О полноте церкви
Слава Богу, братья и сестры, хочу сказать вместе с вами, превознести имя Божие. Я понимаю, что никто из людей не способен сказать все за один раз и даже за десять раз, чтобы у нас не было такой мысли, что вот кто-то придет и нам все расскажет. И чтобы не было мысли у проповедника: вот приду и расскажу все. Не придет никто и не расскажет всего. Скажет немножко, потом другой скажет немножко, и все понемножку скажут; насытились и пошли домой. И не надо так думать, что вот что-то особенное должно произойти, что кто-то особенный приедет и будет особенно говорить. Мы говорим по мере веры и познания, которое дарует для нас Господь, и учимся от Господа, а Он преподает нам эти уроки.
Я хочу порассуждать сегодня о полноте, которую должна иметь церковь, а церковь – это мы с вами, братья и сестры. Все мы тело Христово. Мы по плоти имеем какой-то вес, и иногда бывает это сверх меры, иногда это меньше меры, потому есть соответствие роста и веса, массы то есть. Господь желает, чтобы у нас все было пропорционально, чтобы мы правильно развивались, в должном направлении. Если посмотреть на Христа, хотя мы никто не видели Христа по плоти, но мы представляем Его не очень высоким. Я не представляю Христа двухметровым, и не представляю Его в полтора метра. Правда ведь? Мы представляем Его среднего роста, наверно, метр семьдесят, метр семьдесят пять. И мы не представляем Его очень тучным, но и не представляем Его очень тощим, таким худым, худым; таким мы Его не представляем. Он был нормального роста, нормального веса, все было пропорционально, красиво, правильно, потому что красота заключается в пропорции, в правильности. Если нет пропорции: у человека, например, нос очень длинный, уши очень большие, или, наоборот, очень маленькие, это некрасиво смотрится. У Господа нашего Иисуса Христа все было красиво. В Его теле все было красиво, и в церкви должно быть все красиво, мы должны быть красивыми по духу нашему. Вот об этой красоте, об этой полноте я хотел бы немного порассуждать.
Я прочитаю послание к Ефесянам: О Христе написано:
«И посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства и власти и силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1:20–23).
Здесь сказано о церкви, что она является полнотой Наполняющего все во всем. Наш Господь является наполняющим, и у него есть наполнители, и Он наполняет нас и желает, чтобы мы были наполнены. То есть, чтобы мы были полны, без всякого недостатка.
Если мы посмотрим на свой вес, или на свое духовное состояние, то мы можем увидеть в себе недостатки любви, кротости, смирения, тех добрых качеств, которые были во Христе Иисусе, потому что в Нем обитает вся полнота божества телесного. Во Христе все было в полноте: радость была полная, мир, долготерпение, благость, все было в полноте, без всякого недостатка. Ему не надо было уже достигать, это был Бог, пришедший во плоти.
Апостол Павел сказал о себе: «Я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил. 3:13–14). В другом месте, чуть выше: «Чтобы достигнуть воскресения мертвых. Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (Фил. 3:11–12). Глядя на Христа, Апостол Павел видел себя еще с недостатками. Если Христос имел какой-то вес, то Павел хотел как раз встать на чашу весов, чтобы занять такое же положение, понятно, что это в духовном состоянии. Чтобы терпеть, как Христос, прощать, как Христос, любить, как Христос. Другой высоты для него не было, только Христос. И Павел в своем духовном состоянии еще не видел той полноты. А если Павел говорил, что не почитает себя достигшим, то что мы скажем о себе?
Какие мы, если посмотреть на нашего духовного человека? Может быть, мы духовные дистрофики, потому что есть такая болезнь: дистрофия. Это очень некрасиво. Нам приходилось видеть очень, очень худых людей, тощих людей. Но существует некоторая закономерность: вот во время блокады в Ленинграде, когда девятьсот блокадных дней переживали жители Ленинграда, то можно было видеть и взрослых и детей весьма тощими и худыми. Если вам приходилось видеть снимки или документальные съемки заключенных в концлагерях… Мне приходилось вот недавно побывать в Израиле, в Иерусалиме, там мемориал такой большой, и видеть жертвы Холакоста и других концлагерей, вы знаете, это просто невозможно смотреть без слез. Очень страшно, дети лежат на улице, и никто их не подбирает, потому что таких детей очень много, у них кожа и кости, и они умирают, от голода умирают.
