Об истинной вере. Часть 2
И еще это же толкование Брокгауза продолжается: слово «басня» по-гречески звучит «мютос», то есть миф, вымысел, неправда. Нужны ли в нашем служении Богу вымышленные рассказы, неправда? Конечно, не нужны.
Но если нет общения с живым Богом, то люди приходят к таким дешевым заменителям, к таким суррогатам, как басня. Конечно, это отвратительно в Божиих глазах. Еще в первом веке, в тех церквах, которые основаны были Апостолами, эта проблема уже стояла на переднем плане.
Обратим внимание на некоторые повеления Апостола Павла для своих сотрудников, служителей: «Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещавать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере» (1 Тим. 1:3-4). В Ефесе многие уверовавшие так были сражены Духом Святым, что сожгли перед всеми свои чародейные книги на огромную сумму – в пятьдесят тысяч драхм. И не побоялись этого перед своими согражданами. Они сделали это во имя Иисуса Христа. И в этой церкви, где так пылал огонь Духа Святого, где так возмогало действие Божиего Слова, также вклинивались и проникали люди, которые пытались учить иному. И они занимались баснями и родословиями бесконечными, то есть тем, что не назидает. И наказ Апостола Павла для Тимофея был, чтобы он в этом направлении особенно бодрствовал.
Следующая, четвертая, глава, этого же послания говорит нам: «Негодных же и бабьих басней отвращайся, а упражняй себя в благочестии; ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1 Тим. 4:7-8).
Божие Слово говорит, что телесные упражнения мало полезны. Оно не говорит, что они совсем не полезны, но они мало полезны. А на то, что особенно полезно, надо обратить внимание: упражнение в благочестии и искренняя молитва Богу в посте и молитве, служение Богу, бедным, больным, нуждающимся – все это в настоящее время находится в запустении, не на первом плане. На первом плане сегодня у кого-то, может быть, день рождения. Друзья собрались, они помнят друг о друге, поздравляют и приглашают друг друга, но понять нужду престарелого человека – это выходит из кругозора.
Братья и сестры, это уже говорит о чем-то, это – проблема, и Господь нас призывает. В настоящее время мы можем видеть, что веяние мира, то, что в этом мире прилично, то, что из этого мира новообращенные люди несут, оно так просто в церкви уживается, остается и пребывает. Апостол Павел говорит: «Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою… чтобы приобресть Христа» (Фил. 3:7). За это надо платить большую цену, надо оставить свои развлечения, увеселения, надо быть жертвою ради Христа для того, чтобы в истине пребыть. Тогда истина в нас будет, истина нас защитит в день злой. И если мы будем искать эти пути истины, то в тот последний день, когда придет Сын Человеческий, в нас Он найдет веру, потому что наша вера не будет легкой мякиной, но она будет тем, что ценит Бог, на что обращает Свое внимание Сам вечный Бог.
Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу… Кол. 2:8
В послании Апостола Павла к Титу мы читаем: «Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере, не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины» (Тит. 1:13-14). Все эти словосочетания со словом басня так конкретно пересекаются с истиной. Если обращать свое внимание на басни, на то, что угодно этому миру, значит, надо отвернуться от истины, надо пожертвовать истиною, отвернуться от того, что Библия говорит, и Дух Святой, и Господь Иисус Христос; отвернуться от общения с Небесным Отцом. Братья и сестры, если мы стоим пред лицем Бога, то мы пребудем в Его благословении, будем ценить Его Слово.
И еще: «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но бывши очевидцами Его величия» (2 Петр. 1:16). Басни неплохо слагали и в то далекое от нас время. Были люди способные для того, чтобы выразить свои мысли и ввести в заблуждение других людей, но проповедь об Иисусе Христе в самом конкретном направлении отличается от человеческой философии и обольстительных слов своей простотой, прямотой, и она направлена в святое небо.
Апостол Петр говорит, что мы очевидцы Его величия, свидетели Его смерти, Его воскресения, мы вам возвестили истину и силу пришествия Господа Иисуса Христа, мы не басни вам рассказывали. Апостол Павел, придя в Коринф, проповедовал там, в этом греческом городе, где так все желали красивого слова философа, очень четко выраженной, красиво оформленной мысли в человеческом слове.
