О воспитании детей. Часть 1
Мир вам, братья и сестры! Сегодня я хотел бы поговорить о воспитании детей. Многие из нас сталкиваются с вопросом воспитания детей. Родить – это один вопрос, это очень важный вопрос, как Слово Божие говорит, что дети – это награда от Господа. И важно, как мы подходим к этому вопросу: как к награде или как к другим каким-то переживаниям. Вопрос воспитания – это другой, не менее важный вопрос. И когда я стал углубляться и рассуждать на эту тему, готовиться, то подумал: зачем я согласился рассуждать об этом! И знаете, робость охватила мое сердце. Я, конечно, очень переживаю, и прошу вас обратить сегодня внимание не на брата Толю, но на Господа и на Слово Божие. Рассуждая над этой темой, я пришел к такому заключению для себя: было бы хорошо, если бы я раньше больше внимания уделил этому вопросу, идя по жизни, побольше бы вникал. Дети подрастают, уже у нас больше не родятся. И теперь мы сосредоточены на том, как их воспитать в Господе, воспитать любящими Бога. И все эти ответы есть в нашей Библии. И поэтому мы вместе с вами будем искать ответы на вопросы в Слове Божием.
Первое, что я хотел бы прочитать, это из книги Второзаконие: «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими» (Втор. 6:6-8). Вот такие слова, данные Моисею о воспитании, мы находим в книге Второзаконие… Да будут эти слова в сердце твоем. Дорогие друзья, если в нашем сердце не найдется места для Божиего Слова, то нам будет очень трудно передать его нашим детям. Первое условие, которое необходимо для успешного воспитания: это сердце наставника, преданное Богу, то есть преданность Богу.
Может, нам совсем непонятен такой момент нашей жизни, как вопрос рождения. Но чем больше мы жертвуем для нашего Бога, то есть больше доверяем Божиему Слову, тем больше Он силен нас благословить в наших детях.
Теперь мы переходим к самому главному вопросу: а как нам научить и передать нашим детям то, что имеет место в нашем сердце? И вот здесь хотелось бы обратить внимание на три момента: первое – внушай, второе – говори, третье – напиши. Это три способа, через которые Бог заповедал Моисею передать его детям то, что наполняло его сердце. Как написано: «Внушай их детям своим, и говори о них, и напиши…»
1 Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое. Пр. 3:1
Первое, о чем мы будем говорить, это «внушай». Что значит внушать, как внушать, что внушать, чтобы наши дети это усвоили? Что означает слово внушать? Это слово имеет обширный смысл, послушайте как это объясняется в словаре: воздействуя на волю, сознание, побудить к чему-либо, заставить усвоить что-либо. Мы сегодня не понимаем ответственности той, которая возлагается на нас, отцов и матерей, через Слово Божие: то, что мы должны донести нашим детям. Слово «внушение» имеет значение – наставление, выговор. Что же мы должны внушать нашим детям? Дорогие друзья, если нам с детства удастся внушить нашим детям возлагать надежду на Господа, мы избежим многих проблем в дальнейшем. Но оказывается, внушить – это не так просто. Надо воздействовать на сознание ребенка, на его волю, чтобы объяснить, как необходимо возлагать в жизни надежду на Господа. И в псалме семьдесят седьмом говорится нам о том, что мы обязаны внушить нашим детям мысль о величии Господа. Рассказать им о Его чудесах, о Его делах, о Его действиях в жизни Божиего народа. И Библия полна такими примерами. Не только Библия, но и наша жизнь полна таких примеров.
1 Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму. Пр. 4:1
Будучи ребенком, меня больше всего захватывали Божии чудеса в жизни верующих, когда я приходил в собрание и слышал от взрослых о Божиих чудесах. Когда я слышал свидетельство братьев и сестер, то сразу все забывал и мое внимание было сосредоточено только на этом. Оказывается, эти дяди и тети, которые пришли в собрание, говорят о всемогущем Боге, Которого и я могу в своей жизни узнать, к Которому и я могу обратиться, потому что я вместе с ними в этом собрании. Кто-то вспоминает о тех собраниях с ностальгией и говорит, что они отличались от нынешних, они были не такие. Да, они были не такие, потому что были простые проповедники. У некоторых по три класса образования, у некоторых вообще не было образования, а некоторые читали Слово Божие по слогам и запинались, и не могли правильно прочитать, но когда Бог начинал действовать в этих собраниях, то происходило что-то необычное! Мы чувствовали Божие присутствие. Я знал, что Бог всемогущий, и Он все знает обо мне. И я много раз каялся: «Господи, прости, только не выдавай моим родителям, что я в школе наделал. Я больше не буду». И мы должны внушить нашим детям возлагать надежду на Господа. Внушить настолько, насколько это возможно.
