Глава 7
НАУМ
Суровая любовь
Книгу Наума можно читать параллельно с книгой Ионы. Обе книги имеют отношение к Ниневии. Стена вокруг города была 10 миль в окружности и 30,5 м высотой. По верху этой массивной стены могли проехать 3 колесницы. Дворец Сеннахирима был назван дворцом, которому нет равных. Он занимал 46 акров и строился в течение шести лет. Ниневия была городом с удивительной архитектурой и статуями. Это был огромный город. Это был нечестивый город. Это был жестокий город, где была роскошь и богатство, это был надменный, языческий, прелюбодейный город. Это была столица Ассирийской империи.
Во время проповеди Ионы ниневитяне покаялись, что произошло примерно в 750 г. до Р.Х. Бог сказал Ионе: «Ты сожалеешь о растении над которым ты не трудился… которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого». И отвратил Бог от них гнев, и они покаялись во зле. Итак, город был оставлен еще на сто лет.
Но вся беда в том, как говорит Кэмпбэл Морган, что они «покаялись в своем покаянии». Выражаясь красочным языком апостола Петра, пёс возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи. В промежутке между проповедью Ионы и проповедью Наума, Ниневия превратилась в город, известный своей жестокостью, алчностью и лживостью. Они опускались все ниже и ниже. Это часто происходит с отступниками. Отвернувшись от Бога Истины, которую они познали, их дела становятся хуже, чем тогда, когда они не знали милости Божьей.
Ассирийские Армии завоевали Самарию в 722 г до Р.Х. В этой войне принимали участие 10 северных племен, северное царство Израиля. Народ был рассеян царем Салманассаром. История говорит, что 27 270 человек были уведены в плен.
Позднее, в 702 г. до Р.Х. Сеннахирим захватил Иудею, уничтожив 46 городов и селений, окружил Иерусалим и зло насмехался над народом и царем Езекией, и Бог защищал Израиль и Свой народ. Вы помните, как царю Езекии было вручено письмо с просьбой сдать город. И тогда Езекия пошел по совету Исайи в храм и положил это письмо перед Богом, умоляя о милости. И Бог сокрушил Ассирийские армии, и летопись говорит, что в одну ночь погибло 186 тыс. солдат. И побежденная армия высокомерной Ниневии отправилась в свою столицу на берегу Тигра, зализывать раны. Помните эти строки стихотворения из Воскресной школы: «Сирияне шли, как волки, их доспехи блестели золотом и пурпуром»? Ниневия была несказанно богата. Древние летописи свидетельствуют о том, что она обладала огромными сокровищами, ранее принадлежавшими побежденным нациям и уничтоженным городам. Саламанассар — царь Ниневии, хвастаясь своей храбростью, говорил о том, как он расправлялся с врагами: «Я перерезал им горло, как ягнятам». Итак, Ниневия, в полном смысле слова, стоит на телах поверженных. Об этой жестокости ходили легенды.
В 663 г. до Р.Х. Асур Ганнибал, в последствии царь Ниневии, поразил город Тевец на реке Нил. В 3 главе Наум говорит об этом. Он опустошил их гордые храмы и убил многих людей. Он полностью захватил богатство этого города, даже забрал два обелиска высотой 27,5 м, чтобы установить их в Ниневии.
Неудивительно, что Ниневия названа городом кровей: «Горе городу кровей. Он полон обмана и убийства». (3:1) Грехи Ниневии перечислены в 3 главе короткой книги Наума: жестокость, ложь, убийства, колдовство и страшное блудодеяние. Прочитав этот список, подумайте, являются ли эти грехи современными нам? За эти грехи Наум произносил суды Божьи на ассирян и в частности на Ниневию.
Божье терпение истощилось
Теперь обратите внимание, что Бог не посылает Наума проповедовать в Ниневию. Слишком поздно. День благодати для них закончился. Терпение Бога подошло к концу. Мы дважды читаем: «Вот, Я на тебя, говорит Господь Саваоф» (2:13), и еще «ВотЯ на тебя», — говорит Господь Саваоф (3:5). День благодати для Ниневии прошел! Дверь милости закрылась! И Бог говоритчерез Наума: «Приготовлю тебе могилу, потому что ты будешь в презрении». (1:14) «Пожраны будут совершенно, как сухая солома» (1:10), «Нет врачевства для раны твоей, болезненна язва твоя. Все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать о тебе». Узнав о падении Ниневии, народ в Иерусалиме сказал: «Вот на горах стопы благовестника, возвещающего мир, празднуй, Иудея!» (1:15)
Наум проповедовал между уничтожением города Тевец в 663 г. до Р.Х. и падением Ниневии в 612 г. до Р.Х. Его имя означает «покой и примирение». Когда начинаешь читать эту короткую книгу, полную обличения, его суды, которые он произносит от лица Божия на развращенное общество, вы задаете себе вопрос: «Какой покой может быть в этом обличении общества, стоящего на пороге гибели?» А покой в том,
что Бог истинный источник справедливости в нашем мире. Прекрасно, если мы знаем об этом.
