О бдении

О бдении

Тема, предложенная читателю, не является новой, однако надо заметить, что для кого-то она окажется откровением, побуждающим к действию, для других утверждением в подвизании на духовном поприще, для третьих обличением, указывающим на недостаточную ревность в борьбе со своей плотью.

Бдение – это не ночная смена на производстве, когда человек занят физической работой, а днем ведет ночной образ жизни, то есть спит. Бдение – это не принудительный, но добровольный отказ от сна. Как пост отличается от голода тем, что, имея возможность принимать пищу, человек отказывается от нее, так бдение отличается от бессонницы тем, что, имея возможность спать, человек бодрствует. Некоторые не спят ввиду болезни, вынужденной работы или невозможности уснуть из-за внешних обстоятельств. Например, человек может провести бессонную ночь в поезде в окружении неверующей компании, в которой употребляют алкоголь и громко разговаривают. Но назвать это бдением в полном смысле этого слова мы не можем. Бодрствование – это бессонное состояние днем, а бдение – это то же состояние, но только в ночи. Призыв Христа к Своим ученикам бодрствовать и молиться не был ими услышан, они заснули. Иисус еще раз призывал их, а потом и в третий раз. В заключение Иисус Христос говорит: «Так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?» (Мф. 26:40). В бдении можно провести один час, а можно целую ночь.

Например, Израиль ежегодно проводил одну ночь в бдении в память исшествия сынов Израилевых из Египта. Эта ночь приходилась на Пасху. Библейская история говорит нам о тех далеких событиях следующее: «Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет. По прошествии четырехсот тридцати лет, в этот самый день вышло все ополчение Господне из земли Египетской ночью. Это – ночь бдения Господу за изведение их из земли Египетской; эта самая ночь – бдение Господу у всех сынов Израилевых в роды их» (Исх. 12:40-42).

Если исследовать Ветхий Завет в вопросе бдения, то мы заметим, что часто успех народа Божия рождался в ночном бдении. Ночь – очень благоприятное время суток для внезапного нападения и поражения противника. Ночь – это время для получения откровений. Многие праведники получали Божие благословение именно ночью. Давайте прочитаем об Авраме: «И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их. При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама; и вот, напал на него ужас и мрак великий… Когда зашло солнце, и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными. В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата…» (Быт. 15:11-12, 17-18).

Этот же праведник освободил своего племянника Лота ночью. Прочитаем: «И, разделившись, напал на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска. И возвратил все имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин и народ» (Быт 14:15-16).

Об Иакове написано: «И встал в ту ночь, и, взяв двух жен своих, и двух рабынь своих, и одиннадцать сынов своих, перешел через Иавок вброд. И, взяв их, перевел чрез поток, и перевел все, что у него было. И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его, и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня; ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там» (Быт. 32:22-29).

Народ Израильский путешествовал но пустыне не только днем, но и ночью, столп огненный освещал им путь: «Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью» (Исх. 13:21). Ночью манна сходила на стан, и кто хотел собрать ее, тот должен был бодрствовать и трудиться до появления зари. «И собирали его рано поутру, каждый сколько ему съесть; когда же обогревало солнце, оно таяло» (Исх. 16:21).

Иисус Навин, вождь Израиля, прекрасно знал стратегию боя. Внезапность – это одно из условий победы. Проводя время в бдении, а это значит, бодрствуя ночью, мы приобретаем возможность внезапного нападения на противника. В книге Иисуса Навина мы читаем: «И сказал Господь Иисусу: не бойся их, ибо Я предал их в руки твои: никто из них не устоит пред лицем твоим. И пришел на них Иисус внезапно, потому что всю ночь шел он из Галгала. Господь привел их в смятение при виде Израильтян, и они поразили их в Гаваоне сильным поражением, и преследовали их по дороге к возвышенности Вефорона, и поражали их до Азека и до Македа» (Иис. Н. 10:8-10). Как раз в этом сражении Иисус Навин сказал знаменитое слово: «Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!» (Иис. Н. 10:12).

Судья Гедеон ночью проник в стан Мадиамский с тремя сотнями воинов, разбудил стражей (они спали) и, разбив кувшины, начал трубить трубами, провозглашая: «Меч Господа и Гедеона!» Это была победа.

Можно оспаривать мнение автора этой статьи, но он считает, что ночная молитва имеет большее значение, чем дневная, при условии, если дневная молитва совершается постоянно. «Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь…» (1 Тим. 5:5). И еще написано: «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий пришед найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:7-8).

