О противнике
Библейское учение о сатане (по-еврейски – шайтан – противник, по-гречески – диавол – клеветник) дает нам исчерпывающее знание о нашем противнике, сотворенном Богом. Все наше рассуждение должно нам не только открыть многие стороны личности сатаны и его ангелов, их враждебности по отношению к Богу и человеку и многое другое; но главное заключается в том, что мы увидим, насколько превосходнее Бог, Его Сын Иисус Христос и Его Церковь в сравнении с сатаной. Обманутые Адам и Ева вновь возвращаются в рай. Это чудо, но чудо, оплаченное Кровью Иисуса Христа. Трудно себе представить, но все мирозданье, все планеты, земля и существующие на ней моря и океаны, леса и поля, горы и долины и весь невидимый духовный мир были созданы Творцом только лишь для одной цели – создания Церкви. Бог не сотворил сатану или диавола, скорее существо, сотворенное Богом, сделалось таковым. Наверняка наш разум посещала мысль о том, откуда произошло зло. Неужели Бог сотворил его? Нет! Бог не мог сотворить зла. Тогда почему же, как написано: «…сначала диавол согрешил» (1 Иоан. 3:8). Как мог согрешить безгрешный? Где был грех, и как он проник во внутренность будущего диавола? От этих вопросов нам иногда становится не по себе, мы ищем ответа у Бога, в Священном Писании и, не находя, смиряемся и говорим:
«Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего» (Втор. 29:29).
Существо, о котором мы говорим, не безликое, хотя и духовное, невидимое. Существо, определенное Богом для противостояния добру, имело весьма приятную внешность, и служение его среди духовной иерархии было в том, чтобы осенять, то есть покрывать, главенствовать. Он первый среди всех сотворенных духовных существ. В Писании о нем сказано: «Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор. Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя. Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки» (Иез. 28:14-19).
И еще: «Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви – покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис. 14:9-15).
В описании сотворения мы не находим упоминания об Ангелах. Видимо, Ангелы были сотворены прежде видимого мира, и они были сотворены Богом чрез Христа, Который, в свою очередь, не сотворен, а рожден, что делает Его выше всех тварей и всего творения. Писание повествует о главе Ангельских сил – помазанном херувиме, он назван денницей, сыном зари (денница – утренняя звезда). Он премудрее Даниила, он посягал на престол Божий. Но Творец, не имеющий лицеприятия, противостал херувиму, который через грех (беззаконие) превратился в весьма безобразное существо и сделался прямой противоположностью Богу. Своим искусством обольщать, диавол увлек за собой часть ангелов, потерявших таким образом свое достоинство. Написано: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12:7-9).
«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог…» (Быт. 3:1). В описании змея мы находим то, что он мог слышать то, что говорил Бог, и еще, змей мог говорить на человеческом языке. Здесь мы встречаем существо, не только наделенное человеческими способностями, но, более того, оно превосходит своим разумом Адама и Еву. Здесь мы встречаем существо, не ползающее под ногами первых людей, но стоящее на своих ногах, должно быть, внушительного роста и красиво говорящее. Иначе вряд ли Ева обратила бы свое внимание на его речь.
Змей – это существо, в котором нашел себе место сам сатана, искуситель. Будучи лишенным небесной славы, ущемленный в своем самолюбии, змей начал свою атаку на первых людей – венец творения Божия, желая отомстить своему Творцу за унижение. Превосходя мудростью (а как мы знаем, есть мудрость земная, душевная, бесовская) Еву, да и Адама, змей начал свою речь так: «Подлинно ли сказал Бог?..» Целью сатаны было погубить первых людей, лишить их общения с Богом и в будущем произвести хаос во всем видимом мире. Как мы знаем, бесы могут вселяться в животных и сатана имеет ограниченную власть над стихиями: ветром, огнем, водой и землей.
Надо наперед сказать, что сатане известны некоторые Божии планы. Нет сомнения, что сатана прекрасно знал, Кем является Иисус Христос. Еще занимая высокое положение среди духовных тварей, херувим осеняющий мог знать о предназначении Сына Божия, об искуплении, о Церкви, об аде и т.д. Иначе зачем было ему вести постоянное наблюдение и брань с семенем Авеля, Сифа, Сима, Авраама, Исаака, Иакова и т.д. Зачем надо было ему использовать фараона, чтобы тот издал указ об умерщвлении новорожденных мальчиков? Зачем ему надо было расставлять сети Давиду? Но всякий раз диавольская ловушка захлопывалась тогда, когда избранные оставляли ее. И когда родился Христос в Вифлееме Иудейском, Ирод послал туда воинов, чтобы убить всех младенцев мужеского пола от двух лет и ниже. Но Бог вновь вмешивается и во сне предупреждает Иосифа. Но сатана не оставил своего плана: он вступает в схватку со Христом в пустыне и искушает Господа. Трижды диавол атакует Иисуса, но все безрезультатно. Он оставляет Иисуса до времени и вновь приступает к Нему через Апостола Петра. Но Иисус отвечает на этот вызов так: «Отойди от Меня, сатана».
