Обрезание накануне благословения. Часть 2
Господь чрез Иисуса Навина вводит народ Израильский в землю Ханаанскую, в землю, где течет молоко и мед, но ввести туда необрезанный народ невозможно. Я читаю: «Когда все цари Аморрейские, которые жили по эту сторону Иордана к морю, и все цари Ханаанские, которые при море, услышали, что Господь иссушил воды Иордана пред сынами Израилевыми, доколе переходили они, тогда ослабело сердце их, и не стало уже в них духа против сынов Израилевых. В то время сказал Господь Иисусу: сделай себе острые ножи и обрежь сынов Израилевых во второй раз. И сделал себе Иисус острые ножи и обрезал сынов Израилевых на месте, называемом: Холм обрезания. Вот причина, почему обрезал Иисус сынов Израилевых: весь народ, вышедший из Египта, мужеского пола, все способные к войне умерли в пустыне на пути, по исшествии из Египта; весь же вышедший народ был обрезан, но весь народ, родившийся в пустыне на пути, после того как вышел из Египта, не был обрезан; ибо сыны Израилевы сорок лет ходили в пустыне, доколе не перемер весь народ, способный к войне, вышедший из Египта, которые не слушали гласа Господня, и которым Господь клялся, что они не увидят земли, которую Господь с клятвою обещал отцам их, дать нам землю, где течет молоко и мед, а вместо их воздвиг сынов их. Сих обрезал Иисус, ибо они были необрезаны; потому что их, на пути, не обрезывали. Когда весь народ был обрезан, оставался он на своем месте в стане, доколе не выздоровел. И сказал Господь Иисусу: ныне Я снял с вас посрамление Египетское. Почему и называется то место “Галгал”, даже до сего дня. И стояли сыны Израилевы станом в Галгале и совершили Пасху в четырнадцатый день месяца вечером на равнинах Иерихонских; и на другой день Пасхи стали есть из произведений земли сей, опресноки и сушеные зерна в самый тот день; а манна перестала падать» (Иис. Н. 5:1-12). Вот что предшествовало Пасхе – обрезание. Невозможно было участвовать. Слово Божие говорило: «Никакой необрезанный не должен есть Пасху» (Исх. 12:48). Но я даже хотел бы опустить эту мысль, она важная очень, может и главная, но хотел продолжить размышление, рассуждение о преддверии благословения. Воды Иордана уже расступились, Израиль уже на той стороне, где Ханаан. Но земля, ее надо покорять, и первым городом на пути сынов Израилевых был Иерихон. Господь, предвидя, что будет великое благословение, великая радость, Он повелевает Иисусу Навину сделать острые ножи и обрезать народ. Слава Богу. Пасха, взятие Иерихона, взятие Гая, взятие других городов – это победоносное, как кто-то говорит, триумфальное шествие Израиля от города к городу. Тридцать два царя падают пред сынами Израилевыми, и накануне этого было совершено обрезание. Обрезание – это очищение. «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» (Иоан. 15:3). И сегодня нежный голос любви Божией, он звучит на этом месте. Это не голос Синая, это не гром и молния, но это голос Голгофы, голос любви, говорящий: «Я люблю тебя, Я хочу спасти тебя, Я люблю миловать». Это голос Божий к нашему сердцу. Слава Богу! Пусть же сегодня наше сердце смирится перед Господом, покорится перед Господом. Пусть слово Его проникнет глубоко, как написано: «До разделения души и духа, составов и мозгов» (Евр. 4:12). Пусть все нечистое, все скверные мысли, пожелания, возможно, планы, которые мы построили – они сегодня рухнут. Они будут обрезаны и оставлены нами, ведь Бог хочет нас спасти. Не дать нам просто временное благосостояние, устройство здесь, на земле: квартиру, машину – ну, что-то здесь. Наше служение простирается в вечность, нас ждет вечная жизнь с Иисусом Христом. Да благословит нас Бог. Помолимся, предстанем.
Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом. Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас… Фил.2:19-20
Я прочитаю: «Дошел он до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин, и о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Лис- тре и Иконии» (Деян. 16:1-2). Здесь свой случай, но просто он будет к месту. У Тимофея был отец – Еллин, грек, философ, мудрец, поклонник разным божествам. А мать – Иудеянка, уверовавшая во Христа. Всеми силами мать его – ее имя известно, вы помните ее имя, Евника, – она говорила Тимофею о Христе. Может быть, тайно от отца, пока тот был на работе или где-то в ареопаге упражнялся в риторике, – и Тимофей уверовал, и о нем свидетельствовали братия, находившиеся в тех местах. Его пожелал Павел взять с собою. Кто из нас не хотел бы быть с Павлом? Я бы, например, хотел. По своему пониманию, детскому, наверно, я бы хотел. Павел, возьми меня с собою. И, возможно, члены церкви в Листрах и в Дервии, они посмотрели на Тимофея: счастливый человек, с Павлом будет, спутник Павла, сотрудник Павла. Его Павел пожелал взять с собою, и написано: «И, взяв, обрезал его ради Иудеев» (Деян. 16:3). Хотя это уже был юноша такой, и Павел взял его. Мне кажется, уже и свидетельствовали о нем братья, и все было хорошо, и уже все было прекрасно… и обрезал его. Тимофей, Павел тебе скажет потом: «А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь» (2 Тим. 3:10-11). Ты последовал мне, и невозможно следовать за мной без обрезания. Невозможно быть использованным Богом без обрезания, то есть очищения – вы уже очищены. Бог хочет постоянно плодоносную ветвь очищать, а не приносящую плод Он отсекает, и Он бросает ее в огонь. Пусть Господь хранит нас в Своей любви.
И сегодня мы вспоминаем страдания нашего Господа Иисуса Христа. Мы приходим на Голгофу. Мы смотрим на эту, с одной стороны, ужасную, а с другой стороны, прекрасную картину. Сын Божий, непорочный, Он умирает за грехи наши. Там весь гнев Божий пал на Сына. Гнев, потому что возмездие за грех – смерть. Ведь Он – безгрешный, в Его устах не было лести. За что же гнев Божий пал на Сына Божия? За что же Он оплеван, изранен и мучим?
Но Он мучим был за беззакония и грехи наши, Он истязуем был за наши грехи. Он был невинный, но Он сделался виновным. И справедливость Божия – она исполнилась, когда Отец Небесный излил всю ярость гнева Своего на Сына, потому что Тот взял на Себя грех всего мира и сделался таким грешником, – пусть Бог меня простит, в меру моего понимания, – каких свет не видывал. И те разбойники, которые висели там, по правую и по левую сторону, их, кажется, грех был таким маленьким – а они сделали убийство – в сравнении с теми грехами, которые пали на Иисуса Христа. Он не сделал их, но Он добровольно взял их на Себя. Он возложил их на Себя добровольно. Он заступил нас пред Отцом Небесным. Если бы Иисуса Христа не было на кресте, то тот пламень гнева Божия напрямую излился бы на нас, но этот пламень был остановлен на Голгофе. Слава Богу!
Верующий в Сына Божия не судится, верующий в Сына Божия имеет жизнь вечную, и это потому, что Христос взял на Себя грехи и беззакония наши. В связи с этим мы вспоминаем историю о том, когда началось поражение в стане Израильском. Моисей сказал Аарону: «Возьми кадильницу твою, положи огня, потому что началось поражение». Аарон, старец более восьмидесяти лет, в своем облачении берет кадильницу, кладет огонь, всыпает туда курение, и вот этот дым фимиама, он поднимается к небу. Вы знаете, Аарону надо было ведь иметь дерзновение. Попробуй встань, когда идет губитель. Мы читаем и знаем, что такое губитель. В Египте был губитель, когда проходил по домам Египтян. Не было знака крови – поражение первенца, и первородное из скота -поражение, поражение.