В библии написано, что Бог говорит Сам за Себя: «Мне возмездие, Я воздам». Есть утешение в том, что зло не может быть и не бывает безнаказанным. Во 2-м стихе 1-й главы три раза упоминается слово «месть». Это духовный мир, в котором должны быть уплачены все долги.
Каким бы бессмысленным был бы мир, если бы не было этой справедливости, по которой добро получало бы воздаяние, а зло, в конечном счете, было бы наказано. Если это не так, то жизнь ничего не стоит. Если одержимые могут противиться Богу, и оставаться безнаказанными, то это безумный мир. Вся жизнь учит нас: «Что человек посеет, то и пожнет». И это является темой пророчества Наума.
Утешение Бога
Уверенность в том, что Бог управляет вселенной, утешает. Бог, Который воздаст за доброе и накажет зло. Меня очень радует это. Если бы я этого не знал, то согласился бы с философом Шопенгауэром, сторонником пессимизма, который говорит: «Нет ничего, для чего стоило бы жить. Единственный выход — самоубийство». Есть утешение в знании того, что все в руках Божиих, и что справедливость восторжествует. А также утешение в том, что Бог справедливости это Бог милосердия. «Благ Господь, убежище в день скорби, знает надеющихся на него». (1: 7) Есть две основные темы, которые касаются Бога и библии. Подумайте о благости Бога. Подумайте о Его суровости. В послании к Римлянам 11:22 Павел сопоставляет эти два качества. Наум также сопоставляет их в своем кратком пророчестве. Во 2-м стихе 1-й главы он говорит, что Бог не пощадит противников Своих. А в 7-м стихе он говорит, что Бог благ, Он убежище в день скорби.
И вот Божья благость и справедливость, Божья любовь и святость — это то, что ни с чем не может сравниться. Бог есть любовь, не смотря ни на что. Бог есть святость — не смотря ни на что. Нельзя верить в любовь Бога, не признавая Его справедливости. Мера Божьей любви может сравниться только с мерой Божьего гнева.
Я приведу пример. Все матери любят своих детей. Но нельзя любить дитя, не имея ненависти к болезни, которая может его погубить. Вы не можете любить ребенка, не имея ненависти к тому, что растлевает его и может погубить. Вы не можете любить гармонию, не имея ненависти к беспорядку. Нельзя любить знание, и не иметь ненависти к незнанию. Нельзя любить мир и не иметь ненависти к войне. Нельзя любить здоровье и не иметь ненависти к болезни.
Прежде всего, Бог — это Бог Святой. Бог — Бог любви. Бог — это Бог абсолютно справедливый и в то же время Бог милующий. Вам никогда не понять библейское учение о рае и аде, или что такое грех, если вы не усвоите две вещи, характеризующие Бога: Он совершенно Свят, и Он — совершенная любовь, и все это неоспоримо.
Суровость Бога
Нельзя верить в то, что существуют небеса, не веря в существование преисподней. Нельзя верить в спасение, не веря в то, отчего нужно это спасение. Как много людей забыли о значении спасения, потому что они верят, что существует то, от чего надо спастись. Если вы убеждены, что это самый лучший мир, и что человек не является грешником, что не существует преступников, а лишь жертвы, тогда вам никогда не понять святости Бога. Тогда вам никогда не понять Его справедливости. Тогда вам никогда не понять Библии. Вам не понять креста Христова. Вам не понять учения Иисуса о небесах и о преисподней, о грехе и о спасении. Ничто из того, что делает Бог, не противоречит Его святости. Не противоречит Его любви и милости. Это значит, что хотя Он долготерпелив и многомилостив, Наум со всей властью говорит о том, что Он не оставляет без наказания. Наум говорит, что Он медлен на гнев. Это Божья любовь. Это Божье долготерпение. Это Божья милость. Поэтому Он послал Иону в Ниневию, чтобы проповедовать в этом городе и потом удержал Свой суд на 150 лет. Поэтому Он медлен на гнев. Но знаем, в конечном итоге, когда Его милость отвергнута, Он не пощадит нечестивых.
Апостол Петр говорит: «Ибо долготерпелив Бог, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию». Это милость Божья. Но далее он продолжает: «День Господень придет как тать ночью, тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, обрушатся, земля и все дела на ней сгорят».
Бог — Бог любви. Но Бог и Бог справедливости. В книге Наума 1:2 (там, где слово «мститель» повторяется три раза в 1 стихе), кажется, что это прямая противоположность тому, что записано у Михея 7:18. Этот стих был положен в основу прекрасного гимна «Кто может прощать как Ты? Чья благодать так обильна и свободна?» В книге Михея 7:18 говорится о милосердии, прощении и благодати Божьей. Затем мы читаем в книге Наума 1:2 о том же Самом Боге, Иегове, Боге-Ревнителе и мстителе. «Господь есть Бог — ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим, и не пощадит противников Своих».