Во второй главе первого послания к Коринфянам Апостол Павел говорит: «И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор. 2:1-2). И надо сказать, что первые Христиане были притчею в первом веке во всех народах, и над ними смеялись язычники и Иудеи: мол, они поклоняются какому-то распятому. Они насмехались над распятием Иисуса Христа, им хотелось чего-то более веселого, что более подходит для человеческого мировоззрения, и они этого искали, но проповедь об Иисусе Христе отличается от всех человеческих учений, желаний, от всех веяний этого мира.
Во втором послании к Коринфянам Апостол Павел говорит: «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею, потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе» (2 Кор. 11:2). Над нашим, может быть, простым поклонением могут насмехаться те, которые могут предоставить изящную программу с шумовым эффектом, и могут говорить, что у них вот это представление есть собрание. Я благодарю Бога, что собравшиеся здесь за этим не гоняются, но они пришли для того, чтобы поклониться Богу.
Братья и сестры, слава Богу, что мы направлены к истине, но это еще не все. Для того, чтобы в истине пребыть, необходимо платить дорогую цену. Это цена наших молитв, подвизания в слове, цена всех насмешек, с которыми к нам могут обращаться. Может быть, кто-то может обвинять нас в чем то, может быть, мы в познании мирском от кого-то отстали. Наши дети не бывали за границей, и мы сами, может, там и не бывали, и другие какие-то аргументы, но только бы нам в этом коротком шествии за Христом не потерять истины, только бы нам успеть пребыть в истине.
Только истина Божиего Слова, Дух Святой, Иисус Христос, живое Евангелие – только это способно удержать нас, детей наших, если мы ищем истины.
В заключение я бы хотел обратить внимание на Божие Слово, сказанное псалмопевцем Давидом: «А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим» (Пс. 16:15). Братья и сестры, это дорогая цена – искать Бога в правде, на лице Его взирать и, пробудившись, насыщаться Его образом. Сколько сегодня всевозможной литературы, которую мирской, в общем-то, не назовешь – христианская, вроде бы, но художественная: фантазии, басни, вымыслы человеческие, где нет и зерна истины, а это очень сильно увлекает. Библию не читают, а на это все внимание сосредоточено.
Сколько сегодня различных так называемых стихотворений, но там басни и только. Я не говорю против тех стихотворений, которые вдохновлены Духом Святым и их проговорил Дух Святой, а люди просто записали. Такие стихи являются назиданием для слушающих и читающих их, но есть много вымыслов, где нет истины.
Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю. Пс. 118:113
Братья и сестры, когда наши желания, наша цель – это Господь Иисус Христос, общение с Духом Святым, поклонение Ему в духе и истине, то это приятно Господу. Может быть, это не понравится другим людям, я хочу сказать, это не оттолкнет мирских людей и это не соблазнит их, наоборот, басни, они отталкивают и они являются соблазном. Тот человек, который ищет Бога, жаждет истину Божию видеть, он идет в такое собрание, где истина проповедуется, а не религия. Где не просто лишь вымыслы, обманы и фантазия, но истина проповедуется, и эту истину хотят увидеть в нас дети, этот мир и Сам Господь Иисус Христос – это слава Церкви, одежда Церкви, которая есть праведность святых. Это одежда, которая нам дарована великими страданиями и смертью Иисуса Христа, и если мы ее меняем на какие-то заменители мира этого, то это как раз то, что оскорбляет Христа, оскорбляет Небесного Отца и Духа Святого. Мы отворачиваемся от Божией истины и что-то свое прибавляем, свое ищем. Дух Святой да направит нас, да поможет нам искать лица Божиего и поклоняться в Духе истины, в Духе Святом; преклоняться пред Ним не только на наших коленях, но всем нашим существом радоваться в имени Его и трепетать пред величием Его в страхе. Да направит нас Господь, да будет благословенно и прославлено Его имя.
Аминь.
Брат Коля (г. Минск)