Возможно, вы слышали свидетельство Ники Круза, как он стал бандитом? Когда старшеклассники приставили к его горлу нож и сказали: «Теперь ты должен платить нам деньги за то, что мы тебе покровительствуем». Но он вырвал нож у одного из них, приставил к его горлу и сказал: «Я тебя сейчас не убью, но в следующий раз убью, если вы еще что-то подобное мне предъявите». Вы знаете, Бог пришел в жизнь этого человека и изменил его. Он полагался только на свою силу и жестокость, которую он имел. Недавно приезжал ко мне друг и говорил, что он с Ники Крузом встречался в 2007 году, и он (Ники Круз) говорил о прощении. Этот человек говорил о прощении. Скромный, невысокий коренастый мужчина, уже в годах. И друг мой говорит: «Меня его проповедь тронула». Он проповедовал в городе Сакраменто в Америке. Вот что значит, когда Бог совершает свои чудеса в жизни человека. Этот подросток знал только жестокость, силу оружия, и он не знал другого. Вы, наверно, читали книгу «Беги, малыш, беги»? И когда в жизнь этого человека пришел Бог, то он узнал, что возлагать свою надежду на Господа гораздо лучше, и он не постыдился во всей своей жизни.
У нас есть преимущество внушить нашим детям возлагать надежду на Господа. И чтобы это более убедительно выглядело, мы не должны скрывать Божиих дел в нашей жизни, в жизни Божиего народа. Мы должны не стесняться этого, мы должны говорить им об этом. И очень прекрасно, когда люди, пережившие Божию благодать и Божии чудеса в своей жизни, бывают в наших домах, то мы можем попросить: «Брат, расскажи это для моих детей». Это было бы прекрасным свидетельством, потому что не всегда дети воспринимают от нас это так, как из уст гостей. Тем более, если мы представим детям наших гостей так: этот человек имел вот такие-то переживания с Богом, и дети с большим вниманием будут слушать и помнить в продолжении всей своей жизни.
Итак, первое, что мы с вами определили – внушать нашим детям, то что мы слышали, то есть что отцы рассказали нам, о тех делах Божиих, которые Он сотворил. Слава Богу! Как вы думаете, мамы, у вас есть что рассказать детям вашим? Конечно есть. Даже то, как вы их родили, с какими трудностями вы столкнулись. Когда ребенок уже начинает больше понимать, то можно сказать: «Доченька или сынок, вот такие переживания мы имели, но вера и упование на Бога, Который выходил нам навстречу, помогли нам. И результат этого – твоя жизнь, твое присутствие в нашей семье».
1 Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему. Пр. 5:1
Следующее, на что бы я хотел обратить внимание, это книга пророка Исаии. Пророк Исаия говорит, что Бог однажды имел с ним диалог, и не просто диалог, а Бог говорил и держал на нем крепкую руку и внушал ему не ходить путем этого народа. В жизнь человека приходит много трудностей, переживаний, если человек выходит за рамки послушания Господу. И важно для нас, родителей, внушить с детства, что окружающий мир, в котором мы живем, и пути этого народа – это не пути Божиего человека, это пути, ведущие на скользкие опасные дороги. Уже с детства дети должны понимать, что ходить этими путями очень опасно. И как Бог внушал это Исаии, так он и передавал это следующему поколению, и это слово дошло до нас сегодня, чтобы не ходить путем этого народа. Ведь наши дети идут в школу, они выходят на улицу, общаются среди сверстников и им хочется так же одеваться, заняться теми же увлечениями, играми. Но мы знаем, что это порой не безобидно, но объяснить это нашим детям мы не всегда считаем нужным. А когда дело зайдет слишком далеко, то появляется беда, проблема, бунтарство, уже какое-то упорство со стороны детей. И вот для того, чтобы этого не происходило, нужно внушить, насколько только возможно, детям, что Божий человек не должен ходить путем этого народа.