Когда Давид согрешил перед Богом и был на гумне Орны Иевусеянина, язычника из Иевусеев. И он видел Ангела с обнаженным мечем, стоящим между небом и землею, и этот меч был обращен на Иерусалим. И Давид пал пред Господом и сказал: «Я согрешил, я сделал преступление, а эти овцы, что они сделали? Пусть же гнев Твой падет на меня». И Господь сказал Ангелу: «Опусти руку твою». Бог помиловал Иерусалим. Нужно иметь дерзновение, и Аарон встал между мертвыми и живыми. Как бы вот так представить: идет Ангел с мечом, направо, налево разит, а ты закрываешь своей грудью, в твоей руке кадильница, это молитва перед Господом, и губитель останавливается. И народ был спасен.
Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Иоан. 12:24
Иисус Христос на Голгофе – Он молится: «Прости им, Отче». Это фимиам, это кадильница. Любящее, горящее сердце Иисуса Христа. «Прости им, они не знают, что делают». И если Аарон остался жив, то Первосвященник будущих благ, Иисус Христос, о Котором сказано: «По чину Мелхиседека, Царь Салима». Ему бы остаться на кресте живым, и нас заодно спасти. Но у Бога не так. Возмездие за грех – смерть. И вот эта истина, вот эта тайна спасения – она исполнилась на Голгофе, когда Иисус Христос, непорочный в сути Своей, в природе Своей, умирает, как самый последний грешник. На него изливается гнев Божий. «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?» Это для того, чтобы разбойник получил спасение. Это для того, чтобы Магдалина получила спасение. Для того, чтобы многие, многие получили спасение, Иисус Христос был оставлен. И Он испускает дух. Вообще, это ужасная картина. Без Духа Святого невозможно это пережить, как бы мы не силились. Но когда Дух Святой касается, мы видим глубину своих грехов, своих преступлений и глубину Его любви. Как мы поем в одной песне: «Глубину Его любви не могу понять, не могу познать». Не могу – это невозможно. И Он испускает дух. Его положили во гроб, но Он восстал из мертвых. Слава Богу! Пусть Господь нас благословит при воспоминании о страданиях нашего Господа.
«Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром. Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду» (1 Кор. 11:23-34). Сегодня утром уже немного рассуждалось о суде, который совершает Господь здесь, на земле. Первый суд начинается в нашей совести. Имея этот суд в самих себе, мы избегаем суда, который совершается здесь, на земле, над Церковью Господа Иисуса Христа, как написано: «Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (1 Петр. 4:17-18). Мы можем избежать наказания Господня здесь, на земле, осудив самих себя. Если этого не происходит, то Бог судит Свою Церковь, приводя ее к покаянию для того, чтобы Церковь избежала страшного суда, последнего суда. И Бог достигает этой цели, за что слава Богу. Как в песне мы пропели, что не больно Он нас наказывал. Это такое обрезание с обезболивающим. Слава Богу, что Господь еще такую меру нам небольшую отпускает, приводя нас к покаянию. Но, правда, бывает уже и без обезболивающего, когда Господь по живому совершает обрезание сердца нашего, приводя к покаянию. И, возможно, уже в предсмертной агонии, в предсмертных муках, когда человек уже чувствует приближающийся гнев Божий, пламя огня, как бы языки ласкают его, да это и не ласкают, наверно, облизывают его тело, и человек уже из последних сил выкрикивает слова покаяния. Как бы Бог вырывает эти слова покаяния и, как головню из огня, вводит в Царство Небесное. Это великая милость, нам трудно представить, и никто не скажет о том, что будет в день суда, как люди будут рвать волосы, как они будут кричать, как они будут говорить горам: «Падите на нас», холмам: «Покройте нас». Мы не можем этого передать, мы не можем это прочувствовать хотя бы отчасти, немного пережить этого ужаса, который произойдет. А Бог все прекрасно знает и хочет нас избавить от грядущего гнева, за что слава Богу. Пусть Бог благословит, и если мы услышали голос Божией любви: покайся, оставь грех, то мы склоняем сердца наши и головы наши перед Богом и просим у Него прощения. Он долготерпелив и многомилостив и сегодня пришел сюда не судить нас, а спасать. Слава Богу, это радостная весть, Евангельская весть, спасительная весть. Да благословит нас Бог. Мы предстанем перед Господом и будем совершать…
Брат Яша (г. С-Петербург)