О воспитании детей. Часть 2
И следующий момент, это «напиши». Что мы можем написать, как мы можем написать? Вы знаете, Бог пишет в наших сердцах, пишет в наших мыслях. Подтверждение мы находим в послании к Евреям, здесь интересное есть выражение, что Бог заинтересован нечто записать в наших сердцах. И Он это делает. «Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их» (Евр. 10:16). Слава Богу! Как важно, чтобы, как мы с вами уже слышали, в наших сердцах были написаны Божии законы. И чтобы мы могли, в свою очередь, внушить это своим детям. В восьмой главе послания к Евреям мы находим подобное: «Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом» (Евр. 8:10).
Как важно, чтобы вот те слова, которые мы желаем передать нашим детям, они запечатлелись в их мыслях и в их сердцах. И вот такой интересный пример мне хотелось бы еще привести. Вы знаете, каждому это представляется по-своему. Та мама, которая делилась, что она участвовала в вечере, она еще приводит такой пример, как она во время кормления своих детей грудью всегда старалась держать открытой перед своими глазами Библию. И как говорят: с грудным молоком матери впитал. Что впитал? Куда были обращены глаза этой матери? На Божие Слово. Ну, кому как удобно. Ей так было удобно, она так представляла – она открывала Библию на каком-то месте и читала это слово во время кормления. Возможно, какой-то прекрасный стих написан в вашей спальной комнате или над детской кроваткой ребенка, и мать читает эти слова, вкладывая в свое сердце и автоматически в сердце и разум ребенка, потому что это впитывается с грудным молоком. Иногда нас враг может смущать и говорить, что ничего из твоей затеи не получится. Мы не должны кого-то копировать, но мы должны всем сердцем нашим желать внушить нашим детям возлагать надежду свою на Господа, иметь веру и упование на Бога. Это очень важно, друзья дорогие.
И осталась жена его, и кормила грудью сына своего, доколе не вскормила. 1 Цар. 1:23
Могут быть и другие способы, какие нам придут в голову от Господа. Мы должны молиться: «Господи, дай нам мудрости». Я думаю, что все эти способы будут подходящими для того, чтобы внушить нашим детям доброе посредством написанного. Мы можем нарисовать какие-то плакаты, когда уже дети начинают подрастать, и, может быть, их влекут не те пути. Я такой плакат уже повесил дома: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (Еккл. 11:9). И они из дома выходят и каждый раз читают. Это внушение или нет, как вы думаете? Внушение, и эффективно действует.
Мы еще такой эксперимент применяли. Ездили на Урал и брали с собой детей и говорили: «Ну, давайте, кому что открыть и прочитать?» Мы молились, конечно, не как гадательную книгу открывали, а как Слово Божие. И вы знаете, такие уникальные ответы получали! Однажды, один мой сын вскричал после двух или трех прочитанных стихов, это было в машине: «Бог на этом месте, мне страшно, больше не читайте!» Бог открыл все его грехи, у нас там небольшой коллектив был, мы никому не выдали. Но настолько страх Божий проник в его сердце! Я благодарен Богу за это, потому что начало мудрости – страх Господень, разум верный у всех, которые хранят мир. Поэтому, дорогие друзья, какими способами мы можем донести до детей Божие Слово, как действующее слово, это не совсем важно. Важно то, чтобы мы его донесли. И однажды другому моему сыну тоже было такое интересное слово: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:7). Но он никак не господствовал, и этот грех его обуял. Я думал, что же делать, и повесил над его кроватью этот стих. Он до сих пор висит как напоминание ему. Конечно, остается только молиться, когда мы в чем-то делаем большие упущения. И поэтому, дорогие друзья, очень важно, чтобы мы научились сегодня не только внушать, но и правильно говорить, и правильно написать. То есть правильное место найти и передать нашим детям. Может быть, это какие-то плакаты, может быть, это написанное слово Божие, чтобы обратить внимание наших детей.