Дорогие друзья, мы сегодня будем рассуждать на такие темы в трех, в основном, направлениях. Потому что научить – это не все еще, что включает в себя воспитание детей. Вообще, классический подход к воспитанию – это: первое – научить детей, второе – показать личным примером, и третье – наказать, если ребенок, будучи наученным, зная, как нужно поступать, видя родительский пример, все-таки игнорирует это. Конечно же, тогда самая крайняя мера – наказание. И мы видим подтверждение этому в Слове Божием. Но, дорогие друзья, очень бы хотелось к этому не прибегать. Вот как вы думаете, возможно не прибегать к наказанию? И в каком случае? Когда в наказании просто нет необходимости? Конечно, если ребенок послушен. Если мы сумеем внушить нашим детям послушание с детства, то отпадает необходимость наказания. Очень болезненно наказывать детей, мне бы хотелось, чтобы жена моя наказывала, сама разбиралась.
1 Сын мой! храни слова мои и заповеди мои сокрой у себя. 2 Храни заповеди мои и живи, и учение мое, как зрачок глаз твоих. Пр.7:1-2
Но она говорит: «Ты отец, ты сам должен наказать». Я отвечаю: «У меня рука тяжелая». Приходилось вам испытывать такое в семье? Как в жизни Исаака, что там происходило, кто помнит? Что там особенного было, в этой семье? Хорошие родители, благословенные Богом люди, наследники Божиего обетования; дети, дарованные им от Господа, о которых он долго молился. А вот дальше начались проблемы, уже с воспитанием. А в чем начало этих проблем было? Вот иногда так бывает, что папа одного больше любит, мама любит другого больше. И мы делаем этим детям снисхождение. Конечно, сохрани нас от этого Господь. Если мы желаем успешного воспитания наших детей, должно быть единодушие между женой и мужем. Никогда не должно быть такого, что мама сказала, а папа отменил. Или папа сказал, мама отменила. «Будет так, как я скажу!» – сохрани нас от этого Господь. Это в семье Исаака, как мы видим, посеяло вражду между братьями. Исав говорит: «Приближаются дни плача по отцу моему, и я убью Иакова». А за что? Потому что мама любила Иакова, а отец любил Исава. И на это были причины. Да, дети разные, один ласковый, другой немножко грубоватый, третий какой-то неуклюжий. И кого-то мы больше любим, кого-то меньше. Но, дорогие друзья, если мы желаем успешного воспитания, если мы желаем избежать вот этих проблем, если мы действительно прислушиваемся к советам вернейшего пророческого слова – Библии, то мы постараемся молиться об этом и как-то разделить нашу любовь равномерно. Потому что дети особенно чувствуют отношение родителей к себе. И потому, дорогие друзья, да поможет нам Господь, чтобы у нас не было такого разделения. Дети это видят, между ними возникает неприязнь, и даже раздоры.
Обращаясь к Божиему Слову, давайте откроем книгу Притчей. Здесь мы тоже находим наставления, которые помогут нам дальше продвинуться в нашей теме. «Смерть и жизнь – во власти языка» (Пр. 18:22). Если мы обратимся к посланию Иакова, то находим такие слова: «А язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть» (Иак. 3:8-11).
Итак, дорогие друзья, мы видим, что цель воспитания заключается еще и в том, что мы говорим. Обычно мама больше находится с детьми и иногда произносит что-то отрицательное, например, когда дети делают уроки и что-то не получается. И что мамы могут сказать? Когда я слышал такое, мне больно было на сердце: «Ты чурбан, бестолковый такой, как ты не можешь это усвоить?» Это не ругательное слово, но можем ли мы назвать это благословением? Конечно, нет. Ну, а проклятием? Вроде тоже не проклятие. Но с другой стороны, мы читаем, что будет вам, что ни скажете. Смерть и жизнь во власти языка. И благословение, и проклятие тоже во власти языка. Не должно так быть. Иаков пишет, что из одних уст исходит благословение… То есть мы благословляем наших детей, мы молимся, мы приносим их в церковь, мы самые лучшие пожелания говорим, и потом в процессе жизни вдруг с нашего языка сходят такие пожелания, не очень лестные в адрес наших детей. И вы знаете, дорогие друзья, что рано или поздно придется пожинать, поэтому мы имеем большую ответственность за то, что мы говорим. Это очень важно. Такие чудесные есть слова людей Божиих, которые жили прежде нас, и, выражая свои чувства в адрес своих детей, они говорили: «Да будут сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости; дочери наши – как искусно изваянные столпы в чертогах» (Пс. 143:12). Красиво сказано, да? Я думаю, вот эти люди, они действительно выражали всю надежду своего сердца на своих сыновей и дочерей, насколько только они могли это произнести – так красиво, поэтично, насколько они только могли эти чувства выразить.
Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. 21 Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали. Кол. 3:20-21
Я однажды слушал беседу одного брата, он с Украины приезжал, и он приводит такой пример. Растут два мальчика в двух семьях. Один растет в русской семье, другой в еврейской. Вы знаете, что евреи живут очень умно. Им это от Бога дано. Вот у меня сколько есть друзей из Божиего народа, и они все умней меня. И думаю, учились они, что ли? Но нет, институтов не кончали, образование такое же, а умней, и все тут. От Бога дано, правда? И один из них был в узах, и против него устроили такое, что приехал профессор и привез двадцать человек студентов. Хотели посмеяться над этим братом, и взяли его личное дело, и вызвали его, чтобы поговорить с ним. Когда его вызвали, он так скромно встал и стоит, думая, зачем такая аудитория почтенная здесь собралась: молодежь, профессор, начальство колонии… И он так стал в уголочек скромно и стоит. «Вот видите, – профессор говорит, – забитые, темные люди, глаза бегают, руками перебирают, с психикой не все нормально». Этот брат потом рассказывал: «Я даже и не думал, куда смотрю, я на них вообще не хотел смотреть, что там у меня с руками. Я собрался и говорю: «Господи, помоги мне! Что они будут смеяться тут надо мной, над Божиим человеком!?» И как-то он взбодрился, пришел в себя и говорит: «А позвольте мне задать некоторые вопросы вашим студентам». Они сидят там нога на ногу, вольные такие, развязанные – молодежь так себя сейчас ведет. И этот брат задал им несколько вопросов, а они ни на один не могут ответить! Они все смутились, этот профессор засуетился, замполит колонии замешкался, говорит: «Я вас предупреждал, я вас предупреждал не говорить с ним!» А профессор говорит брату: «Вот видите, вы высокоинтеллектуальные люди, образованные, начитанные». Он тогда встал по стойке «смирно» и отчеканил: «Водитель третьего класса колхоза “Верный путь”». И все, этот профессор замолчал, и они были постыжены, потому что «всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, – ты обвинишь» (Ис. 54:17). Слава Богу, этот брат – мой хороший знакомый, друг, мы много встречались, и он из Божиего народа.
12 Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания. 13 Страх Господень – ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу. Пр. 8:12-13
И мы возвращаемся к тому, что в еврейской семье воспитывается ребенок, и в русской семье воспитывается. Вы знаете, русские люди, они такие простые: что на уме, то и на языке. Подчас язык даже обгоняет ум. А потом думаем: что я наговорил, что наделал! Брат с Украины продолжал рассказывать. Миша растет в еврейской семье, Ванечка в русской. И вот, они одну и ту же беду сделали: и тот нашкодничал, и этот нашкодничал. Мама русского Вани говорит: «Ваня, негодный ты вырастешь, и, кроме дворника, никуда больше не пригодишься». Прошло время, Ваня вырос и действительно стал дворником. А Мишина мама говорила: «Мишенька, ты пойми, ты вырастешь, станешь доктором или профессором, ну сам подумай, ведь профессор так не делает, он так не будет поступать, потому что это же некрасиво! Нехорошо ты сделал очень, ты же понимаешь это?» Мама сумела внушить Мише, что это нехорошо, Миша это понял, вырос и стал профессором, или доктором. Видите, дорогие друзья, будет вам, что ни скажете. Благословение и проклятие во власти языка. Если наш ребенок не способен в математике, но у него есть что-то другое хорошее. Нам нужно это как-то компенсировать и сказать: «Может, ты математиком великим и не станешь, но художник из тебя хороший получится». Правда? Может, ты и не знаешь, какой хороший музыкант из тебя получится! Мы вместе будем молиться Богу, чтобы твои способности, твои таланты однажды были употреблены во славу Божию. Слава Богу! Как вы, мамы, согласны со мной, или нет? Знаете, я учусь вместе с вами сегодня. Наверно, трудней нет вопроса. Учить других воспитывать детей, когда самому не удается, не все получается. Поэтому, дорогие друзья, мы вместе учимся.
