Почему спешка несовместима с любовью
5 лет назад Джон Марк Комер руководил мегацерковью, работал безумное количество часов и был зависим от телефона. Однако в душе он чувствовал, что что-то не так. Озарение случилось, когда он понял: решение проблемы заключается не в том, чтобы иметь больше времени, а в полном искоренении спешки. Джон понял, что спешка несовместима с любовью, радостью и миром – столпами жизненного уклада Иисуса Христа в Царстве Божьем. Мы гордимся тем, что всё успеваем, спешим на всех парусах, делаем больше и всегда готовы действовать. И всё же, если главная цель жизни – держать быстрый темп, почему Иисус никогда не торопился?
Безжалостное искоренение спешки – способ замедлиться, наслаждаться каждым днём и вместо того, чтобы жить быстрее, задаться целью любить сильнее. Откройте для себя, как неспешная жизнь может приблизить вас к Богу, другим и вашей собственной душе.
Анна Воскэмп
Философ Даллас Уиллард однажды назвал спешку сильнейшим врагом духовной жизни нашего времени и призвал верующих безжалостно истреблять спешку из своих жизней.
Когда я впервые столкнулся с его видением жизни в Царстве Иисуса, оно поразило меня до глубины души.
Его понимание «сильнейшего врага духовной жизни» – не то, чего я ожидал.
Я живу в одном из самых светских, прогрессивных городов Америки. Спроси вы меня, что является самым большим испытанием для духовной жизни в Портленде, я не знаю, что бы я ответил. Политика? Постмодернизм? Прогрессивная теология?
Как бы вы ответили на этот вопрос?
Бьюсь об заклад, очень немногие из нас скажут «спешка».
И всё же, чем больше я думаю об этом, тем больше соглашаюсь.
Корри Тен Бум однажды сказал, что, если дьявол не может заставить вас согрешить, он сделает вас занятым. Это логично: грех и занятость имеют одинаковый эффект – они разрывают нашу связь с Богом, людьми и самими собой.
Зачастую, мы представляем себе дьявола и его промыслы совершенно по-другому.
Но, будучи пастором, на собственном опыте могу сказать, что первостепенная угроза для духовной жизни людей – простая нехватка времени.
Люди слишком заняты, чтобы жить эмоционально здоровой, духовно богатой и полной сил и энергии жизнью.
Что люди отвечают, когда вы спрашиваете, как у них дела?
– О, всё хорошо. Просто очень занят.
Разумеется, существует здоровая степень занятости, когда ваша жизнь наполнена важными делами, а не растрачивается на пустые удовольствия или мелочные устремления. По этому определению, сам Иисус был занят.
Проблема не в том, что у вас много дел, проблема в том, что у вас слишком много дел и единственный способ всё успеть – всё время торопиться.
А спешка несовместима с жизнью в Царстве Иисуса.
Задумайтесь, что имеет наивысшую ценность в Царстве? Ответ прост: любовь. Иисус говорит об этом предельно чётко.
А любовь мучительно трудоёмка и требует огромного количества времени. Это известно всем родителям, любящим и друзьям. В любви нет лёгких путей. Лайфхаков. Волшебных пилюль.
Спешка и любовь, как масло и вода – их нельзя смешать.
Мои самые большие промахи, как отца, мужа, пастора и просто человека, случались, когда я спешил: опаздывал на встречу, отставал от нереалистичного списка дел, пытался втиснуть невозможное в один день. Я впадал в гнев, я был напряжён, я изводил других критикой, я делал всё противоположное любви.
Если вы не верите мне на слово то, когда в следующий раз будете пытаться выйти из дома вместе с расслабленной, неторопливой женой и тремя маленькими, легко отвлекающимися детьми, при этом отчаянно опаздывая (область в которой я имею крайне богатый опыт), просто обратите внимание на то, как вы относитесь к ним.
Похоже ли это на любовь? Или это скорее смятение, злоба, резкие комментарии и свирепый взгляд?
Определяя любовь, Апостол Павел первым делом говорит о терпении.
Люди не просто так говорят о хождении с Богом, а не бегании с Богом. Потому что Бог есть любовь.
Японский богослов Косуке Кояма говорил об этом так:
Бог ходит «медленно», потому что Он есть любовь. Не будь Он любовью, Он бы шёл намного быстрее. У любви своя скорость. Это внутренняя скорость. Это духовная скорость. Это другой вид скорости, отличный от технологического, к которому мы так привыкли. Этот вид скорости «медленный», но он господствует над всеми другими, поскольку это скорость любви.
То же самое истинно для радости и мира – двух других основополагающих реалий Царства. Любовь, радость и мир – триумвират, составляющий сердце Царства.
Все три – не просто эмоции. Все три говорят о состоянии сердца.
Это не просто приятные чувства, это то, чем мы становимся, будучи учениками Иисуса, который является их воплощением.
И все три несовместимы со спешкой.
Задумайтесь о радости. Все духовные учителя, следующие и не следующие учению Иисуса (включая психологов, йогов и др.), сходятся во мнении: если секрет счастья действительно существует, он заключается в присутствии в настоящем моменте.
Чем больше мы присутствуем в настоящем моменте, тем больше мы благодарны за то, что имеем, тем больше радости мы испытываем.
А мир? Стоит ли даже заикаться об этом? Представьте, как вы спешите успеть на следующее мероприятие, не успеваете доделать дела, опаздываете на рейс. Ну как, чувствуете глубокое душевное спокойствие? Ощущение стабильности, мира и благополучия? Конечно же, нет.
Иными словами, любовь, радость и мир – основа всего, что Иисус пытается взрастить в нашей жизни. И все три несовместимы со спешкой.
В нашей культуре слово «медленный» является бранным. Если у кого-то низкий IQ, мы окрестим его тугодумом или отсталым. Нас раздражает медленный официант – копуша. Когда фильм скучный, мы жалуемся, на вялость сюжета. Идея ясна: медленно значит плохо, быстро – хорошо.
Но в Божьем Царстве наша система переворачивается с ног на голову: спешка от дьявола; неспешность от Христа, потому как Христос есть любовь, радость и мир во плоти.
Мы не можем жить с Иисусом в Его Царстве и жить быстро.
Джон Марк Комер
перевод Алёны Гальцевой