Почему Господь не торопится на помощь
Лазарь усомнился
Я благодарю Господа нашего, Спасителя, который назидает нас, чтобы мы шли в правильном направлении, не сбившись ни направо, ни налево. Он очень следит за нашими путями и очень ревнует о нас, когда мы уклоняемся. Поэтому сегодня отвес – слово Божие. Давайте сегодня ещё раз проверим свой путь. Как Давид сказал: «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня, и узнай помышления мои. И зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Пс. 138:23–24).
Только слово Божие может проверить нас, а не мнение людей, может быть, знаменитых людей, но то, что говорит о нас слово Божие. Мы можем обольщаться, мы можем думать и мечтать о себе, говорить, что я богат и ни в чем не имею нужды. И в то же время быть несчастными, жалкими, слепыми, нищими и нагими. И когда звучит слово Божие, то в его свете мы можем увидеть, что находится в нашем сердце. Он не пришел, как грозный судья, нас наказывать. Хотя Он наказывает нас, но первый Его шаг, подход к нам как к детям Своим – это обличение. Ибо Он сказал: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю». Он не наказывает тотчас. Первое, что делает Господь, Он обличает, Он указывает на нашу вину, показывает нам наши недостатки. Если мы исправляемся, то Он очень радуется. Если мы ожесточаем сердце, то Он применяет Свою розгу и наказывает нас, опять приводя нас к покаянию. Он очень любит нас, Он заплатил за нас. Я как-то говорил, что мы хотим легкой ценой от Господа отойти, а Он нас не отдаст, Он нас не отпустит. Он любит нас и заплатил за нас, мы дороги в Его очах.
Хочу порассуждать из Евангелия от Иоанна об истории Лазаря. Это, наверное, всем нам известная история об этом семействе. В Вифании жили Мария, Марфа и их брат Лазарь. Это селение очень часто посещал Иисус Христос. Он очень любил эту семью. Мария омывала ноги Иисусу и волосами своей головы отирала. Марфа заботилась и суетилась о многом. Это правда, что Иисус любил Лазаря. Это правда, что Он любил и Марфу, и Марию, несмотря на то, что Марфа суетилась. Как и в нашей жизни много суеты, но Он не перестает нас любить. Где-то обличит, где-то остановит.
Одиннадцатая глава – это история Лазаря, хотя и Марфы, и Марии, но в основном здесь главная действующая фигура – Лазарь. Он был в свое время в здравии, но с ним что-то случилось. Какая болезнь его постигла, мы не знаем, но он заболел, и эта болезнь привела его к смерти, как мы знаем из Писания. Лазарь еще этого не знал, Марфа и Мария не знали, но Бог знал.
«Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен» (Иоан. 11:1–3). Видимо соседи или знакомые, они посещали этот дом Лазаря, и когда Лазарь заболел, то сестры послали некоторых знакомых, или соседей, не знаем, кто это был, они послали и сказали: «Вы пойдите к Иисусу и скажите… Даже не говорите, что Лазарь болен, не надо, не называйте его имени, вы просто скажите, что тот, которого Ты любишь, он болен. И для Иисуса будет достаточно, потому что, когда Иисус услышит эти слова, что тот, которого Ты любишь болен, то Он сразу поймет, что это Лазарь, потому что, видимо, какой-то особой любовью пользовался Лазарь, особым вниманием. И Лазарь это понимал, и Лазарю было это приятно.
И вот эти люди, я не знаю, шли они или бежали, но мне кажется, что они тоже любили Лазаря, и они бежали и искали Иисуса. Узнавали у прохожих и спрашивали, не видели ли они Иисуса, и они узнали, где Иисус. И вы представляете, картина: Иисус Христос окружен учениками, Апостолами, тут множество народа, и прибегают эти люди и говорят: «Вот тот, которого Ты любишь, болен». Потом смотрят на Господа, и они не понимают, что случилось с Господом, они в недоумении, что Иисус никак не отреагировал на это. Когда они шли к Господу, то у них была такая картина, как бы нарисована, и у Лазаря была такая картина, и у Марфы, и у Марии было такое представление, что как только эти люди придут к Иисусу и скажут, что тот которого Ты любишь, болен, то Иисус сразу будет торопиться и побежит.