Первое мы рассмотрели: внушить, с детства внушать. А вот с какого возраста внушать? С трех лет? Некторые говорят, что с беременности. Я согласен, что с беременности. Слушая свидетельство многих братьев и сестер, я удостоверился в этом. Одна мама утверждала, что она, когда чувствует, что произошло зачатие нового ребенка, высказывает радость сначала своему мужу, потом они вместе говорят об этом Богу, благодаря Бога, что Господь очередной дар посылает. И в-третьих, с этого момента она чувствовала на себе особую ответственность за эту зародившуюся жизнь. Еще внутри утробы, уже доказано, что ребенок воспринимает звуки, состояние и настроение матери, даже внешнюю окружающую среду, обстановку в семье, – ребенок все это воспринимает. Эта сестра говорила, что старалась как можно чаще участвовать в вечере, потому что понимала, что когда она принимает Тело и Кровь Христа, то это становится достоянием ее плода. Ребенок питается через кровь матери, и она понимала, что с момента зачатия он становится причастником Иисуса Христа. Этим она закладывала фундамент внушения своему ребенку, что он рождается у особенной матери и он должен быть особенным, то есть принадлежащим Богу. Обычно при беременности в собрание тяжело ходить, надо уже дома в покое лежать, муж чтобы ходил на цыпочках… Или не так? Но вот эта сестра так не считала, она использовала всякую возможность, чтобы быть в собрании, особенно во время вечери Господней. Она обратила внимание, что дети, которых она так носила, рождались какими-то особенными.
56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Иоан. 6:56
Вообще, дорогие друзья, общеустановлено, что первое – младенчество. До трех лет. Вот сестра говорит, что с трех лет уже надо воспитывать, а младенчество как-бы упускаем. После младенчества – детство, до 12-13 лет, потом отрочество где-то до 17, потом юность и зрелые годы.
Если смотреть Слово Божие, то мы находим интересный такой момент. Здесь немножко говорится как раз о возрастных периодах, когда воспитывать и как воспитывать: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Пр. 22:6). То есть юность, если согласиться с этим местом, как раз начало воспитания. В другом месте мы читаем: «Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет поведение его» (Пр. 20:11). Итак, видите, уже отрока можно узнать, к чему он склонен, что у него в сердце, что в нем заложено. И конечно, все это говорит о том, что отрочество – это установленный момент в жизни человека. Посмотри на отрока, и можешь знать, какой дальше его жизнь будет. Еще написано: «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Пр. 19:18). То есть, наказание, оно включает в себя даже и детство, в какой-то степени. Итак, мы определили, что уже с начала беременности мать может какие-то основные, фундаментальные основы закладывать в жизнь будущего дитяти. Как та сестра, которая старалась участвовать в вечере Господней, но еще она особенно старалась хранить себя в мире с Богом во время беременности. Чтобы никакие конфликты, никакие неприятности не происходили в это время ее жизни.
20 Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою. Пр. 15:20
Следующий момент, друзья дорогие, это младенчество. Скажете: ну как мы можем воздействовать на младенца или что мы можем внушить младенцу? Есть такое интересное свидетельство у одного брата, он рассказывал, как его отец пришел к ним однажды домой, а они кормили новорожденного ребенка из пузырька. Некоторые дети питаются искусственным молоком, и, может быть, вы видели, что, когда ребенок молоко начинает пить, у него даже пот на лбу выступает, носик потеет. То есть такая нагрузка, труд такой, что ему нелегко эта пища дается. И дедушка пришел и говорит: «Вы испортите своего ребенка». А мама: «Как испортим? Мы кормим». А он: «Вы неправильно кормите». – «А как правильно кормить?» Он говорит: «Через 3-4 секунды надо пузырек на некоторое время у него отбирать». – «Так он же будет кричать!» – «Ничего страшного, зато с младенчества приучится к разочарованию и долготерпению. То есть сперва он будет кричать, потом поймет, что через некоторый период ему опять дадут эту сосочку, он уже за это время отдохнет и будет уже действительно ожидать этого. Может покричит раз, два, три, дети очень быстро устают, а потом усвоит, что ему снова дадут. Это полезно в двух направлениях: во-первых, он отдыхает вот эти несколько секунд, а во-вторых, он привыкает к разочарованию, что у него могут что-то отобрать, и терпение в нем воспитывается». Я прочитал, и думаю, если бы это знать раньше. Если бы это на наших детях проэкспериментировать, может быть, они бы были терпеливей, может быть, они бы не так болезненно воспринимали разочарования, когда в жизни что-то им не удается. Это же очень хороший пример, правда? Но скажите, кто из нас это применял в воспитании детей? Или кто знал об этом? Кто еще будет применять, это другой вопрос. Но это действительно обосновано на Слове Божием, Бог ведь тоже нас приучает к разочарованиям, правда? Бог нас тоже учит терпению: «Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр. 10:36). Поэтому, дорогие друзья, очень важно, чтобы мы внушили нашим детям, насколько это возможно, возлагать свою надежду на Господа, приучаясь к хорошим, добрым качествам.