Прости нам долги наши

Прости нам долги наши

Я сегодня хотел бы вспомнить молитву Господню: «Отче наш!» Мы молимся Богу не обрядно, а вкладываем некий смысл в слова сказанной молитвы. На каждом выражении можно остановиться и размышлять очень много, такая глубокая молитва. Мне приходилось видеть много книг, толстые тома, написанные на молитву: «Отче наш!» Одно только слово, допустим, «Царствие Твое», и из «Царствия Твоего» так много, целый том можно написать. А потом еще на слово: «да приидет». И вот по поводу прихода Царствия Божиего можно еще целый том написать. Я не пытаюсь много сказать или состязаться с кем-то в написании этих трудов, но мне хочется донести одну истину, которая оставлена для нас на страницах Священного Писания – это из Евангелия от Матфея: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6:12). Аминь. Слава Богу!

«Прости нам долги наши», – мы ведь молимся этой молитвой каждый день, и не раз молимся, и говорим: «Господи, прости нам!» И Господь прощает, а мы опять встаем и говорим: «Прости нам долги наши», и опять Господь прощает, а мы опять встаем и уже много лет молимся, а все говорим: «Прости нам долги наши». А может, придет мысль такая: «Что мы молимся и просим: прости нам, как будто Он нас не прощает?» Может быть, мы искушаем Господа? Вот так пришел человек и говорит: «Прости меня!» – «Прощаю!» – «Ну, хорошо, ну, прости меня!» – «Ну, я прощаю!» – «Ну, прости меня!» – «Ну что такое, ну что еще тебе? Ну, давай я тебе бумагу напишу. Как захочешь просить прощения, так читай бумагу». А Господь оставил эту молитву и сказал: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим…» (Мф. 6:9-12).

Сегодня мы молились уже: утром молились, еще будем молиться и говорить: «Прости нам долги наши». В чем же секрет? В чем вопрос? Ответ заключается в том, что мы всегда у Него должники, мы всегда в долгу. Слава Богу! Поэтому мы просим Господа: «Прости нам долги наши! Прости! Мы приходим к Тебе с чувством должника». Это не значит, что мы помолились и сказали, что все теперь. От молитвы до молитвы прошло лишь только полчаса или пятнадцать минут, мы уже говорили: «Прости нам долги наши», но вот за эти пятнадцать минут мы опять чувствуем себя должниками. Прости нам долги наши!

Слава Богу, если мы это чувствуем. Некоторые ведь говорят, что уже не надо молиться о прощении. Некоторые учат о том, что Христос взял грехи наши, пригвоздил ко кресту, и если ты покаешься, то не надо искушать Господа, ты только взгляни на Голгофу, там твои грехи. Зачем ты молишься: «Прости нам долги наши»? Но Еван­гельское учение говорит о покаянии, о том, что мы должны исповедовать грехи наши. Если мы согрешили, то мы имеем Ходатая перед Отцом, и мы молимся Господу о прощении наших грехов: «Прости нам долги наши».

Приятное ли это чувство – чувство должника? Я хочу спросить в связи с этим, помогите мне в моей проповеди, пожалуйста, братья и сестры: есть ли среди вас тот, кто должен, я не говорю о духовном. Есть кто-нибудь? Я на лица даже не смотрю. Все, вижу ваши руки, есть должники. Вот какие у вас чувства? Вы должны. Я когда подхожу к какому-то брату и говорю: «Ты знаешь, я уже старею, и память меня подводит, какое-то чувство приходит ко мне,

может быть я тебе должен деньги?» Когда берешь день­ги в долг, стараешься помнить. Я хочу сказать, что заи­модавцу легче помнить, кто ему должен, а у того, кто должен, бывает стирается из памяти. Подойдешь и спро­сишь у брата: «Я тебе не должен?» – «Да нет, не дол­жен» – ответит брат. И как-то легко на сердце, правда?


Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий дру­гого исполнил закон. Рим. 13:8


А как заимодавец к своему должнику подходит? «Приветствую тебя, брат», а за руку держит, не отпускает. «Отпу­сти меня, брат, я тебя уже поприветствовал». «Нет, – говорит заимодавец, – дай-ка я тебя еще раз поцелую». И тогда уже должнику приходит мысль, что он деньги должен, и уже готовится к тому, чтобы отдать.

Разные чувства у заимодавца и должника. Написано, что заимодавец встречается с должником своим, тому и другому Бог дает свет, они встречаются, но положение разное. А теперь скажите, бывало ли в вашей жизни, когда вы давали в долг? Наверно, все давали в долг. Тоже не всегда это нравится – дать в долг, потому что ущемляешь себя в чем-то, но одно утешает, что все-таки брат надежный, сестра надежная, не даешь ты какому-то чужому человеку. Как я недавно встретил девушку одну из нашего старого дома, где я жил. Я ее лет пятнадцать не видел, и она так в простоте говорит: «Мне очень неудобно, но дайте мне в долг деньги». Я ей говорю: «Извини, не могу дать тебе». Она извинилась и пошла. Я подумал: «Если дам я ей деньги, а где буду ее потом искать? Она же мне не отдаст!» Кто- то может сказать, что слово Божие говорит: «Всякому просящему у тебя, давай». Ну, так поймите, не для меня это только написано, это для всякого, кто подумал сейчас об этом, так поступайте, да благословит вас Бог. И еще написа­но: «Взаймы давайте и не ожидайте ничего». Так давайте – дали и забыли, и не надо брата за руку трясти и ловить его, он отсюда в двери, а ты к нему с другой стороны и уже на выходе стоишь: «Брат, приветствую тебя». А брату этому неловко так, неудобно, что опять встретились. «Прости нам долги наши». От Господа мы никуда, ни в какие двери не уйдем. Поэтому мы в покаянии встаем, в смирении говорим: «Господи, прости нам долги наши, прости!»

Я вспоминаю рассказ нашей мамы. Она рассказывала, что бывало так, что она одалживала деньги, а мы небога­то жили, наверно лучше сказать, что бедно жили. Мама одалживала деньги и рассказывала, что когда она встречалась со своим заимодавцем, то она старалась перейти на другую сторону улицы, потому что иногда не хватало у нее средств рассчитаться. Это тяготило, это очень обременяло ее. Конечно, с зарплаты папы она отдавала деньги, но встреча с заимодавцем была всегда очень неприятна. Надо извиняться, надо оправдываться. Хорошо, что у нас есть Господь, слава Богу, такой добрый! О Нем написано, что Он милует и взаймы дает. Как хорошо, что Бог милует. Пришли мы и говорим: «Прости нам долги наши», и Он прощает, Он милует, и еще больше того – взаймы дает.

Вот представьте, что пришел ты к заимодавцу своему и просишь у него прощение и говоришь, что не можешь отдать, а он тебе достает и говорит: «А вот тебе еще». – «Спасибо, хорошо!» Правда, надо же думать: хорошо то хорошо, но и отдавать надо. Пять должен был, а он еще пять тысяч дал, теперь уже десять тысяч отдавать надо. Опять встречаешься с ним, прощения просишь, и он тебя опять прощает, и еще пять тысяч дает. «Какой брат хороший, только не буду никому про него рассказывать, а то у него все деньги заберут и мне не достанется». А у нас Господь такой, слава Богу! Дает, дает и взаймы еще дает, а мы приходим и говорим: «Прости нам долги наши! Прости, Господи!»


