Глава 1
Осия
Агония любви
Это проповедь о любви Божией, проповедь об удивительной Божьей благодати. Все мы прекрасно понимаем, как можно восторгаться чем-то чистым, благим и святым… Как можно радоваться о людях, которые так добры, красивы и во всем являются образцом. Но всегда поражает благодать Божья, которая простерта к нечестивым, непокорным и грешным: людям, подобным Марии Магдалине, Закхею-мытарю, или мне и вам. «Как чудесно, как чудесно, думать, что Бог любит меня!»
Об Осин известно немногое. Он был современником Исайи, Михея и Амоса в VIII в. до Рождества Христова. Он нес долгое служение в течение, примерно, семидесяти лет, начиная с правления царя Уззы и до правления Езекии.
Темами проповедей Осии были грех, суд и спасение. Его слова в Священном Писании с большой властью говорят о природе греха и природе Бога. Наверняка, Осия почувствовал бы себя вполне уютно в нашем столетии. Он проповедовал состоятельным людям, жившим в мирное время. Но, живя в роскоши, они духовно обнищали, стали похожи на людей этого мира — отступниками-идолопоклонниками. Осия обвинял своих современников в том, что они нарушили древний завет, и он предупреждал о неизбежности грядущего суда. Но, когда Осия говорил о суде, его голос дрожал, в его глазах стояли слезы. Его предупреждения о суде переплетались с мольбой. Он говорил, что народ огорчает Бога, что возвратится к ним, если они возвратятся к Нему.
Откуда же Осия знал так много о Боге и настоящей природе греха? Бог наставлял Осию о человеке, грехе, Боге и спасении через тяжелый жизненный опыт, через глубокую личную трагедию. В своей Гефсимании Осия познал характер Бога. Каждый из нас открывает для себя самое важное через свои личные переживания.
Сердце Осии разрывалось
Вот что произошло. Бог позволил Осии встретить и полюбить красивую веселую девушку по имени Гомерь. Она была очень подвижной и любила развлечения. Вы можете представить их встречи. Можете представить их свадьбу. Многие поздравляли счастливую чету. Гомерь
казалась такой прекрасной, а Осия таким мужественным. Осия принес на жертвенник своей истинной любви самого себя. Гомерь же, несмотря на свою красоту, была ветреной и ненадежной.
Первое время все шло благополучно. Они так радовались, когда на свет появился их сын. Бог сказал Осин назвать мальчика Изреель, что значит «рассеянный». Так называлось поле битвы, где Елиуй разгромил дом Иеровоамов. Но имя «рассеянный» стало пророческим. Бог рассеял народ израильский из-за их отступничества. Шло время, и Гомерь стала тяготиться узами материнства и супружеской жизни. Она тосковала о прежней свободе. Наверное, ей было тяжело понять преданность, с которой Осия служил Богу. И она перестала повиноваться. Она выходила на улицы, и когда спрашивал ее, куда она идет, она отвечала: «Что тебе? Ты не господин надо мною».
Затем родился второй ребенок. Бог сказал Осин назвать девочку Лорухама, «непомилованная», «нежеланная». Это дитя стало знамением того, что Бог отвергнет народ, оставивший Его. Затем родился третий ребенок. Тогда Осия понял, что это дитя — плод прелюбодейства Гомери, и назвал младенца Лоамми, что означает «не Мой народ».
Я уверен, что Гомерь переживала минуты горьких угрызений совести. Осия делал все, что было в его силах, чтобы показать свою любовь и прощение, но, не смотря на все это, Гомерь продолжала обманывать мужа. Часто Осия, вернувшись домой, не заставал жены дома, дети были одни, есть было нечего. Он был своим детям и за отца и за мать. Гомерь, если и приходила домой, то лишь на рассвете и изнуренная. Осия продолжал терпеть. Он оправдывал её. И вот однажды, когда он пришел домой из храма, он нашел записку на кухонном столе: «Я не вернусь. Не ищи меня. Наша семейная жизнь окончена. Точка. Все кончено». Вещей Гомери тоже не было.
