О примирении. Часть 2
Тема моей проповеди сегодня: «О примирении». Вы знаете, что есть такая история в Евангелии, когда Петр сказал: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?» (Мф. 18:21). Я не буду перечитывать всю историю, но одно хочу выделить, когда человек не простил своего должника: «Товарищи его, видевши происшедшее, очень огорчились и пришедши рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: “злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?”» (Мф. 18:31-33).
…но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас. Еф. 4:32
Обратите внимание, как называет Бог того человека, который не может прощать: «Злой раб!» Как я могу узнать: злой я человек или добрый? Из этих слов очень легко понять: если я на кого-то обижаюсь, если я сегодня кому-то не могу простить, пусть даже маленькое или большое, то Бог меня называет злым рабом. А как мне узнать: сколько зла во мне? Чем больше во мне обиды, тем больше во мне зла, а чем меньше обиды, то тем меньше зла. Пусть Господь поможет нам это уразуметь!
Но что происходит с таким человеком, который не прощает, у которого в сердце есть зло и обида? Дальше говорится: «И разгневавшись государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга» (Мф. 18:34). Кто такие истязатели? Истязатели – это палачи. В те времена всегда у тиранов и деспотов были на службе палачи, каратели, которые только этим и занимались: они казнили и мучили людей. Это была их работа. Если им скажут, то они, засучив рукава, будут мучить, терзать, подвергать пыткам человека. Здесь говорится, что именно так и поступил этот государь. Он отдал его истязателям, то есть отдал под пытки. Так как это их работа, то они пытают очень безжалостно до тех пор, пока он не отдаст всего долга.
Для чего это я так подробно разбираю? Потому что дальше Христос добавил: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18: 35). Смотрите: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами». Как этот царь поступил с рабом? У нашего Небесного Отца есть истязатели? Есть. А кто такие истязатели? Это – бесы, бесовские силы. Бог позволяет им к этому человеку приступить. Знаете, что разумный государь ни одному палачу не позволит прикоснуться к честному гражданину, а только к тем, которые очень сильно провинились.
Библия говорит, что рожденный от Бога не грешит, но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. Но когда человек ходит в обиде, когда он не может простить кому-то даже мелочи, то что делает Отец? Он позволяет бесам мучить и пытать этого человека, а палачи любят это делать, это их работа. Если бы они хотели быть хлебодарами, врачами, учить детей, то они не стали бы палачами, но им нравится профессия палача, им доставляет удовольствие пытать людей. Также и бесы. С какой охотой они будут мучить, и особенно Божие дитя. И тогда бесы приступают к Христианину, который не прощает своего брата. Для них это прекрасная возможность, чтобы мучить человека. И когда такой Христианин приходит на собрание, то будет он иметь благословение и утешение от проповеди, молитвы или от пения? Нет! Истязатели не отпустят до тех пор, пока он не отдаст всего долга. Что нужно делать? Христос сказал: «Если, принося жертву, ты вспомнишь об этом, то не продолжай приносить жертву, а встань от жертвенника, пойди и примирись с братом твоим». Только тогда истязатели отступят от тебя.
Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, 24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мф. 5:23-24
Есть такой псалом: «Под звуки псалмов общего пения, я умиляюсь сердцем до слез…» Если же истязатели касаются моей души, то пение не умилит мою душу, проповедь не утешит меня. Даже если десятки братьев начнут за меня молиться, не поможет мне такая молитва, потому что у Бога есть законы, и в этом Он неприступен, тверд и свят. Он не допустит человеку не прощающему и не примирившемуся иметь благословение наравне с теми, которые ходят в мире.
У нас недавно было собрание, и в конце, когда я молился, совершенно неожиданно у меня проговорились такие слова: «Господи, очисти нашу церковь от обиды, горечи, досады и зависти». Одну сестру как будто огонь обжег, она подумала: «Как Коля узнал про меня?» Потом ко мне подошла другая сестра и сказала: «Брат Коля, когда ты молился и сказал эти слова, то Дух Святой послал откровение, что в церкви все это присутствует: и обида, и горечь, и досада, и зависть». Это так незаметно, как тоненькая паутинка. Паутина – это работа паука, а паук на Божием духовном языке – это символ греха. Как говорит Писание, что паук появляется даже в чертогах царских. Грех хочет проникнуть везде. И когда грех проникает, то он паутину оставляет. А паутина в доме Божием – это нехорошо.
Представляете, вы приехали ко мне на Урал в гости, проходите, хотите повесить пальто, а вся вешалка покрыта паутиной. Вам захочется повесить пальто там, где вешалка покрыта паутиной? Нет. Я предложил вам с дороги помыться в ванной, а там все паутиной покрыто. Вам захочется мыться в такой ванне? Нет. Потом я посажу вас за стол, а там все в паутине: чашки, тарелки, сахарница, даже хлеб. Это приятно? Нет, это отвратительно.
