Причастники Божеского естества
Хотел бы обратиться к первой книге Библии и вспомнить творение человека. Написано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:26- 27). Здесь кратко Моисей говорит о том, как происходило это творение. Мужчину и женщину сотворил их. Здесь ниже мы читаем о том, что Бог сотворил прежде всего Адама по образу Своему и по подобию Своему. И только после того, когда Адам был уже сотворен: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18). И Бог сотворил из ребра Еву, по подобию Адама.
«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною» (Быт. 1:1- 2). Из этой пустоты, из этой тьмы Бог сотворил. И Он творил все это Своим словом. «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1:3- 5). Очень радостно оттого, что Бог приводит в исполнение Свои планы, что Он осуществляет Свои замыслы. Свои мысли Бог воплощает в жизнь, и то, что Он намечает, оно всегда удается. У Бога нет ошибок.
И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. Быт. 1:31
После того, как Бог сотворил природу, весь видимый мир, Господь сказал: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему». И когда сотворил Бог Адама – это было выражение Божией премудрости. Особенно тогда, когда Адам еще лежал и не дышал, он так напоминал покойного человека, из которого вышел дух, но уже плоть была сотворена Богом из праха земного, и Бог вдохнул в лицо Адама дыхание жизни, и стал он душою живою. У него забилось сердце, открылись глаза, открылся слух, он встал на ноги, все внутренние процессы стали действовать: он стал дышать, говорить и общаться с Богом. И Бог радовался о Своем творении: как прекрасно то, что Он сотворил, то, что Он воплотил, осуществил в Своем плане, в Своем намерении. И потом, когда Бог сотворил Еву, подобную Адаму, то Бог тоже радовался, как я понимаю. Это было прекрасно. У Бога нет ошибок.
Я это говорю лишь только как вступление к тому, чтобы нам принять Божию благодать и вот это Божие естество внутрь себя. Как написано: «Чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий» (Иак. 1:18). Чтобы нам быть причастниками Божеского естества, и то доброе, которое в нас есть, в наших мыслях, чтобы оно воплощалось, чтобы оно осуществлялось. Чтобы оно не оставалось только в зародыше, только в каких-то желаниях добрых, но оно воплощалось, потому что Бог помыслил, сказал и сделал. Как написано: «Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» (Пс. 32:9). То, что Бог делает, Он делает хорошо. Он передает нам Свои планы, Свои мысли с тем, чтобы и у нас получалось хорошо.
Я вспоминал недавно, что Его творение или Его произведение – оно отличительно от других, оно не похоже на все остальное. То есть: сатана может копировать, люди могут копировать, что-то приближать к Божественному, но то, что делает Бог – неповторимо. Второго человека не будет, никто не может создать окружающего нас мира – это делал Бог, и это всегда отличается. Там, где рука Божия, там, где сила Божия – это всегда отличается от человеческого. Поэтому Господь хочет Свою Церковь употребить, Он хочет каждого из нас использовать, чтобы там, где прошли наши следы, эта жизнь и поступки, они не были бы похожи на поступки окружающих нас людей, хотя люди похожи на нас, а мы похожи на людей. Мы одинаковые, с одной стороны, но с другой стороны, нас что-то выделяет. Мы какие-то особенные, мы какие-то другие, иные люди. В нас есть живой дух, не похожий на дух, живущий в людях мира сего.
Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек; к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить; и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его. Еккл. 3:14
Христос сказал о нас: «Они не от мира, как и Я не от мира» (Иоан. 17:16). Мы не от мира. Мы живем в мире, но мы не от мира. Мы Божие творение, созданные во Христе Иисусе на добрые дела. И Бог воплощает Свои планы через Свою церковь, через нас с вами, братья и сестры. Это с тем, чтобы мир, глядя на нас, заметил, увидел, что мы какие-то особенные, мы другие, мы не похожие на них. Это делает Господь, и Он хочет, чтобы мы могли смириться. Чтобы мы смирились под Его крепкую руку и сделались Его подобием. Некоторыми инструментами, некоторыми деталями с тем, чтобы Его имя было прославлено. Чтобы Бог мог нами похвалиться, как похвалился однажды Иовом: «И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов. 1:8). Он какой-то особенный, он какой-то иной, нет такого, почему? Бог имел дело с Иовом, Он его воспитывал. Иов понимал это, он воспринимал Божии повеления, Божии движения; Он воспринимал это, и мы видим, что происходило. Бог хвалился Иовом: «Нет такого, как он».
Когда сатана обошел всю землю и видел очень многих людей, Бог спросил его: «Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он». Таких людей на страницах Писания оставлено очень много. Можно сказать о Ное: «Обратил ли ты внимание на раба Моего Ноя?» Хотя так не написано, но это действительно так. Ной был особенным человеком, и в чем же его особенность? Особенность в том, что он получил от Бога откровение. Бог дал ему чертеж и план строения ковчега, и Ной стал воплощать то, что Бог сказал. Он стал строить.
В продолжение многих десятков лет Ной строил ковчег для спасения своего дома. И когда люди занимались своими делами: они ели, пили, покупали, продавали, садили, строили – Ной занимался работой. Он воплощал Божий план. Он не занимался делами этого мира, он занимался делом Божиим. Он особенный, он иной человек, в нем какой-то иной дух живет-Дух от Бога, который просвещает его разум, и Ной воплощает Божии планы. Я не хотел бы сказать: идеи, знаете, это не просто вспышка какая-то, но у Бога всегда есть размеренные, методичные подходы к Своему делу, к Своей работе. Это не просто так спонтанно что-то получается, но у Него все по плану, Он посвящает в Свои планы людей и говорит: «Воплощайте». Но Ему не все подходят, Ему нужны иные люди, особенные люди, которые бы сказали: «Да, Господи, я получил откровение, и я готов. Я буду строить».
И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Лк. 17:26-27
Весьма вероятно, что над Ноем смеялись, издевались, потому что не было дождя, и реки рядом не было, и моря не было, а он строил, и строил, и строил. И его строение было не похоже на строение остальных людей – это было что-то особенное. Почему? Потому что это было по чертежу, по плану Божиему, и Ной построил, и он спасся.
Бог дал чертеж строения храма Давиду. Давид посмотрел на эти чертежи, он стал заготавливать материалы: золото, серебро, медь и так далее. Он почувствовал, что этого материала не хватает, да и Бог сказал ему: «Не строй дома имени Моему, потому что ты человек воинственный и проливал кровь… Соломон, сын твой, построит дом Мой и дворы Мои, потому что Я избрал его Себе в сына, и Я буду ему Отцом» (1 Пар. 28:3,6). И Давид сказал Соломону:
«Ты прибавь к тому, что я приготовил, и строй, да будет мой Бог с тобою. Строй». И Соломон строил, и этот храм был отличительным от всех других храмов того времени.
Подобного ничего не было, это было что-то другое, иное, не такое, как капища языческих богов. Наш Бог небеса сотворил, а их боги – идолы, и все то, что они делали, не похоже на Божию работу. Если это не похоже на Божие, если это не Божие, то все подвержено разрушению и падению, сожжению в конечном итоге. И вот Господь хочет из нас сделать таких людей, чтобы мы были иные, не похожие на окружающих нас людей.