Эти люди пришли к Иисусу и говорят, что тот, которого Ты любишь, болен, а Иисус стоит на месте. Я рассуждаю, что так вот, по-человечески, мы приходим к Господу и говорим: «Господи, Ты разве меня не слышишь? Господи, ну, услышь меня!» Так и эти люди смотрят на Иисуса и не могут понять, в чем же дело, почему Он не идет? Иисус не ответил, и эти люди возвращаются в дом. А там в это время, я рассуждаю, Лазарь смотрит, кровать ему, наверное, подвинули к окну; Марфа с Марией смотрят и представляют, что сейчас Иисус торопится, идет для того, чтобы исцелить Лазаря. А жизнь между тем подходила к концу, болезнь усугублялась, и Лазарь ожидал Иисуса.
И вот приходят эти люди, и Марфа и Мария спрашивают: «Почему вы без Иисуса? Видели Его?», – «Да, видели». «И что?» – «Ничего!» Хочу обратить внимание на главного нашего героя, это Лазарь, который весь этот разговор слышит. Он в сердце понимает, что Иисус его любит, что сейчас Иисус придет и исцелит его. И между тем, Он слышал, что Лазарь болен, и не пришел, и у него в сердце возник один вопрос. Какой? «А действительно, любит ли Он меня?» Конечно, этот вопрос часто и постигает наше сердце: «Любит ли Он меня?» Как мы ответим на это, братья и сестры?
Лазарь усомнился, и Марфа и Мария смотрят, как Лазарь начинает умирать. С какими мыслями он умирал? Наверно, с такой мыслью: «Иисус меня не любит». С какой мыслью мы сегодня ходим, живем, болеем, страдаем, с какой мыслью? Может быть, с такой, как и Лазарь, что Иисус меня не любит. Но это не правда, братья и сестры, Иисус любит нас. Слава Богу! Он не опоздает, Он придет вовремя. И вообще, Лазарь умер ведь, умер. Марфа и Мария смотрели на Лазаря, прислушивались, и они ведь тоже как-то о Господе думали: «Наверно Он нас не любит». Но Иисус любит, слава Богу!
Пришло такое время, когда Иисус пришел, и Марфа и Мария говорят: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат», а Господь говорит: «Если будешь веровать, увидишь славу Господню». Я не буду перечитывать, двумя словами только скажу, что наступил чудесный час, чудесное мгновение, когда Иисус Христос сказал: «Где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет» (Иоан. 11:34, 38–44).
Лазарь, наверное, увидел Иисуса и сказал: «Иисус, прости меня, я не доверял Тебе, я сомневался в Твоей любви, а теперь я испытываю ее вновь и вновь». Оказывается, в нашей жизни есть очень много испытаний, через которые мы проходим, если проходим, и Господь хочет, чтобы мы доверили Ему свою жизнь. Я хочу особенно подчеркнуть, чтобы мы доверяли Ему, не сомневались. Он начатое дело доведет до конца, Он начало и конец, Он альфа и омега, первый и последний, и то, что Он начал в нас, Он довершит до конца. И при переходе Иордана Он нас укрепит, не будет сомневаться.
Дочь Иаира
Еще одну историю из жизни Господа Иисуса Христа хочу рассказать. Это история, которая произошла с начальником синагоги по имени Иаир, а точнее с его дочерью. Я прочитаю: «И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива» (Мар. 5:22–23).
Вот в первом случае – о Лазаре, мы нашли такую картину, когда пришли посланные, сказали Иисусу о нужде, и Иисус остался на том месте два дня, как мы читаем. Теперь другая ситуация. Мы видим начальника синагоги, у него была единственная дочь лет двенадцати, она была при смерти. Лазарь тоже был при смерти. Вот эту одну тему я хотел бы как-то расширить для нашего понимания. Иаир, узнав об Иисусе, что Иисус исцеляет больных, идет к Нему. Несмотря на то, что он начальник, он падает ниц, он кланяется Господу и говорит: «Приди, дочь моя теперь умирает, возложи на нее руки». Иисус реагирует на эту просьбу, он идет. Слава Богу! Но только идет очень медленно. Когда у нас уже кто-то при смерти, когда у нас какая-то проблема чуть–чуть теплится, когда еще далеко до смерти, то ничего, Господь успеет. Но проблема заключается в том, что вот уже при смерти, и Господь идет.
Начальник синагоги сопровождает Господа, у него чувство такое в сердце, что Господь идет медленно. У нас тоже такое возникает: что-то Господь делает, но медленно, долго. Мы люди такие, что вот сейчас бы Господь одним шагом пришел, руки возложил, а то ж умрет. И хочется Господа поторопить. А у Господа есть свой час? У Него есть свое время? Есть! И начальник синагоги идет, и все равно в сердце своем радуется, что Господь идет. И мысль такая у него: «Господи, ну только бы успеть».