Братья и сестры, ну, мы ведь не живем во времена голода, у нас так много хлеба. Давайте скажем: «Слава Богу!» И, на самом деле, у нас так много хлеба, но почему-то духовная дистрофия постигает нас. Либо в результате того, что мы не питаемся правильно манной небесной. Или, питаясь, все-таки происходят какие-то процессы в нашем духовном организме, которые влияют на духовный рост, такое тоже случается. Вам приходилось встречать или слышать о таких людях, которые едят курицу сразу, потом еще картофеля пять килограммов сразу, и еще сразу много, очень много едят, а сами очень худые. Слышали такое, видели? Бывает такое? Да, мы знаем, такое бывает, и они постоянно худые. Что произошло? Что за процессы, которые происходят внутри человека? Есть некоторый секрет, есть какая-то причина. Человек слушает слово Божие, слушает проповедников, самого Христа слушал, а все равно худой был. Что такое худой? Раздражался, кричал, завидовал, серебро любил, гордый был. То есть духовного развития не было, оставался плотским человеком. Самую лучшую проповедь выслушивал, а все плотской оставалсяотчего? Давайте поищем причину, почему нет полноты.
Ведь тело Христово – это церковь, а мы являемся членами тела Его. Здесь можно говорить и о поместной церкви, можно говорить и о личном духовном состоянии, но причина? Я хочу вам сказать одну из причин, всего не знаю, но одну знаю точно. В некоторых людях поселяются черви. Это неприятно, я понимаю, сейчас идет Богослужение, и говорить о червях. Но в Писании говорится о червях, о жуках, о саранче и о многом. Иногда бывают маленькие черви, и бывают большие черви, и иногда бывают очень большие черви. В одном человеке нашли в несколько метров червя. И что? Он жил там. А чем он жил? Чем жил этот червь? А он жил тем, чем человек питался, и он всю пищу забирал себе, а человек оставался худой, его ветром качало – ветром учения, переводите на духовное. Его качало ветром учения то направо, то налево. А почему? Он имел что-то внутри себя, в желудке своем, а желудок – это сердце, потому что пищу, которую мы принимаем, она попадает в сердце.
Я открою название этого червя – это просто грех. Но если сердце наше не право, если там есть грех, то этот грех высушит всю жизнь человека, и не будет полноты. Надо исповедоваться, надо покаяться, надо ко врачу придти и сказать: «Послушайте, доктор, я зарабатываю деньги, покупаю продукты, съем, выпью молока много, а в весе не прибавляюсь». Доктор посмотрит, послушает, и скажет: «О, дорогой, вот тебе таблетка». Ну, как дети обычно не хотят горькую таблетку, они все сладкое хотят. Сейчас сиропы такие изобрели сладкие. И мы тоже хотим, чтобы проповедник встал и нам сладкие сиропы давал, чтобы мы пили. А у Бога бывает такая таблетка, что надо ее проглотить, то есть исповедоваться надо. А исповедоваться никто не заходит, подняв голову. Когда приходится встречаться, да и самим исповедоваться, мы заходим, опустив голову, нам стыдно говорить, нам неприятно признать свою вину. Мы начинаем с маленького: такого червячка положим маленького и говорим, что вот это есть у меня. Ну, побольше достанем, а самого большого солитера мы держим в конце.
Я был в одном городе, брат предложил там побеседовать с людьми, которые хотели бы исповедоваться. И так мы беседовали сколько-то времени, рассуждали, плакали вместе, радовались вместе. Слава Богу! И вдруг этот брат – служитель находит одного молодого брата, лет двадцати, наверное, и говорит: «Слушай, ты куда идешь?» Он говорит: «Да я домой пошел». – «Эй, подожди, подожди, тебе исповедоваться надо». Он говорит: «Да я домой иду», – «Нет, стой, подожди, сейчас вот выйдет человек, и ты зайдешь и будешь исповедоваться». Ну и, можно сказать, втолкнул его в эту дверь. Брат зашел, я спрашиваю: «Ты что?» – «Да вот брат сказал, что исповедоваться надо». – «Но это ведь дело добровольное, а вообще ты как думаешь, тебе надо?» Он замялся, я вижу, что надо: «Так давай, поговорим, облегчи свое сердце, давай порассуждаем». И, правда, он сел. Стали говорить о том, о другом и так далее, он много чего рассказал. А потом я спросил: «Все?» Он говорит: «Все». Он встал и стал выходить. Я говорю: «Слушай, если все, то, слава Богу, а ведь я вижу, что еще не все. Ведь что-то ты оставил в сердце. Ты можешь мне не говорить, мне это неинтересно знать, конечно, но ты что-то оставил, и с этим ты пойдешь, и оно приведет тебя в погибель. Может быть, ты все-таки останешься? Открой, выйди освобожденным». И он достал такого большого-большого солитера, выложил, и теперь это было все. Он такой радостный, мы помолились, и он пошел, и теперь он будет тучнеть в Господе.