Придя сюда на землю, Иисус Христос исполнял миссию Отца Небесного. Он, кажется, был Такой же, как все прочие, кажется, но в Нем было что-то особенное. Согласитесь, братья и сестры, Он был какой-то другой, иной. В Нем был какой-то иной Дух, Дух от Господа, Он помазал Его. И мы видим, что то, что Бог определил в жизни Сына Своего Иисуса Христа, оно осуществлялось, осуществлялось, и потом уже была Голгофа. Конечно, это крестные страдания, это великие мучения, но именно там, на Голгофе, осуществился Божий план. Богу нужен человек, мы нужны Господу, чтобы Он осуществил Свой план, но для этого нам нужен иной дух, дух от Бога, который бы сделал нас иными людьми, не похожими на окружающих людей. Нет, разбойники тоже были распяты, многих людей распинали, преступников распинали, но никто никогда не умирал так, как умирал Иисус Христос. Он по- иному умирал, по-особенному умирал: Он благословлял Своих гонителей, Он простил разбойника, Он позаботился о матери, Он позаботился о Свом ученике. Он видел Своих учеников, стоящих у креста, и Марию Магдалину, и других; Он заботился о них. Он был иным человеком, Он был особенным человеком, не похожим на других людей – это был Божий Сын.
Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления могущему спасти Его от смерти, и услышан был за Свое благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию… Евр. 5:7-8
Мы здесь, в этом собрании держим Библию и читаем Библию для того, чтобы отпечаток Божий коснулся нашего сердца и мы вышли из этого собрания особенными людьми. Не надо думать, что у нас появится ореол, что что-то у нас произойдет внешне, хотя и это может произойти. Я думаю, что и это может произойти, потому что лицо Стефана, например, было похоже на лицо Ангела; лицо Моисея светилось так, что сыны Израилевы не могли смотреть, ему надо было полагать покрывало. Это может происходить, но я больше хочу сказать не о том, чтобы мы светились, не это – цель, но о том, чтобы нам святить нашего Господа в нашей жизни. И чтобы люди, окружающие нас, почувствовали, что с нами Бог, что в нас Бог, что в нас Божий Дух; что мы иные люди, не похожие на окружающих нас людей. Нет, не потому, чтобы мы говорили о святости, о праведности, о целомудрии и благочестии, но чтобы мы жили свято, целомудренно, праведно и благочестиво, и это будет замечено.
Я хочу вспомнить Саула и прочитать: «И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его и поцеловал его, и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего: Когда ты теперь пойдешь от меня, то встретишь двух человек близ гроба Рахили, на пределах Вениаминовых, в Целцахе, и они скажут тебе: “нашлись ослицы, которых ты ходил искать, и вот отец твой, забыв об ослицах, беспокоится о вас, говоря: что с сыном моим?” И пойдешь оттуда далее, и придешь к дубраве Фаворской, и встретят тебя там три человека, идущих к Богу, в Вефиль: один несет трех козлят, другой несет три хлеба; а третий несет мех с вином. И будут приветствовать они тебя, и дадут тебе два хлеба, и ты возьмешь из рук их. После того ты придешь на холм Божий, где охранный отряд Фили- стимский; и когда войдешь там в город, встретишь сонм пророков, сходящих с высоты, и пред ними псалтирь и тимпан, и свирель и гусли, и они пророчествуют. И найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними, и сделаешься иным человеком. Когда эти знамения сбудутся с тобою, тогда делай, что может рука твоя; ибо с тобою Бог. Как скоро Саул обратился, чтоб идти от Самуила, Бог дал ему иное сердце, и сбылись все те знамения в тот же день» (1 Цар. 10:1-7,9).
Как скоро Саул обратился, чтоб идти от Самуила, Бог дал ему иное сердце, и сбылись все те знамения в тот же день. Когда пришли они к холму, вот встречается им сонм пророков, и сошел на него Дух Божий, и он пророчествовал среди их. 1 Цар. 10:9-10
Это действие Божие в жизни Саула, первого царя в Израиле; но для того, чтобы управлять государством, управлять народом и воплощать, осуществлять Божии планы, нужен особенный дух. Дух не такой, как у всех окружающих, но что-то большее. Здесь написано: «И сделаешься иным человеком», и Бог дал ему иное сердце. В Израиле стали происходить некоторые преобразования: Саул разбил охранный полк Филистимский, видим одержанную им победу, когда сошел Дух Божий на него, когда он услышал слова Иависа и воспламенился гнев его. В таком состоянии мы можем исполнять Божию работу, Божии замыслы, когда мы не похожи на окружающих нас людей.
