: «Дай Бог тебе милости выдержать это испытание».
16 Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя? Екк. 7:16
Вот такие мы люди: мы к другим бываем очень требовательны, чрезмерно, щепетильно вникаем во все детали и мелочи жизни, а вот к себе мы очень снисходительны. Мы считаем, что мы очень объективны к себе в данной ситуации. Конечно, лучше всех нас видит наш Господь, и Господь призывает, чтобы мы были милосердны. Святое Писание говорит: «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним – искренно, с чистым – чисто, а с лукавым – по лукавству его» (2 Цар. 22:26- 27). Это такой показатель, который был налицо в первоапостольской церкви. Это показатель, который должен быть в каждой христианской семье и в церкви Христовой – радоваться с радующимися и плакать с плачущими. В Святом Писании есть множество примеров в одном и в другом направлении.
Без участия Святого Духа это будет выглядеть очень искусственно и неестественно. Я встречался с такими людьми и слышал свидетельства, что можно искусственно заплакать и можно также искусственно засмеяться.
Есть такие специалисты: клоуны, артисты, они могут так заплакать, что слезы будут литься рекой, и так же засмеяться, что, смотря на них, кто-то тоже будет смеяться. Конечно, не это имеет в виду Святое Писание, это чувство, которым наполняет сердце Дух Святой, и это состояние нашей души, когда мы понимаем положение вещей и что происходит вокруг нас. Хотел бы заметить, что это очень не простой экзамен.
В семнадцатой главе первой книги Царств описывается событие великого значения. Там происходило сражение Израиля с Филистимлянами, и выступал великий человек, великан-единоборец Филистимского стана Голиаф из Гефа. Конечно, и сам Саул, и вся армия были в большом смятении, они просто не знали, что делать. Бог посылает для них избавление. К ним был послан отцом Давид. Иессей, видимо, имел это побуждение от Святого Духа, и он сказал своему сыну: «Возьми для братьев своих ефу сушеных зерен и десять этих хлебов, и отнеси поскорее в стан к твоим братьям; а эти десять сыров отнеси тысяченачальнику, и наведайся о здоровье братьев, и узнай о нуждах их»(1 Цар. 17:17-18).
Давид выполнил поручение своего отца очень просто и послушно. И он не только выполнил поручение отца, он выполнял его и раньше, когда ему отец говорил: «Иди, паси овец». В данном случае Господь пожелал воспользоваться этим молодым человеком, и Господь явил Свою славу и силу: помните, как это сражение завершилось и какую победу так просто и так быстро Давид одержал над этим великаном? Явно было, что тут славу Свою явил Господь. Это было непонятно для старшего брата Давида Елиава, который только что так надменно рассуждал и говорил: «Зачем ты сюда пришел, и на кого оставил немногих овец тех в пустыне? Я знаю высокомерие твое и дурное сердце твое; ты пришел посмотреть на сражение» (1 Цар. 17:28). Как будто бы Елиав знал сердце Давида. Только Бог знает сердце человека, и Бог – сердцеведец, но Давид не оспаривал и не пытался что-то доказать, он был рад, что он в уделе Господнем.
10 Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Лк. 16:10
Вы помните из своей жизни такие обстоятельства, когда нами пользуется Господь и мы рады, будучи в уделе Господнем. Мы рады, когда ближнего нашего Господь благословляет, мы рады, когда ближний исцеляется. Мы рады? Или мы рады только тогда, когда мы здоровы?! Но когда мы больны, и ближний наш исцеляется, а мы остаемся больны – вот это испытание посложнее. Тут уже очень не простой урок, насколько мы рады.
Надо сказать, что после этого сражения Давида с Голиафом, Библия нам описывает реакцию сына Саула, Ионафана, он искренне радуется победе Израиля и благословенному успеху Давида. Вот такое поведение Ионафана служит примером подражания для нас и сегодня. Ионафан – царский сын, но он не посчитал для себя унижением, чтобы подойти и познакомиться с этим молодым человеком. Надо понимать, что по возрасту Давид был моложе Ионафана. Было время, когда Господь что-то похожее совершил в жизни Ионафана. Помните, когда он выступал со своим оруженосцем, он поднимался на гору и поражал, и поражал Филистимлян. Вот когда с горы спускаться – это проще, тут и закон тяготения действует и на нас работает, а вот на гору подниматься и поражать противника – это очень не просто. Тут надо еще прилагать усилия и для того, чтобы подниматься и для того, чтобы поражать. Ионафан был уверен, и не только Ионафан, но и весь Израиль был уверен, что эту победу им даровал Господь.
По каким-то причинам у Ионафана не хватило дерзновения, чтобы в данном сражении выступить против великана Голиафа, и в данном сражении выступил Давид. Увидевши эту победу, сердце Ионафана радуется, он снимает свои верхние одежды, снимает с себя меч и лук и вручает это Давиду, вступает с ним в союз, в дружбу, заключает с ним завет. Вы знаете – это не просто.
Я слышал, как один проповедник так выразился: что он хотел бы посостязаться на проповеди. Я даже был удивлен такому словосочетанию, какое он употребил. Если есть желание сказать что-то более умное, более превосходное, чем остальные, то, конечно, это нездоровое состояние. Но когда мы все одним сердцем ищем лица Господа, мы не ищем своего, мы не ищем себе славы, но мы радуемся в имени Господа, то это здоровое состояние, это нормальное состояние.
4 И говорил Ионафан доброе о Давиде Саулу, отцу своему, и сказал ему: да не грешит царь против раба своего Давида, ибо он ничем не согрешил против тебя, и дела его весьма полезны для тебя… 1 Цар. 19:4
Отец Ионафана, Саул, на победу Давида очень своеобразно и по-другому отреагировал. Он не подошел с почестями и поздравлениями. Более того: «Когда они шли, при возвращении Давида с победы над Филистимлянином, то женщины из всех городов Израильских выходили на встречу Саулу царю с пением и плясками, с торжественными тимпанами и с кимвалами. И восклицали игравшие женщины, говоря: Саул победил тысячи, а Давид – десятки тысяч!» (1 Цар. 18:6-7). И вот это его сильно ущемило и обидело. Он не мог радоваться радостью победы. Ведь была радость в Израиле, ведь Бог даровал победу, и ему-то самому первому об этом надо было радоваться, а он не в состоянии был радоваться. Конечно, это проблема, и это урок для нас.
Брат Коля
Часть 2