А как мы сегодня, в духовном, что там в сердце нашем? Об одном человеке написано: «Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» (Деян. 12:23). Это Ирод. Черви напали на него, и они ели его до такой степени, что он умер от этих червей. Черви никого еще не спасали, черви только уничтожали. Черви – это наши мысли, нечистые мысли. Все начинается с мысли. И когда в нашей голове целый клубок этих мыслей, они начинают высасывать все доброе, что мы получаем на собрании. Читая даже самостоятельно Библию, нам, кажется, и порадоваться бы, и уверовать покрепче в Господа, но видим, что мы остаемся все плотскими год за годом. В чем дело? Давайте поищем причину.
Если нам перевести на церковь, то иногда в церкви появляются черви и солитеры. Это уже не о мыслях, это уже о чем? Не о чем, а о ком? Начинаем смотреть по сторонам: «Интересно, про кого это будут сейчас говорить?» Ну, про кого, наверно, про него, про нее. Нет, не про него, не про нее, а про тебя, про меня. Бог хочет, чтобы мы обратили внимание на нас самих: не являюсь ли я этим червем? Червем, который высасывает соки. Два червя зашли в собрание: Анания и Сапфира, это они высасывают соки. И когда появляются негодные люди в собрании, и когда они разрушают дело Божие, то церковь не может развиваться. Тело Христово не может развиваться, и поэтому они были поражены, Ананий и Сапфира, они пали бездыханными, а Господь ежедневно прилагал спасаемых к церкви. Слава Богу! Каждый день церковь становилась полнее и полнее. А бывают церкви все меньше и меньше, кто-то высасывает, и церковь все меньше и меньше. Говорят: «А тут была церковь», а уже нет здесь никого. Все умерли, и церкви больше нет.
Я хочу сказать вам, что у меня лежит на сердце. Не хочу льстить, у меня было такое слово, когда я пришел в собрание, и было пение, я посмотрел, как народ собирается, я хотел бы сказать вам от сердца: у вас есть будущее. В вашей церкви есть будущее. Я это Духом чувствую, что вы направлены на такой путь развития, духовного возрастания. Если будете углубляться, самих себя исследовать, и, находя что-то нечистое, убирать, то эта церковь будет умножаться. Да благословит Господь.
Но давайте продолжим еще немного рассуждение наше, чтобы нам избежать вот этого похудания. Прочитаю одно место из Писания: «И было после того: у Авессалома, сына Давидова, была сестра красивая, по имени Фамарь, и полюбил ее Амнон, сын Давида. И скорбел Амнон до того, что заболел из-за Фамари, сестры своей; ибо она была девица, и Амнону казалось трудным что-нибудь сделать с нею. Но у Амнона был друг, по имени Ионадав, сын Самая, брата Давидова; и Ионадав был человек очень хитрый. И он сказал ему: отчего ты так худеешь с каждым днем, сын царев, — не откроешь ли мне? И сказал ему Амнон: Фамарь, сестру Авессалома, брата моего, люблю я» (2 Цар. 13:1–4). Этот человек заметил, что царев сын сидит за царским столом, царскую пищу ест, а с каждым днем худеет и худеет. Почему? У него появилась похоть, у него появилось греховное желание. Когда у человека появляется греховное желание, намерение и планы, он не может духовно возрастать. Он не может радоваться, не может прощать, любить, он не может, он будет худеть с каждым днем. Посмотрим на наши сердца, какие наши желания, какие наши планы и стремления. Если они не правы в очах Господних, если это греховное, то не жди духовного развития. Не жди полноты, радости, не будет этого. Мы будем худеть с каждым днем, но сохранит нас Господь.