23 Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его. Пр. 19:23
Ну, и следующее – это личный пример. Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на следующий вопрос. В чем же родители, как Христиане, могут подавать пример своим детям? Что всего убедительнее было бы для наших детей в нашем личном примере служения Богу? Как вы думаете? Кто-то говорит – молитва, это правильно. Но может ли быть молитва яркой, зажигательной, горячей, если нет определенных чувств к Тому, Кому мы молимся? Самое, наверно, яркое, что может передаться нашим детям как личный пример – это любовь к Богу. Я вспоминаю своих родителей, их уже нет в живых, но я понимал, что они очень любят Бога. В чем должна проявляться любовь к Богу и что это такое, как мы понимаем? Послушание, в том числе. Когда любишь, хочешь человеку угодить. Да, конечно, любовь, она послушлива, так написано. Это верно, но что является самым ярким выражением любви, самое яркое? Любовь послушлива, не ищет своего, не гордится, не превозносится – все это понятно. А что всех ярче выделяет любовь? Это жертвенность.
Однажды у нас брат Коля на эту тему говорил, и это слово так глубоко врезалось в мое сердце, что я, наверно, не забуду его во все свои дни. Любовь – это жертва, прежде всего. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего – Он пожертвовал Сыном Своим ради нашего спасения. И вы знаете, когда дети видят жертвенную любовь своих родителей, они ведь не всегда ее понимают, правда? Недоспанные ночи, трудности, переживания, потеря здоровья, и многое-многое другое. Дети этого, может, даже не поймут. Но, когда они видят нашу любовь к Богу, жертвенную любовь к Богу, это имеет силу.
11 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; 12 утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны… Рим. 12:11-12
Я родился, когда отцу было пятьдесят лет; когда он уверовал, ему было шестьдесят лет, мне десять. И вы знаете, я помню своих родителей, когда они шли в дождь и в непогоду на молитвенное собрание. У матери болели ноги, но они каждый вечер шли на молитвенное собрание. Я не понимал, почему они оставляют нас, детей, одних. Они знали, что мы одни не очень хорошо себя ведем. Я родился в Коми АССР, и это далеко очень от населенных пунктов. Чтобы выбраться на собрание, нужно было по узкоколейке ехать до лесной станции, потом до Кирова и потом уже куда-то на Нижний можно было выбраться. Очень далеко. В нашем селе было две семьи только верующих. И то, мой отец был неверующим. Один проповедник приехал в Киров. И у всех матерей загорелось желание – побыть в собрании. Но для этого надо было чем-то пожертвовать: временем, средствами; и малолетние дети, и один из детей болеет. И один брат, он был человек веры, говорит: «Вы знаете, собирайтесь и поезжайте, потому что они болеют только, пока вы собираетесь». Они собрались и поехали. Они приехали в Киров, а того проповедника уже нет, он уехал в Шахунью. Они за ним следом в Шахунью, в Шахунье его тоже нет. Он уехал в Горький. Они едут в Горький, и только в Горьком его настигли, чтобы побыть в одном собрании. Это тысячи километров, несколько пересадок, но любовь к Богу была настолько жертвенной, что она не могла удержать их на месте, чтобы ради одного собрания проехать тысячи километров! Вы знаете, люди того поколения были особенными людьми, на них стояла Божия печать. Поэтому, дорогие друзья, личный пример жертвенности в служении Богу – это, наверное, самый зажигательный пример. Потому что он включает в себя все. Вот это – пример подражания Господу нашему Иисусу Христу, Который отдал Себя в жертву ради нашего спасения.
Дорогие друзья, мы сегодня слышали такое слово от Господа, что ты предпочитаешь Меня детям твоим. Иногда мы думаем: «Ну как оставить детей, как пойти в собрание или на молитву, как сделать что-то доброе для брата или сестры, ведь своих детей я оставляю?! Люди того поколения, они об этом не думали. Однажды мы были на молодежной конференции, и брат говорит: «У нас родился третий ребенок, на нас все соседи смотрят косо, и нам это так тяжело досталось, претерпеть этот позор от врачей и от всех». А я сидел и вспоминал, а как же чувствовали себя те, которые оставляли десять или двенадцать детей, своих жен и шли на десять или на двадцать пять лет в лагеря только за то, что любили Бога?! Как вы думаете, это жертва или нет?
