О действии Божией благодати
Мир вам, братья и сестры! Мне хочется сегодня сказать о действии Божией благодати. Буду читать текст из Священного Писания: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор. 8:9). Апостол Павел указывает на один такой доступный для Коринфян объект веры: благодать Господа Иисуса Христа, и он утверждает, что «вы это знаете». Что-то было доступно и известно уверовавшим в Коринфе.
Апостол Петр говорит: «Ибо вы вкусили, что благ Господь. Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Петр. 2:3-5). Апостол Петр пишет свое послание, и он не сомневается, что те, кому это послание адресовано, они знают то, о чем он пишет, и они знают Божию благодать.
16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, 17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Иоан. 1:16-17
В энциклопедии Брокгауза это слово «благодать» толкуется такими словами: милость, милосердие, благосклонность, благорасположение, сострадательная любовь. Я слышал, как некоторые проповедники толкуют слово «благодать» как незаслуженная милость, но милость, она в общем-то всегда незаслуженная. Благодать – это расположение Бога к нам, и Бог желает, чтобы мы были такими же, как Он.
В Ветхом Завете к Израилю и в Новом Завете к церкви Христовой Бог обращается с таким призывом: «Будьте святы, потому что Я свят». Это уже сторона чистоты, это строгая сторона. В отношении любви, Бог также претендует на то, чтобы мы были исполнены этой Божией любовью. Апостол Павел призывает: «Итак подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф. 5:1-2). Это было не только теоретически известное и понятное для верующих людей: и евреев, и язычников – действие Божией благодати, но это понятно и в настоящее время.
Мы сегодня слышали свидетельства брата и сестры о своем обращении, и я заметил сходство: когда переступили они место, где было собрание народа Божиего, и когда их коснулся Господь, то они нечто уразумели. Это откровение, что Бог есть, и не только то, что Он есть, но и то, что Он нас любит, что Он очень расположен к нам, Он нам сострадает, Он обращает на нас Свое внимание – это великая драгоценность. Благословенный проповедник Америки Дейл Муди когда-то сказал: «Никогда не говорите человеку, что он уже обращен, никогда не говорите ему, что он спасен, – пусть Дух Святой откроет ему это. Вы сами не можете видеть, когда человек получает жизнь вечную, вы не можете взять на себя ответственности и обмануть кого-нибудь в этом великом деле, но вы можете помочь ему в его вере и доверии к слову Божиему и направить его на правильный путь. Но само непосредственное свидетельство дает Сам Бог, и человек соприкасается с действием благости Божией».
37 Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? 38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Деян. 2:37-38
Помните, первый день Пятидесятницы, когда исполненный Святого Духа Апостол Петр проповедовал, и большая толпа слушала его, и из всей этой толпы три тысячи душ обратились с покаянием и вступили в завет с Господом. Меня поражает этот шаг тех людей, которые в свое время были такие утвержденные и такие неверующие в Иисуса, но когда они соприкоснулись с действием Божией благодати, расположением Божиим, милостью Его – это не просто какие-то заученные фразы произнес Апостол Петр, там не только звуки были, там было действие живого Бога, там было осязание живого Бога, и эти люди, они сказали: «Что нам делать, мужи братия?» (Деян. 2:37). Это крик утопающего, это крик о помощи погибающею человека, и это человек, который видит, где есть помощь и к кому за этой помощью можно обратиться.
Мы читаем еще в Ветхом Завете, что такой наш Бог. Характеризуя Себя, Господь Бог открывается Моисею, Он говорит: «…Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх. 34:6-7). Такой Бог, Которого знал Израиль, и такой Бог, о Котором мы также слышим.
Еще вспоминается одно заявление ветхозаветного пророка Ионы. Бог посылал Иону в языческий город Ниневию. Там были люди, действительно заслуживающие осуждения. И хотя Иона, видимо, полного текста откровения еще не знал, он знал только, что Бог ему повелевает идти в великий город Ниневию, но Иона уже предчувствовал: «А что же будет дальше?» И он не пожелал туда идти. (См. Капризы Ионы)
Однако Бог направил его туда чудесным образом, и Иона проповедовал в Ниневии, а после, когда Ниневитяне соприкоснулись с расположенностью и добротой Божией, они отреагировали покаянием. Иона сидел и внимательно следил за тем, что же будет дальше. А дальше Бог продолжает миловать.
Время проходит, и Бог не поражает и не уничтожает этот великий город. И Иона творит: «О, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты – Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, и сожалеешь о бедствии» (Ион. 4:2).
11 Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев? Иез. 33:11
Оказывается, ему это было известно, ему так хотелось, чтобы этих негодных язычников, которые были не просто конкуренты, но они были угрозой для Израиля, чтобы их не стало, чтобы их уничтожил Бог в Своей справедливости и святости. А Бог продолжает миловать, а Бог расположен к этим людям. Но не будем забывать и другую сторону. Мы имеем дело с Богом святым. И этот святой Бог, желающий явить любовь к нам, язычникам, негодным грешникам, не может поступиться Своей справедливостью и святостью.
