О примирении. Часть 1
«…доколе не приидет Примиритель» (Быт. 49:10). «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9).
Хочу прочитать из послания к Евреям такой стих: «Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего» (Евр. 11:21). «Верою Иаков, умирая, благословил…» – смотрите, здесь о чем говорится. Говорится, что человек умирал и одновременно благословлял. Вы встречали таких людей, которые, умирая, благословляют? Я думаю, что это редкое явление. Обратите внимание: в этой главе не только об Иакове говорится, но говорится и об Авеле, что он принес Богу лучшую жертву; что Енох был взят на небо; что Ной построил ковчег; что Авраам странствовал по земле, куда Бог его призвал; что Авраам и Сарра получили сына в старости; что Моисей вышел из Египта верой, не побоялся гнева царского; перешли море, как по суше; упали стены Иерихонские. То есть здесь говорится о самых сильных страницах Библии, о самых сильных Божиих проявлениях за всю историю человечества, где вера достигала великого предела, и Бог отвечал особенным образом. Среди всего этого оказывается, что, умирая, благословлять – это особое достижение веры. Бог говорит: «Я Бог Авраама, Исаака и Иакова». Он воспитывал Иакова, чтобы этот человек, умирая, мог благословить. Потому что это венец веры для этого человека, чтобы он мог благословить каждого своего сына.
Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле… Евр 11:13
Если вы внимательно читали историю Израиля, то вы знаете, что его сыновья благословения, в основном, не заслуживали. Они столько горя ему приносили, что он говорил: «…сведете вы седину мою с печалию во гроб» (Быт. 42:38). Так говорил человек, но Бог думал иначе.
Иаков глядел на жизнь своих сыновей, видел, как они ненавидят друг друга. Потом узнал, что Иосифа продали в рабство. Увидел, что Рувим взошел на его ложе. Увидел, что Симеон и Левий – жестокие люди. Еще он увидел, что у них постоянные трения. Иосиф доносил ему, что они постоянно ссорятся. Ну, как можно таких людей благословить? И он не мог их благословить долгое время. Долгое время он мог только плакать, сетовать, бранить своих детей и говорить: «Сведете вы седину мою с печалию во гроб». Но пришло время, когда этот человек духовно созрел, его вера достигла совершенства, и он позвал своих сыновей. И уже не говорил: «Вот я умираю так рано из- за того, что вы мне такую жизнь тяжелую устроили. Я не дожил до дней Авраама и Исаака, потому что у меня такие непослушные сыновья. Сколько с вами было горя и страданий, сколько слез пролито моих». Нет, он так не сказал, он, умирая, благословлял.
Вот все двенадцать колен Израилевых; и вот что сказал им отец их; и благословил их, и дал им благословение, каждому свое. Бытие 49:28
Что значит: умирая, благословлял? Умирая – это деепричастие. Употребляясь с глаголом, оно показывает, что действие происходит совершенно одновременно. То есть в тот момент, когда его душа уже была готова покинуть тело, благословение сходило с его уст. А как только оно сошло, то он отдал дух Богу. Нет необходимости сейчас перечитывать все благословения, но Иаков дал особое благословение Иуде: «Иуда! тебя восхвалят братья твои…» И самое лучшее благословение он дал ему: «… доколе не приидет Примиритель» (Быт. 49:10).
«Доколе не приидет Примиритель!» Весь смысл своей жизни он вложил в эти слова. Он знал, что от Иуды в свой час родится Примиритель. О ком это он говорил? Он говорил об Иисусе Христе. Иаков назвал Иисуса Христа Примирителем. Я думаю, что он так назвал Его неслучайно. Этот человек устал от вражды. Обратите внимание, что Иаков жил во вражде всю жизнь. От чрева матери он враждовал со своим братом, враждовал и в детстве, и в отрочестве, и в юности. И до того достигла эта вражда, что Исав сказал: «Приближаются дни плача по отце моем; и я убью Иакова, брата моего» (Быт. 27:41). Иаков убежал из своего дома, думая, что вражде положен конец. Но это было не так. Когда он прибыл к Лавану, то увидел, что вся вражда еще впереди. Он увидел, что сыновья Лавана начали враждовать с ним. Потом, когда он женился, то его жены начали враждовать между собой, его наложницы начали враждовать между собой. Потом сыновья начали враждовать между собой. Этот человек так устал от вражды!
