О скромности
Буду говорить о скромности, о смирении, о таких качествах, которых следует достигать, в них надо упражняться, об этом надо молиться, даже поститься о том, чтобы Бог научил нас быть скромными, смиренными людьми. Скромность не дается так просто. Во-первых, должно появиться понимание, что это правильно, что это Богу угодно. Во-вторых, должно появиться желание достигать. Потому что если нет понимания, то не возникнет и желания. Может быть, понимание есть, но желания может не быть. А когда есть понимание и желание, то этого еще недостаточно. Надо приложить старание, усилие и молиться, чтобы быть скромным и смиренным человеком – это очень украшает нас, это очень прославляет имя Господа Иисуса Христа.
Мы в Священном Писании найдем многих героев, которые были скромны и смиренны. Они своим поведением и своей жизнью украсили как учение Иисуса Христа, так и Самого Господа, то есть через их жизнь люди восторгались Богом. Языческие цари и простолюдины прославляли Бога, потому что были люди, являющие своей жизнью и скромность, и смирение – которые нравятся Богу. Бог хочет воспитать в нас качества, которые Ему нравятся. Мир воспитывает на свой лад, так чтобы миру понравиться: жестокость, грубость, дерзость и так далее. Диавол воспитывает, и есть такие воспитанники в мире, которых только Бог может перевоспитать.
И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему… Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом… Пс. 44:12,14
Мы были такими воспитанниками, кто-то в большей степени, кто-то в меньшей, но мы все были такими, и пришли к Воспитателю. Как вы помните, о Гадассе написано, что она была на воспитании у Мардохея. Мы пришли к Воспитателю, к Господу нашему Иисусу Христу, к Духу Святому, и все поменялось, мышление поменялось. Если мы были дерзки, своевольны, своенравны, то теперь нам надо быть смиренными, нам надо быть скромными, и мы этому учимся на примере жизни героев Библии.
Бог оставил их имена в Библии для того, чтобы мы, читая, могли быть похожими на них. Мы этого достигаем, с Божией помощью. Только надо иметь понимание, желание и прилагать усилия. Тогда что-то получится, тогда мы научимся обуздывать свой язык, мы научимся одеваться скромно, прически делать скромные. В разговоре у нас будет тогда видна скромность и смирение, в жестикуляциях наших, в манерах, во всем будет видна скромность – не так как в мире.
Я ехал в метро, и в вагон зашли девочки и подняли крик, стали жестикулировать и так громко смеяться, что весь вагон обратил на них внимание – это нескромно, это неприлично. Я надеюсь, что они не были Христианками, потому что если они были Христиане, то это ложное христианство. Христиане: они кроткого, молчаливого, скромного, смиренного духа. Согласны вы с этим? Да, мы имеем такое понимание, мы хотим прославить нашего Бога, мы хотим понравиться Ему. И Бог открывает нам Священное Писание, чтобы мы наблюдали за жизнью благочестивых, святых людей.
Я хочу вспомнить одну супружескую пару из Евангелия – это почтенные старцы преклонного возраста. О них написано: «Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно» (Лк. 1:6). Прекрасная характеристика! Но, несмотря на то, что они поступали беспорочно по всем уставам и заповедям Господним, о жене сказано, что она была неплодна, у нее не было детей. По Ветхому Завету, как мы знаем, женщины, не имевшие детей, подвергались нареканию, были в поношении даже. Это не распространяется на Новый Завет, но может являться лишь только прообразом того, что если мы бесплодны, то нас ожидает секира и огонь.
Я буду читать: «Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных» (Лк. 1:5-7). Елисавета имела родственницу, имя этой родственницы вы знаете: Мария, матерь Господа нашего Иисуса Христа. Это непорочная дева, которая жила в Назарете, к которой явился Ангел Господень Гавриил и благовествовал ей о том, что через нее родится Спаситель мира Христос. Более того, Ангел сказал о том, что у ее родственницы будет сын, она в старости своей родит сына. Я хочу подчеркнуть: первое – Елисавета была неплодная, второе – она была стара, она была уже в преклонном возрасте.
Размышляя о преклонном возрасте, я спрашивал братьев, какой возраст – преклонный? Кто-то, может, скажет, что это сорок пять-пятьдесят. Нет, преклонный возраст – где-нибудь к семидесяти, за семьдесят. Пожилой возраст – это где-то после пятидесяти, а преклонный – за семьдесят. Я не утверждаю, у каждого свои мерки, но я считаю, что за семьдесят – это уже преклонный возраст, к восьмидесяти даже он подходит.