Последняя попытка сатаны искусить Сына Божия была предпринята им тогда, когда наш Спаситель висел на кресте с пробитыми руками и ногами. Иисус жаждет, беспощадно печет солнце, толпа глумится, а немногие ученики, как овцы без пастыря, стоят у креста, теряя последнюю надежду. У креста стоит Мария Магдалина, из которой Иисус изгнал семь бесов, рядом с ней стоит Мария, мать Иисуса. Кажется, это самый подходящий момент искусить Господа, и сатана не упускает этого момента: в толпе раздаются возгласы религиозных вождей: «…если Ты Сын Божий, сойди с креста … других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него» (Мф. 27:40,42). Но последняя хитрость и обман сатаны не достигают своей цели – Иисус умирает на кресте, и Своей смертью, будучи поражаем в пяту, наносит смертельный удар сатане прямо в голову. Но если кто-то подумает, что сатана или перестал существовать, или сделался совершенно бессильным, то такой человек просто недооценивает своего противника, как написал Апостол Петр: «…противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5:8).
В действительности же сатана только в редких случаях непосредственно приступает к некоторым детям Божиим. И это допускается под контролем Божиим. Как правило, сатана посылает своих слуг для воплощения своих планов. Однажды, например, сатана воспрепятствовал Апостолу Павлу в предприятии посетить церковь. Сатана смог искусить Ананию и Сапфиру. Нечистые духи, падшие ангелы, в той или иной мере постоянно атакуют детей Божиих через мысли, через окружающих людей и через свою союзницу – плоть. Со времени грехопадения Адама и Евы, каждый человек рождается с греховной природой, т.е. с землей, в которой уже есть семя сорняков. Апостол Павел в послании к Галатам пишет о делах плоти: «…они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное» (Тал. 5:19-21). В Евангелии от Матфея, в тринадцатой главе сказано о плевелах – это сыны лукавого. Враг, посеявший их – диавол, задача которого – сеять раздоры, ссоры, неприязнь, лукавство, подозрения и т.п. Сфера влияния сатаны весьма обширна: во-первых, он князь над всей землей: весь мир лежит во зле; во-вторых, он имеет влияние на всех правителей стран мира, и обольщает их, и объединяет их для борьбы с Церковью Иисуса Христа (Откр. 16:13-14).
У сатаны для исполнения его планов находятся сосуды гнева, среди которых есть особенно подвластные его влиянию и господству. Например, о Каине Апостол Иоанн говорит, что он был от лукавого, а об Иуде Искариоте написано: «…вошел в него сатана» (Иоан. 13:27). Елима волхва Апостол Павел определил как сына диавола, врага всякой правды. Да и в послании к Тимофею Апостол Павел говорит, что некоторые уже совратились вслед сатаны. Как ростки из сухой земли, праведники возникают то тут, то там, их число мало в сравнении с армией сатаны, но наделенные Божией силой, один из них может прогнать тысячу, десять – тьму, т.е. десять тысяч. Самый слабый становится как Давид. Выше было сказано о змее – этот змей в свое время ходил на ногах, в этом нет сомнения. Господь проклял его и заставил ходить на чреве. В Писании сказано о летучем змее (Ис. 30:6). У Амоса написано о морском змее (Ам. 9:3). О левиафане написано у пророка Исаии в двадцать седьмой главе, что он змей изгибающийся и прямобегущий.
В Священном Писании сатана выступает и в других прообразах, таких как: крокодил, медведь, лев, волк… Все вышеперечисленные животные являются нечистыми. Все они хищные и беспощадные, у них одна природа: терзать, умерщвлять и поглощать. Как написано: «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить» (Иоан. 10:10) – этими словами характеризуется природа сатаны. Следует помнить, что у сатаны нет жалости и сострадания: принося больше горя людям, он более неистовствует. Как огонь, в который подкладывают топливо, разгорается все сильнее и сильнее, так и сатана, опьяненный своим успехом, жаждет все новых и новых жертв. В Откровении написано: «Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени» (Откр. 12:12). И, по всей видимости, сатана будет чувствовать, ведь он не знает дня своей погибели, он будет предчувствовать, что пришествие Господне приближается. Признаки пришествия будут исполняться в полной силе. Иисус сказал: «…и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» (Мф. 24:9). Возбуждая ненависть в людях к Церкви Иисуса Христа, сатана таким образом будет приближать свой конец, а собирая царей на брань против святых, он будет подписывать свой приговор к вечной погибели.
Часть 2