10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. 1 Кор. 4:10
Однажды к нам приехал один американец. Мы иностранцев как-то по-особенному воспринимаем, правда? И этот американец, мне показался с причудами. Он говорит: «Сводите меня в лес, я хочу посмотреть, может, остались какие-то следы от тех времен, когда наши братья пилили эту тайгу?» Я говорю: «К сожалению, уже почти ничего не осталось, только некоторые усы, направления, узкоколейки; но если хотите, я вас свожу». Мы поехали в лес. Не так далеко, думаю, свожу, чтобы не обидеть человека, все-таки приехал издалека. Я не знал о нем ничего, он еще не рассказал мне о себе. И вот мы проехали в лес, этот брат хорошо одет, такие дорогие брюки. Он набрал букет фиалок, цветов лесных, встал на колени на мокрую землю и заплакал. И знаете, это не были слезы скорби или сокрушения, это были слезы радости. Я посмотрел и подумал: «Чего он плачет?» С другой стороны, такое умиротворенное выражение лица. Потом он начал молиться: «Господи, я благодарю Тебя за моих дедов, которые пожертвовали свою жизнь, легли костями в этой земле». И когда мы вернулись вечером с собрания, он рассказал, и мне стал понятен секрет этого человека. Он сказал, что у него родство около четырехсот человек. И говорит, что только трое из этих людей – неверующие. И он проповедовал в собрании на тему, что если зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода. И он сказал, что в 50-е годы его отец и два его деда, то есть отец матери и отец отца, были в наших лесах узниками за веру в Иисуса Христа. Они оставили все и пожертвовали свою молодость, свои силы, отстаивая свою любовь к Богу. Оба деда не вернулись, они погибли в этих лагерях; отец вернулся. Этот брат говорил, что родился уже после смерти своих дедов, но он знает, что их жизни, которые они пожертвовали Богу, по 40-50 лет им было, принесли богатый плод в жизни их потомства, в жизни их детей и внуков и правнуков. Слава Богу!
Итак, дорогие друзья, мы должны понимать, что наша жертвенная любовь к Богу – это одно из условий личного примера нашим детям. Когда наше внимание сосредоточено только на детях, чтобы им было хорошо, и мы жертвуем временем, мы жертвуем средствами, мы жертвуем всем для детей, чтобы им было хорошо, и не жертвуем ничего для Бога, то мы не достигнем больших результатов в воспитании. Приходит такое время, и дети перестают ценить нас, когда мы не можем восполнить их потребности. Они перестают быть благодарными. Но если мы послужим им личным примером в жертвенности перед Богом, я думаю, это будет самым ярким образцом.
37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; 38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Мф. 10:37-38
Еще один момент из личного опыта – это наше общение. В послании к Евреям написано: «Не оставляйте собрания вашего». Многие люди по причине детей оставляют собрание, и это переходит в обычай, потом и дети в собрание не ходят. Конечно, не у всех есть возможность брать детей в собрание, но возможность общения друг с другом, я думаю, есть у всех. Я вспоминаю нашу семью, когда к нам приходили в те трудные времена люди верующие, у нас очень много было гостей, и мы даже как-то не представляли себе жизнь без гостей, потому что каждый раз узнавали что-то новое, интересное, какие-то рассказы, переживания, судьбы людей. И нас, детей, не исключали, с нами считались, приглашали на молитву, и мы тоже были в общем коллективе. Это было всегда как-то ново. Я помню, к нам один брат приезжал, и он в своих проповедях всегда говорил что-нибудь про машину. А в детстве меня от машин аж перетряхивало! Если было что-то, связанное с механизмами, я это любил и мне это нравилось. А этот брат проповедовал и примеры приводил – то про тормоза, то еще про что-нибудь, и я в его проповеди ни одного слова не пропускал. До сих пор, наверно, еще помню. И вы знаете, эти проповедники, может быть, простые, но они оставили глубокий след в моем детском сердце посредством того, что мои родители имели общение с верующими людьми. И они были частыми гостями в нашем доме и оставили яркий след добрых свидетельств, добрых воспоминаний. Слава Богу!