Написано, и этот текст хорошо знают даже новообращенные: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3:16). Бог так расположен к этому погибающему миру, что отдал Сына Своего Единородного. Апостол Павел, указывая на эту жертву, говорит: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа…» (2 Кор.8:9). Что вы знаете? Что мы знаем об Иисусе? Можно быть просто информированными людьми, просто быть религиозными, и можно знать Иисуса прощающего, можно знать Иисуса исцеляющего.
Я знаком с людьми, которые знают Иисуса в сегодняшнее время как исцеляющего, и это расположение, когда Иисус протянул Свою руку и дал исцеление. Это исцеление не могли дать добрые люди, расположенные к ним люди – они не в состоянии были это им дать, но это дал Иисус. И Он сегодня дает благодать, Он дает не по заслугам нашим, не по нашим добрым делам. Мы, в общем-то, по своей природе не заслуживаем этой благосклонности и внимания Бога, но Бог так возлюбил нас. И не напрасно Он возлюбил, Он ожидает ответного действия с нашей стороны.
Я еще буду читать: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил. 2:5-7). И это добровольное служение Иисуса Христа. Это уже подвиг, что Он решился принять плоть человека, это уже жертва, что Он шагнул на эту презренную и пораженную грехом землю, и это уже расположение к нам, что Он так стал снисходителен и внимателен к нам, людям. Он понимает наш язык, общение, Он понимает наши нравы, нашу культуру. Он понимает – наши привычки, Он понимает, что мы – люди, и мы нуждаемся в исправлении, но по своей природе злы, своенравны, часто бываем даже друг ко другу не расположены. А Он желает, чтобы мы были похожи на Него.
1 Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? 2 Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Ис. 53:1-2
Дорогие братья и сестры, это голос Святого Духа к каждому в отдельности из нас. Можно много говорить о том, что сделал Иисус, и об этом есть очень много красивых и прекрасных изречений, и люди книги пишут, но я хотел бы другую сторону выделить: Бог ожидает ответной реакции от нас, или же Он желает преобразиться в нас самих. В нагорной проповеди Христос говорит: «Вы – свет мира». Господь также говорит: «Я свет миру». Он говорит: «Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Иоан. 14:23). Еще говорит: «Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоан. 15:5). Если мы во Христе и если Он в нас, то мы что-то способны производить и что-то способны совершать.
Я хотел бы еще подчеркнуть, что духовный человек – это не просто человек, имеющий дары Святого Духа. Я нисколько не хотел бы бросить тень на духовные дарования и сказать, что это мало значит или маловажно. Иначе не было бы этих славных и чудных действий Духа Святого, когда Господь открывал, когда Господь творил чудеса, когда Господь являл силу и славу Свою, не было бы триумфа Пятидесятницы. Но, обращаясь в Коринфянам, Апостол Павел говорит: «…вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 1:7). В Коринфе это все было, а ниже Апостол Павел говорит: «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе» (1 Кор. 3:1). По той причине, что у них были зависть, споры, разногласия, у них не хватало расположенности друг ко другу. Я только лишь одну составляющую беру из того, что составляет плод Духа Святого.
6 Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века. 7 Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи! Пс. 24:6-7
Обратите внимание, что говорит Апостол Павел в послании к Галатам, здесь сказано: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22-23). Апостол Павел говорит здесь, что составляет плод Духа Святого, и одна из этих составляющих есть благость. Человеком добрым, расположенным, человеком незлобливым быть не просто. Бывает даже, люди насторожены и придирчивы к своим родным и близким, а не только к злоумышленникам или к врагам. Быть человеком благим, милосердным – это не просто. Сказано: «Ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Иоан. 1:17). Это с неба наука, это способность от Святого Духа, этому невозможно научиться в высшем учебном заведении, но эту способность дает Сам Господь. Свыше приходит это, не от высшего образования, это приходит с небес, от Духа Святого, и эту способность дает Господь. Хочу добавить, что не в теологическом институте, не в колледже, не в семинарии можно научиться благости, но только лишь в общении со Святым Духом.
Обращая внимание на первых Апостолов, слушающие их книжники и фарисеи замечали, что они были с Иисусом. Они не просто вспоминали их личности, их фигуры, их контуры внешности, но они узнавали их по поступкам, но их манерам обращения и по их словам и делам, они видели, что эти люди поступали так, как учил Господь Иисус Христос. Дорогие братья и сестры, это очень не просто: поступать так, как Господь Иисус Христос учил. Для этого надо больше, чем знать – это надо практически осуществить. Как это сделать? Я знаю людей, которые считают себя верующими людьми, но у которых есть проблемы и нужда в том, чтобы, исполнившись Святым Духом, быть расположенным, быть человеком милосердным, человеком с сострадательной, жертвенной любовью. Это очень не просто, но это возможно, и Бог этого желает. Такие люди называются духовными людьми, потому что там, где распята плоть со страстями и похотями, там дано право действовать Святому Духу. Это не наше приобретение, не наше личное достижение – это действие Иисуса Христа в нас, это действие Его могущественного Духа Святого. И Господь желает в нас действовать и в нас отображаться.