Как мы знаем, у Бога во всем есть последовательность, и только таким образом, путем постепенного возрастания, переходя из веры в веру, от силы в силу, от славы в славу, человек способен находиться в естественной духовной форме. Скачки или подпрыгивания вверх не дают должного результата. Например, проведенные три дня в посте могут отбить охоту поститься надолго. Почему? Да потому что человек не шел к такому подвигу постепенно, то есть не постясь один день регулярно или два дня, а внезапно, вдруг взвалил на себя такой груз, и это естественно, что плоть закапризничала и усилила свой голос, пугая человека и говоря, что надо быть благоразумным и рассудительным, что не стоит ущемлять себя постом и т.п. Да, благоразумие и рассудительность нужны, но не для того, чтобы вовсе не поститься или не пребывать в бдении. Успех ожидает того, кто постоянно прилежно молится днем, и таким образом способен для молитвы использовать ночные часы. В книге Деяний Апостолов мы читаем: «Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу… и, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились» (Деян. 12:5,12). С одной стороны, мы можем понять, что в одном доме не могла поместиться вся церковь, с другой же, весьма возможно, что не все могли пребыть в бдении. Хотя автор статьи «О бдении» придерживается первого предположения.

Главным мотивом в бдении является наличие нужды, которая бы побудила человека не спать, а молиться. Всюду, куда бы мы ни посмотрели: в Ветхий Завет или в Новый Завет – мы увидим, что с бдением была сопряжена опасность, порой смертельная. Никто не бодрствовал ночью от нечего делать, для развлечения или по тщеславию. Бдение не ради бдения. Пост не ради поста. Если человек не видит ясной цели перед собой, вряд ли он достигнет ее. Вряд ли он будет продолжать вести борьбу со своей плотью. Надо сказать, что, получая ответы на свои молитвы, возможно, не тотчас, человек обретает духовный навык ожидать исполнения обетований, он долготерпит. Но долготерпеть не означает сидеть, сложа руки, и не прилагать старания в Слове Божием, в посте, в молитве и в бдении. Это четыре рычага, посредством которых мы входим в мир духовной свободы, в мир, где радость и победа. Следует добавить еще один фактор, воздействующий на нашу душу и помогающий Богу (хотя мы понимаем: Бог не нуждается в помощи) возводить нас на победные высоты – это добродетель и милостыня.

Имея такой залог бдения, можно рассчитывать на Божию охрану. Бдящий страж хранит свою душу и души своих сограждан. Любителей поспать вряд ли поставят на стражу. В книге пророка Исаии написано: «…и закричал, как лев: господин мой! на страже стоял я весь день, и на месте моем оставался целые ночи» (Ис. 21:8). И еще Исаия говорит: «На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе! не умолкайте» (Ис. 62:6).

Вообще, для сна человека Бог определил ночное время суток. И если кто-то отказывается от сна ради духовных ценностей, то тем самым приближается к будущему веку, в котором ночи не будет, и, следовательно, спасенные не будут спать. Только надо помнить, что мы еще на земле и сон просто необходим для организма человека. Однако на высшем, духовном уровне возможен и такой период времени без сна, а равно и без пищи и воды, который провел Моисей на горе Хориве в присутствии Божием, но кто способен к сему?! Сам Спаситель спал и отдыхал, утрудившись от дневных трудов, но в особое ночное время Он молился. Царь Давид не однажды прославлял Бога ночью.

Кто-то считает, что ночь – это время суток, когда смолкают человеческие голоса, а вместе с ними свою деятельность снижают и нечистые духи, поэтому молиться следует ночью, так как молитва не встречает на своем пути больших преград. Но это понимание не библейское, и если кто-то ждет такого момента, что бесы лягут спать, то твердо можно заявить, что он не дождется. Бдение – не развлечение, не собрание энтузиастов, желающих выглядеть оригинально, выделяясь из общества Господнего. Такой энтузиазм и такая оригинальность влечет тяжелые последствия. На личном уровне каждый может провести одну ночь в чтении и размышлении над Словом Божиим, в молитве. В книге Деяний Апостолов написано: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи… взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел» (Деян. 20:7,11), а потом не лег спать. Но если двое или трое захотят бодрствовать ночью, то желательно, чтобы об этом знал служитель церкви, который может дать соответствующие наставления, а также для того, чтобы диаволу не было доступа к разуму бодрствующих. Христианин должен понимать, что когда появляется стремление к святости, тотчас приходит лукавый, чтобы помешать и разрушить это стремление. Уже не раз было замечено, что, совершая тот или иной подвиг, будь то молитвенный или другой, человек подвергается сильнейшей атаке сатаны, посредством духов обольстителей, превозносящих человека выше других. Предосудительной считается встреча брата с сестрой наедине по договоренности для молитвы в дневное время, и тем более, если они обусловились встретиться ночью, пусть и для самого благого, для молитвы.

Возможно, читая эту статью, у кого-то появится желание провести ночь в бдении, например, Апостол Павел часто был в бдении. Посоветуйтесь со служителем вашей церкви, прислушайтесь к его наставлениям и не пренебрегайте ими. Главное в бдении – не количество часов или ночей, но качество, которое появляется при серьезном подходе к делу Божиему и к своему телу. Помните: первое – бдение должно быть основано на искреннем желании приблизиться к Господу; второе – бдение не должно быть в тайне от служителя; третье – не злоупотребляйте бдением.

Если бдящие согласились поститься, то это их право. Однако запрета на принятие пищи во время бдения не существует. Да благословит Господь всех бодрствующих ради Христа.


Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments
0
Будем рады узнать ваше мнение.x