И где труп, там и он
В Священном Писании немало места уделяется описанию видимого творения: гор, рек, деревьев, животных, рыб, птиц и так далее. Чуть ли не каждое из них служит каким-то примером, подобием. Даже нечистые животные порой являются положительным примером для нас. Например: «праведник смел, как лев» (Пр. 28:1), «паук лапками цепляется» (Пр. 30:28), «будьте мудры, как змии» (Мф. 10:16), «поднимут крылья, как орлы» (Не. 40:31) и т.п. Здесь подчеркивается смелость льва, мудрость змеи, сила орла. И сегодня мне хочется коснуться описания этой сильной птицы и, с Божией помощью, извлечь некоторые уроки для нас всех.
Давайте, прочитаем:
«По твоему ли слову возносится орел и устрояет на высоте гнездо свое? Он живет на скале, и ночует на зубце утесов и на местах неприступных. Оттуда высматривает себе пищу: глаза его смотрят далеко. Птенцы его пьют кровь, и где труп, там и он» (Иов. 39:27-30).
На последнем полустишье последнего прочитанного стиха мы остановимся и рассмотрим природу этой птицы: «…и где труп, там и он». Уверен, что это не вызовет оскорбления нашего Спасителя, если я сравню Его с орлом тем более, что в Откровении говорится об одном из четырех животных, которое было подобно орлу летящему (Откр. 4:7).
Специально исследуя энциклопедию о животных, я, в частности, нашел описание некоторых видов из отряда соколообразных семейства ястребиных. Например, огромная птица, с размахом крыльев до трех метров Кумай питается исключительно трупами домашних и диких копытных животных. Своего рода – это санитары, проявляющие заботу о чистоте окружающей среды. Они убирают трупы, чтобы не было ни запаха, ни инфекции. Посмотрите, что говорит Апостол Павел о нас, кем мы были: «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие…»(Еф. 2:1-3).
Мертвый человек – это труп, конечно, можно сказать помягче: усопший, покойник, мертвец, но и слово «труп» так же определяет состояние человека. Так вот, когда мы были трупами, кто-то может называть себя иначе, например, умершими, то Господь пришел к нам. О, сколько было трупов и домашних, и диких животных. Вы, наверно, догадались, что домашние – это Израиль, ну а дикие – язычники. Нет большой разницы: трупы чистых и нечистых животных одинаково пахнут. Но Господь не погнушался, Он пришел воскрешать, другими словами, убирать эти трупы. Прежде, чем мы будем говорить о духовном, следует сказать о телесном. Мне хочется подчеркнуть особенность характера Христова – это милосердие и сострадательность. И если мы проследим за путем Господа, то увидим, что путь Его был направлен в дом тещи Петра, к бесноватому в землю Гадаринскую, в дом Иаира, к воротам города Наин, ко гробу Лазаря. На этом новозаветном случае мы сделаем остановку.
Дом Лазаря – это дом плача. Вообще, вся земля – это дом плача. Рождаясь, ребенок плачет, живет – плачет, и когда умрет, то родные тоже плачут. И в доме Лазаря сестры плакали, а когда Господь сказал: «Отнимите камень», то Ему ответили: «Уже смердит». Да, тело Лазаря уже смердело, но там, где труп, там и орел. Скоро трупа не будет: еще мгновение, и совершится чудо воскресения. Повелительно и властно Иисус воскликнул: «Лазарь, иди вон!» И вышел умерший. Насколько я знаю, заблудившихся в пустыне отыскивают только лишь в том случае, если они еще живы, потому что орлы не прикасаются к живому телу. Они кружат над обессилевшим путником до тех пор, пока он не умрет. И, по мере его ослабления, орлы опускаются все ниже и ниже. Эту стаю можно заметить еще издалека, и тогда следует уже торопиться.
Господь вложил в наши сердца Свою природу, орлиную природу, и она выражается не только в том, чтобы устроить гнездо на высоте, жить на скале, ночевать на зубце утесов и на местах неприступных, высматривать оттуда себе пищу, но и быть там, где труп. Мы с уверенностью называем орлами Апостолов Петра и Павла. Они воскрешали мертвых, но наиболее они воскрешали духовно мертвых людей. Они, по примеру Господа Иисуса Христа, не брезговали больными, старыми, бедными. Они шли туда, где горе и слезы. Это совершенные мужи. Орлята, хотя и имеют в себе отцовскую природу, еще пьют кровь, а, повзрослев, летят к трупу.
Давайте, друзья, посмотрим на окружающих нас «домашних» и «диких», интеллигентных и необразованных, богатых и бедных, сильных и слабых – не все ли они духовные мертвецы. Да даст нам Господь силу поднять крылья рук наших в молитве за родных и чужих, и мы потечем и не устанем, пойдем и не утомимся. И еще: орел не прилетит до тех пор, пока мы еще «шевелимся», надеясь на себя, на человека, на какие-то связи, мудрость, ловкость и т.д. Однажды Господь явился Магдалине, даже дважды. В первый раз, когда она была одержима семи бесами, а во второй раз, когда она плакала у гроба Иисуса. Иисус прекращает – плач, болезнь и смерть. Он воскресение и жизнь, Он хочет, чтобы и мы, дети Его, летели не только в дом пира, но и в дом плача, как написано: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: “приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне”» (Мф. 25:34-36).