8 не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне… Евр. 3:8
Ну и последний пункт – наказание. Если воспитать и внушить детям послушание, то наказание вроде и отпадает само по себе. А вот как вы думаете, у нас есть такая проблема, вопрос: наказывать, или нет? Нам вообще кого-то надо наказывать, или нет? Если бы не было проблем, то и наказывать не надо было бы. Но, как мы уже читали: «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его». Конечно, наказание, это очень сложный процесс в вопросе воспитания. И еще хотел бы прочитать: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр. 12:6-11).
Итак, одна из целей наказания – чтобы наши дети нас побаивались. Как вы думаете, это правильно, или нет? Если кто не согласен, то выходит, Апостол Павел не прав, я на него ссылаюсь. Мы сегодня черпаем уроки из Божиего Слова, и Слово Божие говорит нам, что родители наказывали нас по своему произволу, и наказывали для того, чтобы мы боялись их. Я вам честно скажу, что был в моей жизни период, когда я боялся, что меня накажут. И это меня сдержало от многих нехороших и необдуманных поступков. Я знал, что с рук не сойдет, а тем более мой отец был чекист бывший, он 25 лет отработал в зонах строгого режима, через его руки прошли тысячи уголовных дел, он знал, с чего надо начинать расследование и чем его заканчивать, и так наша плутня оставалась нераскрытой лишь считанные секунды. Он только поговорит, пару вопросов задаст, и все – выходит, что ты сам все рассказал. И я знал, что скрывать что-либо бесполезно, потому что рано или поздно родители узнают, а раз узнают, то, соответственно, накажут. И я боялся, и я благодарю Бога, что боялся. Вот если наши дети нас не боятся, то это уже плохо. Дальше последует этап очень болезненный по отношению к родителям. Они начнут родителей ставить ни во что, начнут с родителей требовать и устанавливать свои права, и в конце концов, вы знаете, чем это может закончится. Восстанут дети на родителей, и умертвят их. Даже такое может быть, и мы находим это на страницах Священного Писания.
Итак, первая цель наказания – это чтобы дети нас побаивались. Давайте посмотрим в 19 главу Притчей Соломона. Дело в том, что при наказании у нас должно быть одно качество. Какое? Давайте мы посмотрим, это очень интересный момент, и хотелось бы его напомнить. «Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него – быть снисходительным к проступкам» (Пр. 19:11). Мой отец был именно таким человеком. Он расследовал, дело доводил до конца, но он очень большое снисхождение проявлял к нашим проступкам. Не очень-то он нас сильно порол. Бывало, мать допечет его, он как начнет нас пороть, а она кричит: «Ой-ой-ой, убьешь!» Здесь тоже, я думаю, должно быть согласие между матерью и отцом. Прежде всего рассудить, взвесить, и если возможно помиловать, то лучше помиловать. Вариант помилования всегда должен быть, потому что «слава для него – быть снисходительным к проступкам». Помилуешь – он запомнит, что все-таки папа меня любит. Надо было выпороть, но он не выпорол.
26 На следующий день, когда некоторые из них дрались, он явился и склонял их к миру, говоря: вы братья; зачем обижаете друг друга? Деян. 7:26
Я один такой случай, наверно, не забуду во всю жизнь. Два моих ребенка поссорились. Один другого укусил, тот что-то ему сделал, и предстали на судилище. Я, как благоразумный отец, думаю, как их рассудить, чтобы не наказывать. Говорю: «Так, срочно миритесь». Один из них такой шустрый, он любит всегда эти скандалы затевать, говорит: «Я не буду». Я отвечаю: «Буду тогда пороть, давайте, миритесь, просите друг у друга прощения, целуйте друг друга, вы же братья, и на этом делу конец. Если не помиритесь сейчас, буду пороть обоих». И один уперся мальчик: «А старший?» – говорит, а тот уже слезы на глазах, готов прощения просить и все что хочешь. Я говорю: «Буду пороть». И мальчик штаны снимает, а было три года ему, наверное. Меня настолько это поразило, думаю: «Вот это да! Вроде бы хотел помиловать, хотел снисходительным быть к их проступку, но обстоятельства заставили стегануть того и другого». Но вы знаете, дорогие друзья, я думаю, что после этого младший тоже усвоил какой-то урок. И поэтому, дорогие друзья, очень важно, чтобы при наказании мы проявляли такое качество, как благоразумие. Понимаете, ведь легче всего – разгневался папа (или мама), нахлестал, а потом только начали разбираться. Оказалось, и не того нахлестал, другого надо было, а уже не вернешь, уже на сердце ребенка осадок, недоверие, больше того, обида. И это может очень на долгие годы остаться в памяти детской, и может вылиться даже в какой-то протест против родительской несправедливости. Поэтому, дорогие друзья, наказывать можно по-разному, и это очень важно.