И уже недалеко, я так думаю, было до дома, все было, кажется, и нормально, но вдруг произошла остановка. Вдруг вся эта процессия, а Христос, как обычно, был окружен Апостолами, многими людьми, вдруг все останавливаются. Начальник синагоги смотрит на эту картину, что Господь остановился. Господь бывает останавливается, у Господа свои планы. И вот этот начальник синагоги (я себя могу узнать в этом начальнике, брат, сестра, узнайте себя) видит, что Господь вдруг остановился. А чего Он остановился? А была одна женщина, она двенадцать лет страдала кровотечением. Ей тоже нужен был Иисус, оказывается, ни мне одному нужен Иисус, ей тоже нужен был Иисус. И начальнику синагоги нужен был Иисус.
Женщина говорила в сердце своем: «Если я к краю одежды прикоснусь, я выздоровею». Она пробиралась через народ, множество народа теснило Иисуса, она пробиралась и коснулась края одежды Иисуса, и ощутила, что источник крови иссяк. Она ощутила в теле своем, что стала здорова. О, какая радость наполнила ее сердце, она здорова. Она двенадцать лет плакала, двенадцать лет страдала. У начальника синагоги была единственная дочь лет двенадцати. Двенадцать и двенадцать: двенадцать лет плакала эта женщина, двенадцать лет радовался начальник синагоги, что у него была единственная дочь, надежда и утешение его жизни. И вот эта женщина обретает великое исцеление, и великую радость, она здорова.
«В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде? Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это. Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину» (Мар. 5:30–33). Начальник синагоги ничего не знал, какая причина, почему остановка такая, и вдруг эта женщина открывает свою нужду и говорит: «Я страдала вот такой болезнью, а теперь я прикоснулась, и я здорова». Слава Богу! О, какое ликование, наверное, и Апостолы возрадовались, слава Богу!
В этот момент пришли из дома начальника синагоги и говорят: «Дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?» Когда еще эта женщина радовалась, когда она так прославляла Бога, начальник синагоги, его сердце и так трепетало, что надо торопиться: «Дочь ведь моя, моя проблема». Вот мы такие, что вот моя проблема, это проблема, а твоя – это не проблема. Моя дочь умирает, а то, что ты там страдаешь, это потом, я в первую очередь. И вдруг в этот момент как раз приходят и говорят: «Дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?»
Мне трудно представить начальника синагоги, с какими глазами, и с каким лицом он посмотрел на эту женщину, которая сияла и благословляла Бога. Ведь эта женщина явилась причиной, можно сказать, остановки, и тем, что Господь не сделал эти шаги до дома. Он бы еще успел, Он еще исцелил бы ее, а теперь все кончено. Но Иисус сказал: «Не бойся, только веруй, и спасена будет». Слава Богу!
И вот в таком разочарованном состоянии начальник синагоги вместе с Иисусом, с учениками подходит к дому: там плач, вопль. Мать, наверное, думает: ну почему так поздно пришел Иисус? Теперь все кончено, дочь умерла, и ничего уже сделать нельзя. Но Иисус Христос – это воскресение и жизнь. Аллилуйя! Он доведет начатое дело до конца. Он не опускает рук, как мы иногда опускаем и говорим: «Все, кончено, Лазарь уже смердит». Иисус Христос скажет: «Лазарь, иди вон!»
Мы видим, что Иисус заходит в горницу, где лежала эта девица. Написано так: «Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми», что значит: девица, тебе говорю, встань. И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление!» (Мар. 5:40–42).
Вы знаете, была та женщина, может быть, она осуждала себя, может быть, она говорила начальнику синагоги, что зря она прикоснулась, лучше бы ей страдать, только бы не плакал этот человек, только бы не было этого горя. Может быть. Я думаю, что эта женщина уже никогда не оставила Иисуса. Она шла с Иисусом, она переживала за начальника синагоги, за мать этой девочки. Она шла к этому дому для того, чтобы увидеть, что же произойдет. О, какая радость наполнила ее сердце, когда она увидела, что девочка побежала, что девочка начала радоваться. Слава Богу!
Я вижу еще начальника синагоги, который подходит к этой женщине, и знаете, от всего сердца говорит: «Прости меня! Я осуждал тебя, я был очень огорчен, что ты получила благословение. Прости меня!» Вы знаете, это чудное примирение, это чудное благословение. Это совершенство, к которому ведет нас Бог, чтобы мы могли порадоваться с радующимися, могли поплакать с теми, кто плачет. Господь нас хочет соединять и скреплять.
с любовью, брат Яша