От чрева матери, всю свою жизнь, больше ста лет Иаков видел только вражду и вражду. И когда пришло время умирать, его вера достигла предела совершенства, и он увидел, что Бог сотворит для него нечто лучшее. Хотя его глаза это и не видели, потому что он до смерти видел, что братья ссорились. Иаков не увидел при жизни истинное примирение, но он знал, что Бог, пред Которым он ходил, однажды пошлет Примирителя. И этот Примиритель примирит всех его детей.
У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Деян. 4:32
Иаков знал, что дети его будут еще враждовать. Он давал им разные благословения, и далеко не все благословения были мирные. Но он знал, что в конце концов придет Примиритель. И это будет самым прекрасным: Он примирит всех детей Иакова. И когда мы читаем Новый Завет, то мы видим, что этот день настал: Примиритель пришел. И говорится, что когда в день Пятидесятницы Дух Святой сошел на Апостолов, у множества уверовавших было одно сердце. Это были дети Авраама, Исаака и Иакова, они были как раз наследниками того обетования, что придет Примиритель, и Он пришел.
Когда мы читаем историю Иерусалимской церкви, мы видим, что эти люди жили в мире, у них все было общее, у них не было никаких обид. Если ропот и возникал, то он быстро исчезал, потому что Бог давал мудрости поступать очень хорошо, потому что Примиритель пришел. Когда после Своего воскресения Он вернулся к Апостолам, то сказал такие слова: «Мир вам!» Это особенные слова, это первые слова. Когда Он воскрес, то не сказал что-либо, а Он сказал самое главное, что Он принес им мир. И Он нас послал нести мир.
Библия говорит: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9). И вы знаете, что Иисус Христос не только две тысячи лет назад пришел в Иерусалим, чтобы примирить детей Иакова. Он вчера и сегодня и во веки Тот же. Он приходит сейчас на каждое собрание, чтобы сказать: «Мир вам! Мир тебе, брат! Мир тебе, сестра!» Но как часто люди приходят в собрание ожесточенные и не хотят принять этот мир. Как часто они приходят во вражде, как часто Господь хотел бы помирить их между собой, но у них то обида, то недовольство, то ропот друг на друга. Знаете, как больно Примирителю! Это благословение, которое для Иакова было так вожделенно, так желанно, и он благословил этим благословением сыновей. А мы – язычники – стали причастниками этого благословения. И если мы сегодня не ценим этот мир, который превыше всякого ума, если мы способны быстро его нарушать, если мы способны не прощать друг друга, то как же мы сегодня выглядим перед Богом, перед Тем, Который пришел нас примирить?
Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. Иоанна 14:27
Однажды в одной церкви я проповедовал на подобную тему, и через некоторое время мы опять приехали в эту церковь, и там были гости. Гости проповедовали, а меня клонило ко сну, я был очень уставший, и я сказал: «Господи! Что мне проповедовать? Мне так тяжело, я так устал!» А недавно в этой церкви я говорил о Примирителе, о Его значении, о примирении, о мире друг с другом, о том, что сегодня Христиане не то, что врагов любят, но у них нет мира друг с другом. Примиритель приходит и говорит: «Мир вам!», но люди не способны вместить Его мир, когда нет мира друг с другом. Шло собрание, один за другим вставали братья, а я сидел и думал: «Господи, что мне здесь сегодня говорить?» И Господь послал одно слово, оно написано в послании к Тимофею: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут… непримирительны» (2 Тим. 3:1-3). Я сказал: «Господи! Я в этой церкви только неделю назад говорил об этом, неужели я снова должен проповедовать на эту тему? У меня даже нет никаких примеров сегодня. Я могу только встать и прочитать, что в последние дни наступят времена тяжкие, и люди будут непримирительны».
Что такое непримирительны? Они не хотят помириться. Не то, что они не могут, а они не хотят. Они не делают никаких шагов к примирению, не совершают никакого подвига к этому. А Христос, чтобы нас примирить с Богом и друг с другом, не пришел просто так, не взял нас за руки, а Он сделал самое великое: Он умер на кресте, чтобы нас помирить с Богом. Поверьте, мир дается дорого, поэтому Христос сказал, что блаженны миротворцы. Почему они блаженны? Почему у них особое название? Потому что они будут наречены сынами Божиими. Не чистые сердцем, не кроткие, не плачущие, не гонимые, а миротворцы будут наречены сынами Божиими. Потому что это люди, которые много жертвуют. Без жертвы невозможно быть миротворцем; без страдания, без креста невозможно быть миротворцем. Нужно распять себя, чтобы творить мир. А если себя не распять, то можно этот мир рушить, терять и отнимать у других людей.
Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его. Рим. 5:10
Знаете, это сейчас Господь наполняет мои уста, а тогда я был неспособен этого сказать. «Господи, я не могу проповедовать на эту тему!» – потому что не было сил. И тогда Господь послал мне прекрасные мысли и слова в сердце: «Тебе необязательно проповедовать на эту тему, есть другой путь, как это сделать». И Бог напомнил мне такие слова из Библии: «Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию» (1 Кор. 14:26).
А в этом собрании была одна сестра, через которую иногда истолкования бывают, и Господь мне посылает такое понимание: «Сейчас ты будешь молиться и ходатайствовать Духом за эту церковь, и будет истолкование». И я ободрился и почувствовал, что это как раз то, что хочет Господь, потому что проповедовать я не могу. А когда подошла моя очередь, я встал и сказал: «Братья и сестры, вы знаете, что Господь очень любит эту церковь, про нее уже говорилось много. Сегодня Он желает еще раз напомнить вам о Своей любви, из того вы узнаете, что Господь среди вас. Мы будем молиться, и когда меня Дух Святой наполнит, потом будет истолкование, чтобы вы познали, как любит вас Господь».
Один брат, сидящий рядом, подумал: «Ну, брат Коля! Откуда ты знаешь, что Бог собирается послать истолкование того, о чем ты будешь молиться?» Это он мне потом уже рассказал, а я в то время нисколько не сомневался, потому что я был уверен, что это от Бога. И когда мы стали молиться, Дух Божий наполнил меня, и было сильное ходатайство, а когда я сказал: «Аминь!», Бог взял в удел эту сестру, и Он сказал: «Сын Мой, поистине твое доверие Мне дороже всех слов, но Я хочу сказать тебе то, что сейчас Дух говорил – это тайна, и Я открою ее тебе». Дальше Дух начал говорить, это было удивительно.
А перед тем, как я начал говорить, проповедовали братья, молились, и одна сестра, возвысив голос, благодарила громким голосом во всеуслышание: «Господи, я благодарю Тебя, что Ты любишь меня, что Ты продлил мне жизнь». Она действительно недавно была при смерти, и Бог ее вернул к жизни. Она так громко с дерзновением молилась, что все подумали: «Вот это сестра! Как у нее все хорошо, духовно». Но потом Господь стал ей говорить: «Душа, стоящая предо Мною и хвалящая, и говорящая: “Благодарю Тебя, Господи, что ты продлил мне жизнь и от смерти вернул”, – душа твоя не в примирении с твоими детьми. Как ты возвышаешь голос хвалы Мне?» Потом дальше Дух начал ходатайствовать за народ: «Отец, Отец, они пришли пред лицо Твое, и они хотят получить мир, но нет мира, потому что они не в примирении. Кто-то не примирен с братьями и сестрами, кто-то с детьми, кто-то с родителями, кто-то с соседями». Я своими словами сейчас говорю: «Эти люди пришли не в примирении, они не могут получить мир, они уйдут с ранами отсюда, потому что не хотят помириться».
Знаете, это меня потрясло, потому что эта сестра не знала, о чем я говорил в прошлый раз, и не знала, о чем мне сейчас Господь полагал говорить, но именно это и сказал Господь, только очень чудесным образом. Если бы я встал и сказал, что они непримирительны, то они это прекрасно знают, но когда Бог таким образом заговорил к ним, то их сердца сокрушились и они начали плакать.
Дорогие друзья, сегодня так много людей, которые знают прекрасно истины Священного Писания, но Бог многократно и многообразно призывает их. И как говорит Священное Писание: «Народ Мой закоснел в отпадении от Меня, и хотя призывают его к горнему, он не возвышается единодушно» (Ос. 11:7). Как бы Господу хотелось, чтобы сегодня народ Божий единодушно возвысился к горнему. Но этого, к сожалению, Господь тогда не наблюдал и теперь не наблюдает.
Часть 2