Работать для своего дома. Часть 1
Бог сегодня учит народ Свой, преподает нам уроки. Апостол Павел сказал: «Как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедывал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам» (Деян. 20:20). Апостол Павел хотел, чтобы мы были научены Богом, чтобы любой вопрос был для нас понятен и ясен – касается ли это власти, касается ли это внешнего вида, церковного устройства, молитвы, чтобы мы могли говорить на основании Священного Писания. Как Давид сказал: «Вымыслы человеческие ненавижу» (Пс. 118:113). Не просто то, что нам хочется, а то, что говорит Слово Господне. Сам Иисус Христос ссылался на книги Ветхого Завета и говорил: «Написано…» Это являлось твердым основанием для того, чтобы слово становилось плотью, чтобы слово имело действие в жизни людей: или это исцеление, или вопрос прощения грехов.
В таких случаях мы говорим на основании Священного Писания. Поэтому особенно нам, проповедующим, необходимо встать на стражу сердца и исследовать Священное Писание. Иаков сказал: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» (Иак. 3:1). Чтобы мы, преподавая слово Господне могли говорить так, как говорит нам Священное Писание, не прибавляя и не убавляя от него ничего. Пусть Господь даст нам мудрость. Мы – несовершенные проповедники и слушатели тоже несовершенные, но мы стремимся к совершенству, чтобы Слово стало нашей жизнью. Да благословит нас Господь Иисус Христос.
Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, принявши от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, – каково оно есть по истине, – которое и действует в вас верующих. 1 Фес. 2:13
Я хочу вспомнить сегодня патриарха Иакова, его службу своему тестю Лавану, отцу Рахили и Лии. Это была не просто служба. В течение четырнадцати лет Иаков служил Лавану. Я хочу сказать, что в его сердце всегда было желание, чтобы все силы свои и все свои желания направить в адрес своего дома. Он жил в доме Лавана, он пас скот Лавана – это было на протяжении четырнадцати лет. Иаков скажет после: «Вы сами знаете, что я всеми силами служил отцу вашему» (Быт. 31:6). Это было ревностное служение, не небрежное, а прилежное. Со всем усердием Иаков доставлял богатство в дом Лавана.
Но наступил такой момент, как бы мера пришла, я думаю, что эта мысль преследовала его очень давно, если не с первого дня, но впоследствии она становилась такой ясной, такой выразительной, такой сильной, что она все-таки поборола, победила – это мысль была о том, чтобы заботиться о своем доме. Мы читаем, что Иаков сказал такое слово: «Ибо мало было у тебя до меня, а стало много; Господь благословил тебя с приходом моим; когда же я буду работать для своего дома?» (Быт. 30:30).
Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного. 1 Тим 5:8
Четырнадцать лет он пас скот Лавана: «И сказал Лаван: что дать тебе? Иаков сказал: не давай мне ничего.
Если только сделаешь мне, что я скажу, то я опять буду пасти и стеречь овец твоих. Я пройду сегодня по всему стаду овец твоих; отдели из него всякий скот с крапинами и с пятнами, всякую скотину черную из овец, также с пятнами и с крапинами из коз. Такой скот будет наградою мне. И будет говорить за меня пред тобою справедливость моя в следующее время, когда прийдешь посмотреть награду мою. Всякая из коз не с крапинами и не с пятнами, и из овец не черная, краденое это у меня. Лаван сказал: хорошо, пусть будет по твоему слову» (Быт. 30:31-34).
И Лаван забирает весь скот с крапинами и отдает весь скот белый Иакову, то есть оставляет его ни с чем, потому что на этом скоте нет пятен и крапин. В то же время говорит: «Это твоя награда», то есть ни козы, ни овцы, ничего нет Иакову. Но Иаков не сомневается, не унывает. Почему? Потому что он имел откровение от Бога. Бог его благословит, Он видел весь труд его.
В течение шести лет Иаков трудится, и вот этот белый скот рождает с крапинами и пятнами. Иаков отделяет этот скот, и это его награда, и мы видим, что Бог его благословил, дал ему большую награду. Слава Богу! В течение двадцати лет Иаков был в доме Лавана, а потом оставляет этот дом и уходит. Я понимаю, что мысль, которая жила в его сердце – это желание работать для своего дома. Это желание угождать своему дому, всецело, всеми силами. Раньше он служил Лавану, а теперь своему дому. И с этой мыслью он уходит от Лавана, убегает, и говорит: «Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему; ибо я с посохом моим перешел этот Иордан; а теперь у меня два стана» (Быт. 32:10). Это Бог его благословил, и Иаков посвящает себя на служение своему дому.