О пророке Илии Апостол Иаков сказал: «Илия был человек подобный нам» (Иак. 5:17). Мы одинаковы, в принципе мы все одинаковые: одинаковое сердце, и глаза, и голова – мы одинаковые. И Илья был такой же, как и прочие подобные ему люди, но он «молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев; и опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 5:17-18). Илия – пророк, он обратил к Богу всего Израиля. В нем был иной дух, я уверен, что в нем был иной дух, особый дух. И об этом духе просил Елисей, говоря: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» (4 Цар. 2:9). Это иной дух, дух, который любит Бога, дух, который любит народ Божий, дух, который не соглашается с грехом, с неправдой, с тьмой.
Дух, который стремится к свету, к вечной жизни. «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне», – вот чего нам не хватает. Нам не хватает Божией благодати для того, чтобы осуществить и воплотить Божии замыслы и Божии планы.
Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми че- ловеками; вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на платяных скрижалях сердца. 2 Кор. 3:2-3
Христос сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Значит, дух, который в нас, он настолько сильно обладает нами, что мы можем творить добрые дела, и это будет замечено, это будет прославлено, имя Божие будет прославлено.
О Халеве написано – это один из соглядатаев, который говорил доброе в отношении Бога и Божиих планов: «И сказал Господь Моисею: прощаю по слову твоему. Но жив Я, и славы Господней полна вся земля. Все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; все, раздражавшие Меня, не увидят ее; но раба Моего, Халева, за то, что в нем был иной дух, и он совершенно повиновался Мне, введу в землю, в которую он ходил, и семя его наследует ее» (Числ. 14:20-24). В нем был иной дух.
Об Иисусе Навине не написано так, но они были товарищами, и они говорили правое о Боге, и я уверен, что в Иисусе Навине был тот же дух, Божий Дух, отличающий его от других. Их было двенадцать вместе, но у двоих был иной дух. Об этом духе мы сегодня говорим. Мы просим у Бога, чтобы мы сделались иными людьми, не похожими на окружающих нас людей. Как храм Божий не был похож на эти языческие, идольские капища, как ковчег Ноя не был похож на остальные сооружения. Жизнь Иисуса Христа, она отличалась от жизни окружающих людей. А жизнь Апостолов? Это были иные люди, я уверен, что их жизнь была построена по Божиим планам, по Божиим чертежам. Они настолько уподобились Богу, что люди прославляли их. Люди толпами обращались к Господу Иисусу Христу.
Мне хотелось бы говорить о том, что должно нас отличать. В первую очередь – это наши мысли. Мы должны мыслить по-другому, по-иному, не так, как мыслит этот мир. Мир мыслит о земном: «Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме: они мыслят о земном» (Фил. 3:19). Если Христианин мыслит так, как мыслит этот мир: он думает о земном, о плотском, о греховном, – то он подобный миру человек, он не отличается ничем. Да, как мы понимаем жизнь, что мысли обязательно хотят выразить себя. Мы знаем, что от мыслей происходит направление нашего движения. Пришла мысль, и мы, оценив ее, делаем какой-то поступок, или говорим слово, или ставим свою ногу на одну сторону, или на другую, но от мыслей очень многое зависит.
Апостол Павел пишет: «О горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3:2). Вы иные люди, у вас иной дух, и мысли должны быть иные, иные взгляды, иные чувства. К этому мы стремимся и просим, чтобы Бог дал нам эту благодать. Помыслите о горнем, и что? Тогда у нас и слова будут горние, то есть небесные. Наша речь будет чистая, там не будет гнилых слов, скверных слов, нечистых слов, наша речь будет иная.