Прощение же состоит в том, чтобы вся­кий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыс­кивал с ближнего своего или с брата сво­его; ибо провозглашено прощение ради Господа. Втор. 15:2


Такого Господа приятно иметь, но отдавать-то надо все равно. Бог нас воспитывает до такой степени, что мы начинаем сознавать, что отдавать-то надо, и мы пы­таемся отдавать. Встретился я с одним человеком, дол­жен он мне, ну и другим должен тоже, всем понемножку, а всего получается много. И он смотрит на эту сумму и не знает, как такую сумму отдать? И вот мы встретились с ним, и он говорит: «Я знаю, что должен». Да, конечно, многие знают, что он должен. И он мне так расписал про свои нужды, что никак не получается у него отдать. Я сам послушал и даже пожалел его, конечно, как ему отдать долги? Я даже подумал, что может быть ему еще дать денег? Прошел день, два, мне уже уезжать надо было, хотелось, конечно, чтобы он отдал мне эти деньги, сумма эта для меня приличная, и вдруг меня осеняет Господь, и я подхожу к нему и говорю: «Послушай, Бог мне дал открове­ние о том, чтобы ты отдавал деньги». Ну, такое откровение его не вдохновило нисколько.

А как вы думаете, братья и сестры, могут быть такие откровения, чтобы отдавать деньги? Да, конечно, такие откровения от Бога, и они могут быть. И сегодня, кто должен, это откровение от Бога, чтобы отдать деньги. Слава Богу, что сегодня мне никто не должен, и я свободно могу проповедовать. Если бы какой должник сидел здесь, то я, может быть, не имел бы дерзновения говорить: «Отдай деньги!» Да еще бы и по имени назвал, поэтому свободно могу говорить: «Отдайте долги, отдайте». Мы говорим: «…как и мы прощаем должникам нашим» – это вопрос заимодавца, а вот вопрос должника – отдать.

И вот я подошел к нему с откровением и сказал, что Бог мне открыл: «Ты много не можешь отдать, но понем­ногу отдавать можешь. Ты можешь отдавать по одному или по два евро, больше не надо, отдай одно, два. Пред­ставляешь, за месяц получится пятьдесят евро, за несколько месяцев еще больше и ты рассчитаешься». Послушал он и говорит: «Да, это хорошо, но у меня нужды». Ладно, оставляем его в покое, не знаю как решится, пока он мне ничего не отдал. Но я уже как бы (вот вставил слово “как бы”) похоронил, значит, не похоронил. Всякое «как бы» подразумевает, что не так это. Вот как бы похоронил, вот как бы простил, вот как бы уже забыл, но ничего не забыл и видно, что еще не похоронил. Да благословит вас Господь.

С одной стороны, мы должны быть заимодавцами, я о духовном, теперь, говорю, не о деньгах. Мы должны быть духовными заимодавцами, то есть давать в долг. Давать прощение, давать милосердие, давать мир, любовь – давать. Давай жене, давай мужу, давай детям, давай братьям, сестрам, давай, оказывай и не ожидай в ответ ничего – это нелегко. Нелегко, когда тебе не воздают любовью, милосердием, состраданием. Вот, например, Иов, он со­страдал, он заботился, но, когда с ним случилась беда, он остался один.

Бывают моменты, когда у нас есть вопрос какой-то, например, приобретение автомобиля. Все-таки это такой вопрос, знаете ли, это не приобретение одежды, чтобы купить автомобиль надо несколько тысяч долларов. Если это для тебя действительно важный вопрос, и ты решаешь его с Господом, молишься и думаешь, что нужны деньги. Конечно, можно взять взаймы в банке, но там дают под проценты, в банке просто так деньги не дают. Тогда ты думаешь, что значит надо у какого-нибудь брата спросить. Библию ведь брат читает, что со своего брата в рост нельзя брать, процент нельзя брать. С иноплеменника можно брать, а со своего брата – нет. Тогда мы интересуем­ся, какой брат имеет деньги, какая у него работа, какой заработок. У нас начинает мысль работать, и мы не подой­дем к сапожнику, не подойдем к ключнику, но если человек имеет бизнес свой, есть у него деньги, то мы подойдем и попросим у него: «Дай, брат, взаймы». И он щедро, от чистого сердца дает. Мы устанавливаем какие-то сроки, у нас какой-то устный договор существует. Некоторые требуют расписку, тогда даем расписку. Все чинно и благопри­стойно. Мы получаем просимую сумму, приобретаем автомобиль и начинаем отдавать деньги – это очень хорошо, когда мы имеем духовное богатство.