Я хотел бы здесь провести грань между нашим домом и домом посторонним. Конечно, здесь грань, которая разделяет свет и тьму, Христа и Велиара, храм Божий и идолов – это грань, которую положил Иисус Христос, это мир и церковь. «Дом же Его – мы», – говорит Апостол Павел. Когда-то должна придти такая мысль. Если она еще не пришла, если она еще в тумане, не отчетливо ясна в нашем сердце, возможно, у кого-то она прорезается, и приходит такая мысль: «Когда же я буду служить для своего дома? В первую очередь, когда я обращу свое внимание на мое сердце?»
Мы можем много-много делать, вокруг нас много работы, как Иаков сказал: «Я всеми силами служил отцу вашему». Да, действительно, можно положить очень много сил, но зададим себе вопрос: «На что мы полагаем свои силы, время, средства, здоровье?» Не напрасно ли? Не отвешиваем ли мы свое серебро за то, что не хлеб; трудовое за то, что не насыщает.
Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Мф. 6:24
Когда-то должна придти эта мысль, и она должна вырасти, чтобы мы ушли из дома Лавана. Как Слово Божие говорит о мужах веры: «И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть, к небесному» (Евр. 11:15-16). Израильтяне были в Египте, там они делали кирпичи, и потом Бог вывел их из огненной печи в пустыню, а сердца их поворачивались к Египту. И те, кто сердцами поворачивался к Египту, то есть к тому дому, где они трудились, они падали костями в пустыне. Но среди них были и те, которые хотели трудиться для «своего» дома, для дома Божиего, и они, устремленные этой целью, шли через знойную пустыню. Они перешли Иордан и они вошли в землю Ханаанскую, и там они пили молоко и мед. Благодарение Богу!
В каком состоянии сегодня наше сердце? Обращаем ли мы внимание на наш дом? В каком он состоянии? Если взять наш физический дом, то мы много полагаем сил, усердия, мы готовы не есть, не пить, не спать для того, чтобы привести все это в порядок, создать какой-то уют, покой. Мы зарабатываем деньги для того, чтобы приобрести какую-то бытовую технику, для того, чтобы как-то украсить свой дом и так далее. И слава Богу! Но в таком ли состоянии наш духовный дом? Мы вложили много сил, умения для того, чтобы украсить свой дом, но в таком ли состоянии наше сердце? Украшено ли оно словом Божиим, украшено ли оно терпением, смирением, кротостью, любовью, послушанием? Созрела ли эта мысль? Созрели ли мы к тому, чтобы положить все силы и работать для своего дома. Не работать на Лавана, не работать на этот мир, не работать для того, чтобы создавать что-то по плоти, но работать всеми силами на свой духовный дом.
Иаков говорит, что он работал на дом отца своих жен, и это желание работать для своего дома, оно вытеснило все, и Иаков вынужден был уйти. Израиль уходит из Египта, Иаков уходит от Лавана. Лаван гонится, фараон гонится – враг всегда будет гнаться и говорить: «А куда ты пошел? Ты что, заботишься о своем сердечном храме?» Храм же Его – мы, дом Его – мы, и Он живет в нас, и Ему должно в нас быть хорошо и уютно, как мы приходим в дом тот или иной, и нам там хорошо и уютно. Это очень хорошо, и Богу должно быть хорошо в сердце человеческом.
«Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтоб оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис. 57:15), «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис. 40:3), «Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие» (Лк. 3:5-6).
Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. За что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому. Агг. 1:9
Это труд, который Бог возложил на нас. Это не значит, что наши имения должны придти в упадок и потолок должен протечь, стены должны развалиться и прочее. Но мы должны найти правильное решение этой проблемы, а это проблема, когда духовный потолок проваливается, когда духовные стены разваливаются, когда человек не знает, что такое добро и зло, и не может отличать, когда он увлекается всяким ветром учения, когда он впадает в обольщение, когда он не утвержден в Евангельской истине, его легко сбить с пути – это проблема. Эта проблема связана с вечностью, потому что можно лишиться вечности.
Нам надо обратить на это внимание. О, да поможет Господь Духом Святым, да коснется Он наших сердец, чтобы сегодня, здесь, в этом зале каждый из нас мог задуматься и задать себе вопрос: когда же я буду работать для своего дома? Когда я буду работать для своей семьи, в воспитании детей, в правильном отношении к жене? Когда я буду трудиться в моей поместной церкви? Когда мне придет такая мысль, чтобы не работать на одного, на другого, на третьего, а когда я буду работать для своего дома?
Что я внес в свой дом? Это важно! Что я принес в собрание? С чем я пришел в собрание, как Павел говорит: «Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию» (1 Кор. 14:26). Но у нас и мысли порой не появляется: «Когда же я буду работать для своего дома?» Когда я буду молиться о церкви, о проповедующих, когда я буду посещать больных, когда? Когда придет эта мысль? Мы много трудимся, мы много посвящаем времени на пустоту, на суету, и только Дух Святой может побудить нас к тому, чтобы строить храм Господу.
Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей. Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, не смотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами. 2 Кор 12:14-15
Давид построил себе дом, но у него была мысль: построить храм Господу. Слава Богу! И у него эта мысль была, наверно, от начала. Может быть, когда он еще был пастухом, когда пас овец у отца своего Иессея, была у него такая мысль: «Построить бы для Бога храм». Бог сказал ему, когда он был уже царем: «Говорил ли Я хотя слово какому-либо из колен, которому Я назначил пасти народ Мой, Израиля: “почему не построите Мне кедрового дома?”» (2 Цар. 7:7).
Давид построил себе дом кедровый и как-то сказал: «Вот, я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром» (2 Цар. 7:2). Давид хотел построить храм Господу, слава Богу! Это должно когда-то созреть в нашем сердце: не жить нам в кедре; я хотел бы сказать, что это образ плоти. Хорошо нам жить – все устроено, едим, пьем, веселимся, все очень хорошо, но когда-то должна придти правильная мысль от Бога: «Когда я буду работать на дом Божий, для дома своего, то есть для духовного храма?»
У Давида была эта мысль, и он заготавливал золото, серебро, дерева, медь – все это он заготавливал, а дальше мы слышали о пророке Нафане, который сказал Давиду: «Ты не построишь храм, ты человек воинственный, ты пролил много крови, но у тебя родится сын, он будет человек мирный, он построит храм». Слава Богу!
Должно произойти вот это рождение, этот «сын» должен родиться, эта мысль, это слово Господне, оно должно в нас родиться. И если такого не происходит, то это очень печально. Мы остаемся в пренебрежении, мы видим, как братья и сестры падают, мы сами оступаемся и падаем, мы страдаем и мучаемся. Дай Бог, чтобы в этом собрании родился «Соломон» – человек мирный, который глубоко бы положил в сердце строить храм Господу.
Давид, призвав Соломона, сказал: «Сын мой! у меня было на сердце построить дом во имя Господа, Бога моего… И вот, я при скудости моей приготовил для дома Господня сто тысяч талантов золота и тысячу тысяч талантов серебра, а меди и железу нет веса, потому что их множество; и дерева и камни я также заготовил; а ты еще прибавь к этому. У тебя множество рабочих, и каменотесов, резчиков и плотников, и всяких способных на всякое дело.
Золоту, серебру, и меди и железу нет счета: начни и делай; Господь будет с тобою» (1 Пар. 22:7, 14-16).
Я думаю, с какой надеждою Давид передавал это сокровище, это богатство, и Соломон построил храм Господу.
Слава Господу! Это такое понимание было от Бога, когда надо построить не себе что-то: виллы, автомобили. Я не хотел бы никого уничижить: можно строить виллы, покупать автомобили, все можно, но если наш духовный человек в пренебрежении, то он как дистрофик, как калека, понимаете? Если есть неустройство, если в семье зависть, споры, разногласия; если в церкви нет единства, нет мира, что толку от того, что у нас есть по плоти – это все становится пустым и незначимым, обреченным на огонь. «Вот, не от Господа ли Саваофа это, что народы трудятся для огня и племена мучат себя напрасно?» (Авв. 2:13).
И действительно, Дух Святой много раз говорил, я это слышал не однажды, что все наши труды для огня. Нам надо понять, уразуметь, что все наши приобретения, вся наша бытовая техника, все наши автомобили, квартиры, все то, что нас окружает, к чему мы стремимся, на что мы кладем свои силы, все обречено на огонь!
И гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него. Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понесть в руке своей. Еккл. 5:13-14
И только есть нечто духовное, которое не сгорит, как Слово Божие говорит: «Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» (1 Кор. 3:13). И действительно, огонь испытает: если это было дерево, сено, солома, то оно сгорит, а золото, серебро и драгоценные камни, они устоят – Апостол Павел этому учил. И это слово касается меня, когда я смотрю на воспитание своих детей, на обращение к жене, на обращение к моим братьям и сестрам, то мне приходит эта мысль: когда же я буду работать на свой дом?
Что такое работать? Мы представляем, что человек идет на производство, занимается теми или иными делами, он делает это постоянно, он получает зарплату, он имеет выходные, отпуск, он занимается этим делом, как Иаков, например, пас овец. Но служение Господу связано с тем, чтобы украсить сердечный храм – это как работа.
Мы должны созреть в понимании, что это труд: «Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно» (1 Тим. 4:16), в молитве пребывай постоянно. Это без остановки, это без отпуска, это, возложивши руку свою на плуг, не озираясь назад. Лаван будет гнаться, фараон будет преследовать, а у тебя нет другой цели, а только стремление к святости, к целомудрию, к благочестию, к праведности, к вечной жизни. У тебя будет только одно желание – украсить храм Господа.
Брат Яша (г. С-Петербург)