О кознях диавольских. Часть 1
Я хочу поделиться с вами Божиим словом. Слово Божие, оно так чудесно – не передать. Давид хотел познать Божие слово, он сравнивал его и с медом, и с золотом, и с серебром, и много с чем сравнивал, но не нашлось сравнения, и в конечном итоге он сказал: «Я видел предел всякого совершенства, но Твоя заповедь безмерно обширна» (Пс. 118:96).
Небо, говорят, бездонное. Люди всегда завидовали птицам, думали, что птицы свободны, наконец, они научились летать на самолетах. Я летал на самолетах много раз – это очень чудесное чувство, когда взлетаешь в воздух и летишь, открывается прекрасная панорама, свободный полет, но все равно он приходит к концу. Люди стали в космос выходить и какие-то планеты видят в космосе, некоторые на луну высаживались, но все-таки это очень ограничено. Люди исследуют небо, исследуют космос, кто-то исследует глубины океана, спускается на самое дно глубокой впадины, например, на десять и более километров в океане. Но некоторые люди удостоены большей милости – не космос исследовать, не землю, не океаны, как звучит один псалом:
«Небо, оно не случайно, небо – глубокая тайна, но Библии свет перед нами нам открывает ее…»
Это тайна, небесная тайна. Она открывается в Библии. Даже Господь говорит: «Поднимите глаза ваши к небесам, и посмотрите на землю вниз: ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда, и жители ее также вымрут; а Мое спасение пребудет вечным, и правда Моя не престанет» (Ис 51:6).
Чтобы уповать на это слово, нужно познать Его. Если я не познал Божие слово, я не буду уповать на него, я не буду доверять ему, я не буду полагаться на него и опираться. Но если я познал слово, я могу в полноте положиться на него и довериться, и оно меня не подведет, потому что Он сказал: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Лк. 21:33). И Он сказал Аврааму: «Есть ли что трудное для Господа?» (Быт. 18:14); «Ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт. 17:1); «Не бойся, Аврам; Я твой щит» (Быт. 15:1). И этот Бог, Бог Авраама, стал и нашим Богом, и Он хочет, чтобы мы ходили пред Ним и уповали на Его святое слово: «Блаженны все, уповающие на Него» (Пс. 2:12), потому что уповающие на Него не постыдятся.
3 Человек полагает предел тьме и тщательно разыскивает камень во мраке и тени смертной. 4 Вырывают рудокопный колодезь в местах, забытых ногою, спускаются вглубь, висят и зыблются вдали от людей. Иов 28:3-4
На любую тему можно говорить воодушевленно. Если мы будем проникать в глубину, мы всегда увидим что-то хорошее, только важно докопаться до этой глубины. Вы знаете, что, когда роют колодцы, цель этого рытья – дойти до чистой, прозрачной, студеной воды, которая утоляет жажду, имеет чудесный вкус без всяких примесей. Но с чего это начинается? Это начинается, в основном, с грязи, люди грязь пробили, потом камни, потом глину, или песок, или сланец. Трудно им пробиваться, копают, копают, не могут, опустили руки: не будем копать. Но кто докопается, тот не пожалеет, что он грязь прошел, глину прошел, камни прошел, песок прошел, много чего прошел – это не была цель, цель была – добиться воды.
И вот, слово Божие можно поверхностно проповедовать, и когда проповедуется поверхностно, то оно воспринимается поверхностно, люди от этого устают. Это – как постоянно рыть колодцы и останавливаться то на грязи, то на камнях или на песке. Но люди, которые вникают, они вознаграждаются. Христос сказал фарисеям:
«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Иоан. 5:39).
То есть эти люди не исследовали Писания, они так и не дошли до той цели, для которой Писание дано нам. Исследуя Писания, человек должен увидеть Христа. Если я, читая Писания, еще не увидел Христа, значит, я не правильно углубился, еще не достиг цели, поэтому я должен молиться: «Господи, я собираюсь теперь читать Твое Слово, и я хочу добиться цели». А цель – увидеть Христа, ибо все Писание дышит Христом, потому что это – Слово, а Христос и есть Слово, как написано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Иоан. 1:1-5). «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Иоан. 1:14).
2 Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего. Пс. 137:2
И это Слово Божие сегодня у нас есть. Мы можем им насыщаться, исследовать, читать, изучать, повторять, проповедовать, делиться, утешаться, молиться, опираясь на Слово Божие – это самое лучшее богатство, и дай нам Господь это уразуметь, потому что в Слове Божием – жизнь. Ибо Бог сказал: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4).