Я представляю так себе Захарию и его жену Елисавету, они оба праведны перед Богом, они служат Богу, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. Это вообще исключительный вариант, замечательный вариант: они благочестивые и праведные перед Богом, но Елисавета неплодна. Сколько она раз выслушала от людей, сколько она подвергалась нареканию и поношению, но она знала, что служит Богу, что верна Богу. Верю, что она не обижалась, или обижалась? Нет, не обижалась, не оправдывалась как-то, она несла это поношение спокойно. Я думаю, что она вступила в брак не в пожилом возрасте, но у них детей не было, и наступил такой момент, что она пришла в преклонный возраст, и нет детей, и она несет это поношение.
Но Ангел Господень является Захарии: «Тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются; Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» (Лк. 1:11-15). Слава Богу! А кто еще так исполнялся от чрева матери Духом Святым? Давайте вспомним Писание: ни один. Ни одного такого не было, чтобы от чрева матери исполнился Духа Святого – это единственный, о котором Иисус Христос сказал: «Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его» (Лк. 7:28). О, какая благая весть, какая радостная весть! Правда, Захария усомнился – возраст преклонный, старость. Ну, и Господь, конечно, коснулся его для вразумления.
Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда. И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало, и покрылась. Быт. 24:64-65
Я хочу выделить главную деталь из характера Елисаветы, хочу сказать об одном ее качестве – о скромности, достойной подражания. Написано: «После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев, и говорила: Так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми» (Лк. 1:24-25). Господь призрел, Господь обратил Свое внимание. Я совсем недавно заметил это. Нет, я видел, что она таилась, но я всегда размышлял так, что она таилась, потому что была преклонного возраста, старая была. Я всегда так думал, но недавно Господь мне открыл что-то другое о Елисавете, именно о ее скромности.
Сожалею, что есть некоторые жены, которые тоже таятся. Таят и прячут и как-то стесняются, смущаются, что они ожидают во чреве. Это радость, дети – от Бога, это благословение. Давайте не будем думать превратно. Я хочу говорить о Слове Божием с разных сторон, не будем думать превратно. Дети от Господа – это благословение, и если кто-то имеет во чреве и таится, и прячется, и думает, что вот узнают все, что я опять жду ребенка, опять будут поносить меня, потому что сегодня-то совсем по-другому, не так, как в Израиле. Рождаешь ребенка – поношение. Пришла в консультацию, сказала, что ждешь четвертого – поношение, а если десятого, так вообще могут заклевать, замучить словами, напугать, как пугали мою супругу: «Ой, у вас там беда во чреве. Десятый ребенок? Срочно делать аборт». Мы сказали, нет, мы не будем грешить перед Богом, и у нас родился Яшенька. Ему сейчас уже пять лет, и он радует нас, слава Богу! Мы не таимся, и мы не прячемся. Братья мои и сестры мои, не прячьтесь. Но, конечно, не надо и так, чтобы уже входить в собрание, как героини. Слава Богу, если Бог дает детей – это благословение от Господа.
Я хочу сказать о Елисавете, она таилась пять месяцев. А чего она таилась? Вообще это очень интересно, ей бы в первый момент, когда она узнала, что у нее ребенок, ей бы пойти к своим противникам, к соседям своим, ко всем тем, кто поносил ее и сказать: «Все, хватит поношений, хватит издевательств, я жду сына. Мне Ангел Господень явился, Гавриил. У меня там знаете, кто будет? Вам еще далеко до такого, какой у меня будет. У меня будет Иоанн, он Духа Святого исполнится от чрева. Ну что, дорогие соседи, посмотрите Писание, кто от чрева исполнялся Духа Святого?» Все закрывают уста, опускают голову, каются перед Елисаветой: «Вот это да! Действительно, не было никого, нет». Но так не было.
Я увидел что-то другое в Елисавете, она не пошла к соседям, она таилась пять месяцев. Она не подавала вида, она смирялась перед Богом. А как вы думаете, соседям открыто было, что она ждет ребенка, и они вот эти пять месяцев ее не поносили? Они продолжали ее поносить, называть неплодной, а она чувствует, что у нее уже шевелится, и думает в сердце своем: «Эх вы, люди, не знаете!» Но она смиряется перед Господом. Никому ничего не доказывает, делает свое дело, и Бог призирает, и рождается Иоанн Креститель, предтеча. Слава Богу, братья и сестры! Вот именно от таких рождаются благословенные. Там, где есть кротость, смирение и скромность жены, там будут рождаться такие детки, благословенные Богом. Я не говорю, что они будут исполняться Духа Святого от чрева матери своей, мы не знаем других случаев, но это будет благословение. А если гордость, если мирская слава, если раздражение, крик, злоба – это очень опасное состояние, и может случиться непоправимое, поэтому храните свое сердце.