Так, все-таки, кто же наш Бог — Бог прощения или Бог справедливого воздаяния? И то и другое верно. Совершенно верно. Теперь немногим нравятся проповедники, проповеди, церковь, да и просто разговоры о праведном гневе Божием. Многие говорят: «Проповедуйте что-нибудь другое, например, о милости Бога, о Его благости». И мы проповедуем о благодати нашего Господа Иисуса Христа. «Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою». Благодать Божья может покрыть все наши грехи. И в дополнении к этой истине — Бог всякий день строго взыскивающий. (Пс. 7:11)
Молодежь, запомните это. И тогда, вам будет, что сказать упрекающим. Вам никогда не понять Библии и смысла общения Бога с человеком, и то, почему Сын Божий, оставив Свой престол и славу миров, пришел к нам, чтобы родиться в хлеву и быть положенным в ясли в Вифлееме, быть искушенным как мы, а потом понести тяжкие муки на кресте. Вам никогда не понять, почему Христос принял человеческую плоть. Вам не понять, какая была необходимость Богу, в лице Своего Сына заплатить за вину всех грешников на Голгофском кресте. Вам никогда этого не понять. Вам никогда не понять, почему Бог «назначил день, в который будет судить вселенную посредством предопределенного Мужа». Вам никогда не уразуметь суда. Вам никогда не уразуметь небес и преисподней. Вам не уразуметь красоты креста Христова, пути спасения. Вам не понять пагубности греха и славы искупления, до тех пор, пока вы не поймете, что Бог — это совершенная любовь и совершенная справедливость.
Две основы
Вот два краеугольных камня библейского учения. Бог слишком сильно любит нас, чтобы оставить нас погибать в грехах, не послав к нам Своего Сына. А если мы сознательно закрываем уши и ожесточаем сердца, отвращаем свое лицо от Его милости, и отказываемся слушать, то Бог справедливости не станет нас оправдывать.
Книга Ионы воспевает милости Божьи. Книга Наума возвещает о праведном гневе Господнем. Ниневии была предложена Божья милость, но она покаялась в своем покаянии. Как вымытая свинья идет валяться в грязи, так для Ниневии кончился день благодати. И тогда пришел суд божий.
Бог — это Бог любви. Как Он любит нас с вами! Но Бог — это Бог справедливости. Он не может поощрять грех. Поэтому в духовном мире существует ад. Я верю в бесконечные Небеса. Я верю в бездонный ад. Я верю в Библейского Бога, который есть совершенная любовь и святость.
Что же мы видим сегодня, когда время благодати подходит к концу? Читая книгу Наума, мы узнаем о страшном последствии отступничества. Ниневия покаялась, Ниневия слышала о милостях Божиих. Ей дарована благодать, но она отступила. Но она отступила от Божьей благодати и милости. Как страшно познать, услышать, испытать, а затем отвергнуть.
Может среди вас сегодня есть отступник? Ваше сердце было мягким, когда вы читали Библию и молились и радовались о Господе. Может быть, кто-то уверовал через ваше свидетельство. Но сегодня все по-другому.
Слушайте пророчество Наума!
Божье слово пребывает вовек
В этой книге есть и другой смысл. Он в том, что Слово Божье вовек пребывает на небесах, и что Его слово верно и истинно. Ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Через Наума Бог сказал, что великая Ниневия будет разрушена. И это совершилось. Она была разрушена до основания, и история потеряла точное место ее расположения. Лишь в 1841 году археологам удалось обнаружить бывшее место расположения великого, древнего города, который имел такое значение в мире.
Бог сказал: «Я сокрушу тебя». И Он сделал это. На этом месте вела сражение армия Наполеона. Он совершенно не предполагал, что он находится там, где находился великий, древний город Ниневия. Она была забыта. Она была уничтожена. Ее сравняли с землей. Лишь в 1841 году ее обнаружили археологи. Слово Бога истинно. Он исполняет то, что говорит. И это касается не только пророчеств, которые были исполнены в 62 г.до Р.Х. о разрушении Ниневии. Но это так же справедливо относительно пророчеств о будущем. Все, о чем говорится в книге Откровения, будет исполнено, так как исполнилось пророчество Наума о Ниневии.
Слово Бога истинно. Его слово не расходится с делом. На Его слово можно положиться. Но вы можете положиться на Него не только в исполнении пророчества о восхищении церкви и грядущем суде, но вы можете довериться Божьим обетованиям о спасении, и в том, что Он удержит вас от падения, и представит вас непорочными в радости перед Его лицом.
Вы можете положиться на Его слово, которое говорит, что Он никогда не оставит и не покинет вас. Вы можете положиться на Его слово, которое говорит: «Будешь ли переходить через реки, Я с тобой… пойдешь ли через огонь, и пламя не опалит тебя». Вы можете положиться на слово Божье, что Его благодати довольно для вас. Вы можете положиться на слово Божье! «Наум» значит утешение. В этом есть утешение для вас!
Г.Г. Барбер