Но это вступление, а теперь мы перейдем к теме. Я буду читать: «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Иоан. 10:10).
Иисус Христос здесь говорит о воре и о Себе. Кто такой вор? Как вы думаете? Почему здесь Христос называет диавола вором? Потому что Господь хочет, чтобы люди понимали, с кем они воюют. И Апостол Павел говорит: «…чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы» (2 Кор. 2:11). Если человек не знает, какой человек с ним рядом находится, то он может лишиться кошелька, а может лишиться и жизни. Если я иду по ночной улице, а ко мне подходит бандит, разбойник, который претендует на мои деньги, а я не остерегся, не поторопился укрыться, уйти куда-то, а пошел рядом с ним, заговорил с ним – все, я останусь без денег, если он сильнее меня, а если это убийца, то и жизни он меня может лишить. Почему? Потому что я не подозревал, я не знал умыслы этого человека, который встретился со мной на ночной улице. Вот и сегодня диавол господствует в этом мире, владычествует в этом мире, как написано: «Вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» (Еф. 2:2), а Христос нас избавил. Но противник продолжает воевать, и Павел говорит, что умыслы его не безызвестны, и Христос, чтобы мы яснее понимали умыслы сатаны, называет его здесь не сатаной, не диаволом и не лукавым, потому что «сатана» – это не совсем понятное название для русского человека, это не русское слово и непонятное. «Диавол» – тоже непонятное слово, «лукавый» – уже более понятное, он переполнен лукавством, а вот «вор» – это понятное слово. Вор! Когда вы это слово слышите, какие у вас всплывают представления? Это жестокий человек. Правда? Это бессердечный человек. Это человек, которому чужды все чувства сострадания и умиления, любви и ответственности. И вы знаете, здесь говорится, диавол, как вор, приходит украсть, убить и погубить. И я сегодня хотел немного коснуться его тактики. Библия говорит, что мы постоянно воюем, и книга Откровения говорит об этом более, чем какая-либо другая книга Библии. А почему? Потому что книга Откровения написана для Христиан последнего времени, потому что книга Откровения написана для Церкви, которая ждет восхищения, книга Откровения написана для тех, которые будут с Христом на облаке, в славе. Эта книга написана для тех, которые будут побеждать, и здесь раскрыто все, что нужно для победы.
8 Царь Сирийский пошел войною на Израильтян, и советовался со слугами своими, говоря: в таком-то и в таком-то месте я расположу свой стан. 9 И посылал человек Божий к царю Израильскому сказать: берегись проходить сим местом, ибо там Сирияне залегли. 4 Цар. 6:8-9
Мы будем говорить о тактике врага, потому что если мы не знаем его тактики, его умыслов, мы можем расслабиться, можем позволить ему обольстить нас, искусить нас, обмануть нас. Мы не должны этого позволить. Почему Павел был успешным воином Иисуса Христа? Потому что он знал умыслы сатаны. А откуда он знал? Это Бог открывал ему, что замышляет враг. Как вы думаете, Бог открывает нам, что враг замышляет? Открывает. И когда мы начинаем молиться и поститься, Бог это отвращает. Это нам для того, чтобы мы правильную позицию заняли, не для того, чтобы мы испугались, растерялись: «Ой, что враг замышляет!» Так он на то и враг, чтобы это замышлять, а мы на то и воины, чтобы взирать на Вождя и побеждать. Он – Вождь воинства Господня, он поборает за нас, и Библия говорит, что «Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны» (Исх. 14:14). Но когда мы не уповаем на Него, теряемся, боимся, смущаемся, тогда враг атакует. А когда противоположная сторона не знает намерения противника, она всегда несет поражение.
Земная война очень наглядно показывает нам тактику сатаны, потому что сатана – это автор всех войн, и это он учит людей воевать. Бог не учит людей воевать, Бог учит людей миру, Бог учит людей любви, Он учит молиться за обижающих и проклинающих, а диавол внушает ненависть, он учит воевать, вооружаться, стрелять, насиловать, ненавидеть, уничтожать – это его цель. Он приходит украсть, убить и погубить. И потому нам надо учиться воевать в духовном мире – против духов злобы поднебесных. Мы должны уметь обороняться, и не только обороняться, но и наступать, ибо пока наш противник не будет низложен, он будет снова и снова предпринимать попытки наступать на нас.
Итак, мы посмотрим в книгу Неемии, здесь описывается такая интересная история: как бы образ сатаны предстает, как бы некий облик в лице человека.