Необязательно, что в церкви Бога раздражают блудники, прелюбодеи или хулители какие-нибудь, но это может быть непрощение. Христос особенно подчеркивает: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». В некоторых церквах читают эту молитву часто, а где-то не часто. Кто-то имеет порядок читать эту молитву каждый вечер. Это хороший порядок, потому что человек ложится на ночь и не знает: проснется он или нет. Он должен все привести в порядок и произнести слова: «Прости мне долги мои, как и я простил моим должникам». А если же я кому-то не простил, и если я не встану утром, то я приду к Тому, кто отдаст меня истязателям.
И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Мр. 11:25
Когда я жил в Перми, там были две сестры, они были подругами. Обе ревностные, молящиеся, подвизающиеся молиться за крещение Духом Святым. Они дожили до глубокой старости, и одна из них умерла. Ее имя хорошо знали, такая богобоязненная, ревностная сестра. Все были уверены, что проводили ее на покой к Богу. Вторая сестра ее очень любила, и вдруг ей снится сон, что та сестра находится в сером, мрачном помещении. Она спрашивает: «Что ты здесь делаешь?» – «Меня не пустили туда, куда я стремилась всю жизнь». – «А что ты такого сделала?» Она отвечает: «У меня была одна обида, и с ней я отошла в вечность, и теперь Бог оставил мой вопрос до суда», и она плакала.
И еще, я недавно слышал свидетельство: одна очень пожилая сестра долгие годы лежала в болезни. Сама измучилась и ухаживающих измучила. Очень тяжело ей было, и она молилась: «Господи, прими мою душу», и братьев просит молиться. Наконец, ее посетили служители, и говорят: «Сестра, ты хочешь к Господу?» – «Да, хочу» – «А что же Он тебя не берет? Наверно, что-то препятствует». – «Не знаю, братья». – «Ты обижаешься на кого-то, или, может быть, тайный грех какой есть?» – «Нет, братья». Братья стали молиться за нее, и когда молились, то Господь показал такое видение: сестра пришла в аэропорт, и там она проходит досмотр. Вы знаете, что в аэропортах есть такой аппарат, который определяет наличие железа (но здесь духовно надо понимать). Эта сестра проходит, и вдруг в аппарате зазвенело, ее возвращают назад и говорят, что ей в самолет пройти нельзя, надо проверить карманы хорошенько, может быть, что-то запрещенное там осталось. Она все проверила, но в карманах чисто, нет ничего. Ей сказали: «Внимательно посмотрите, проверьте поглубже в карманах». А вы знаете, что бывает в карманах у неряшливых людей? Дырка! Эта сестра опустила руку в карман, по подолу стала искать и нашла пузырек. Они смотрят, а на этом пузырьке написано: «Обида». И ей сказали: «О, женщина, вам нельзя в рейс отправляться с этим. Это очень взрывоопасное вещество, там вас не примут с таким грузом».
Не обижайте один другого; бойся Бога твоего, ибо Я Господь, Бог ваш. Лев. 25:17
После этого братья ей говорят: «Сестра, хоть ты отрицаешь обиду, но она у тебя есть». И она призналась: «Виновна, братья, есть обида. Столько-то лет назад я обиделась на того-то. Пусть меня Господь простит!» – «А ты прощаешь?» – «Прощаю, прощаю!» Она плакала и молилась. Прошло несколько дней, и Господь взял ее душу.
Одну сестру Господь пожалел и открыл ей ее обиду, а другую почему-то не пожалел, и она ушла с обидой на небо. Почему? Я не знаю. Но я знаю то, что Бог как-то говорит каждому. И Он говорит сегодня нам. Он напоминает снова и снова, потому что Он не хочет ничьей смерти, но Он хочет, чтобы народ Божий жил свято. Святость выявляется в чем-то конкретно, это не просто слово «святость», а это совершенная жизнь, подобная Богу во многих сферах. И это одна из сфер: миротворчество, прощение, способность помириться, способность не обижаться, удалить все обиды, все недовольство и ропот.
Итак, снова вернусь назад. На следующий день, после той молитвы, я рассказал об этом церкви. Я сказал: «Господь открывает, что у нас в церкви есть маленькая паутина. Она едва заметна, но она мерзка в глазах Бога». Богу хочется, чтобы в Его доме был порядок, чистота и святость. Бог брезгует такой церковью, где люди внешне хорошие, внешне добрые и культурные. Они могут красиво петь, говорить, приветствовать, улыбаться, целоваться, но если в душе хоть на кого-то носят обиду, то Бог брезгует такой церковью. Потому что там нет истинной святости, там нет мира, и это трагедия. Но там, где мир, там любят цели Примирителя, который приходит на каждое собрание сказать: «Мир тебе!» И человек отвечает: «Да, Господи, я принимаю Твой мир, потому что мое сердце совершенно свободно, потому что я охотно прощаю и буду прощать тех, которые обижают меня. Я ничего не хочу ни на кого иметь». Как блажен этот человек!
Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному. Рим. 10:21
Примиритель и сегодня приходит на каждое собрание, но беда последнего времени в том, что люди стали непримирительны. Когда приходит Примиритель и хочет примирить, то люди не хотят помириться. Они не хотят простить, они не хотят унизиться – вот в чем проблема. А во что превратилась молитва? Человек молится и не понимает о чем. У него изможденный вид, усталое лицо, опущенные руки. Непонятно, то ли Дух Святой наполняет, то ли ученик-двоечник читает стихотворение и думает: «Скорее бы отвязаться от этого!»
Недавно я задумался, что, когда хотим начать молиться, то не стоит торопиться, потому что если душа не готова, то ваша молитва будет мерзостью. И я очень долго размышлял об этом, потому что написано, что прочие пусть рассуждают, если есть откровение. И я пришел к выводу, что это действительно так. Мы приходим на собрание, а каждый из нас – это тело, душа и дух. Когда мы молимся, тело мы приготовляем или нет? Да, приготовляем. Или мы встанем на колени, или встанем на ноги, и в это время никто не будет жевать, или с кем-то разговаривать, человек встанет чинно. То есть тело человека приготовилось. Но если приготовилось тело, то я еще не должен тотчас начать молиться.
Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. 1 Фес. 5:23
Еще хочу с другой стороны спросить: если человек отдает свое тело греху, то может ли он молиться? Как можно молиться духом, когда ты свое тело отдал греху? Смотрите, как Бог строг: если тело человека в грехе, и оно не готово для молитвы, то молитва духом не принимается. Или если человек своровал какую-то вещь и при этом молится, то такая молитва мерзка Богу. Это касается тела. Если Бог хочет, чтобы наше тело было приготовлено к молитве духом, тем более наша душа.
Как приготовить душу к молитве? Нужно сосредоточиться на Боге, и как раз, чтобы не было ни обиды, ни зависти, ни раздражения. Потому что если в моей душе есть чувство обиды, зависти, раздражения, суеты, то моя душа не готова к молитве. И когда я начну молиться, а душа моя не приготовлена, то эта молитва будет мерзостью так же, как если бы мое тело было не приготовлено, а я буду молиться духом, потому что человек – это одно целое: дух, душа и тело. Проще всего приготовить тело, поставить тело на колени, скрестить руки и открыть уста. Но душу настроить труднее. Давид сказал: «Господи, раб Твой уготовал сердце свое, чтобы молиться Тебе такою молитвою».
И сердце, и душа человека должны быть готовы к молитве. И когда человек уготавливает свою душу – из души уже ушла обида, горечь, зависть, суета, – тогда можно и духом начать молиться. Тогда так приятна и свободна будет эта молитва, она будет чудесна. Но если я в обиде молюсь, то я похож на блудника, который, находясь в блуде, молится. Вы можете со мной не согласиться, но Бог смотрит на грех, как на грех. И Он хочет, чтобы святые сосуды Божии были по-настоящему святыми. Пусть там не будет грязи, но там не должно быть и паутины. И мне вместе с вами хотелось бы помолиться, чтобы Бог научил нас быть истинными поклонниками в духе и истине.
Когда Господь приходит на собрание, то Он первым долгом говорит: «Мир вам!», потому что если в сердце человека нет мира, то напрасно петь, напрасно проповедовать, напрасно слушать и молиться. Потому что написано: «И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Фил. 4:7). Если же мира Божиего нет в сердце, то ничего уже не будет, то мы не во Христе. А Он сказал: «Если не пребудете во Мне, то такая ветвь засохнет, ее отсекут и бросят в огонь». Почему? Потому что не пребывает во Христе. А чтобы пребывать во Христе, неизбежно условие: нужно иметь мир в сердце. Это самый лучший дар. И Апостолы, начиная послания, всегда говорили: «Благодать вам и мир…»
Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир. Иак. 3:18
Христос, приходя, сказал: «Мир вам!» И Он сегодня Тот же самый, и приходя на собрание, прежде всего говорит: «Мир вам!» И если в сердцах мир, тогда Он начинает действовать в сердце. Но если там нет мира, Он действовать не может. Человек томится, по привычке он может молиться, по привычке он может петь, по привычке он может говорить какие-то слова в молитве, по привычке он может поцеловать братьев и сестер. По привычке он может сказать: «Слава Богу!», по привычке он может почитать несколько глав из Библии, но это всего лишь по привычке. Его сердце гложут истязатели, ему нет мира, ему тяжело. Он устал от того, что кому-то нет прощения, что на кого-то обида или горечь. И сегодня мне хотелось, чтобы мы проверили сердца, потому что я думаю, что не каждому Господь пошлет братьев помолиться перед смертью. Не каждому Господь посылает, кому-то и не посылает, потому что Он раньше посылал, раньше говорил, а человек пренебрег. И пусть нас Господь сохранит от этого!
Брат Коля (г. Пермь)