И братьев это касается, потому что иногда у брата появляется «Мерседес». О нем говорили: «Ой, как он бедно живет, концы с концами еле сводит», и вдруг он выезжает на «Мерседесе». Все соседи начинают закрывать уста. А бывает, у него и «Мерседеса» еще нет, а он уже говорит: «Сейчас увидите, сейчас я приеду, подождите, сейчас все узнаете». И что случается? Когда мы едем на «Мерседесе», подняв голову, то Господь может отнять у нас тормоза. Но если мы кротко, смирено, может, и на «Мерседесе», как на «Запорожце», потихонечку, полегонечку едем, не поднимая головы, смиренно, то Бог благословит.
Я вспоминаю: у меня машина, в ней стекла опускаются, не надо крутить, кнопочку нажал, и опускаются. И вот один брат подошел, и я решил с ним поговорить, нажал на кнопку, и стекло медленно, красиво так опускается, а я сижу и разговариваю с ним. А Дух Святой мне говорит, что не так надо с братом разговаривать, надо выйти из машины. Ну, я поговорил, кнопку нажал, и стекло поднялось, какая красота. А на следующей день дети приходят и говорят: «Папа, у тебя стекло разбили». Как раз левое стекло разбили. Может быть, кому-то не понятно, а для меня – вразумление. Пришел, посмотрел, кругом осколки валяются, поехал на рынок, туда, сюда, искал, ну, в общем, поставил стекло. Теперь с братьями разговариваю: дверь открываю, стараюсь смиренно, да и голову особо не высовываю. Бог учит нас скромности. Блузка новая, брюки новые, что-нибудь такое. Раньше смотрели на него, ну что он дудочки какие-то носит, ботиночки не очень, а теперь уже приобрел. Да, надо показать: «Я приобрел, я имею», – а Бог гвоздь приготовил для того, чтобы зацепиться, и смирить. А когда мы кротко, смиренно и в новой машине, и в новом доме даже, и слава Богу. Бог благословляет, Он хочет видеть нас скромными.
По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. Рим. 12:3
Хочу вспомнить Библейский персонаж: Иосиф, он был продан в Египет, в рабство, прошел большую школу. Как написано: «Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его» (Пс. 104:18), но потом Бог его поставил на престол. Вот тут бы ему тотчас, ну, не телеграмму, а гонца послать в землю Ханаанскую к отцу своему или к братьям своим, чтобы узнали они всю славу. Семь лет изобилия, а потом семь лет голода. Хотя не семь лет прошло, а только два года, и пришли братья. Иосиф им сказал, что еще пять лет будет голод. Скромный человек, а мог туда войско послать, с братьями поговорить, как надо, показать всю славу свою, но он смирялся перед Господом.
Здесь можно расширить понимание, братья и сестры, и если мы неплодные подвергаемся поношению, поруганию, может быть, мы чего-то не имеем, пусть Господь хранит нас, чтобы нам смиряться. Бог может нас обильно благословлять. Не надо хвастаться, не надо хвалиться, надо смиряться перед Господом.
Наступил момент, когда Мария, услышавшая о родственнице своей Елисавете, пришла в нагорную страну: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо, когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» (Лк. 1:41-15).
Была Мария с Елисаветой три месяца и ушла, а Елисавете наступило время родить, и она родила сына. Она таилась пять месяцев. Я хотел бы, братья и сестры, чтобы мы таились, чтобы мы свои достоинства, свои преимущества, что-то такое, чего нет у ближнего, чтобы мы не выставляли, не хвалились этим, а мы таились. Это не значит, что если у меня собрание, то я ковер скрутил, вазу хрустальную спрятал, буду таиться. Надо разумно поступать, правильно перед Богом поступать, чтобы нам не перегнуть в другую сторону. Нам есть чем хвалиться: хвалиться Христом, хвалиться Его крестом. Пусть имя Господне прославится. И благословит нас Господь, чтобы мы гоже таились, смирялись в знании своем. Знаете, как человеку трудно умолчать, когда он знает: «Я знаю, я умею, я мастер, я директор, я…» Таись спокойно.
А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. Гал. 6:14
Мне гоже трудно, я много лет проработал, я знаю ремонт обуви. Там сложные есть операции, но я заметил, что мне хочется сказать о том, что я умею. Вспоминаю одного брата молодого, поучился он немного, мы его спрашиваем: «Ты можешь вот это сделать?» Он отвечает: «А я все уже могу теперь». Нет, таись брат, таись сестра, Бог благословит тебя только тогда, когда ты таишься, а это будет явлено обязательно. Он не усидит там, он родится, и будет плод, благословенный Богом. Давайте мы встанем пред Богом, помолимся и поблагодарим Господа.