Дорога спускается вниз
Потянулись дни и ночи одиночества. Часто Осия плакал ночами. Конечно, ходили слухи. Говорили, что нынешний любовник Гомери роскошно одевал ее и исполнял все её прихоти. Но вскоре она стала его утомлять и стала жить с человеком, у которого был лишь дом-развалюха. Вот что получается, когда человек бежит от Бога и от своего долга. Понаслышке Осия знал, что Гомери приходится нелегко. Пришло время, когда ей нечего было есть. И тогда Осия взял пищу, отнес ее в дом, где жила Гомерь, отдал человеку, который, ворча, открыл дверь и сказал: «Возьмите, позаботьтесь о Гомери. Я никогда не переставал её любить». В Ос. 2:8 говорится, что Гомерь так никогда и не узнала, кто принес все это. Так и Бог. Даже когда мы бежим от Него, Он все равно дает нам жизнь, и дыхание, и многие прекрасные благословения. Он питает нас и тогда, когда мы бежим от Него.
Друг мой, путь жалости к себе ведет к рабству. Непокорность никогда не приводила к свободе. Непокорность всегда ведет к порабощению и потере. Гомерь была отвергнута мнимыми друзьями. Попользовавшись ею, они бросили ее как испачканную одежду. И вот Гомерь на невольничьем рынке, на аукционе, где ее продают. Священник Осия со слезами на глазах идет на невольничий рынок. И вот аукционер указывает на нагую женщину, стоящую перед толпой покупателей и говорит: «Какова цена?» Кто-то называет — пять шекелей. Затем цену поднимают до восьми. Затем до десяти. Кто-то говорит: «Четырнадцать!» теперь цена увеличивалась не так стремительно. Кто-то еще сказал: «Четырнадцать шекелей и бушель пшеницы». И тогда Осия, привлекши внимание аукционера, говорит: «Господин, я плачу пятнадцать шекелей и полтора бушеля ячменя». Больше никто не поднимает цену и аукционер говорит: «Продано человеку в сюртуке!» Осия отдает плату, и, набросив на Гомерь одежду, шепчет ей: «Ты моя. Я люблю тебя. С этого момента ты моя, а я твой». Он ведет ее домой.
Безумие любви
Интересно, что говорили соседи. Наверное, они говорили: «Сумасшедший! От неё не будет толку! И никогда не было. Она разбила ему жизнь. Почему он не отпустит ее? Безумец? Почему он вместо того, чтобы развестись, позволяет ей портить ему жизнь?» Я знаю, что соседи говорили именно так, потому что в Ос. 9:7 написано: «Глуп прорицатель, выдающий себя за вдохновенного».
В этой безграничной любви есть капля безрассудства, и я хочу очень мягко сказать, что есть капля безрассудства в Божьей безграничной любви к непокорным грешникам, как вы и я.
«Любовь Бога велика. Ее не описать и не изъяснить. Она превыше звезд и глубже преисподней. И согрешившую чету Он одевает в кожи. Она поддерживает оступившегося и избавляет от греха». Последний куплет этой песни не был написан тем же автором. Эти слова были нацарапаны на стене комнаты в доме для умалишенных. Кто-то, кого признали безумным, был помещен туда, и возможно, там он пережил нечто великое и удивительное — любовь Божью, и нацарапал на стене эти слова: «Можно ли наполнить чернилами океан? Из пергамента ли сотворены небеса? Может ли каждый росток и каждая пылинка или человек описать любовь Бога? Иссякнет ли океан? Невозможно описать то, что простирается превыше небес!!!»
Здесь кроется что-то удивительное. Нечто необычное. В любви Божией есть что-то превыше нашего разума. Осия не разлюбил Гомерь, не смотря на все ее поступки. Не смотря на то, что она разбила его жизнь. И ему было очень больно, когда она предавала эту любовь, уходила от него. И только через это глубокое переживание Осия начал по настоящему понимать, что чувствует Бог, осознавать природу греха и цену искупительной благодати.