Когда я служил в армии, то при мне солдаты не решались сквернословить. Начальник – капитан, он бросал всегда сигарету, не мог курить и не сквернословил при мне. Вспоминаю, как однажды я стоял в строю, у нас был один прапорщик, и он всегда сквернословил. Когда он встречался со мной взглядом, то замолкал, и потом в канцелярии мы с ним беседовали. Я был тогда помоложе, это было лет двадцать пять назад, я даже его стыдил, и говорил: «Товарищ прапорщик, а разве прилично вам перед солдатами говорить такие слова? Он сказал:
«Ты знаешь, Яша, я постараюсь, я не буду». И вот однажды было построение, прапорщик строил роту, человек сто двадцать, и все шумят, кричат. Я смотрел на него, прямо ему в глаза смотрел, он замечал мой взгляд. Потом, когда он кипятился и ставил всех на свои места, он взглянул на меня последний раз, глаза его сверкнули каким-то светом таким неземным, из преисподней, и он махнул рукой, выругался и стал поступать так, как он мог поступать. Нет духа, нет силы.
Тогда князья и сатрапы начали искать предлога к обвинению Даниила по управлению царством; но никакого предлога и погрешностей не могли найти, потому что он был верен, и никакой погрешности или вины не оказывалось в нем. Дан. 6:4
Я так понимаю, братья и сестры, что когда Христианин появляется, то окружающие его люди, то ли они в армии, то ли в тюрьме или на работе, они начинают чувствовать, что этот человек особенный. Они должны почувствовать. Если нас не чувствуют, как одна сестра сказала, это было во времена гонений, в начале семидесятых, она подняла руку и говорит: «Я хочу Бога поблагодарить за то, что я двадцать лет работаю на заводе, и никто не знает, что я верующая. Слава Богу». Она свое имела в виду, что ее не гонят с работы, не увольняют, премии не лишают. Но мне тогда, как молодому Христианину, было как-то не по себе. Как это понять, что слава Богу, что никто не знает, что я верующая? Да какой же свет в тебе, какой же дух в тебе, если никто даже не догадывается, что ты верующий человек.
Есть и другая крайность, когда человек приходит и сразу говорит: «А я верующий». Не надо говорить, что ты верующий, надо жить как верующий, надо поступать по слову Господнему, как иные люди. О пророке Елисее было сказано: «И сказала она мужу своему: вот, я знаю, что человек Божий, который проходит мимо нас постоянно, святой» (4 Цар. 4:9). Он приходил, ел хлеб, и видели, что он святой, какой-то особенный человек. Я нуждаюсь в этом духе, я хочу быть иным человеком. Я хочу мыслить по-иному, я хочу говорить по-иному и делать не так, как делает этот мир.
Читая книгу Деяния Апостолов, мы находим один момент: я хотел бы прочитать его и под другим углом взглянуть на это слово, и вспомнить об Апостолах и о других учениках. «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как-бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как-бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провеща- вать» (Деян. 2:1-4). Слава Богу! Мы понимаем, о чем здесь говорится – это была иная речь, это были иные языки, это были языки, которые для самих молящихся были непонятны, но там были представители других народов, они понимали то, что говорили ученики Господни. Это было ясно и понятно, но здесь стоит слово: иные языки. Нам нужны иные языки, нам нужны иные мысли, нам нужны иные слова, не такие, как есть у мира. Еще написано: «.. .будут говорить новыми языками». Нам понятно, что здесь говорится о крещении Святым Духом, но я бы сказал и о нашей речи, она должна быть новой. Знаете, когда мир встречает какое-то горе, он говорит: «Не плачь, успокойся». О таких утешителях Иов сказал: «Жалкие утешители все вы!» (Иов. 16:2). Что вы говорите: «Не плачь!» – а дальше что? Нам нужны другие слова, иные слова, не такие, как есть у мира.
Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками… Мр. 16:17
Иисус Христос подходит к городу Наину, и как раз в это время выносят юношу: «Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И подошед прикоснулся к одру; несшие остановились; и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый поднявшись сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его» (Лк. 7:12-15). Конечно, это была радость для матери, это был восторг для окружающих, мы понимаем, а почему так произошло? Он был иным человеком, Он был не похожим на остальных, и слово-то Его было со властью. Его слово воплощалось, Он говорил: «Хочу, очистись!» И прокаженный исцелялся. Вартимею говорит: «Прозри!» – и тот прозревает. Вся жизнь Иисуса Христа была иной.
Я понимаю так, что если бы Иисус в наше время был в нашем городе, вот так, как Он был в Палестине, в Иерусалиме, в Вифлееме, Назарете, то где бы мы искали Его? Где бы Он ходил, в какие места бы Он заглядывал, чем занимался? Он был иным и хочет, чтобы и мы были иными, чтобы наша речь была иной.
Я говорил о Петре, он был тоже из Галилеи, оттуда, откуда был Иисус Христос. Как есть разные наречия, например, Вологодское, или еще какое-нибудь, есть своя речь. Галилеяне тоже отличались своим наречием, и как раз Иисус и Петр были из одной местности, и когда Петр грелся у костра, то служанка подошла и сказала: «И ты был с Иисусом Галилеянином». Но он отрекся пред всеми, сказав: «Не знаю, что ты говоришь» (Мф. 26:69-70). А другой сказал: «Точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно» (Мр. 14:70). Петр говорил так, как Иисус Христос. Слава Богу! Он говорил, как Иисус Христос. О, как бы я хотел говорить так, как Иисус Христос. Он голоса Своего не возвысит, на улице не услышишь голоса Его, Он не возопиет. У Него крика-то не было. Он не говорил как-то дерзко, колко, Он не ранил сердца. Он говорил нежно, с любовью, говорил и строго, и обличал. Как мы говорим? Так, как Иисус Христос? О, наша речь не похожа на Его речь.
Еще в те дни я видел Иудеев, которые взяли себе жен из Азотянок, Аммонитя- нок и Моавитянок; и оттого сыновья их в половину говорят по-азотски, или языком других народов, и не умеют говорить по-иудейски. Неем. 13:23-24
Тоже из армии вспомнилось сейчас: знал двух братьев. Один брат Ваня из Черновицкой области – как овечка. Я сразу понял, что он верующий, сразу видно было его, что он верующий. А я уже полгода прослужил и говорю: «Можно тебя на минуту», так построже сказал, и он пошел, как овечка. Вошли мы в комнату, он как овечка стоял, я сказал: «Ты верующий?» Он сказал: «Да!» Я говорю, что я тоже верующий. Был и другой брат, я все думал: может, этот тоже верующий? Нет, думаю, говорит что-то такое, слова такие. Проходит мимо, думаю: «Спрошу его». Оказалось, что верующий. Мы долго с ним беседовали.
Мы учимся, чтобы наша речь отличалась от окружающих нас людей. Но не надо впадать в крайности. Я как- то рассказывал о группе из Вильнюса, они впали в некоторое обольщение, они хотели говорить только как в Писании, чтобы не по-мирски говорить, а только по Божественному. Вот стоят вдвоем, брат и сестра, подходит такси, брат поднимает руку и говорит: «Что, дщерь, поедем на сей колеснице». Нас люди тоже не поймут, если мы придем на работу и скажем: «Ну что, дщерь». Нужна мудрость, не надо нам говорить «колесница», есть «такси». Но есть понятие гнилых слов, скверных слов, нечистых слов. Когда Христианин рассказывает анекдоты, какие-то шутки, какую-то пустоту, то это не отличает его от мира, потому что есть такие юмористы, они просто духом таким юмористическим наполнены – это нечистый дух, не Божий Дух. Большая аудитория радиослушателей, телезрителей тысячами, может быть, миллионами смеются над такими шутами и шутками. Если мы так поступаем, то мы не отличаемся от мира.