Суламита, церковь Господа Иисуса Христа, она говорит о себе так: «Я — стена, и сосцы у меня, как башни; потому я буду в глазах его, как достигшая полноты» (П.П. 8:10). Суламита даже в голоде не ропщет. Даже когда избивают церковь Господа Иисуса Христа, она может радоваться. Павел и Сила – прекрасные примеры, и Павел сказал: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке» (Фил. 4:12). Это была полнота, это был духовный рост. У нас сегодня чуть-чуть на столе что-нибудь поменялось, или в зарплате, или в пенсии, в погоде поменялось, и черви начинают нас точить. Мы начинаем не довольствовать и роптать. А церковь – она достигшая полноты.
Братья и сестры, если нам дано было сейчас увидеть наше духовное состояние в виде человека, потому что духовный человек имеет образ внешнего человека. У духовного человека есть глаза, уши, руки и ноги, он отображает внешнего человека. Я иногда предлагаю в церкви представить это, и говорю: «Представляете, мы заходим в собрание, то есть наш дух: кто на костылях, кого на кроватях несут, кто слепой приходит в собрание, но не унывайте, братья и сестры, выходим мы зато ободренные, исцеленные, слава Богу!» Ну а если под другим углом посмотреть на наше духовное состояние, может быть, я бы стоял перед вами, если бы открылись ваши глаза: дистрофик, худенький, маленький. Вот так бы стоял и что-то говорил вам, учил, Господи, как бы мне не хотелось таким оказаться. И что, я Христу такой понравлюсь? Он скажет мне: «Ты достиг полноты?» Нет, я Ему такой не понравлюсь, поэтому Он и говорит мне сегодня: «Я хочу, чтобы ты полнел». Слава Богу! Чтобы мы пополнели, потучнели, чтобы были такие полные.
Еще одно место я прочитаю: «По прошествии двух лет фараону снилось: вот, он стоит у реки; и вот, вышли из реки семь коров, хороших видом и тучных плотью, и паслись в тростнике; но вот, после них вышли из реки семь коров других, худых видом и тощих плотию, и стали подле тех коров, на берегу реки. И съели коровы худые видом и тощие плотию семь коров хороших видом и тучных. И проснулся фараон» (Быт. 41:1–4). И вы знаете, что произошло, там дальше написано, что и незаметно было, что тучные коровы вошли в утробу тощих. Потом «Заснул опять, и снилось ему в другой раз: вот, на одном стебле поднялось семь колосьев тучных и хороших. Но вот, после них выросло семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром; и пожрали тощие колосья семь колосьев тучных и полных. И проснулся фараон и понял, что это сон» (Быт. 41:5–7). Что происходит с нашими сердцами – грех поглощает, грех истребляет.
И в заключении, потому что я сказал, что невозможно всего сказать, и у меня нет такой цели, слава Богу, Бог меня освободил от этой цели все рассказать, я прочитаю еще одно место, и желание мое: просто дать направление и в этом направлении рассуждать: «Бог даровал Даниилу милость и благорасположение начальника евнухов. И начальник евнухов сказал Даниилу: боюсь я господина моего, царя, который сам назначил вам пищу и питье: если он увидит лица ваши худощавее, нежели у отроков, сверстников ваших, то вы сделаете голову мою виновною перед царем. Тогда сказал Даниил Амелсару, которого начальник евнухов приставил к Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии: «Сделай опыт над рабами твоими: в течение десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья; и потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отроков, которые питаются царскою пищею, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь». Он послушался их в этом и испытывал их десять дней. По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами» (Дан. 1:9–15). Слава Богу!
Что на столе нашем сегодня? Что мы смотрим, что мы слушаем, чем мы питаемся, как мы тучнеем и как мы полнеем. Эти юноши не хотели оскверняться яствами с царского стола. Иоанн говорит:
«Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Иоан. 2:16–17).
Мое пожелание себе и каждому слушающему: тучнеть, полнеть в Господе, питаться словом Божиим. А если грех проникает, то каяться, исповедоваться, не давать врагу места и благословлять Господа Иисуса Христа. Пусть Господь нас всех благословит!