Не смотри на вино
На первый взгляд, статья «Не смотри на вино» может показаться никчемной, но это лишь на первый взгляд. Окруженные миром и многими церквами сторонники трезвости находятся под постоянным давлением и искушением проповедующих о вине как о средстве, дарованном Богом человеку как благословение. В Священном Писании можно найти множество мест, подтверждающих эту истину. Троекратное благословение (хлеб, вино и елей) обещано было Израилю в случае, если они будут исполнять закон Божий: хлеб, который укрепляет сердце, вино, которое веселит человека, елей, от которого блистает лицо. И обратная сторона: лишение вина – как проклятие в результате отступничества. Ветхий Завет указывает как на благотворное действие вина, так и на отрицательную его сторону. Вино – это средство, но для каких целей?
Главной причиной употребления вина являлось достижение радости, которой так не хватало в обыденной жизни Израильтян. Трудно было представить какой-нибудь Иудейский праздник без употребления вина. Бракосочетание также сопровождалось питьем вина – не как виноградного сока, но крепленого виноградного напитка, имеющего опьяняющее действие. Виноградная лоза создана Богом, как и прочие растения, и Господь не скрыл от человека секрет виноделия. Более того, Господь имел в виду виноделие, хотя и ограничил употребление рамками дозволенного. Например, священникам запрещалось употребление вина и крепких напитков, входя во святилище. Причиной тому являлось то, чтобы священники способны были отличать чистое от нечистого, святое от несвятого.
Первым человеком, употребившим вино, был Ной. Это был первый опыт, от которого оказались горькие последствия. Этот опыт был воспринят и продолжен последующими поколениями. И трудно найти место в Священном Писании, говорящее о благословении в результате употребления вина. Разве только однажды: царь Давид пригласил Урию Хеттеянина и на второй день напоил его, желая скрыть свой грех, но, несмотря на опьянение, Урия остался верным своему воинскому долгу, царю и Богу. Как Ной, так и Лот названы в Писании праведниками, но становится весьма неприятно от поступков дочерей Лотовых, напоивших своего отца и спавших с ним. И если в начале питья вина становится весело, то в продолжении – весьма горько. «И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль» (Пр. 14:13). Почему же доброе становится смертоносным?
Где же эта грань и мера, за которую так трудно не зайти? Но главный вопрос заключается все-таки не в том, сколько, а для чего? И вот тут надо искать ответа. Писание открывает еще одну причину употребления вина и сикеры (этим словом в Писании обозначаются крепкие напитки из фиников или ячменя) – горе может быть заглушено чрезмерным употреблением вина. Написано: «Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душою; пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании» (Пр. 31:6-7). Но это, понятно, ненадежный выход. Поутру, по пробуждении горе будет стоять у дверей дома, оно не исчезнет до тех пор, пока человек опять не напьется. Но это обман. Как страус, завидя опасность, прячет свою голову в песок, думая, что его никто не видит. Как ребенок закрывает свои глаза, думая, что спрячется, так скорбящий прячется в кружку с вином. Еще одна причина употребления вина и крепких напитков – это желание вызвать в себе чувство храбрости, смелости и агрессии, воинственности. Известны случаи, когда солдатам перед боем давали спиртное, чтобы они были яростными, с одной стороны, а с другой, чтобы чувство самосохранения было притуплено. Цена собственной жизни была бы заниженной, обесцененной, не говоря уже о цене жизни врагов. Есть такая поговорка: «Пьяному море по колено». Это значит, что пьяный человек способен на такие поступки, от которых трезвому человеку становится страшно и стыдно. Кстати, в нетрезвом состоянии притупляется чувство стыдливости. И если трезвость побуждает к покрытию наготы, то опьяненный разум не скрывает ее. Написано: «Радуйся и веселись, дочь Едома, обитательница земли Уц! И до тебя дойдет чаша; напьешься допьяна и обнажишься» (Плач. 4:21). И еще: «Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным, чтобы видеть срамоту его! Ты пресытился стыдом вместо славы; пей же и ты и показывай срамоту, – обратится и к тебе чаша десницы Господней и посрамление на славу твою» (Авв. 2:15- 16). «Не смотри на вино…» – сказал Соломон, он не сказал: «не пей». Какие горестные последствия, и это все оттого, что человек посмотрел на вино. В чем же дело? Глаз человека устроен Творцом так, что ищет всего красивого, яркого, привлекательного, вернее, разум человека. Глаз является лишь окном, через которое смотрит разум. На этом принципе построен рекламный бизнес. «Посмотри и попробуй», – вот девиз рекламы. И Соломон говорит о том, что человеку не следует смотреть на вино в чаше, как оно искрится, краснеет, ухаживается ровно. Такое наблюдение называется исследованием, рассматриванием, которое располагает душу к употреблению. Навязчивая реклама о вине, водке, сигаретах громко и ярко заявляет о плюсах того или иного продукта, скрывая огромные минусы за надписью мелким шрифтом: «Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью». Можно добавить, что угрожает жизни. К несчастью, мудрый Соломон не смог устоять перед искушением не пить вино. Наставляя других, он не наставил себя. Вот, что он сказал: «Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое и, между тем, как сердце мое руководилось мудростью, придержаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом в немногие дни жизни своей» (Еккл. 2:3). Можно быть уверенным, что результат такого опыта не заставит себя долго ждать.