Бедный не прощает, не любит, не милует. «Не стало милосердных на Сионе…» – говорит Слово Божие. Вот проблема, когда нет милосердия, нет сострадания, и кто-то виновным оказался. Например, на ногу тебе наступил и просит у тебя прощения, а ты отвечаешь: «Нет, в темницу тебя!» Это очень печально. Бог желает, чтобы мы сделались духовно богатыми, как наш Господь Иисус Христос: Он милует и взаймы дает. Слава Богу, что Он есть, что к Нему-то мы можем придти, у Него-то мы можем попросить, и Он нас щедро прощает и взаймы еще дает. Но мы не хотим оказаться такими неразумными, нерадивыми должниками, которые сказали бы, махнув рукой: «А, ладно, забудется!» Нет, мы приложили бы все старание, чтобы воздать нашему Господу, взирая на Его Голгофский крест, на Его раны. Потому что там на Голгофе Он раздавал, Он расточал, там Он проливал Свою Кровь. Вот как дорого Он нам купил спасение! «Прости нам долги наши», и Христос милосердно говорит: «Я прощаю тебя». И опять человек просит: «Прости», но Бог учит нас дальше «…как и мы прощаем должникам нашим». Прощаем ли мы должникам нашим? Тем, которые нас обидели, унизили, может быть, и так далее, прощаем ли мы?

Очень известная притча о должнике, который должен был десять тысяч талантов: «А как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот вышед нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе.


Но вы любите врагов ваших, и благотво­рите, и взаймы давайте, не ожидая ни­чего; и будет вам награда великая, и буде­те сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Лк. 6:35


Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видевши происшедшее, очень огорчились и пришедши рассказали государю сво­ему все бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И разгневав­шись государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга» (Мф. 18:25-34).

Это для нас пример написан. Бог хочет научить нас ходить в состоянии не заимодавца, а в состоянии должника: я должен Богу, я должен братьям – это правильное состояние. Не тогда, когда мне должны, а я должен. Апостол Павел в своем учении как раз об этом говорил: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви». (Рим. 13:8). То есть, если есть какие-то отношения заимодавца и должника, то не оставайтесь должными, отдайте, но в отношении любви друг ко другу всегда будьте должниками.

Вот тут секрет открывается нам: «Прости нам долги наши». То есть первая заповедь, которую изрек Господь, и вторая, подобная ей: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27). И вот тут-то мы понимаем, что мы должники Богу всегда. Мы должны любить Его, но как любим? И мы должны любить ближнего своего, но как любим? Значит, я должник для моих братьев и моих сестер, я должник для моих детей. И сколько бы я ни давал, я все равно остаюсь должником. С одной стороны, печальное состояние, с другой стороны – это Евангельское учение, это правильно. Тогда не приходит надмение, и ты не говоришь в сердце своем: «Я никому ничего не должен». Вот представьте, такое состояние приходит: «А я тебе, брат, не должен». «Я тебе, сестра, должна место уступать?» «Я тебе что, должна дорогу уступать? Я тебе, сестра, ничего не должна. А ты мне? А ты мне должна, потому что я старенькая, я слабенькая, я бедненькая». «Братья, сестры, вы мне должны, потому что я – многодетная, вы мне должны». Представляете, какое искушение, когда тебе должны, как я говорил, и не отдают – это большое искуше­ние. Никто меня не жалеет, никто меня не любит, никто не почитает, не уважает и так далее. Не об этом Господь говорит, Бог говорит, чтобы ты уважал, почитал, не оставался должником; приложи все старание, чтобы воздать своему ближнему. Слава Богу! И причем воздай, не ожидая ничего, Бог тебе воздаст. Слава Богу!

Мы будем молиться Господу. Иисус Христос оставил для нас величайший пример: как любить, как прощать, как миловать. Мы сегодня не достигли этого примера высокого, но находимся на пути к этой вершине. Помолимся.

брат Яша


Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments
0
Будем рады узнать ваше мнение.x