Я еще прочитаю: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Пр. 13:25). Там мы читали, что юношу накажешь, он не умрет, не смущайся его криком, а здесь читаем, что с детства наказывай его. Мы говорили о младенчестве, и, конечно, хлестать младенца неуместно. Но воспитывать его можно: пузыречек отобрать – дать, чтобы чувство разочарования испытывать и чувство терпения развивать. Достаточно, правда? Хлестать младенца у кого поднимется рука? Это неразумно. А вот детство уже включает в себя возможность не жалеть розги для ребенка, если необходимо, конечно. Но если нам удастся внушить, то, конечно, будет очень хорошо, если мы обойдемся без розги.
8 Итак соблюдайте все заповеди Его, которые я заповедую вам сегодня, дабы вы укрепились и пошли и овладели землею, в которую вы переходите, чтоб овладеть ею. Втор. 11:8
Ну и в заключение я хотел бы рассказать об одном молодом человеке. Ему уже 23 года, из них 6 лет он отсидел в тюрьме. Несколько месяцев назад, может быть месяцев пять, на трассе Нижний Новгород – Москва на скорости 90 км/ч его сбивает «Газель». Представьте, какой удар! Когда врачи скорой помощи приехали, то они сказали, что бесполезно оказывать помощь этому человеку, это уже труп. Но вопреки всем их прогнозам этот человек не умирал, он лежал несколько недель в отделении реанимации. Потом они с трудом смогли договориться с реанимацией и со скорой помощью, чтобы перевезти его из Петушков в Нижний Новгород. Они заплатили около 20 тысяч рублей, чтобы только его перевезти. Врачи реанимации говорили, что это бесполезный труд, бесполезные усилия, потому что он умрет дорогой. Но он не умер дорогой. Его привезли, поместили в Нижегородской больнице, и он лежал там около месяца, и тоже врачи говорили, что это бесполезно, он умрет. У него череп был полностью разбитый, голова была такая, как подушка: распухшая, бесформенная. Он не говорил, ничего не делал, не ел, все искусственно, аппараты, питание – все. И мать не отходила от него ни день, ни ночь. И эта сестра, я удивлялся, откуда только у нее нашлись силы сидеть около такого безнадежного больного день и ночь. Она и там, и тут, и там, и тут. Прошло около двух месяцев, мы с братом были в Нижнем Новгороде и зашли в больницу к этому молодому человеку. Это только кожа и кости. Кажется, лежачий труп, никакой реакции, блуждающий взгляд, почти не реагирующий. Я думаю: «Может, мы и зря зашли? Все равно он ничего не воспринимает». Но мы зашли, помолились в палате, там лежало несколько больных, и ушли.