«Когда дошло до слуха Санаваллата и Товии и Гешема Аравитянина и прочих неприятелей наших, что я отстроил стену, и не оставалось в ней повреждений – впрочем до того времени я еще не ставил дверей в ворота, – тогда прислал Санаваллат и Гешем ко мне сказать: приди, и сойдемся в одном из сел на равнине Оно. Они замышляли сделать мне зло. Но я послал к ним послов сказать: я занят большим делом, не могу сойти; дело остановилось бы, если бы я оставил его и сошел к вам. Четыре раза присылали они ко мне с таким же приглашением, и я отвечал им то же. Тогда прислал ко мне Санаваллат в пятый раз своего слугу, у которого в руке было открытое письмо. В нем было написано: слух носится у народов, и Гешем говорит, будто ты и Иудеи задумали отпасть, для чего и строишь стену и хочешь быть у них царем, по тем же слухам; и пророков поставил ты, чтоб они разглашали о тебе в Иерусалиме и говорили: царь Иудейский! И такие речи дойдут до царя. Итак приходи, и посоветуемся вместе» (Неем. 6:1-7).
Смотрите, интересно, он понял, что бесполезно на переговоры вызывать. Четыре раза! Смотрите, он один раз послал – Неемия отвечает? Нет. Второй раз – нет, третий раз – нет, четвертый раз – нет. Это тактика врага, он снова и снова делает свое, он не хочет сдаваться. Поймите, и некоторые Христиане прекращают с ним войну, один раз отбили его и думают, что он больше воевать не будет, но ведь это не так. Пока мы на земле, он будет против нас воевать, но Бог дал нам победу. И эта победа в имени Иисуса Христа. Слава Богу! И мы должны в это верить! Только вера, она даст победу. Бог сказал, что верующий жив будет своей верой. «Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души» (Евр. 10:38-39).
20 И поражал каждый противника своего; и побежали Сирияне, а Израильтяне погнались за ними. Венадад же, царь Сирийский, спасся на коне с всадниками. 21 И вышел царь Израильский, и взял коней и колесниц, и произвел большое поражение у Сириян. 22 И подошел пророк к царю Израильскому и сказал ему: пойди, укрепись, и знай и смотри, что тебе делать, ибо по прошествии года царь Сирийский опять пойдет против тебя. 3 Цар. 20:22
Итак, четыре раза, а на пятый раз он поступил коварно. Что такое коварство? Это злонамеренность, прикрытая показной доброжелательностью. Он как-то так доброжелательно говорит: «Вот, тут такие слухи про тебя ходят плохие, а если эти слухи дойдут до царя, что ты тогда будешь делать? Приходи, посоветуемся, как избежать этой плохой ситуации». «Но я послал к нему сказать: ничего такого не было, о чем ты говоришь; ты выдумал это своим умом» (Неем. 6:8).
Враг выдумывает своим умом, чтобы Христианин растерялся, он выдумывает свои диавольские мысли и посылает их человеку. А человек теряется, Господи, какие у меня мысли плохие, какой я грешный человек. Ой, о чем я думаю, прости меня, Господи!» Причем за каждую мысль начинает каяться, а сатана рад: «Как хорошо удалось победить этого человека!» Но Неемия был умный человек, он говорит: «Ничего такого не было, это ты все выдумываешь, диавол, а я не согласен с тобой». Вот как должен Христианин реагировать на мысли, которые посылает диавол. И что дальше? Вы думаете, он на этом остановится? Нет.
«Ибо все они стращали нас, думая: опустятся руки их от дела сего, и оно не состоится; но я тем более укрепил руки мои» (Неем. 6:9).
Итак, цель диавола была какая? Чтобы Неемия опустил руки, чтобы стена была недостроена, и сатана один раз бил по рукам, второй раз бил, третий раз бил, пять раз бил по рукам, думая: «Буду бить по рукам, все равно опустятся руки». А что Неемия отвечает? «Чем больше враги бьют меня по рукам, тем больше я укрепляю мои руки». Слава Богу! И где это он нашел силу, чтобы укреплять руки? Это у Господа. Господь укрепляет снова и снова, потому что «вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает. Разум Его неисследим. Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость» (Ис 40:28-29). Вот какой наш Бог. К такому Богу мы пришли. Его не нужно носить на руках, с Него не нужно смахивать пыль, Его не нужно покрывать позолотой, Он сам дает всему жизнь, дыхание и все. И все, которые с Ним, они не посрамятся во веки. Слава Богу! Итак, смотрите, это первая история, она в Ветхом Завете.
Брат Коля (г. Минск, Беларусь)