Природа греха
Осия осознал, что грех, по сути, есть неверность. Это подрыв уверенности. Грех это дух и помыслы, которые позже обращаются в действие. Грех — это сомнения в том, что Бог сделает меня счастливым. Сомневаясь в том, что Бог — источник радости, мира и вечного блага, я избираю свои пути, и ищу других утешителей, оставляю источник живой воды и начинаю искать иные источники. Хочу, чтобы другой утешил меня, чтобы я имел общение с другими, и кто-то другой заботился обо мне. Осия видел суть греха. Он видел, что это отступление от веры и потеря упования. Вспомним Эдем, когда Ева не устояла в искушении и засомневалась в любви Божией. В том, что Бог заботится о ней. Она думала, что идти по своему пути будет легче, чем по пути Божьему. «Не верь Богу!», — сказал искуситель. «Если ты ослушаешься Его, твои глаза откроются, и ты будешь как Бог. Ослушайся Его». Итак, грех — это отношение. Это прежде послабление веры, а затем — действие. Гомерь никогда бы не оставила Осию, если бы она действительно любила его. Грех противен любви. Грех — это неверность. Это проблема человеческого сердца. Блудный сын верил, что отец сделает все для его блага. Утратив эту уверенность, он уходит в дальнюю страну. Грех — это последствие неповиновения и неверности. Грех — это нечистота и беспокойство сердца. Осия понял это. Это одна из самых важных во всей Библии характеристик греха. Осия также понял, что Бог любит нас. Он не только создал нас, Он и заботится о нас. Он любит нас и показывает Свою любовь.
Характер Бога
Когда был написан гимн «Иисус любит меня, позволь мне приникнуть к Твоей груди», многие служители и проповедники отзывались о нем как о сентиментальном и говорили, что в церквях должно звучать нечто более достойное. Но «Иисус, возлюбивший меня» — это сама суть истинного христианства. Христианство — это любовь между Спасителем и нами. Христос возлюбил церковь и предал себя за нее, чтобы представить ее славною церковью без пятна и порока. «Тайна сия велика, — написано в Еф.5, — но говорю это по отношению к Христу и церкви».
Бог заботится о нас. Он сотворил нас. «Я есмь», — говорит Он. Более того — Он любит нас. Так проповедовал Осия. Из своего опыта он узнал, как Бог любит людей. Что Бог не может их оставить. В конце пророчества Осии в 11 главе 5 стихе Бог с рыданием говорит: «Как предам тебя, Израиль?»
Осия узнал нечто новое о любви Божией. Узнал о великих страданиях Господа. Бог благ. Бог свят. Бог мудр. Но Он великий страдалец. Ни одна из религий на земле, кроме Библейского христианства, не представляет Бога страдальцем. Обратитесь к представителю какой-либо религии мира и вам скажут, что если Бог может страдать, то значит Он, не всемогущ и несовершенен. Обратитесь к Библии и увидите, что Бог страдает. «Во всякой скорби Он их не оставлял». (Нс. 6:9) «Взял наши немощи и понес наши болезни».
Вы когда-нибудь были влюблены по-настоящему? Было ли так, что любимый вами человек отвергал вас? Если да, то вам легче понять муки преданной любви. Может ли какая другая боль сравниться с этой болью? Осия, пережив эти муки сам, понял, как страдает Господь, когда мы заигрываем с миром, его идолами, чувствами и удовольствиями, поражая Бога в самое сердце. Самая важная черта Бога — Его страдания. Твой грех поражает Бога в самое сердце.
Цена греха
Осия узнал, что существует цена греха. Ее платит не только сам грешник. Гомерь заплатила печальную цену. Но это было не все. Это были слезы Осии. Это были его ожидания. Его тоска. Затем Осия идет на невольничий рынок и платит за освобождение Гомери.
Дорогие друзья, каждый из нас — как Гомерь, потому что мы как овцы уклонились от пути. Мы пошли нашим собственным путем. Мы продались греху. И цена объявлена. Мир, плоть, дьявол предлагает свои цены за нас, чтобы завладеть нами. И вот на невольничий рынок входит некто, подобный Сыну Божьему в терновом венце. Он привлекает внимание аукционера. Аукционер говорит: «Ваша цена?» Человек в терновом венце отвечает: «Я отдам Свою Кровь и Свою жизнь». И аукционер говорит: «Продано Человеку в терновом венце с ранами на руках и ногах». И Иисус набрасывает на нас одежду праведности и шепчет нам слова Своей вечной любви. И говорит: «Мы идем домой и отныне Я буду Твой, а ты — Мой!»
Есть прекрасный псалом: «Весть об Иисусе скажи мне, все расскажи про Него. Чудная повесть благая сердцу дороже всего. Ангелов песнь повтори мне, песнь о Его Рождестве, Богу хваленье на небе — мир и любовь на земле».
В конце пророчества Осия обращается к каждому отступнику или охладевшему в вере. Всякому, кто уклонился от пути. Он говорит, что если вы возвратитесь к Богу, Бог возвратиться к вам, потому что Он любил вас всегда. пастор
Г.Г. Барбер “Малые пророки”