Проходило время, вот уже прошло четыре месяца, и я был на Урале. Почему-то все основные события происходят, как я на Урал уезжаю. Возвращаюсь домой, и жена мне говорит: «Слушай, тебя срочно просит вот этот молодой человек придти, он хочет покаяться. Он покоя не дает матери, хочет, чтобы ты срочно пришел». Вы знаете, это бандит из бандитов, которого весь поселок боялся. С ним никто не хотел связываться, потому что одно грубое слово, и он бил сразу не на жизнь, а на смерть. Его просто каким-то чудом не посадили второй раз в тюрьму. Весь поселок от него трепетал, и вдруг этот человек хочет покаяться! Я думаю: «Как это может быть, он ведь вообще ничего не может». Но я пришел к нему, брат Андрей был со мной. Мы пришли, и он так просто каялся, говорил: «Господи, прости меня, я такой грешник!» Вот все его слова. Думаю: «Какое интересное покаяние, очень хотелось бы, чтобы Бог его простил…» И потом проходит немножко времени, и мать говорит: «Вы знаете, с моим Сашкой что-то необычное происходит, у него такая радость». И вот этому бандиту вдруг Бог дает такую радость, он лежит и радуется, и говорит: «Как хорошо, что меня этот водитель сбил на этой дороге! Я благодарю Бога! Как хорошо, что я лежу сейчас здесь и никуда не иду: ни в бар, ни на дискотеку – никуда. Я готов лежать так до пришествия или до моей смерти, только бы спасение не потерять и эту радость, которую мне Бог дал».
3 Издали явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение. Иер. 31:3
Я решил: «Надо сходить, убедиться, что точно такое необычное происходит». Прихожу, точно, такой радостный лежит, говорит: «Я сегодня уже встал сам, сел». Раньше он даже сесть не мог, ничего не мог сделать. Это для него была такая радость! Говорит: «А что, брат Толя, ты знаешь, даже кошка со мной подружилась. А ведь раньше, когда пьяный приду, я то лапы, то голову ей откручивал, то хвост накручу. Она боялась меня, как огня. А как покаялся, она и на груди у меня спит, все рядом. И кошка поняла, что я покаялся, что я стал другим человеком. Друзьям же начинаю говорить о Христе, а они убегают. Кошке понятно, а друзьям непонятно!» И вы знаете, этот человек вел раньше такой образ жизни, но вписывался в наш поселок, никто не говорил, что он ненормальный. А сейчас, когда он покаялся, говорят: «Точно, что-то случилось, ненормальный стал. В связи с болезнью, в связи с этими обстоятельствами начал проповедовать всем». И вы знаете, это выражает такие яркие чувства любви к Богу в нем. Он своим братьям говорит: «Так, сегодня везете меня в собрание». Мы тогда уезжали в поселок Северный в посещение. Приезжаем, все такие радостные, восторженные. «Что такое?» – «Саня был в собрании!» Его братья родные и друзья принесли, дети верующих родителей, которые тоже пока, пока еще ходят.
Я хочу сказать вам: даже если мы упустили в некоторых моментах воспитание, но мы вкладывали, внушали Слово Божие нашим детям, это не останется бесследным. Рано или поздно оно принесет свой плод. И вот они принесли его, первую молитву отсидели и ушли, им тошно было в собрании. А он в таком состоянии: руки дрожат, ноги дрожат, сидеть едва с трудом может. Но он сидит в собрании и радуется. Его спрашивают: «Ты не устал?» А он: «Я бы всю ночь здесь сидел, в молитвенном доме». Вы знаете, это только Бог может делать. Приводя это свидетельство, я думаю о том, что его мама – доказательство величайшей Божией любви и небезнадежности наших молитв. Есть надежда, дорогие мамы, дорогие отцы! Если мы даже что-то упустили, если мы в чем-то были не таким сильным примером для наших детей, все-таки наша любовь к ним, любовь к Богу имеют шанс на то, что Бог достанет их из самого глубокого рва, из самого тинистого болота, и поставит на камне. Я говорю: «Саня, может, скоро начнешь ходить». Он говорит: «Я верю, Бог меня исцелит». – «А ты со мной на Урал поедешь?» – «Поеду!» – «А ты будешь свидетельствовать, что Бог сделал для тебя?» – «Буду!» Я верю, что когда-нибудь вы увидите этого человека, но вы увидите его рожденным свыше Божиим дитем. Он был безнадежным когда-то в глазах родителей и всех нас, но не в глазах Бога. Помолимся.
Брат Толя (п. Сухобезводное, Нижегородская обл.)