Господь Иисус Христос учил и наглядно показывал примеры. Когда Он призывал учеников и когда к Нему другие люди пытались примкнуть, Он говорил: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8:20). «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21). Сказано, что Христос обнищал ради нас, дабы мы обогатились Его нищетою. Это не мелкие гроши, которые можно бросить нищему, а Он отдал и потерял все, что имел, ради того, чтобы нас возвратить в Небесное Царство, чтобы нам даровать жизнь, чтобы стать искупительной жертвой за нас, погибающих людей. Слава Богу! Это наглядный пример для нас.
Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей. 15 Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами. 2 Кор. 12:14-15
Все же бывает такое, когда нам кажется, что это возможно только отдельным людям, это возможно Апостолам, возможно отдельным личностям в настоящее время, но это не для меня. Я встречал таких людей, которые так рассуждают. Я хотел бы привести один пример – это призыв Господа Иисуса Христа, Господь говорит и не делает исключения никому, и обращаясь как раз к тому сословию, у которых много проблем, Иисус призывает: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28-30). Господь Иисус Христос это говорит ко всем, и Он говорит, что Его иго, оно действительно является игом, но оно благо; Его бремя – оно легко.
Я знаю многих людей, которые, свидетельствуя о своем обращении, говорят: «Я никогда не жалею, что оставил свою прежнюю жизнь и теперь стал Христианином». Я лично хочу сказать, что я никогда не жалею, что мое детство и юность прошли в христианской семье и в настоящее время я служу Господу Иисусу Христу. Я знаю, что это великое, очень великое счастье.
Хочу еще привести один такой наглядный пример того, что иго Иисуса благо. Это пример из простой жизни, которая понятна и доступна всем людям. Пример патриарха Иакова. Он бежал от гнева брата своего Исава. Он оказался в имении своего будущего тестя Лавана, и он впоследствии работает за свою будущую жену Рахиль. «И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее» (Быт. 29:20). Ему не было это в тягость. Хотя после, когда он уже оглядывался на эти прожитые годы, оказывается, это не были такие легкие и романтичные годы. Это были годы, полные сложностей, трудностей, множества приключений. И все же эти трудности, эти бессонные ночи, эта стужа, этот труд, когда он смотрел за скотом Лавана, ему было все это нипочем только лишь по той причине, что он любил Рахиль.
Если мы любим Иисуса, если мы повстречались с Его прощением; если мы знаем, что такое Его исцеление, если мы знаем, что такое Его милость, если мы знаем, что такое Его охрана, что такое Его подкрепление, то мы кое-что знаем. Мы невнимательные часто бываем, мы много чего не замечаем, но иногда мы говорим, что вот тогда и тогда меня Бог сохранил, спас от опасностей. Это Его расположение, это Его охрана, это Его благость. Но разве только тогда? Мы каждый день в Его руках, мы каждый день под Его защитой.
Если бы на одно мгновение Его охрана была отнята от нас, то мы, конечно, были бы поражены и сражены своим противником диаволом, который ходит, как рыкающий лев. Но Иисус говорит: «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей» (Иоан. 10:28). Мы имеем дело с благим Богом, мы имеем дело с Богом, любящим нас, с Богом, очень сильно расположенным к нам. С другой стороны, Бог желает, чтобы в нашей жизни был плод Духа Святого.
3 Я Сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих, а они не сознавали, что Я врачевал их. 4 Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им. Ос. 11:3-4
Заканчивая, мне хотелось бы прочитать обращение Апостола Павла: «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор. 13:13). Не будем слишком требовательными друг ко другу, не будем только лишь желающими внимания с Божией стороны, но будем стремиться оказывать сострадательную любовь, благость к окружающим нас людям, которые так нуждаются в добром слове, в добром расположении, в добром деле с нашей стороны. Может быть, нам кажется, этого они не заслуживают, но мы тоже ничего не заслуживаем с Божией стороны, но нас Он любит, к нам Он расположен, нам Он сострадает и продолжает с нами иметь дело. Этого от нас ожидает Господь Иисус Христос, чтобы мы также были похожи на Него. И тогда увидят в нас, соприкасаясь с нами и с нашим собранием, что здесь действует живой Бог. Увидят, что здесь люди, которые не только говорят, которые не только поют, но которые дело имеют с добротой, от Бога сходящей. Здесь люди, которые расположены к нам, таким недостойным и таким негодным.
Дорогие братья и сестры, в это последнее время церковь так нуждается в благости и расположении, церковь нуждается в таких жертвенных и открытых сердцах, Господь нуждается, чтобы мы открыли во имя Его и для Него свое сердце широко – широко, как сердце Бога открыто для нас. Имя Господа да будет благословенно и прославлено. Аминь.
Браг Коля (г. Минск, Беларусь)