Также сквернословие и пустословие и сме- хотворство не приличны вам, а напротив благодарение… Никто да не обольщает вас пустыми слов(ши, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления… Еф. 5:4,6
Чем еще можно отличаться? Нашей внешностью, нашими прическами, нашей одеждой мы тоже можем отличаться и быть не похожими на этот мир. Как важно нам, братья и сестры, иметь иной дух, который будет вести нас. Поведет в парикмахерскую, поведет в магазин. Сегодня, говорят, трудно подобрать для нас одежду: то надписи, то вырезы, то еще что-нибудь. Братья и сестры, когда будет в нас иной дух, то этот дух не даст нам покоя, этот дух не поведет нас на пляж. Нет, он будет стыдить нас, и нам будет стыдно появиться там в обнаженном виде. Кто-то скажет, что он не обнаженный, не так как Ева была или Адам, но и такие уже есть пляжи, где люди не стыдятся. И Христиане туда попадают тоже, к сожалению, и там им уже не приходится говорить на христианском языке. Там им надо уже и терминологию менять, и внешний вид менять, и становиться как этот мир. Как говорят, что с волками жить – по волчьи выть.
Брат Юра из Саратова написал мне письмо, он был здесь у нас, музыкант профессиональный, он написал, что у него на работе заставляли покупать газеты, а он отказался. Начальство было очень ожесточено против него, и они сказали: «Знаешь, с волками жить – по волчьи выть», а он сказал: «А я не волк, я овечка Божия». Слава Богу! Бог защитил его и оградил его. «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков» (Мф. 10:16). Вы не волки, вы иные люди, у вас мысли иные, слова иные, одежда иная, дела иные, у вас все иное должно быть. Слава Богу! Но опять, не надо в крайность впадать: дщерь, колесницы, не надо темное что-то надевать или белое братство устраивать. Я понимаю так, что в Священном Писании оставлены для нас какие-то ограничения, рамки, чтобы поступать достойно Бога.
Я хотел бы прочитать из Слова Божиего: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям: Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином; вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха. Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Петр. 3:1-7).
Сарра называла Авраама господином, хотя прямо мы не читаем, чтобы она сказала, обращаясь к Аврааму: «Господин мой», – нет, но она сказала: «Когда господин мой». Она признала его господство. Это иной дух, сестры, когда мы признаем господство, мы признаем власть, мы признаем и повинуемся, – это иной дух, не бунтарский. Это не тогда, когда мы возмущаемся, но когда мы смиряем своем сердце. Дай Господь нам говорить на иных языках, дай нам, Господь, иную одежду, иные поступки, чтобы то, что Бог замыслил в Своем плане, мы могли осуществить.
За нами наблюдает небо, Бог, за нами наблюдает сатана, за нами наблюдают люди. Когда сатана пришел и предстал пред Богом среди сынов Божиих: «И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу, и сказал: я ходил по земле, и обошел ее» (Иов. 1:7). Наверно, сатана видел каждого: в баре, в ресторане, на пляже, в собрании – он видит каждого. Бог говорит: «Обратил ли ты внимание на раба Моего Иова?» «Обратил ли ты внимание на рабу Мою? На рабов моих?» И что? «Да, я обратил внимание». И чем Бог может похвалиться? Что Бог может сказать за нас? Сатана может нас унижать, не просто клеветать, но, застигая нас в каком-то недолжном состоянии, во грехе даже, он может сказать: «Посмотри на раба Своего. На рабу Свою посмотри». Конечно, Господу будет очень горько, очень неприятно, тогда как церковь Его должна быть иной, не такой, как этот мир.
Пусть Бог нас благословит, братья и сестры, чтобы нам извлечь урок для себя: быть похожими на нашего Господа и подражать святым Его. Мы об этом будем молиться, просить у Господа, чтобы Он дал нам иного духа, дал нам Божиего духа для выполнения Божиих планов. Помолимся.
Брат Яша (г. С-Петербург)